Стиль Арт Деко в одежде | История и особенности
Стиль Арт Деко – это модное направление, в основе которого лежит одноименное течение в искусстве. Стиль обладает настоящим воплощением женственности, шарма, роскоши и некой простоты исполнения. Это стиль 20-х годов со своими четкими правилами и границами допустимости. Одежду арт деко в современной моде невозможно отнести к повседневной. Такие наряды, в своем роде, уникальны, с индивидуальной дизайнерской задумкой и больше подходят для особых случаев и значимых мероприятий.
История стиля Арт Деко в одежде
Истоки модного направления переносят нас в Париж 1925 года, на выставку современных декоративных и промышленных искусств – Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes, откуда Arts Décoratifs позже сократилось до Art Déco. Если рассмотреть время, в котором зародилось направление арт деко в моде, следует вспомнить историю тех времен. Так, Первая Мировая война подошла к концу и тем самым положило началу новой эпохи. Царившая нестабильность в социальных кругах и экономической сфере наносила разлад в обществе. И выставка 1925 года стала первой весточкой в налаживании мира в привычной мирной жизни. Таким образом, Франция решила продемонстрировать, что даже война не помешала стране оставаться главной законодательницей моды и стиля.
Послевоенное время стало настоящей компенсацией для большинства жителей Европы после 4 лет лишений и потерь во время войны. Где послевоенный стиль Арт Деко в одежде приобретает все больше вычурности, яркости и помпезности. Роскошный вид стиля пришелся по душе многим модницам и он был быстро подхвачен не только Францией, но всей послевоенной Европой.
Первые модели направления арт-деко сочетали в себе смешанные элементы различных стилевых течений и мотивов. Сюда входили восточные элементы, модерн, русский конструктивизм, кубизм и абстракционизм. Все эти течения создавали одежду в стиле Арт Деко в ярком и довольно необычном исполнении. А необычные узоры, геометрические принты и цветовые сочетания делали наряды претензионными.
Одежда Арт Деко особенно выделялись в балетные «Русские сезоны». Так творческая деятельность знаменитого театрального деятеля Сергея Дягилева стала настоящим источником вдохновения для поклонников стиля Арт Деко. На протяжении 20 лет с 1909 по 1929 года русские балетные сезоны покорили целый мир необыкновенными костюмами актеров и яркими декорациями. Все это дало мощный толчок в становлении и развитии модного направления арт деко.
Арт Деко – характерный стиль в одежде
Смелый образ в данном стилевом направлении собрал в себя, практически, несочетаемые элементы. Тут присутствуют эпатажность и в то же время сдержанность, элегантная утонченность и яркая чрезмерность. Давайте рассмотрим, какими основными чертами обладает стиль Арт Деко в одежде.
После пережитой войны, Европу охватило такое явление как эмансипация. Женщины ставили себя наравне с мужчинами и старались ни в чем им не уступать. Это нашло отражение и в одежде. Так наряды перестали подчеркивать женскую фигуру, а красивыми считались худощавые девушки, что смахивали на юношей. Для модного направления 20-х годов характерны мягкие извилистые или прямые линии пошива одежды без акцента на талии.
Но все же, прекрасная половина человечества стремилась выглядеть как женщина. Чтобы как-то продемонстрировать свое тело, наряды изготовлялись с вырезами, разрезами. Платья в стиле Арт Деко выполнялись с открытыми плечами и открытой спиной. В нарядах присутствовал декор в виде изящных соблазнительных кружев, а ткань для пошива выбиралась либо полупрозрачный шифон и шелк, либо нежный бархат.
Стиль Арт Деко в одежде ярко выразился в дизайне платьев. Собственно только и созданием платьев характеризуется данное стилевое направление. Длина юбки могла быть любой. В моде были как длинные изделия до пола, так и сексуальные наряды до колен. Особый акцент делается на спине. Она может быть как полностью оголена, так и декорирована кружевами, бисером или бахромой.
Большинство платьев изготовляются без рукавов очень простого прямого кроя, что напоминает собой прямоугольник. Вся сложность исполнения заключается в их декорировании:
- к простым моделям из недорогой ткани добавлялись искусственные цветы, простые кружева, несложная драпировка;
- дорогие наряды в стиле Арт Деко расшивались камнями, бисером и пайетками вручную;
- самым распространенным рисункам служили абстрактные узоры или геометрические фигуры;
- также распространен был принт, который невозможно встретить в обычной жизни – образ павлинов, драконов, лебедей;
- нередка была отделка из натурального меха, перьев и бахромы.
Образ в стиле Арт Деко выглядит неполным без дополнительных аксессуаров. Самыми яркими аксессуарами выступают:
- головные уборы – шляпки, береты, ободки, ленты, сеточка-вуаль и перья;
- в качестве украшений использовались нити жемчуга, броские ожерелья, объемные серьги и браслеты;
- неотъемлемой частью стиля арт-деко являются перчатки;
- в качестве обуви выбор отдается простым и удобным лодочкам;
- дополнить образ можно небольшой сумочкой или клатчем.
Для стиля арт-деко совсем не свойственны брюки. Хотя некоторые модницы того времени все же включали их в свой образ. Для этого они выбирали модели прямых немного расклешенных брюк и сочетали их с блузками. А вот пальто в стиле Арт Деко вполне значимый элемент. Чаще всего он был выполнен в очень индивидуальном дизайне и обязательно с длиной выше колен на размер ладошки.
Всеобщее признание стиля Арт Деко
Первый дизайнер, который занялся выпуском одежды в стиле арт-деко считается Поль Пуаре. Он не остался в стороне всеобщего помешательства знаменитыми балетными постановками «Русских сезонов». В истории высокой моды модельер Поль оставил весомый след. В 20-е годы французский кутюрье создавал наряды, что вобрали в себя точные геометрические линии, которые сочетали в себе довольно простой силуэт пошива, но со сложной драпировкой. Столь яркое и индивидуальное исполнение нарядов было признано высокой модой и дало начало новому стилевому направлению.
Позже инициативу подхватили такие дома мод как: модный дом Шанель, Арманд, Мартиаль и Агнесс создавали свои творения.Столь популярный стиль в одежде в 20-х годах, платья в стиле арт-деко остаются актуальными и сейчас. Современное видение моды не остается без внимания к столь изящному исполнения вечерних туалетов. В коллекциях Alberta Ferretti ни раз были замечены элементы Арт Деко. К такому изысканному исполнению прибегал и знаменитый американский модельер и Ralph Lauren.
Именно стремление к празднику и произвело такое стилевое направление как Арт Деко. Ведь стиль вобрал в себя всю театральность исполнения и некую вычурность. Платья в стиле Арт Деко – это настоящее произведение искусства. Данное стилевое направление практически не претерпело изменений с тех времен. Изменения коснулись только тканей для пошива.
В современные дни большими поклонниками стиля арт-деко славятся исполнительницы Кристина Агилера, Шер, актрисы Николь Кидман, Эмма Стоун и модель Хайди Клум. Собственно, именно с красной дорожки платья Арт Деко снова вернулись в моду. Данному стилевому направлению посвящаются песни, снимаются киноленты и сериалы. Самыми яркими кино-работами стали экранизация фильма Великий Гэтсби и снятый сериал Аббатство Даунтон. Среди российских звезд особую любовь к данному направлению питает актриса и режисер Рената Литвинова. Образы в стиле Арт Деко у нее получается особенно прекрасно.
Выбрав себе яркий образ для вечеринки в стиле Арт Деко, я отправляюсь на поиски очередных модных новинок, ведь мне по-прежнему ✭ Нечего Надеть ✭
Mia Pas
www.nothingtowear.com.ua
Арт деко стиль в интерьере
Стиль арт деко в интерьере
Арт деко – стиль в искусстве, который появился в результате смешения множества других стилей: ампира, индийской экзотики, африканских мотивов, египетского искусства.
Содержание статьи:
Интерьер в стиле арт деко: квинтэссенция роскоши и стиля
Стиль арт деко в интерьере популярен среди настоящих ценителей красоты и эстетов. Он вобрал в себя течения множества культур и видов дизайна, став единым самобытным стилем. Арт деко в дизайне интерьера в основном предназначен для тех, кто не мыслит своей жизни без роскоши. Обычно это представители элитного класса, имеющие утонченный вкус, умеющие ценить изысканные предметы и восхищать ими других.
Стиль арт деко с марокканскими мотивами
Это стиль творческих богемных персон и голливудских див, художников и актеров.
