Арт-дизайн — это искусство!
Впервые данный термин появился в Италии в восьмидесятые годы двадцатого века. Его появление было связано с образованием двух дизайнерских групп, носящих названия «Алхимия» и «Мемфис». Участниками первой были Мендини и Гуэррьеро, а второй Соттсасс, которые бросили вызов существующему на тот момент дизайну функционального характера. В современном мире это бы назвали патентом на креативную идею. Произведения искусства, которые все чаще и чаще создавали указанные дизайнеры (а занимались они в самом начале своего творческого развития дизайном интерьеров и созданием дизайна мебели), стали отличаться от распространенных на тот момент прагматичных продуктов дизайнерской работы.
Новый стиль стал выделяться из того, что было раньше, следующими чертами:
-
Оригинальные сочетания цветов и света
-
Создание объектов в разных стилистических направлениях
-
Смешение стилей при разработке одного продукта
-
Использование в работе экзотических направлений, которые ранее вообще не применялись в дизайне
-
Работа с необычными образами
-
Использование в работе необычных материалов
-
Качественное создание композиции в целом
-
Применение ручной работы в большей степени при создании новых объектов
Исходя из вышесказанного можно подумать, что арт-дизайн может прийти по вкусу очень небольшому кругу лиц, в который входя эстеты и рафинированные представители светского общества. Но это совсем не так. Люди приняли этот новый подход к созданию дизайна и полюбили его. Практически всем показались привлекательными объекты созданные человеческими руками, сочетающие в себе тонкие интонации и сильные чувства. Люди, сталкиваясь с работами дизайнеров, применявших в своей деятельности такое направление, имели дело с искусством как таковым, а значит испытывали неподдельные эмоции. А людям это нравится.
Арт-дизайн
АРТ-ДИЗАЙН.
Арт-дизайн («дизайн-искусство»
По существу, это – декоративные композиции
на тему вольно интерпретированных образов
изделий тех или иных групп, видов и типов,
часто переплетающихся с образами, заимствованными
из других видов искусств. Иногда эти композиции
по-настоящему оригинальны, выразительны,
красивы, но чаще они просто преследуют
цели эпатажа зрителей, ниспровержения
общезначимых ценностей и критериев красоты
компонентов предметного мира ради самоутверждения
художников, стремящихся к любой новизне
любыми средствами.
Практически все материалы, применяемые
для создания вещей в других видах дизайна,
в разных сочетаниях используются и в
объектах арт-дизайна, но прежде всего
в декоративных целях. Это – металлы, древесина,
стекло, керамика, пластмассы, резина,
краски, ткани, трикотаж, кожа, мех, самоцветы,
камень и т. д.
Арт-дизайн целенаправленно отошел от
критериев, определяющих сущность промышленного
дизайна и стайлинга, пополнив собой разные
направления авангардизма в пространственных
и пластических искусствах или концептуально
особые разновидности выставочного декоративного
искусства. Творцы произведений арт-дизайна
нередко считают себя художниками особого
мира преобразованных их выдумкой вещей,
но не дизайнерами, ориентированными на
промышленное внедрение практически полезных
и одновременно красивых изделий самого
разного назначения, необходимых людям
в их многообразной жизнедеятельности.
В связи с этим закономерно встают вопросы.
Причем здесь дизайн? Почему за этим видом
декоративного предметного творчества
закрепилось название арт-дизайн? Почему
его включают в систему видов дизайна?
Какова его роль в мире материально-художественной
культуры, в том числе – дизайна?
Причины этого, по-видимому, заключаются
в следующем. Арт-дизайн (приходится его
так называть за неимением более точного
термина, соответствующего сути явления)
имеет дело с вещами, или их художественно
трансформированными образами, являющимися
также объектами и промышленного дизайна
или стайлинга (только технически простыми).
Слово «дизайн» давно стало модным, престижным,
оставив позади «декоративно-прикладное
искусство». Многозначность английского
слова design позволяет в английском языке
распространять его значение и на слова:
творческий замысел, проект, эскиз, рисунок,
узор, композиция, искусство композиции,
и даже произведение искусства.
Социально культурные истоки арт-дизайна,
обусловившие выделение этого вида предметного
художественного творчества в качестве
особого направления, отличающегося от
архитектонических искусств, можно обнаружить
и в чисто декоративных изделиях-предметах,
создававшихся искусными мастерами-ремесленниками
в доиндустриальную эпоху, и в отдельных
художественно изящных или экстравагантно-роскошных,
оригинально-декоративных уникальных
произведениях стилевых направлений периода
арт деко (20 – 30-е гг. ХХ в.) и, наконец, в
проявлении принципиального эстетизма
творческой личности у многих профессиональных
художников прикладного искусства в нашей
стране во второй половине 60-х гг. ХХ в.
Сознательный уход этих прикладников,
еще недавно с энтузиазмом работавших
на массовое производство под лозунгом
«Искусство – в быт!» (так назывались большие
выставки декоративно-прикладного искусства
конца 50-х – начала 60-х годов) от будней
созидания эстетически значимых полезных
вещей, предназначенных для их тиражирования
промышленностью, к празднику свободного,
творчески привлекательного и престижного
выполнения уникальных произведений декоративного
искусства, рассчитанных чаще всего на
любование ими, вызвал общественный резонанс,
отразившийся в конце 60-х гг. в бурной дискуссии
искусствоведов на страницах журнала
«Декоративное искусство СССР».
В.Л. Глазычев в статье «Красота и польза
декоративного искусства» [6] обращается
к проблеме выявления социальной функции
декоративного искусства, поскольку неопределенность
представления об этой сфере работы художника
вносит путаницу как в художественную
критику произведений такой области творчества,
так и в саму художественную практику.
«Одни смешивают декоративное искусство
с чистым искусством, другие – с дизайном,
третьи отстаивают идею отдельности, а
специфичность утверждают все…». «Любой
из вопросов относительно декоративного
искусства приобретает действительный
смысл только после того, как все они сверстываются
в один, принципиальный – что является,
что может быть функциональной задачей
декоративного искусства в конкретно
взятом обществе» [6, с. 4].
В процитированном высказывании В. Л. Глазычева
ясно обозначена
* Автором подразумевается здесь не чисто
декоративное, а декоративно-прикладное
искусство.
социально-культурная роль не только декоративного
искусства, но и арт- дизайна, которого
в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого
века еще не было в нашей стране, но социальную
функцию которого, интуитивно верно- угаданную
и принятую на вооружение отечественными
художниками-прикладниками («свободными
художниками» – членами Союза художников
СССР), уже тогда начало выполнять декоративное
искусство. А это означало движение к расслоению
художественной культуры (в сфере предметного
творчества) на «элитарную» и «массовую»,
т.е. «высокую» культуру для немногих избранных
и стандартизованную, нередко примитивную
и низкопробную культуру для всех остальных,
тиражируемую «индустрией массовой культуры».
Б.А. Смирнов, архитектор по образованию,
преподававший в послевоенные годы в ЛВХПУ
им. В.И. Мухиной прикладное искусство
и связавший свою творческую деятельность
с созданием декоративных изделий из стекла
(прославившийся своими чисто декоративными
композициями из цветного художественного
стекла горячей лепки, в том числе такими,
как «Пара чая» и «Праздничный стол»),
в своей статье «Кризис? Чего?» [7] оправдывает
уход талантливых художников- прикладников
в сферу свободного творчества в декоративном
искусстве.
«Трудные условия работы художника в промышленности,
техническая отсталость производства,
забота лишь о выполнении плана за счет
упрощения технологии не стимулируют
новаторства в создании новой промышленной
вещи. В магазинах продаются товары преимущественно
низкого художественного качества. Образцы
художников слишком часто остаются на
полках заводских музеев и в хранилищах
Художественного фонда. Вот почему у художников
убит интерес к работе над бытовыми вещами
– теми, что должны практически служить
человеку ежедневно, всегда» [7, с. 28].
Б.А. Смирнов мог бы к этому добавить то,
что сам прекрасно знал, как преуспевавший
художник декоративного искусства – член
Союза художников СССР.
В Союзе художников СССР, его Художественном
фонде, в отличие от промышленных предприятий,
НИИ и КБ, была установлена хорошая система
заказов выставочных произведений, их
оценки, оплаты и поощрения. Работа художника
в этом плане зависила только от решения
художественных советов, что создавало
куда более привлекательные условия для
«свободных» авторов, имеющих к тому же
полную возможность самим распоряжаться
своим творческим временем, в отличие
от штатных художников промышленных предприятий.
Вот почему не только профессиональные
художники прикладного искусства, но и
многие дизайнеры, вкусив трудного хлеба
«пленных» дизайнеров, работавших в разных
отраслевых НИИ и КБ, или НПО, и даже в системе
ВНИИТЭ за весьма скромную зарплату, стремились
стать «свободными художниками», переходя
в комбинаты Художественного фонда Союза
художников СССР. При этом немалое количество
дизайнеров переквалифицировалось в художников
декоративно-прикладного или чисто декоративного,
а то и каких-либо видов изобразительного
искусства.
В постсоветской России, как ожидалось,
должны были создаться самые благоприятные
условия для работы дизайнеров по контрактам
(договорам) с предприятиями-заказчиками
или частными лицами уже в качестве «свободных
дизайнеров» (по аналогии с частнопрактикующими
дизайнерами в развитых странах мира).
Но абсолютно непродуманный волюнтаристский
переход к рыночной экономике в наше стране,
обвальная приватизация ради скорейшего
создания класса собственников, привели
к разрушению многих отраслей отечественной
промышленности, закрытию множества НПО,
НИИ, КБ, что в результате лишило массу
профессиональных дизайнеров заказов
в сфере промышленного дизайна.
Из всего разнообразия областей применения
методов дизайна в современной России
остались и гипертрофированно развились
в основном области дизайна рекламы и
дизайна интерьеров (жилых и общественных
зданий), в какой-то мере и дизайна одежды.
Эти социально-экономические факторы
косвенно обусловили появление и распространение
в стране арт-дизайна, ориентированного
у нас не столько на узкий слой состоятельной
и при этом культурной элиты (основные
заказчики дизайна интерьеров загородных
вилл и больших городских квартир далеко
не всегда высококультурны), сколько на
привлечение внимания к проявлению артистического
индивидуализма и художественного самовыражения
его творцов на периодически организуемых
художественных и дизайнерских выставках.
Увы, в условиях сегодняшней России как
с социально-культурных, так и социально-экономических
позиций, строго говоря, нет почвы для
развития и востребованности арт-дизайна.
В этом отличие отечественного арт-дизайна
от арт-дизайна многих стран Запада, где
наиболее талантливые дизайнеры уже несколько
десятилетий успешно работают в этой области
художественного творчества, а их новаторские
поиски и находки, нацеленные на преодоление
издержек как функционального, так и коммерческого
дизайна (стайлинга), используются некоторыми
фирмами, внедряющими разработки «артистических
дизайнеров» в целях не столько коммерческих,
сколько рекламных, позволяющих выделиться
среди конкурентов.