Возникновение и история стиля
Зарождение арт деко произошло между мировыми войнами в начале прошлого века, а активное распространение в интерьере он получил вскоре после окончания Первой мировой войны. Стиль сменил популярный в то время «модерн», в некотором роде став его продолжением, и оставался среди главенствующих видов дизайна до окончания Второй мировой войны.
Арт деко — уникальный стиль, вдохновляющий дизайнеров целое столетие
Арт деко совместил в себе классицизм и модерн, привнеся в них особенности египетской и средиземноморской культуры, приправив принтами и узорами африканских племен.
Арт деко — стиль, сочетающий в себе классичность, асимметричность и прямолинейность
Это произошло благодаря широкому распространению туризма и развитию моде на межконтинентальные путешествия.
Арт деко – один из самых сложных и эклектичных стилей
Характерные черты, используемые элементы и аксессуары
Современный дизайн квартиры в этом стиле являет собой объединение отдельных компонентов разной тематики и материалов в одну общую, цельную направленность.
Кожаный диван в стиле арт декоБархатные кресла в стиле арт деко
Трендовые предметы из стекла, натурального меха, дорогого стекла и настоящей кожи, играя каждый свою ноту, сливаются воедино в одну роскошную элегантную мелодию, предназначенную как для любителей классики, так и для буржуазии.
Арт деко выделяется среди всех стилей интерьера, так как он буквально наполнен роскошью и шиком
Изысканность аксессуаров – «изюминка» арт деко, и каждый из них имеет свои особенности.
Стены
Особенности дизайна квартиры в этом случае предполагают симметричные стены, создающие равновесие в комнате.
Стиль арт деко характеризуют как самый изысканный, помпезный, по праву элитный стиль
Проще всего добиться такого эффекта при помощи обоев. Эклектичная сторона арт деко позволяет активно экспериментировать, делая стены фактурными, с грубой текстурой, к примеру, из бетона, или декорировать их дорогими шелковыми обоями с геометрическими мотивами, закрашенными позолотой. Возможен вариант окраски стен зигзагообразными полосками или обшивка их декоративными панелями.
Арт-деко сочетает в себе причудливые формы арт-нуво и строгость неоклассицизма
Обои для дизайна смогут позволить себе далеко не все – цена их высока. Но обойные полотна из стекляруса, со стриженными флоками или бельгийскими флизами, с пропечатанной чеканной фактурой, из тканевых материалов, обработанных лазером, как нельзя лучше подчеркнут роскошь стиля.
Обои для интерьера в стиле арт деко
Пол и потолок
В качестве покрытия пола возможен выбор полированного дерева дорогих сортов, уложенного широкой доской или в виде «елочки», паркета либо линолеума с геометрическими или абстрактными фигурами.
Для имитации клавиш пианино и поддержания акцента на чередовании темного и светлого применяются черно-белые плитки из винила
Поддержать общий дизайн квартиры помогут навесные потолки. Особенно удачным вариантом для арт деко станет применение ступенчатой структуры в декорировании потолка.
Черный матовый потолок в стиле арт деко
Важно соблюсти меру – излишне низкий потолок разрушительно влияет на концепцию стиля. Нередко потолки оформляют лепниной геометрических мотивов или китчевыми конструкциями из осветительных приборов.
Потолок в стиле арт деко с лепниной
Зеркала
Зеркало – один из обязательных элементов стиля. Эти элементы декора обладают способностью визуально расширять помещения и увеличивают количество света.
Большое зеркало в стиле арт деко позволит расширить пространство
При помощи зеркал создается интересный эффект множественного наличия отражающихся узоров, за счет чего комната визуально выглядит богаче. Арт деко в интерьере предполагает использование трапециевидных зеркал или зеркал с декорированием линиями, изображающими лучи солнца.
Зеркало арт деко в виде солнца
Уместно дополнить зеркала большого размера подобными орнаментами, расположенными на обоях, мебели и предметах декора.
Камины
Дизайн квартиры в этом самобытном стиле требует и наличие камина. В некоторых случаях под него выделяется отдельное помещение, от небольшой уютной комнатки, до большой каминной залы. В зависимости от направленности арт деко эти элементы могут быть представлены в классическом исполнении или удивлять яркостью экспрессионизма.
Каминный зал в стиле арт деко
Разрешены как обычные камины белого цвета с небольшим количеством геометрических мотивов, так и модели огромного размера с резными изразцами в качестве облицовки. В зависимости от расцветки стен, пола и потолка возможно оформление камина в восточных, растительных или анималистических мотивах.
Камин в стиле арт деко
Для декоративной отделки каминов нередко используют:
- крокодилью или змеиную кожу;
- разноцветные кристаллы;
- бронзу;
- стекло;
- дорогие сорта древесины;
- фарфор.
Мебель
Стиль арт деко имеет свои особенности и при подборе мебели.
Интерьер в стиле арт деко представляет собой необычные сочетания, в которых участвуют мебель арт деко, мотивы этностилей, старинные детали
Обтекаемые плавные формы с закругленными углами могут соседствовать с четкими геометрическими фигурами и резкими вертикальными линиями. Это одна из ярких черт стиля – создание визуального равновесия между строгими деталями интерьера за счет плавных силуэтов фурнитуры.
Грациозность, красота и функциональность — это слова, которые описывают правильно подобранную мебель в стиле арт деко
Экспрессивность и сложная стилизация арт деко предполагают использование в качестве декора мебели различных геометрических форм: абстрактных окружностей, ромбов, графичных зигзагов и треугольников.
Арт деко выделяется сочетанием этнических и современных атрибутов мебели
Предметы мебели должны выглядеть дорого, создавая впечатление существования в единственном экземпляре и придавая целостной картине оформления шикарный вид. Для достижения этой цели фурнитуру украшают декоративными вставками из стекла с орнаментом или расписывают боковины вручную. Ножки и упоры для столов и стульев нередко выполнены в самых причудливых формах. Для декорирования сидений используется обивка из настоящей кожи.
Мебель в стиле арт деко очень элегантна и разнообразна
Производят предметы фурнитуры только из дорогостоящих натуральных материалов:
- черное и красное дерево редких пород;
- слоновая кость;
- цветные виды стекла оттенков персика;
- кожа экзотической выделки;
- для покраски отдельных предметов мебели применяют перламутр.
Освещение
Дизайн квартиры в этом авангардном стиле с сильно выраженной эстетической направленностью требует особого внимания к освещению. Элементы освещения могут как подчеркнуть роскошь интерьера, так и «убить» ее.
Арт деко в интерьере — отражение необыкновенного творческого подъема, свойственного эпохе джаза
Арт деко будет смотреться особенно выигрышно в интерьере при желтоватом оттенке ламп накаливания. Неприемлемо использование источников освещения с холодным дневным светом.
Стиль арт деко в интерьере характеризуется изобилием откровенно дорогих материалов и теплого освещения
Органично впишутся в дизайн квартиры настенные светильники и элегантные люстры. Использование напольных ламп не всегда бывает уместным – излишне рассеянному свету снизу следует предпочесть мягкий, падающий сверху или отражающийся от потолка. Небольшие настольные лампы, при применении их в качестве главных осветительных приборов, лишают арт деко его претенциозной роскоши.
Лампы в стиле арт деко
Поэтому лидирующую позицию занимают люстры с максимально шикарным оформлением. Стиль с европейским уклоном подразумевает традиционные хрустальные люстры, с рожками и позолоченными декоративными элементами.
Европейский арт деко
Для стилизации под Египет или страны Азии выбирают круглые светильники, традиционно означающие солнце, обожествляемое многими народами. Для акцентирования на направленности вида дизайна необходимо присутствие узоров или ручной росписи.
Мотивы
В интерьере арт деко содержит в себе несколько главных моментов – мотивов.
Стиль арт деко разнообразен и многогранен и в первую очередь стремится обеспечить индивидуальные пожелания и вкусы хозяина
Строгая геометрия: квадраты, круги, эллипсы, прямоугольники и другие абстрактные фигуры:
- зигзагообразные линии могут быть осуществлены как в виде орнамента, так и в виде укладки плитки «елочкой»;
- расходящиеся в разные стороны линии, изображающие лучи солнца.
Стиль предполагает применение полос и линий для любых целей:
- придания форм, отделки интерьера, создания декора;
- трапециевидная форма нередко встречается в силуэтах предметов мебели, дверей или зеркал;
- стилизация под клавиши пианино – поочередное использование темных и светлых линий – наиболее часто встречающийся мотив;
- использование рамок, подчеркивающих основную поверхность и геометричность стиля, украшение контрастными линиями.