Ярким примером социально-культурно значимого
арт-дизайна, за
которым стояли серьезные авторские концепции
переосмысления роли дизайна в материально-художественной
культуре человечества, могут служить
экспериментальные работы в этой области
предметного художественного творчества,
выполнявшиеся многогранным художником
и дизайнером Италии Этторе Соттсассом
в 70 – 80-е годы ХХ в. В 60 – 70-е гг. его имя
было связано с фирмой Оливетти, для которой
он наряду с М. Беллини и М. Ниццоли разрабатывал
тогда блестящие образцы дизайна портативных
пишущих машинок, настольных электронно-счетных
машин, конторской мебели и оборудования
офисов.
В середине 60-х гг. ХХ в. Э.Соттсасс, М. Беллини
и Д.Ч. Коломбо занимали неоспоримо лидирующее
положение в национальном и отчасти мировом
дизайне. Каждая вещь, созданная кем-либо
из них, вызывала и восхищение, и горячие
споры в кругах дизайнеров, критиков-искусствоведов.
Высокая проектная культура была залогом
успешного сбыта продукции, сделанной
по их проектам [8].
Но Э.Соттсасс не удовлетворялся достигнутым.
В те же годы, анализируя авангардную живопись
и скульптуру, он находил в них идеи, воплощавшиеся
за тем в его проектах «поэтической мебели»,
которую он создавал для фирмы Poltronova. Его
«странная» керамика рождалась под влиянием
восточных философий, постижению которых
он отдавал немало времени. В 1969 – 70 гг.
появилась новинка упомянутой фирмы –
«серая мебель» (название – символ печали
по уходящей молодости).
Однако называвшаяся так мебель изготавливалась
не только серой, но и белой, и черной, и
охристой. В ней заметно было влияние его
собственной керамики, ацтекской скульптуры
и даже радиоприемников 30-х годов (так
называемого стиля «небоскреб»). Материалом
мебели является окрашенный в массе стеклопластик,
а технологией – вакуумное формование.
Эти разработки Э.Соттсасса, обладая оригинальностью,
ни в коем случае не отрывали красоту вещей
от их пользы и не являлись чисто выставочными
декоративными экспонатами.
В созданной вместе с единомышленниками
в 1976 г. студии «Алхимия» Э.Соттсасс работал
над созданием гобеленов, мебели, посуды,
других вещей, желая в результате экспериментов
сформировать направление «артистического»
дизайна в противовес стандартной нейтральности
обычного промышленного дизайна.
Здесь, однако, следует сделать отступление.
Э.Соттсасс, как и все другие арт-дизайнеры,
объектами своих экспериментов, поисков
выбирали, как правило, простые вещи, традиционные
для доиндустриального предметного художественного
творчества, для прикладного искусства,
но не такие изделия, которые были порождены
научно-техническим прогрессом. На этом,
весьма ограниченном немногими видами
бытовых вещей, поле творческих поисков
арт-дизайн оказался близким по своей
художественной природе декоративному
искусству. Все многообразие технически
сложных бытовых изделий хозяйственного
и культурно-досугового назначения остается
за пределами творческих экспериментов
арт-дизайнеров, также как и все виды транспорта,
машин, приборов, инструментов производственного
и общественного назначения.
Поэтому-то (при всем уважении к плодотворным
поискам и талантливым экспериментам
выдающихся творцов арт-дизайна*, к художественному
переосмыслению объектов, попавших в поле
арт-дизайна) понятийно и терминологически
неточно причислять к дизайн-деятельности
это качественно особое направление творчества,
в котором, превалируют ценности «артистического
индивидуализма».
В 1979 г. Э.Соттсасс в Милане вместе Дж. Понти,
И. Гарделлой, М. Беллини, Г. Ауленти, Б.
Мунари организует выставку под названием
«Что такое дизайн?». Ее концепцией являлся
вопрос о месте дизайна в ряду других профессий,
чья функция – формирование материально-художественной
культуры. В 1980 г. Э.Соттсасс участвовал
в разделе выставки в г. Линц (Австрия)
«Форум дизайна», носившем название «Что
же такое современный дизайн?». Ответом
было противопоставление концепций Соттсасса
и его единомышленников догмам функционалистского
дизайна.
Эти концепции, отражавшие идеи «эмоционального»,
«экспериментально-
Вещи Соттсасса и его друзей – странные,
ироничные, разукрашенные – выражали
одновременно ностальгию по прошлому,
настоящее и надежду на будущее. Расцвет
этой студии был недолгим, но он показал
пути выхода из устоявшихся и застоявшихся
схем. «Стремление опоэтизировать рабочие
и бытовые процессы можно считать главным
в творчестве Э.Соттсасса. Он стремился
прикоснуться к границам неуловимого,
вырваться за пределы
* Имеются в виду немногие, действительно
талантливые «артистические дизайнеры»,
а не масса всяких посредственностей,
самоуверенно выступающих под флагом
«арт-дизайна».
повседневности, в каком бы качестве в
каждой своей работе он ни выступал: функционалиста,
модерниста или сторонника «ретро» [8,
с. 29].
По-своему работал в арт-дизайне другой
известный итальянский художник, архитектор
и дизайнер мебели Гаэтано Пеше. В конце
60-х – начале 80-х годов ХХ в. он увлекался
созданием надувной мебели из новых материалов
(для фирмы C&B Italia), в формообразовании
которой проявлялось стремление к биоподобным
формам.
В такой мебели серии «Up» кресло из полиуретана
имело стилизованные черты женского тела
(модель «Up 5»), другое кресло «Up 7» напоминало
человеческую ступню огромных размеров,
кресло «Up 2» — отложной воротничок и т.п.
Многое создавалось этим художником специально
для выставок, рекламных компаний, где
использовались его оригинальные находки.
В 1969 г. для «Центра Цезаре Кассино» он
придумал облицовку стен одного из помещений,
выполненную из тиражированных горельефных
плиток, представляющих собой часть лица:
нос и губы.