Восток и Азия: включает в себя ступенчатые расхождения линий, подразумевающие намек на здания древних государств Ассирии, Шумера, Вавилона. Сюда же относятся изображения в виде египетских пирамид и античных зиккуратов.
Арт деко в интерьере Востока и Азии
Растения: дизайн квартиры листьями тропических цветов и трав, красиво изогнутыми ветвями сакуры.
Картина с изображением сакуры в интерьере арт деко
Антропоморфизм: декорирование женскими фигурами, нередко изогнутыми в не совсем естественных позах, а также маленькими арапчатами.
Антропоморфизм в стиле арт деко
Анимализм: изображения несуществующих животных, мифических существ и созданий.
Анимализм
Цветовые решения
Цветовая гамма арт деко представлена многообразием оттенков.
Если вам хочется чего-то необычного и шикарного в интерьере своей квартиры или дома, обратите внимание на стиль арт деко
В качестве основных обычно используются спокойные расцветки. Предпочтение отдается темным тонам фиолетового, коричневого или черному цвету. Из более светлых – оттенкам серого и бежевого.
Спокойный интерьер в стиле арт деко
В качестве дополнительных цветов используются металлические: золото, серебро, бронза. Популярен декор под «клавиши пианино» — чередование черного и белого, однако несмотря на обязательную контрастность стиля, этот эффект не всегда достигается при помощи расцветок.
Стиль арт деко в интерьере сейчас претерпевает очередное перерождение
Как правило, это обусловлено разнообразием видов и цветовой гаммы отделки, а также используемых материалов, текстур, орнаментов и декоративных элементов.
Используемые материалы
Дизайн квартиры в подобном стиле подразумевает применение дорогостоящих эксклюзивных материалов:
- ценных сортов дерева;
- натуральной кожи экзотической выделки, шкуры жирафа, зебры и т. д.;
- алюминий;
- разноцветные виды стекла;
- фарфор;
- нержавеющая сталь;
- латунь;
- хрусталь;
- перламутр;
- элементов из слоновьей кости;
- плитка из камня или керамики с глянцевой поверхностью;
- тканевые материалы;
- драгоценные металлы.
Арт деко воплотил в себе шик и роскошь, идеально позволяя выразить свою индивидуальность. Он создан для ценителей богатства и уюта, а также личностей с творческим складом ума.
ethnoboho.ru
деко — это… Что такое Ар-деко?
Арт-деко́ [1] (фр. art déco букв. «декоративное искусство», из Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes — «Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств» 1925 г., Париж) — течение в декоративном искусстве первой половины XX века, проявившееся в архитектуре, моде и живописи. Представляло собой синтез модерна и неоклассицизма. Отличительные черты — строгая закономерность, этнические геометрические узоры, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро). В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах арт-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма.
Обзор
Международная выставка, прошедшая в 1925 году в Париже и официально называвшаяся «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes», дала жизнь термину «арт-деко» . На этой выставке миру были показаны предметы роскоши французского производства, доказавшие, что Париж остался интернациональным центром стиля и после Первой мировой войны.
Само направление арт-деко существовало и до открытия выставки в 1925 — это было заметное течение в европейском искусстве 1920-х гг. Американских берегов оно достигло только к 1928 году, где в 1930-х оно преобразовалось в Streamline Moderne — американизированное ответвление арт-деко, ставшее визитной карточкой этого десятилетия.
Париж оставался центром стиля арт-деко. В мебели его воплощал Жак-Эмиль Рульманн — самый известный из дизайнеров мебели той эпохи и, возможно, последний из классических парижских ébéniste (краснодеревщиков). Кроме того, характерны работы Жана-Жака Рато, продукция компании «Süe et Mare», ширмы Айлин Грей (Eileen Gray), изделия из кованного металла Эдгара Брандта, металла и эмали швейцарца еврейского происхождения Жана Дюнана, стекло великого Рене Лалика и Мориса Марино, а также часы и ювелирные изделия Cartier.
Символом Art Deco в декоративно-прикладном искусстве стала скульптура из бронзы и слоновой кости. Вдохновляясь «Русскими сезонами» Дягилева, искусством Египта и Востока, а также технологическими достижениями «века машин», французские и немецкие мастера создали уникальный стиль в малой пластике 1920-х — 1930-х гг., который поднял статус декоративной скульптуры до уровня «высокого искусства». Классическими представителями Art déco в скульптуре считаются Дмитрий Чипарус, Клер Жан Робер Колине, Поль Филипп (Франция), Фердинанд Прайсс, Отто Поэрцель (Германия), Бруно Зак, Дж. Лоренцль (Австрия).
Хотя термин ар-деко возник в 1925 г., он не был часто употребляемым до смены отношения к этой эпохе в 1960-х. Мастера стиля ар-деко не входили в некое единое сообщество. Движение считалось эклектичным, находившимся под влиянием нескольких источников, например:
Мастера ар-деко любили использовать такие материалы, как алюминий, нержавеющая сталь, эмаль, инкрустации по дереву, кожа акулы и зебры. Мы видим смелое применение зигзагообразных и ступенчатых форм, широких и энергичных кривых линий (в отличие от мягких текучих кривых модерна), мотивов шеврона и клавиш фортепьяно. Некоторые из этих декоративных мотивов стали повсеместными, например, узор клавиш, который встречался в дизайне дамской обуви, батарей отопления, лекционных залов Радио Мьюзик Холла (Radio City Music Hall) и шпиля небоскреба Крайслер билдинг. В этом стиле охотно оформлялись интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров, таких как «Иль де Франс» (Ile de France) и «Нормандия» (Normandie). Ар-деко был стилем роскошным, и считается, что это роскошество — психологическая реакция на аскетизм и ограничения в годы Первой мировой войны.
Стилевым направлением, которое развивалось параллельно с ар-деко и близко к нему примыкало, был Streamline Moderne (название от англ. «streamline» — «линия обтекания», термина из области аэродинамики, характеризующего такие внешние формы машин и механизмов, которые обеспечивают им наилучшую функциональность и скорость при движении или полете). В «Стримлайн Модерн» мы находим все большее влияние промышленных штамповочных, а также аэродинамических технологий, которые брали начало от развития науки и предметов массового производства, приводя к тому, что в произведениях этого стиля появились очертания самолетов или револьверных пуль — тех предметов, для которых так важны линии обтекания. Когда дизайн первого автомобиля фирмы Крайслер, пущенного в массовую продажу «Chrysler Airflow» в 1933 г. оказался популярным, формы, использующие «линии обтекания» стали использоваться даже для таких предметов, как точилки карандашей или холодильники. В архитектуре признаками этого стиля являются скругленные углы, применявшиеся преимущественно для зданий на автомобильных развязках.
Некоторые исследователи считают ар-деко вариантом или ранней формой модернизма.
Ар-деко незаметно исчез после подъема массового производства, когда к нему стали относится как к кричащему, безвкусному и поддельно-роскошному. Окончательный конец этому стилю положили лишения Второй мировой войны. В колониальных странах, таких как Индия, ар-деко стал воротами к модернизму и не исчезал до 1960-х гг. Возрождение интереса к ар-деко в 1980-х гг. было связано с графическим дизайном, а ассоциации ар-деко с лентами в стиле «фильм нуар» (film noir) и очарованием 30-х гг. привели к тому, что его стали вновь использовать в ювелирном искусстве и моде.
Ар-деко и архитектура СССР
Ар-деко оказал заметное влияние на архитектуру 30-х годов, явившись, наряду с постконструктивизмом и неоклассицизмом, одним из источников сталинской архитектуры. С сильным влиянием этого стиля был построен, ряд станций Московского метрополитена: первая очередь (Сокольническая линия), несколько станций второй очереди (Замоскворецкая линия, например, станция «Аэропорт»).
Известные художники и дизайнеры ар-деко
Лев Бакст. Эскиз декорации к трагедии «Федра», II акт, «покои Федры» (1923).В свой парижский период Бакст работал в стиле Ар Деко.
Известные архитекторы ар-деко
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru
Стиль Арт-деко в интерьере: формирование, идея, история
Для интерьеров в стиле арт-деко характерны закругленные углы, строгие вертикальные линии и вогнутые формы.
Стиль Арт-деко в интерьере.
Зародился Арт-деко (или «ар-деко») как стиль в 1908 — 1912 годах, достиг расцвета между 1925 и 1935 годами. Этот стиль возник на основе различных течений в искусстве и дизайне 1900-х годов, таких как модерн, венский Сецессион, немецкий союз дизайнеров Веркбунд, русский конструктивизм и голландское движение «Де Стейл», а также модернистские достижения в живописи, такие как абстракционизм и кубизм.
Термин «Арт-Десо» происходит от названия Exposition Internationale des Art Decoratifs et Industriels Modernes — Международная выставка современных и декоративных искусств и ремесел 1925 года в Париже, на которой в полном объеме были представлены достижения декоративно-прикладных искусств того времени. Сам термин возник еще позднее — в 1966 году, во время возрождения выставки в парижском Musee des Arts Decoratifs (Музее декоративных искусств). До этого его называли «джазовый модерн», «зигзаг модерн», «обтекаемый модерн». После парижской выставки 1925 года ар-деко стал главенствующим направлением в интерьерах того времени.
Вопреки кризису и экономической депрессии, декларируя культ роскоши и утонченный гедонизм. Интерьеры кинотеатров, отелей, ресторанов, океанских лайнеров, особняков и квартир в Европе и Америке проектировались и строились в стеле Арт-деко. Но не только дизайн интерьера и архитектуру, данный стиль задел, также моду, живопись, декоративно-прикладное, ювелирное искусство, и кинематограф. Особенно ко двору пришелся ар-деко в Голливуде, что неудивительно: и кинематографическая «фабрика грез», и изысканный декоративный стиль делали одно дело – создавали иллюзию благополучной, роскошный и беззаботной жизни. Перерыв в популярности Арт-Деко был вызван великой депрессией, когда стремление экономить на всем проникло в дизайн.
Стиль Ар-деко – это воплощенное торжество эклектики.
Интерьер в стиле Арт-деко, представляет собой смешение стилей и элементов различных эпох и стилевых направлений: ампира, египетской архаики, индийской экзотики и африканской декоративности. Он характеризуется закругленными углами, четкими вертикальными линиями и вогнутыми формами. Обычные материалы включают в себя экзотические сорта древесины, пластиковый ламинат, хром и нержавеющую сталь. Мастера Арт Деко изучали и тонко использовали выразительные возможности, цвет и фактуру различных материалов, стекла, пластмасс. Демонстративная современность Арт Деко проявилась в частой обтекаемости форм («стрим-лайн»).
Внешне близкие к Арт-Нуво и архитектуре современного движения эти линии отличны от тех и других. Обтекаемые линии произведений Арт-Деко подражают динамичным формам транспортных устройств: автомобилей, кораблей, самолетов, но роль этих форм не функциональна, а чисто изобразительна, «семиотична» как знак принадлежности к «современному миру машин», рассматриваемому как среда будущего. Не случайно Арт-Деко активно использовался в архитектуре кинотеатров и в декорациях для фильмов с картинами будущего и фантастики. Технические средства для строительства высотных зданий — стальные конструкции и железобетон — к моменту появления небоскребов в стиле Арт-Деко уже были хорошо освоены, «стильность» Арт-Деко придавали ступенчатые силуэты и неконструктивные декоративные элементы, а совсем не высота, новые материалы и технологии. Формы этих новых зданий, возводившихся в конце 1920-х в начале 1930-х годов, по сей день являются наиболее замечательным наследием Арт-Деко. До сих пор продолжают строить небоскребы по образу и подобию Крайслер-билдинг.
Интерьеры.
Арт деко отличаются элегантной и роскошной декоративностью. Роспись комбинировали с мозаикой, инкрустацию с резьбой: такие комбинации создавали неповторимые ансамбли предметов, мебели, скульптуры и живописи. Уникальные растительные орнаменты арт деко на каждом предмете: панно на стене, портьерах и мебели. Стиль Арт Деко начался с упоения роскошью и орнаментом, но впоследствии этот стиль изменил направление в сторону концепции функционального дизайна, впервые выдвинутой Баухаузом, и это произошло, в 30-40 года, когда немецкие дизайнеры прибыли в Америку, спасаясь от преследований в фашистской Германии, и привнесли свои идеи в американскую школу Арт-Деко.
Обтекаемые силуэты новой мебели пользовались огромной популярностью. Активно применялись декоративные элементы в виде зигзагов, треугольников, окружностей. В качестве материала для мебели арт-деко в интерьере, служили красное и черное дерево, а также такие технологические инновации, как цветное стекло. Количество предметов ручной работы и эксклюзивных предметов мебели, к которой тяготел стиль Арт-деко в 20-е, стало ограничено, но был налажен выпуск огромного потока недорогих изделий Арт-Деко.
Стильность мебели достигалась путем покрытия обычных, массивных прямоугольных форм светлым шпоном красного дерева и бежевым лаком или созданием обтекаемых силуэтов из гнутой фанеры. Ручки изготавливали из обычной бронзы или просто заменяли их углублениями для пальцев. Популярны были сочетания черного и светлого лака. Глянцевые лакированные покрытия мебели является характерным для данного стиля. Прямоугольные очертания соотносятся с модернистскими направлениями, в то время как использование драгоценных пород дерева напоминает о традициях французских краснодеревщиков.
Основные мотивы Арт-деко в интерьере:
- геометрические: круги, прямоугольники, квадраты, эллипсы, зигзаги, ступенчатые формы, ромбы, полукруги, черно-белые клавиши рояля, гранёные, кристаллические, фацеточные формы кубизма и футуризма,
- мотив Солнца;
- растительные:тропическая растительность;
- лотосы, стилизованный камыш, пальмы;
- анималистические: мифологические существа, экзотических птицы и животные, например, фламинго, грациозные дикие кошки, слоны, пантеры, ягуары;
- восточные:пирамиды, зиккураты, египетские (изображение лотоса, скарабеи) , ацтекские (змеи, орлы), африканские орнаменты, мифологические персонажи;
- антропоморфные: изогнутые женские и мужские фигуры.
Металл в интерьере арт-деко.
Эпоху стиля Арт-Деко называют «золотым веком для сварного железа». Новые архитекторы и дизайнеры использовали металл не только для изготовления каркасов конструкций, но и для вентиляционных решеток, перилл ограждений, входных дверей, лифтов, каминных принадлежностей, уличных фонарей и светильников в интерьеры. Эдгар Брандт (Edgar Brandt) является одним из самых ярких представителей французского арт-деко. Он сумел не только подчинить себе холодный металл, но и создать из него поистине невообразимые, изящные вещи, которые с уверенностью можно назвать произведениями искусства. Его архитектурная и декоративная ковка являются одними из самых красивых работ того времени. Как правило, законченный образ его кованым железным изделиям придавала бронзовая отделка, зачастую включающая архитектурные элементы с цветочными мотивами.
Объединение мотивов Древнего Египта, греческой классики, цветочные и животные формы, геометрические конструкции — все это создавало неповторимый, щедрый на роскошь стиль Эдгара Брандта. В Нью-Йорке его компания Ferrobrandt в 1925 году оформляет офис крупного импортера шелка Cheney Silk Building на 181 Madison Avenue. Это первый небоскреб Манхэттена в стиле арт-деко. Фирменным элементом здания стали решетки с мотивами фонтанов и оазисов. Вскоре свежий французский декоративный стиль станет визитной карточкой деловой столицы мира. Вскоре мастера по металлу, такие как Эдгар Брандт, Элиэль Сааринен и другие перешли от железа и бронзы к новым материалам, таким как сталь, алюминий, хром. Сверкающий металлический орнамент- его теплота и холодности, его твердость и блеск — стал неотъемлимой чертой декоративного стиля Арт-Деко.
Цветовая гамма.
Белый, цвет слоновой кости, бежевый, коричневый, терракотовый, визитной карточкой Арт-деко является черно-белый контраст. В качестве цветовых акцентов, в декоративных вставках, мозаичных панно, живописных картинах используются такие цвета как: красный, фиолетовый, золотой, лимонный, оранжевый, алый, лиловый, ярко-желтый, фиолетовый, ультрамариновый, голубой. При этом они располагаются на монохромных стенах, являющимися, нейтральным фоном для этих цветных элементов. Стены, как правило, однотонные, но часто с декоративными, иногда лепными бордюрами, изредка на стенах использовался геометрический рисунок или полоска.
Art-Deco возвращается.