Примером арт-дизайна, носящего театрально-декорационный
характер, является модель уникального
по образу и композиции трехместного дивана,
которому автор дал название «Закат солнца
над Нью-Йорком» (1980г.).На одну раму здесь
был поставлен блок из трех мягких подушек-сидений,
двух разновысоких подушек-подлокотников
и двух подушек-спинок (по краям дивана),
обтянутых специальной светлой тканью
с рисунком, изображающим ряды окон в небоскребах.
Центральная большая стеганая подушка
полукруглой формы красного цвета символизировала
заходящее за дома солнце.
И если на этом образно-декоративном диване,
составленном из трех кресел, можно было
сидеть, как и на упомянутых выше креслах
из полиуретана серии «Up», а так же на двух
креслах серии «Fetri», сделанных из толстого
шерстяного фетра (в нижней части кресел
пропитанного для устойчивости и прочности
резиной), то полихромная раскрашенная
скульптура на тему кресла со спинкой,
представляющей собой спереди обобщенный
рельеф лица человека, опорами-боковинами
с откровенно подчеркнутыми следами лепки,
но без сиденья, явно демонстрирует только
свою художественно-образную значимость
вместе с антиутилитарностью [9].
Фонд современного искусства Картье в
Париже специальную выставку, открытую
в октябре 1998 г., посвятил одному из самых
изобретательных и неповторимых художников,
создающих одежду и арт-композиции на
тему одежды, японскому новатору в этой
области творчества Иссэй Миякэ [10]. Развивая
концепцию японских кимоно, которые так
обертывают тело человека, что большая
часть ткани остается свободно висящей,
И. Миякэ исповедует новый подход к одежде,
в котором воображение художника сочетается
с комфортом и использованием как традиционных,
так и новых материалов, вместе с выявлением
возможностей новейших технологий.
Гладкокрашеные ткани могут встречаться
в его произведениях с откровенно изобразительными
сюжетами (реалистического или сюрреалистического
толка), естественные материалы с синтетическими,
а сами образцы одежды быть как вещами,
предназначенными для использования по
назначению, так и декоративно-выставочными
образцами арт-дизайна. Примером последнего
является ярко-красное пластмассовое
бюстье, задуманное, как элемент верхней
одежды, но при этом выше талии представляющее
собой пластически стилизованный торс
с чашечками, откровенно подчеркивающими
женскую грудь [10].
Собственное поле арт-дизайна создал французский
мастер-мебельщик (краснодеревщик), художник
и музыкант Мишель Обри. Его произведения,
как правило, уникальные, тщательно продуманные,
искусно мастерски выполненные, могут
быть предназначены или только для эстетического
восприятия в интерьерах, или также и для
практического использования (в последних
красота и польза органичны). Он увлекался
изделиями мебели, плоскими и пространственными
конструкциями, а также предметами с музыкальным
звучанием (сочетание формы, цвета и звука).
В концепции предметного творчества М.
Обри явно прослеживается синтез разных
проявлений художественной культуры и
стремление по-своему переосмыслить отношения
вещи – пространства – человека [11].
Разумеется, краткое рассмотрение творчества
нескольких выдающихся «артистических
дизайнеров» Запада не позволяет составить
целостного представления о многообразии
проявлений художественного самовыражения
в этой области созидания материально-художественной
культуры, представляющей собой по существу
диффузный переход от архитектонических
искусств к сугубо декоративным искусствам,
граничащим с областью «чистых» искусств
( монофункциональных).
Опыт арт-дизайна заслуживает специального
критического изучения для выявления
его роли в поисках путей расширения культурного
значения других видов дизайна, как разных
слоев предметного художественного творчества.
Самый общий анализ проблемы, содержащийся
в данной статье, позволяет сделать предварительный
вывод о том, что эта роль заключается
в противодействии процессам унификации
и стандартизации способов удовлетворения
человеческих потребностей и тем более
запросов, вкусов, взглядов, идеалов, насаждаемых
массовым производством и массовым потреблением
(точнее, психологией консьюмеризма) с
помощью средств массовой информации.
Такие процессы противоречат принципу
плюрализма – необходимому условию поддержания
«избыточности» культуры как результата
и источника ее развития.
Артдизайн | Colors.life
Арт-дизайн — одна из изящных линий развития современного дизайна. Основным качеством, которым будут обладать дизайнерские решения этого направления – это сильная художественная составляющая, основанная на принципах чистого (высокого) искусства.
Термин арт-дизайн возник в 80-е годы 20 века в Италии, с появлением там двух дизайнерских групп — «Алхимия» (А.Мендини, А.Гуэррьеро) и «Мемфис» (Э.Соттсасс), которые бросили вызов ортодоксальному миру функционального дизайна. Сегодня, про них бы сказали, что они запатентовали отличную креативную идею. Художественные находки, в разработках этих дизайнеров, а изначально они занимались дизайном мебели и интерьеров, стали преобладать над поднадоевшей прагматикой общеупотребимых дизайн-продуктов.
Отличительными чертами нового направления стали:
неожиданные комбинации цвета и света;
использование разностилья;
смешение стилей в одном объекте;
применение экзотических стилей, ранее в дизайне не применявшихся;
использование нестандартных образов;
использование нестандартных материалов;
высокое качество композиции;
художественная деталировка формы, качества поверхности, общего колорита;
преобладание принципа hand made (сделано вручную) при создании объекта дизайна; — одна из изящных линий развития современного дизайна. Основным качеством, которым будут обладать дизайнерские решения этого направления – это сильная художественная составляющая, основанная на принципах чистого (высокого) искусства.