После начала второй мировой войны мир изменился бесповоротно, и стиль Арт-Деко стал частью истории …… Но в конце 20 века он вновь привлекает к себе внимание дизайнеров. Особенно этот стиль привлекает заказчиков в России, Арабских эмиратах. Вновь дизайнеры создают роскошные и элегантные дома и квартиры для новой современной элиты в стиле Арт-деко.
fullhousedesign.ru
Джаз, меха и бриллианты. Стиль арт-деко в одежде – Obliqo
Многие платья, костюмы и обувь прошлых веков вызывают недоумение, даже ухмылку. Хорошо, что есть и другие, противоположные примеры.
Отрезок времени, пришедшийся на паузу между двумя кровопролитными войнами, обогатил мировую культуру таким феноменом, как арт-деко. Одежда, созданная в этом ключе, модная в 20-30 годах прошлого столетия, и сегодня будоражит воображение, восхищая изяществом линий, великолепием текстур и роскошью красок.
Предпосылки и философия стиля арт-деко
Само название – арт-деко – связано с Международной выставкой декоративного искусства, состоявшейся в 1925 году в Париже. Но сложилось явление раньше, замкнув в себе модерн и неоклассику, актуальные в те годы футуризм и конструктивизм.
Можно сказать, «закройщиком» стиля выступило Время, рубежный, знаковый XX век. Послевоенная тяга к роскоши и развлечениям, стремительный прогресс, первые авиаперелеты, географические экспедиции и археологические сенсации, новые технологии и синтетические материалы… Все это стало той живительной средой, в которой зародился и бурно расцвел новый эклектический стиль.
Стиль арт-деко в одеждеМощное воздействие на его формирование оказала геополитика. Во-первых, эйфория, охватившая Европу в связи с окончанием жесточайшей мировой бойни. Во-вторых, на карте появились новые государства, из-за чего вспыхнул интерес к культуре, предметам одежды, узорам народов Прибалтики, Польши, Чехословацкой республики, Румынского и Югославского королевств.
В свою очередь, советский авангард с одной стороны, и русская эмиграция с другой создали ажиотажный спрос на костюмы а-ля рюс. Кстати, на той самой выставке в Париже советская делегация, представленная художниками, дизайнерами и промышленниками, удостоилась множества наград, а изделия кружевниц из Вологды получили «золото». В итоге на пик популярности взметнулись платья с русской символикой, накидки, стилизованные под шали, и шляпы-кокошники. Представьте, в 20-е годы русские кокошники носили даже в Голливуде: остались фото, на которых в них позируют Кэрол Ломбард, Долорес Дель Рио, Мэри Пикфорд и другие звезды черно-белого экрана.
Характеристика и особенности стиля
Годы войны и лишений сообщили новому направлению «аппетит» к жизни: жажду познавать, путешествовать, танцевать, заниматься спортом и науками. Новые виды транспорта и туристические маршруты привнесли в одежду обилие этнических, анималистических и экзотических мотивов. Открытия археологов – отсылки к древним цивилизациям. Предшествующий модерн оставил томность и толику вычурности. А изменившиеся политические реалии, борьба суфражисток и феминизм добавили в эту копилку упрощенные и смелые фасоны.
Кадр из фильма «Великий Гэтсби»Что получилось в итоге?
Эффектный и артистичный стиль, которому присущи:
- дорогие, плотные или полупрозрачные, а также новые для той эпохи ткани.
- Ручная вышивка, щедрая, замысловатая отделка бисером, стеклярусом, жемчужинами, перьями.
- Драпировки, складки, воланы, банты, вызывающие в памяти японские кимоно и древнегреческие хитоны, средневековые плащи и арабские тюрбаны.
- Краски, характерные для самоцветов, драгоценных камней и металлов.
- Граненые геометрические узоры, ступенчатые линии, зигзаги; фольклорные орнаменты (меандр, пальметта, лотос, зиккурат), спирали, ассоциирующиеся с солнцем.
- Растительные и животные принты: тропические листья и лианы, пятна ягуара, полосы тигра и зебры.
- Изысканные украшения из желтого золота и платины с алмазами, черным лаком, эмалью, поделочными минералами. Колье-воротники, сотуары, бусы длиной до пояса. Портмоне, портсигары, мундштуки из нефрита, яшмы, бирюзы, аметиста, слоновой кости и крокодиловой кожи. Пуговицы, запонки, булавки, зажимы для галстука, броши в виде древнеегипетских и майяских артефактов.
Материалы и колористика в стиле арт-деко
Арт-деко тянется к изобилию, блеску и шику, словно растение к свету. Он выбирает бархат и панбархат, парчу, натуральный шелк, шифон, переливчатый атлас, тафту и муар, кружева и гипюр… А также появившиеся тогда, в 20-е годы, трикотаж и вискозу.
В туалетах очень часто сочетались разные фактуры, например, соединялись сатин и тюль, креп и меха. Вечерние наряды украшались кружевами, а также ручной вышивкой – ришелье, тесьмой, жгутом, бисером с шелковой нитью.
Любимцы арт-деко – краски густые, интенсивные, драгоценные. Модными считались рубиновый, коралловый, медовый, кобальтовый, бордовый, жемчужный, изумрудный цвет… А в конце 20-х, когда Коко Шанель придумала знаменитое мини-платье, то, наконец, и черный.
Арт-деко в женской моде
«Знаменем» стиля можно назвать платье. У него особенный покрой: лиф лаконичный, плечи обнажены, смелое, длинное декольте нередко сочетается с таким же глубоким разрезом на спине, а пояс смещен либо вверх, либо книзу. Ни грудь, ни талия между тем не акцентированы, внимание сосредоточено на юбке. Подол её очень часто неровный и «рваный», а плиссе, бахрома, меховая опушка или крупные банты подчеркивают скрытую линию бедер. Несмотря на то, что платья арт-деко тяготеют к прямым силуэтам, выглядят они невероятно призывно и дерзко.
Женские наряды были и в пол, и миди, и короткими. Появление последних связано с модными тогда экспрессивными танцами: в небольшом, свободном платье, во-первых, было удобнее отплясывать чарльстон и шимми. Во-вторых, сияющий декор и бахрома, колыхаясь музыке в такт, создавали «танец в танце».
Тусовщицы 20-30-х годов, они же флэпперы, разнообразили свой облик тонкими, летящими шарфами, длинными перчатками, накидками из перьев, объемными боа, пелеринами, горжетками, манто из гладкого меха, а также просторными пальто непременно с меховой отделкой.
В будни, на работу носили блузы с матросским воротом, юбки, скроенные по косой, белые платья с удлиненными жилетами – простые, но неизменно элегантные.
Обувь.
В 30-е ускорились темпы, мир охватила джазовая лихорадка, появились культовые мюзиклы, стали проводиться танцевальные марафоны. Все это вызвало к жизни новую модель обуви – туфли для танцев на стабильном, прочном каблуке. Их украшали и одновременно делали устойчивей пуговички на подъеме, ремешки и перепонки с кристаллами, бусинами, даже бриллиантами.
Появились также сандалии без каблука, дамские полуботинки, резиновые ботики и спортивные туфли, в которых было сподручно ездить в авто, кататься на велосипеде, играть в теннис.
Головные уборы.
Тут и там мелькали шапочки-клош (в форме колокольчика), шляпки с неширокими, опущенными полями, тюрбаны, газовые косынки и бандо – обручи из лент, расшитые стразами, украшенные искусственными цветами или перьями.
Чулки. Они производились только светлые, с легким блеском, телесного, розового, золотисто-песочного цвета. Перчатки, полагавшиеся к вечернему туалету тоже дополняли вышивкой, росписью, плиссировкой, инкрустациями. Зимой руки прятали в меховые муфты, сшитые из кролика, но имитирующие шкуру леопарда или «шанхайского барса».
Бижутерия.
Особо почитался черный оникс; с удовольствием носились серьги-кисти, кулоны и геммы, ожерелья и браслеты в виде змей. В «ревущие 20-е» появились и остались навсегда крупные и яркие коктейльные кольца.
Виды бижутерии, список с фото
Сумки. Кожаные продолговатые мини-саквояжи, бархатные мешочки, ридикюли из парчи, вышитые бусинами, пайетками, с кистями и брошами-застежками, вязаные кошельки на длинных лямках… Все это было не столько предметами ручной клади, сколько дополнительным декором.