Термин арт-дизайн возник в 80-е годы 20 века в Италии, с появлением там двух дизайнерских групп — «Алхимия» (А.Мендини, А.Гуэррьеро) и «Мемфис» (Э.Соттсасс), которые бросили вызов ортодоксальному миру функционального дизайна. Сегодня, про них бы сказали, что они запатентовали отличную креативную идею. Художественные находки, в разработках этих дизайнеров, а изначально они занимались дизайном мебели и интерьеров, стали преобладать над поднадоевшей прагматикой общеупотребимых дизайн-продуктов.
Отличительными чертами нового направления стали:
неожиданные комбинации цвета и света;
использование разностилья;
смешение стилей в одном объекте;
применение экзотических стилей, ранее в дизайне не применявшихся;
использование нестандартных образов;
использование нестандартных материалов;
высокое качество композиции;
художественная деталировка формы, качества поверхности, общего колорита;
преобладание принципа hand made (сделано вручную) при создании объекта дизайна;
Реклама
дизайн — это… Что такое арт-дизайн?
арт-дизайн — арт диза/йн, арт диза/йна … Слитно. Раздельно. Через дефис.
арт-дизайн — арт диз айн, а … Русский орфографический словарь
Дизайн — (от англ, design проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), термин, обозначающий разновидность художественно проектной деятельности, охватывающей создание промышленных изделий и рациональное формирование целостной… … Художественная энциклопедия
Дизайн-бюро Артёма Горбунова — Год основания … Википедия
Дизайн-завод «Флакон» — Дизайн завод «Флакон» (Flacon Design Factory) Тип Частная компания Год основания 2009 Основатели Николай Матушевский Расположение … Википедия
Арт-директор — Арт директор художественный руководитель и воплотитель проекта. Общее название для целого ряда аналогичных должностей в различных областях деятельности, таких как: реклама, издательский бизнес, кино, дизайн, телевидение, Интернет, видеоигры … Википедия
Арт — Отель Радищев — (Санкт Петербург,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Радище … Каталог отелей
Дизайн-менеджмент — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Дизайн менеджмент это такой инструмент бизнеса, ориентированный на рынок и конечного потребителя,… … Википедия
Дизайн — Зарисовка разгонного двигателя парового локомотива. Дизайнер решает задачу унификации научных и инженерных результатов (см. промышленный дизайн) Дизайн (англ. … Википедия
Горбунов, Артём Сергеевич — Артём Сергеевич Горбунов … Википедия
Нейл Арт — Дизайн ногтей, украшение ногтей различными способами: разноцветными лаками, картинками, блестками, стразами … Словарь косметических терминов
Что такое «арт-дизайнер» и как такому жить на свое творчество?
Здравствуйте, Яна!Большое спасибо за возможность написать Вам и получить обратную связь от Вас и читателей.
Письмо получилось длинным, поэтому я разбила его на две части. Вся суть во второй.
Не знаю, с чего начать, поэтому начну с основной идеи: меня все игнорируют.
Я художник-иллюстратор. Правда, мне больше нравится «арт-дизайнер», но в России нет такой профессии. Работаю по специальности шестой год. Так получилось, что ни во время обучения, ни долгое время после у меня не было возможности пойти в офис на всю неделю. Поэтому, получив диплом, я сразу сконцентрировалась на фрилансе. С тех пор в основном так и работаю удаленно. Поначалу, пока у меня не было в портфолио ничего, кроме ученических рисунков, я бралась за любую работу, за любые деньги. Таким образом я планировала наработать востребованный портфель, изучить рынок и разобраться в особенностях деловых отношений. А потом, с ростом навыков, находить больше клиентов, поднять ценник и действовать более избирательно. Но я застряла на этом этапе на 4 года. За это время я прошла путь от прекрасных иллюзий до отчаяния не один раз. Я строила планы и стратегии, осуществляла их, как могла, терпела неудачу, уходила в офис, куда возьмут. А потом с новыми планами, стратегиями и опытом возвращалась к коммерческому рисованию. Я освоила иллюстрацию, цифровую графику, тайм-менеджмент, деловой этикет и даже немного дизайн. Но мне все равно удавалось получать только мелкие, в основном разовые заказы. И на постоянную работу меня не брали.
В 2016 году у меня появился первый серьезный постоянный клиент. Компания, с которой мы сотрудничали больше года. Это было лучшее время в моей жизни. Я работала много и с удовольствием. Сделала за это время для них почти сотню проектов и мне за это достойно платили. Я, наконец, поверила в свои силы, освоила новую интересную сферу деятельности и смогла собрать однородное портфолио в этой области. Параллельно я искала другие заказы, участвовала в конкурсах, вела личный блог, пыталась найти единомышленников.
Тут бы и написать, что с тех пор у меня все хорошо, жизнь наладилась, и я просто пришла похвастаться. Но нет.
В прошлом году клиент неожиданно исчез. То есть, во время нашей последней встречи мы планировали предстоящую работу, они обещали позвонить через неделю и пропали. Я звонила и писала сама, но меня игнорировали. Так как долгов у нас не осталось, я расстроилась, конечно, но не стала драматизировать. К этому времени у меня появился приличный опыт в узкой сфере деятельности и портфолио хороших работ. Я стала рассылать резюме во все компании, которые занимаются тем же, уверенная, что из ста пяти компаний уж кто-нибудь наверняка мной заинтересуется. Мне ответили пятнадцать компаний. Работу предложила одна… и точно также исчезла на самом интересном месте.
Тут уже я стала драматизировать, так как параллельные усилия в поиске сотрудничества давали точно такие же результаты. Тогда я проконсультировалась с несколькими экспертами и составила резюме так, что мне самой хотелось взять себя на работу. Оплатила аккаунт на бирже фриланса и всю возможную там рекламу. Писала о себе в Ваших рубриках (и в рабочей, и в дружеской), в тематических группах ВК. Сделала сайт и большое портфолио на Behance.