Детали. Арт-деко внимателен к мелочам: пудреницы, ключницы, таблетницы… Подобные детали, выполненные с искусным усердием, играли ту же роль, что сегодня смартфон последней модели: являлись маркером социального положения.
Арт-деко в мужской моде
Мужской образ в стиле 20-30-х годов – такой же дорогой, эксклюзивный, но все же менее новаторский, чем женский.
В качестве делового костюма мужчины в тот период начали использовать благородную тройку и пиджаки на двух пуговицах, а вечерний фрак уступил парадному смокингу.
В мужском гардеробе появились сначала клетчатые пиджаки, шотландские свитера, брюки-гольф и бриджи, вязаный галстук… А затем полосатые брюки, спортивные пуловеры, трикотажные джемперы, кожаные регланы.
Консервативный пиджак стал более свободным, его лацканы длиннее, плечи и грудь шире. Доминировали коричневый цвет и хаки.
Головные уборы. Цилиндры и котелки превратились в архаику, их вытеснили хомбурги из плотного фетра, федоры с лентами на тулье и шляпы-панамы, появление которых обязано открытию в 1920 году Панамского канала. Средний класс носил клетчатые кепи, а летом канотье из соломы. В СССР шли нарасхват «командирские» фуражки с лаковым козырьком.
Обувь. Её коллекцию составляли оксфорды, броги и другие перфорированные ботинки, а также челси.
На выход мужчины тех лет предпочитали туфли либо лаковые, либо из замши, их нередко дополняли чехлами-гамашами более светлого цвета.
Все виды мужской и женской обуви, полный список
Галстуки – узкие, пластроны или бабочки – фиксировали булавками и зажимами. Кроме этих деталей частью арт-деко стали специальные галстучные цепочки, планки и скрепления для воротников. По улице солидным господам полагалось прогуливаться с тростью, а на балах и званых вечерах появляться с бутоньеркой.
Арт-деко сегодня
Он не просто жив, а до сих пор переосмысливается и обновляется.
В 2013 году в прокате появился фильм «Великий Гэтсби» – пятая попытка экранизации романа Фрэнсиса Скотта Фицжеральда. Попытка оказалась сверхудачной, и мир буквально сошел с ума, сраженный не только актерской игрой, но великолепными костюмами.
Мужскую одежду для персонажей создали стилисты дома Brook Brothers, одевавшего когда-то Кларка Гейбла, Барри Фицжеральда, Джеймса Стюарта. Женские наряды разрабатывали модельеры Prada. Получились фантастически изысканные туалеты, в полной мере отражающие роскошь, утонченность и беспечность, ностальгический шарм ушедшего времени.
В наши дни моду 20-30-х годов регулярно цитируют Gucci, Derek Lam, Marchesa, Vionnet, выводя на подиумы девушек в струящихся платьях с заниженной талией.
Трендовым является сегодня также «стиль Чикаго» – гардероб, ставший популярным, благодаря одноименной пьесе. Это короткие платья-трапеции, сшитые из шифона и атласа, шелка и газа. А для мужчин – типичный «гангстерский» костюм и шляпа-борсалино.
Многие дома – Chanel, Moschino, Gucci, Yves Saint Laurent, Valentino – делают ставку на украшения в стиле арт-деко. Колье, сотуары, длинные серьги, выглядящие так, как будто их достали из антикварных шкатулок, заполонили красные дорожки. Вы можете увидеть их на Шарлиз Терон, Алессандра Амбросио, Белла Хадид, Кейт Бланшетт и других селебретиc.
Наконец, совсем недавно, в рамках Парижского дня высокой моды, Джордж Армани представил женские костюмы, платья и даже жакеты в духе арт-деко. Он отделал их брызгами тюля, геометрическими инкрустациями, перьями марабу, асимметричной бахромой.
Все стили женской и мужской одежды от А до Я
Арт-деко в одежде — фото
obliqo.ru
Ар деко. — Красота в деталях. — LiveJournal
Эпоха джаза и сухого закона на киноэкране смотрятся необыкновенно элегантно – во многом благодаря стилю ар деко. Он диктовал не только оформление стен и мебели, но и форму серег, холодильников и точилок для карандашей…Тамара де Лемпицка. Автопортрет в зеленом «бугатти». 1929. Дерево, масло.
Буквально несколько лет понадобилось рожденному в Париже стилю Ар Деко, чтобы приобрести популярность в Голливуде под именем «стиля звезд» и превратиться из чисто французского явления во всемирно признанный символ эффектности. Термин «Арт деко», более удобный для обозначения декоративного искусства в период между двумя мировыми войнами, обозначает стиль, сочетающий в себе классичность, симметричность и прямолинейность.
Как художественное течение он оформился в 1908-1912 годы и достиг расцвета межу 1925 и 1935. Своим возникновением он обязан влиянию таких различных источников, как Art Nouveau (Арт Нуво), кубизм и Баухауз с одной стороны и древние искусства Египта, Востока, Африки и американских континентов с другой.
Легкость и изящество, заложенные в основу новаторской идеи ар деко, навеянной балетными «Русскими сезонами», вскоре переродились в выражение невероятной простоты и умеренности новой жизни в век машин. Представители всех направлений современных изобразительных искусств искали способ выражения скорости и напора, с которым автомобили, поезда, аэропланы, радио и электричество изменяли существующий мир — старались найти цвета и формы, которые были бы отчетливее и сильнее тех, что они применяли ранее.
Как художественный стиль ар деко впервые получил признание в Европе, но очень быстро его влияние охватило Соединенные Штаты Америки, где его огромной популярности в немалой мере способствовало всеобщее увлечение голливудской кинопродукцией. Костюмы и декорации картины «Клеопатра» (1943г.) студии «Парамаунт» вызывали прямые ассоциации с орнаментом и горгульями нового нью-йоркского небоскреба Крайслер-билдинг, а Грета Гарбо в костюме Маты Хари из фильма «МГМ»(1932г.) выглядела, как статуэтка Ар деко из бронзы и дерева.
Крайслер-билдинг Грета Гарбо
Термин «Ар деко» происходит от названия Exposition Internationale des Art Decoratifs et Industriels Modernes — Международная выставка современных декоративных искусств и ремесел 1925 года в Париже, на которой в полном объеме были представлены достижения декоративно -прикладных искусств того времени. Однако сам термин возник много позже — в 1966 году, во время возрождения выставки в парижском Musee des Arts Decoratifs (Музее декоративных искусств).
Эта композиция возвестила о возраждении интереса к декоративным искусствам того периода, когда все они процветали под общим названием «модерн», но в силу естественного развития художественных стилей, были вытеснены еще более популярным и универсальным «интернациональным» стилем — безорнаментной архитектурой выразительных конструкций, заключавших динамическое пространство в закрытом объеме массы. Ар деко был также известен как «джазовый модерн», «зигзаг модерн» и «обтекаемый модерн» — последний термин относится к формам, базировавшимся на обтекаемых силуэтах автомобилей, кораблей и самолетов.
Ар деко формировал сам образ жизни в межвоенные годы, их манеру одеваться, разговаривать, путешествовать, работать и отдыхать. В его власти находились индустрия развлечений и сферы искусства — его дух чувствовался в кинотеатрах, доходных домах, небоскребах, композициях внутренних интерьеров и узорах драгоценных украшений, в дизайне курительных и питейных аксессуаров, кухонной посуды и уличных фонарей, в скульптурах и плакатах, в книжных и журнальных иллюстрациях, в тканях, картинах, в общественных зданиях и сооружениях.
Обложка журнала Vogue 1922 года. Выпуск посвящен Домам Моды, основанным русскими эмигрантками.
Мосты, туннели, бензоколонки, рестораны быстрого обслуживания и неподражаемый символ того времени — неоновая реклама, всё создавалось в стиле «модерн», а точнее «ар деко». Школы, дворцы юстиции, магазины, муниципальные здания и павильоны всемирных ярмарок строились в стиле, сочетавшем одновременно неоклассицизм и обтекаемость, грациозность и игривость, монументальность и элегантность.
По всей стране люди смотрели фильмы в кинотеатрах, украшенных роскошными фасадами, неоновыми вывесками и и изысканными интерьерами в стиле ар деко. В Нью-Йорке стилизованные орнаменты над порталами зданий, неоклассические скульптуры Рокфеллеровского центра, арочный стиль Крайслер-билдинг, характерная башня Эмпайр Стэйт -билдинг и алюминиевая выколотка парадных входов и легких пристроек особняков сформировали одновременно доступный и неповторимый облик города.