Но мое резюме по-прежнему игнорировалось в 70% случаев (это достоверная информация, я считала). В 20% я получала отказ. Остальные 10% предлагали работать за миску супа (если я справлюсь с тестовым заданием, разумеется). Со знакомствами по интересам тоже не сложилось. Такая ситуация длилась несколько месяцев. С каждым новым заходом я снижала планку требований. Но меня не брали даже продавцом в художественный магазин. В какой-то момент мне-таки удалось устроиться в офис по специальности. Но через 2,5 месяца я уволилась. Я долго не могла решиться на это, мол, и так неудачник, да еще привередничаю. Но за два дня до моего ухода сократили всех новичков. Так что мне в любом случае пришлось бы уйти…
…На данный момент ситуация такова, что у меня почти нет ни клиентов, ни работы. Все меня игнорируют, и я не понимаю, почему… Что-то не так со мной? Или с моими работами?
Я не обольщаюсь на счет своего мастерства и таланта. Понимаю, что бывает и лучше. Я понимаю так же, что круг моих творческих интересов не суперпопулярен, конкуренция в профессии огромная, кризис и вообще. Но и цена вопроса не сто тысяч в месяц. Я была бы рада уже и тому, чтобы регулярно зарабатывать прожиточный минимум по Москве. Еще я регулярно мониторю рейтинги фрилансеров на ресурсах, чтобы понять, какое направление своей работы я могу продать и как. И когда я вижу, как человек получает заказы на иллюстрации и имеет множество благодарственных отзывов, рисуя, как пятиклассник в Paint, мне хочется плакать и материться. Потому что мне не предлагают рисовать иллюстрации. Мне предлагают рисовать реалистичный портрет за 500р. И комикс в стиле Марвел за 300. В такие моменты я начинаю сильно сомневаться в собственной адекватности. Может, я просто псих, который размазывает обед по стенам и думает, что он Пикассо? Может, в каракулях пятиклассника действительно есть красота и мудрость, а я просто не понимаю?
А может, я сама по себе настолько ужасна, что со мной никто общаться не может? Я знаю свои слабые стороны: мне трудно долго быть в обществе, 2 месяца в режиме опенспейс были для меня тяжким испытанием. Может, люди как-то это чувствуют? Но для удаленного сотрудничества не нужно постоянно быть с людьми. Еще я довольно замкнута и не люблю пустых разговоров. Общаюсь с клиентами (да и с коллегами) вежливо, но довольно отстраненно. Может, дело в этом? Или в том, что я пессимист и невротик? Сейчас модно общаться в режиме «жизнь прекрасна и удивительна» и излучать радость или хотя бы милоту. Я честно пыталась вести блог в таком духе, но все мои мысли, фото и рисунки все равно отдают тоской или иронией. А может, шутки у меня дурацкие? А может, я просто человек-говно?!
Я устала и запуталась. Единственное, что я точно могу сказать, что я не брошу свою работу, даже если окажется, что эта лошадь давно сдохла. Для меня очень важна возможность заниматься любимым делом. И я готова меняться, но не знаю, куда мне двигаться. Что я еще могу сделать, чтобы дело шло хоть немного веселее. И что вообще происходит? Поэтому я прошу помощи и совета у Вас и читателей журнала.
Спасибо!
Мои работы, о которых я столько говорю: https://www.janna-k.com
***
Здравствуйте!
Не думаю, что эта лошадь сдохла. Вариант заниматься какой-то профессией можно считать сдохшим, когда к этому полностью пропал интерес, и радость от этого занятия. А пока вам нравится этим заниматься, вы можете искать новые пути, как это где-то продать.
Я вначале увидела слово «арт-дизайнер» и задумалась, что это такое. Потом посмотрела в конце портфолио, и поняла, о чем речь. Вы делаете дизайны для вышивок и гобеленов. Если вам такое нравится, я бы на вашем месте немедленно бросилась выкладывать подобные работы в те места, где ими торгуют, и дальше пополнять ими там портфели — делать большие и маленькие, в разных ценовых категориях. На самом деле это замечательнывй бизнес, когда можно торговать файлами, не нужно ничего производить, рассылать.
Только делать это надо хорошо и с душой. Посмотрите на этси, как продают выкройки для вышивания и прочего. (Например поищите embroidery pattern.) Там всегда есть хорошее фото готовой вышивки или фрагмента, видно, что есть хороший и подробный ПДФ документ, где перечислено, какие цвета ниток нужно купить, инструкции, как вышивать.
Когда я помогала знакомым девочкам покупать вышивальную машину, мы обнаружили целый рынок, на котором любители торгуют самодельными картинками (программами?) для таких машинных вышивок. Это — тоже похожий жанр. И там я тоже увидела, что у некоторых это — целый бизнес, у них там свой магазин, много разных образцов, больших и маленьких. Там бездонное море для фантазии, что еще можно сделать. Некоторые придумывают и делают свои шрифты, тематические картинки ко всем праздникам, отдельно детское, или для интерьеров в определенных стилях. У многих там — как на стоках, портфели по несколько сотен или тысяч картинок. И видно, что они это пополняют давно, и на это живут. Для вышивания и гобеленов тоже можно делать образцы с таким размахом. Я уверена, что помимо этси есть еще и специальные места и сообщества, где этим торгуют. И думаю, что их нетрудно нагуглить.
Параллельно к этому можно раскручивать это свое дело м разных других направлениях. Например — я видела, что многие такие собственные картинки сами же вышивают. Делают видео с процесса, показывают и объясняют, как это делать. Развивают тематический канал. Параллельно ведут блог или группу в соцсетях, где показывают новые работы и процесс, как сделать. Если делать хорошие фото с инструкциями, это будут смотреть многие, кто пробует сам такое делать. А когда накопится достаточно много материала, можно собрать их в книгу и издать. (Предложить издательству.) Полно издательств, которые ежегодно тоннами издают книги на такие темы.
В общем — если вам так нравится сидеть дома и работать самостоятельно, можно попробовать развиваться в этом направлении. Обычно, если вкладывать в этой много любви и времени (т.е. сразу подойти к этому со всей серьезностью, и начать активно развивать этот бизнес везде), то это вполне моет превратиться в бизнес.
И мне кажется, что никто вас не игнорирует. То, что вы описываете — это норма и даже лучше нормы. Что вам ответили на резюме 30% — это на 10% больше, чем обычно бывает. 🙂 И вы четыре года все же находили себе работу, достаточно, чтобы жить. Это очень хорошо. С такими вещами трудно найти в отдельной фирме работу на полный день, это — очень узкая специальность. На самом деле мало очень больших компаний, которые занимаются только этим. И те обычно покупают работы у многочисленных разных фрилансеров. А вот сделать свое и во многих разных местах распродавать — получится.
Когда у кого-то такой специальный товар, надо делать себе имя, как автору, может быть выбрать какое-то свое направление и развивать узнаваемый стиль, и продвигать это таким образом. Посмотрите на тех, кто поднимает такой бизнес, изучите их сайт, блог, как они инструкции готовят, как картинки показывают. Посмотрите, как они подают себя на пинтересте, публикуются в тематических блогах, влезают в журналы, где делают статьи о таких авторах, показывают фото себя, своего рабочего места, немножко рассказывают о себе. Хотя это — немного другое (там выкройки для шитья) — посмотрите на этот сайт:
Shop
Я много раз его тут рекламировала, потому что это — хороший образец того, как продают и продвигают подобный товар.
А такие иллюстрации, как у вас в портфолио, можно делать и выкладывать на стоки. Но вам надо выбрать что-то одно. То, что больше нравится. И бросаться на это. Со всей серьезностью развивать два таких направления не получится, т.к. то и другое требует больших вложений, чтобы оно в обозримые сроки взлетело.
Удачи вам! И напишите нам, когда оно взлетит? Нам интересно, чем оно кончилось! 🙂
ПРАВИЛА:
— Если вы хотите, чтобы ваше письмо опубликовали и обсудили здесь в рубрике «Вопрос-ответ», напишите мне на [email protected] письмо с заголовком «Вопрос-ответ».
— Если вы НЕ хотите, чтобы ваше письмо было опубликовано, НЕ пишите в заголовке «Вопрос-ответ»!
— Письма с заголовком «Вопрос-ответ» содержащие в теле письма фразу «это не для публикации» выбрасываются в помойку независимо от содержания!
— Если вы написали письмо в эту рубрику, оно будет опубликовано! Если вы не уверены в ваших намерениях — не пишите мне! Походите, подумайте, прежде чем писать!
— Я очень серьезно отношусь к своим читателям и их письмам. Пожалуйста, относитесь так же уважительно к моему труду и времени!
Каждый час, который я тут сижу и пишу, ходит неглаженной кисонька!
Кстати! По мотивам публикаций в этой рубрике возникли гадальные карты!
Вы уже можете погадать себе на них, и скачать бесплатно всю книжку к ним!
Подробности и все ссылки — тут:
http://miumau.livejournal.com/2438946.html
Смотрите также:
Магазин Белолапик
Все новости в Телеграме
Недетские картинки в Телеграме
Уютный чат в Телеграме
Мой Youtube
Проспонсируйте вкусняшку брошенным кисонькам: http://paypal.me/mammamiu
Разработка дизайн-проекта в арт-стиле — Energy
Разработка дизайн-проекта в арт-стиле
Арт-дизайн – это направление в разработке дизайна интерьера с преобладанием художественной составляющей, которая опирается на высокое искусство.
Рождение термина «арт-дизайн» берет свое начало во второй половине двадцатого столетия. Страна родоначальник – Италия. Взоры творческих и креативных людей были привлечены в направлении экспрессивного и дерзкого стиля «арт».
Стилевые особенности дизайн-проекта в стиле «арт»:
- контрастные сочетания цвета и света;
- комбинирование разных стилей;
- экзотические акценты, которые ранее не применялись при оформлении интерьеров;
- нестандартные «кричащие» формы и образы;
- необычные материалы для отделки;
- преобладание художественной деталировки с акцентом на хенд-мейд.
Важно! Арт-дизайн — изящная линия современного дизайна, несмотря на то, что ее реализация требует использования абсурдных, на первый взгляд, предметов домашнего и уличного обихода. Например, шин от машин, из которых делаются оригинальные лампы или светильники для интерьера.
Виды арт-дизайна в интерьере помещений
Дизайн-проект помещения в арт-стиле может быть реализован в двух направлениях:
- Поп–арт. Стиль популярного искусства. Очень любит использование в интерьере объемных картин и орнаментов, состоящих из оптического обмана. Приемлет в интерьере разработку мини-инсталяций в виде подиумов и сцен, неожиданных возвышенностей и переходов. Приветствует обилие зеркал или светильников необычной формы, из огромнейшего количества предметов. Такой стиль несет в себе откровенную провокацию в цвете стен, потолка и пола. Все они могут быть выкрашены в разные контрастные цвета.
- Арт-деко. Ответвление первоначального Арт, которое появилось во Франции. Этот стиль соединил в себе модерн, геометрический уклон и экспрессию. Четкие и выразительные формы, пользующиеся спросом у многих профессионалов в области дизайна. Изначально это направление использовалось в рисовании иллюстраций, но со временем вылилось в создание стиля касающегося разработки мебели и оформления помещения.