Эмпайр Стэйт-билдинг 1931г.
Во Франции ар деко ориентировался в первую очередь на рынок предметов роскоши. Он охватил все сферы дизайна: живопись, графику, театральный дизайн, ювелирное искусство, дизайн интерьеров, архитектуру и т.д.
Сегодня общества ар деко во многих городах работают над сохранением наследия Деко, но нет сомнения в том, что наиболее яркими памятниками этого архитектурного направления остаются здания знаменитых кинодворцов с их грандиозными фасадами и причудливыми неоновыми вывесками, свидетельствующие о том, что лучшие и наиболее эффектные образцы этого стиля сочетали в себе отпечаток общественной полезности и красивости.
Ар деко считают первым среди стилей XX века и одновременно последним из всех известных художественных стилей в мире.
Франция.
Мебель в стиле ар деко.
Дизайн мебели был той областью, в которой развился французский интернациональный стиль. Мебель ар деко отличается использованием таких дорогостоящих материалов, как эбеновое дерево, гонкало с инкрустациями из слоновой кости, черепахового панциря и кожи. Полированный меалл, стекло и зеркала присутствуют во многих дизайнерских проектах. Такие дизайнеры, как Рене Лалик и художники фирмы «Даум», сделали стекло своим любимым материалом для изготовления чаш, ваз и ламп. Их ранние работы в стиле ар нуво теперь приобрели формы ар деко.
Рене Лалик
Мебель Жака Эмиля Рульманна создавалась из дорогих материалов искусными мастерами, точно также, как и предметы обстановки в традиционном стиле. Луи Сю в партнерстве с Андрэ Маром приступили к производству похожей мебели с акцентом на дорогие материалы, но в упрощенном виде.
Жак Эмиль Рульманн. Интерьер в стиле арт деко.
Жан Дюнан был видным представителем ар нуво до Первой мировой войны, но в 1920-х годах обратился к ар деко с его геометрическими формами. Он создал фабрику, где производил ширмы, шкафы, кресла и столы, поверхности которых обычно покрывались лаком. Он также работал как декоратор, оформляя интерьеры для богатых клиентов, которые могли служить достойной декорацией для его мебели.
Морис Дюрфен также перешел от ар нуво к ар деко. Он пользовался широкой известностью и влиянием благодаря своим сочинениям, преподавательской работе, а также своим дизайнерским проектам мебели, изделий из текстиля, стекла, металла и целых интерьеров.
Жан Мишель Франк разработал направление в ар деко, которое обращается к таким новым течениям в современном искусстве, как сюрреализм. Его диван в форме губ изображен на картине Сальвадора Дали. В 1932 году он открыл в Париже мастерскую, где с его мебелью могли познакомиться английские и американские дизайнеры, такие как Сири Моэм и Френсис Элкинс.
Эйлин Грей занималась дизайном ширм и других предметов мебели, а также целых интерьеров, часто используя лакированные панели. Ее мебель отличалась оригинальностью, выдумкой и была кубистической по характеру.
Ковры, ткани и обои.
Значение ковров, тканей и обоев стало расти после 1925 года, когда возникла необходимость «освежить» цвета и текстуру интерьеров, становившихся все более аскетичными. Мода на цвета менялась быстро: от ярких оттенков до приглушенных тонов, предлагавшихся, в частности, монохроматической природой кубизма. Интерес к рисункам, нанесенным на ткань, сменился увлечением к структуре тканного материала.
Производители текстиля и ковров выпускали изделия, удовлетворявшие спрос на ар деко. Некоторые из них прибегали к услугам ведущих дизайнеров, другие просто просили своих штатных дизайнеров разрабатывать образцы в этом стиле. Естественная мягкость и красота нитей подчеркивалась лучшими ткачихами Баухауза Анни Альберс и Гюнтой Штадлер-Штольц.
Большой известностью пользовалась художница Соня Делоне, которая занималась дизайном текстиля, произодившегося на мануфактуре в Лионе в 1922г.
Французкая керамика.
В наибольшей степени классические мотивы французского ар деко в керамике проявлялись в произведениях «для особого случая». Э.Декёр, О.Дэлареш и Анри Симман прославились глазурованными и керамическими сосудами. Керамика Эмиля Ленобля украшалась гравировкой, живописными сюжетами или барельефным узором из завитков и геометрических мотивов и стилизованными цветами. Одним из замечательных французских художников по росписи керамики считался Рене Буто. Он нача расписывать керамику в 1919году. Излюбленным декоративным приемом было покрытие живописи потрескавшейся глазурью. Мужчины и женщины изображались Буто,в основном, в современном ему стиле неоклассицизма.
На северной мануфактуре работали известные художники и дизайнеры, в том числе Ж.-Э. Рульманн и Рауль, Жан Дюфи. Наиболее привлекательные образцы, выпускаемые на мануфактуре Хавиланд, в Лиможе — это чайный и кофейный сервизы в форме птиц и животных, шкатулки и графины работы скульптора Эдуарда Марселя Сандоца.
Изделия из стекла в стиле французского ар деко создавали Морис Мариино и Рене Лалик, первый специализировался на своеобразных изящных сосудах, а второй изготавливал разнообразные изделия массового производства . Мариино получил образование художника в начале 1920гг. стал создавать произведения из дутого стекла. Его толстенные вазы, флаконы и кувшины с внутренним декором и простыми формами ценились за красоту, оригинальность и мастерство.
Рене Лалик в период массового производства изделий из стекла не имел себе равных в этой области. Его первые попытки были в технике cire-perdue (литье по выплавленным моделям). С 1910 года он начал выпускать флаконы для духов с парфюмером Франсуа Коти. За исключением редких образцов cire-perdue, вазы Лалика изготавливались из дутого стекла или выдавливались в форму. Они делались из прозрачного матового, одноцветного стекла, с узорами из накладного или вставного стекла, с опалово-молочным отливом и синевато-желтым блеском или окрашенные цветовыми пятнами с наружной стороны. Часто вазы украшались стилизованным цветочным и лиственным орнаментом или выразительным абстрактным рисунком, таков его Turbillions (вихри). Он выпускал и столовую посуду, талисманы для машин, письменные и туалетные столы, курительные принадлежности, осветительные приборы и архитектурные элементы.
Украшения для радиаторных решеток автомобилей.
Victoire Car Mascot (Spirit of the wind — Victorie) Дух ветра.
Литое аметистовое стекло. Известны также варианты в прозрачном стекле, прозрачном сатинированном, топазовом и др.
Бесполая человеческая голова, с открытым то ли в крике, то ли в судорожном полувздохе ртом, «оперённая» клином струящихся по ветру волос- олицетворение мощи и скорости автомобиля.
Система подсветки позволяла менять их цвет во время поездки – это считалось невероятным шиком. Во всем мире известно всего около 30 этих маленьких шедевров и коллекционеры скупают их по цене золота как минимум.
В 1920-30гг. популярным стало производство pate-de-verre, разновидности полупрозрачного стекла, которое широко применялось для украшений изделий из стекла, как один из мотивов ар деко. Парижский мастер Габриель Аржи-Руссо украшал таким способом свои яркие вазы и чаши из тонкого стекла экзотическими, классическими или вызывающими фигурами. В 1920-30гг, братья Даум в основном создавали толстостенные сосуды и лампы, украшая их сплошным геометрическим или стилизованным природным орнаментом в технике кислотного травления.
техника pate-de-verre
Мастера по металлу, скульпторы, мастера по эмалям, лакировщики и заводы по выпуску металлоизделий создавали предметы из металла в стиле ар деко. Французские мастера приуспели в создании изделий, как в традиционном, так и в новаторском стиле.
Ведущим французским мастером по металлу был Эдгар Брандт — его гигантские ворота и каминные экраны, украшенные цветочным, лиственным орнаментом и завитками, которые декорировали фигуры из бронзы или живописные панели.
Одна из его работ — лампа «Кобра» 1925г.
Раймонд Сьюбе изготавливал мебель, часы, лампы и другие изделия для парижских салонов. В 1930-е годы появились предметы из стали и алюминия, а его завитки и другие элементы декора упростились, приобрели большие размеры, несколько абстрактные очертания. Поражающие своим великолепием работы парижского скульптора Альберта Шёре были выполнены в стиле ар деко, например каминные часы в форме египетского головного убора.