Обратите внимание! В этом «дизайн-искусстве» главная роль отводится первому впечатлению от художественного акцента. Дизайнер не просто создает дизайн-проект, он проектирует ваши эмоции с помощью демонстрации своих или ваших воплощенных фантазий в интерьере.
Материалы для разработки дизайн-проекта в арт-стиле
Оригинальные, иногда шокирующие, композиции присущие стилю эпатируют публику, неся в своем выражении обязательный смысл, который демонстрируется необычным образом с применением любых средств.
Материалы, которые будут использоваться при реализации дизайн-проекта в направлении арт:
- керамика;
- натуральный и декоративный камень;
- ткани;
- мех;
- кожа;
- самоцветы;
- металл;
- дерево;
- стекло;
- пластмасса;
- резина;
- краски.
Важно! Не один стиль не способен настолько вас удивить, как сделает это арт-стиль. Каким он будет арт-деко или поп-арт, конечно, решать вам и вашим близким людям, которые захотят заказать проектной компании именно такие интерьеры квартир, офисов или магазинов.
Дизайн-проект в арт-стиле от Energy-Systems
Команду Energy-Systems не испугать смелыми решениями в разработке дизайн-проектов в стиле поп-арт или арт-деко. Если вы та самая творческая личность, которая собралась с духом и решила «выстрелить» своим предпочтением – позвоните нам по телефону, который указан в шапке сайта.
Внизу страницы есть онлайн-калькулятор, который поможет сделать предварительный расчет стоимости услуг при разработке вашего дизайн-проекта.
Поделитесь ссылкой
Дата публикации: 01.11.2017
Арт-дизайн | Дизайн
Арт-дизайн («дизайн-искусство») — вид дизайна с явным приоритетом эстетического начала, направленный на организацию художественного впечатления, получаемого от воспринимаемого объекта. Это «проектирование эмоций», цели которого сближаются с задачами декоративного или даже изобразительного искусства, удаляясь от задач предметного художественного творчества. Чаще всего объекты арт-дизайна – это демонстрационно-выставочные экспонаты, но представляющие собой не произведения изобразительного или декоративного искусства, а декоративные образы знакомых по визуальным признакам вещей: одежды, головных уборов, посуды, мебели, светильников и т. д., преобразованных фантазией художника.
В своем большинстве они мало рассчитаны на практическое использование, поскольку их утилитарные функции завуалированы, отстранены или вообще сняты авторами
По существу, это – декоративные композиции на тему вольно интерпретированных образов изделий тех или иных групп, видов и типов, часто переплетающихся с образами, заимствованными из других видов искусств. Иногда эти композиции по-настоящему оригинальны, выразительны, красивы, но чаще они просто преследуют цели эпатажа зрителей, ниспровержения общезначимых ценностей и критериев красоты компонентов предметного мира ради самоутверждения художников, стремящихся к любой новизне любыми средствами.
Практически все материалы, применяемые для создания вещей в других видах дизайна, в разных сочетаниях используются и в объектах арт-дизайна, но прежде всего в декоративных целях. Это – металлы, древесина, стекло, керамика, пластмассы, резина, краски, ткани, трикотаж, кожа, мех, самоцветы, камень и т. д.
Арт-дизайн целенаправленно отошел от критериев, определяющих сущность промышленного дизайна и стайлинга, пополнив собой разные направления авангардизма в пространственных и пластических искусствах или концептуально особые разновидности выставочного декоративного искусства. Творцы произведений арт-дизайна нередко считают себя художниками особого мира преобразованных их выдумкой вещей, но не дизайнерами, ориентированными на промышленное внедрение практически полезных и одновременно красивых изделий самого разного назначения, необходимых людям в их многообразной жизнедеятельности.
В связи с этим закономерно встают вопросы. Причем здесь дизайн? Почему за этим видом декоративного предметного творчества закрепилось название арт-дизайн? Почему его включают в систему видов дизайна? Какова его роль в мире материально-художественной культуры, в том числе – дизайна?
Причины этого, по-видимому, заключаются в следующем. Арт-дизайн (приходится его так называть за неимением более точного термина, соответствующего сути явления) имеет дело с вещами, или их художественно трансформированными образами, являющимися также объектами и промышленного дизайна или стайлинга (только технически простыми). Слово «дизайн» давно стало модным, престижным, оставив позади «декоративно-прикладное искусство». Многозначность английского слова design позволяет в английском языке распространять его значение и на слова: творческий замысел, проект, эскиз, рисунок, узор, композиция, искусство композиции, и даже произведение искусства.
Социально культурные истоки арт-дизайна, обусловившие выделение этого вида предметного художественного творчества в качестве особого направления, отличающегося от архитектонических искусств, можно обнаружить и в чисто декоративных изделиях-предметах, создававшихся искусными мастерами-ремесленниками в доиндустриальную эпоху, и в отдельных художественно изящных или экстравагантно-роскошных, оригинально-декоративных уникальных произведениях стилевых направлений периода арт деко (20 – 30-е гг. ХХ в.) и, наконец, в проявлении принципиального эстетизма творческой личности у многих профессиональных художников прикладного искусства в нашей стране во второй половине 60-х гг. ХХ в. Сознательный уход этих прикладников, еще недавно с энтузиазмом работавших на массовое производство под лозунгом «Искусство – в быт!» (так назывались большие выставки декоративно-прикладного искусства конца 50-х – начала 60-х годов) от будней созидания эстетически значимых полезных вещей, предназначенных для их тиражирования промышленностью, к празднику свободного, творчески привлекательного и престижного выполнения уникальных произведений декоративного искусства, рассчитанных чаще всего на любование ими, вызвал общественный резонанс, отразившийся в конце 60-х гг. в бурной дискуссии искусствоведов на страницах журнала «Декоративное искусство СССР».