В период ар деко промышленный дизайн достиг огромного размаха. Кроме изделий из керамики и металлоизделий, выпускались предметы массового производства. Например, в период между войнами выпускалось огромное количество декоративных компактных пудрениц. Талантливые ювелиры Картье и Бушерон украшали их золотом и драгоценными камнями, в огромном количестве выпускались косметички из цветных металлов с эмалевыми покрытиями, дерева, пластмассы и других недорогих материалов. Их выпускали Эванс, Волупте и Элгин (в США) и Страттон ( в Великобритании).
Ювелиры предлагали изделия в стиле ар деко.
Не лишним будет отметить, что знакомство широкой публики с ар деко состоялось когда в 1920-30х гг. в этом стиле стали оформляться интерьеры ресторанов, отелей и огромных океанских лайнеров. Французский пароход «Нормандия» стал детищем французских архитекторов, декораторов, художников и ремесленников. Ответственность за оформление «Нормандии» была возложена на Ричарда Боуэнса и Роджера Экспера. Хотя некоторые проекты они разработали сами, для выполнения всего объема работ они привлекли других французских художников и декораторов, в том числе Раймонда Сьюбе, Жана Дюнана. Их совместная работа над проектом была своеобразным манифестом ар деко.
Соединенные Штаты Америки.
Некоторые американские дизайнеры, работавшие в стиле ар деко, были иммигрантами из Европы. Поль Франколь родился и получил образование в Вене, но большую часть своей жизни провел в Соединенных Штатах. Именно он обратил внимание на ступенчатую форму американских небоскребов и применил ее в дизайне, в так называемой «высотной» мебели, выпускавшейся 1930-х гг. Полки делались навесными, что позволяло продемонстрировать фанеру, современный материал, который заменил собой дерево, которое ипользовалось в прошлом.
Йозеф Урбан, также получил образование в Вене, приехал в Америку в качестве художника — оформителя. Работая в стиле ар деко, он в свою очередь обратился к дизайну мебели и интерьеров. Интерьеры, проектируемые для Новой Школы Социальных Исследований в Нью-Йорке (1930), являются прекрасными образцами его творчества.
Фредерик Кислер, в родной Вене работавший художником-оформителем, прежде, чем перебраться в Америку в 1926году, провел некоторое время в Нидерландах, где познакомился с понятием «Стиль». Первым его проектом в Америке, было небольшое здание кинотеатра в Нью-Йорке, «Филм Голд Синема» на 8-й стрит. Здесь он создал один из первых современных интерьеров для широкой публики. Его творчество в основном было связано со скульптурой, но он был также известен как теоретик и футурист, в основном благодаря его не воплощенному в жизнь проекту криволинейного Бесконечного дома, сохранившегося в рисунках и моделях.
Обтекаемые силуэты новой мебели, выглядевшие так, словно были машинами или даже сами были машинами, пользовались огромной популярностью. Распространению обтекаемого стиля способствовало использование подобной мебели при съемке голливудских фильмов.
Люди хотели покупать мебель, которая бы смотрелась на уровне обстановки особняков знаменитых голливудских кинозвезд, таких как Рита Хэйуорт.
Хотя количество предметов мебели ручной работы было ограничено, для удовлетворения общественного спроса был налажен выпуск огромного потока недорогих изделий ар деко.
Стильность мебели достигалась путем покрытия обычных прямоугольных форм светлым шпоном красного дерева и бежевым лаком или созданием обтекаемых силуэтов изогнутой фанеры. Ручки изготавливались из обычной бронзы или просто заменяли их углублениями для пальцев.
Популярны были сочетания черного и светлого лака. Жизнь в новых небоскребах предполагала в целях экономии места использование многофункциональной мебели. Возник девиз «чем компактнее, тем лучше». Созданный по заказу магазина «Лорд и Тейлор» письменный столик со скамеечкой изготовлен из покрытого красным лаком дерева с хромированной металлической фурнитурой, а его необычные наклонные тумбы в 1931 году могли привлечь лишь очень смелого покупателя. Он в точности повторяет форму столика работы парижского мебельщика Леона Жалло, выставленного на Осеннем салоне 1928г. в Париже.
В некотором смысле промышленная элегантность кресла Марселя Бройера, изготовленного из хромированных стальных трубок, крашенного дерева и парусины ознаменовала окончательный разрыв с традициями, конец эпохи ар деко и приход «интернационального» стиля. Как сказал сам Бройер: «наша работа безжалостна и не позволяет оглядываться назад, она презирает традиции и установившиеся нормы.»
И все же для этого кресла, спроектированного Бройером в 1928 году и воплощенного в материале в 1933г., нашлось место в истории ар деко. Его обтекаемые линии не противоречат принципам ар деко.
Американская керамика.
В период ар деко многие американские фирмы изготавливали керамику. Наибольшим успехом пользовались изделия Futura 1928, выпускаемые гончарной мастерской Roseville Pottery в Занесвилле. Там создавались угловатые вазы и чаши, покрытые матовой глазурью, поразительных цветовых сочетаний.
Среди наиболее новаторских предприятий была мастерская Кована Поттери близ Кливленда, которая с середины 1920-х гг. до 1931 выпускала яркую глазурованную керамику. Наиболее популярны изделия ограниченного тиража, созданные по проектам художников или скульпторов, в том числе Виктора Шрекенгоста, чаша с его росписью «Джаз» примечательна рельефной глазурью.
В 1920-е гг стекольный завод Steuben Glass Works Корнинга в Нью-Йорке под руководством Фредерика Кардера, начала выпускать изделия из стекла. Серии Cintra и Cluthra — толстостенные сосуды, укршенные пузырьками и другим декором, серию «Интарсия»
juliakravtsova.livejournal.com
Ар-нуво и ар-деко: сравнение дилетанта
Заполняла я тут по случаю одну анкету. И в ней, помимо других вопросов, у меня вежливо так поинтересовались, а к какому, собственно, художественному стилю принадлежат мои работы? Вопрос выбил меня из седла… Мало того, что у моих работ, вне моего внимания стиль художественный прорезался (как зубки прям!), но его еще и идентифицировать нужно. То есть — «займись, Птица, самоанализом, будь добра, не ленись»!
И я была бы добра (и даже рада!) разобраться в том списке, который в окошке висит, и названиями манит. В силу своего образования я, в общих чертах, в стилистических особенностях художественных направлений разбираюсь (Муху от Пикасо отличу, да и от Климта тоже).
Но среди перечисленных направлений были два, которые у меня в мозгу сцепились, как капуцины хвостами — не разорвать, не растащить: ар-нуво и ар-деко… Что их отличает? В каком-то закоулке моего мозга расположилась личность, которая вообще в голос орала, что «это одно и то же, и не видит она никаких отличий»!
Ну, куда отправляется современный дилетант, когда его припечет разобраться? Здравствуй, Интернет, твое величество!
И тут вредная личность из закоулка возликовала — сколько ж людей в интернете тоже отличий в этих двух стилях не видят. Они даже перечисляют эти слова как названия одного стиля, через запятую — «модерн, ар-нуво, ар-деко»! Пришлось личность из закоулка призвать к ответу, усовестить, и даже слегка придушить 🙂 И пойти в тишине разбираться со стилями.
И вот перед вами отчет дилетанта:
Чуть хронологии для начала.
Стиль ар-нуво (из французского, дословно «новое искусство»), он же модерн (из французского, дословно «современный»), художественное направление в искустве наиболее распространённое в последней декаде 19 — начале 20 века (до начала Первой мировой войны).
Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.
Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека
Стиль ар-деко, так же, арт-деко (из французского, дословно «декоративное искусство») свое название получил от названия парижской выставки 1925 года.
Это влиятельное течение появилось во Франции в 1920-х годах, а затем стало популярно в 1930—1940-е годы в международном масштабе, проявившееся в основном в архитектуре, моде, живописи и переставшее быть актуальным в период после Второй мировой войны. Это стиль, представляющий собой синтез модернизма и неокласицизма. Стиль ар-деко также испытало значительное влияние таких художественных направлений, как кубизм, конструктивизм и футуризм.
Отличительные черты — строгая закономерность, смелые геометрические формы, этнические геометрические узоры, богатство цветов, щедрые орнаменты, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро).
С хронологией, филологией и историей покончили, будем со всем остальным разбираться!
Очень многие люди путают предметные примеры этих стилей между собой, например:
Эти два здания приводят в пример, как иллюстрации стиля ар-нуво, а они, несмотря на свою похожесть, принадлежат к разным стилям! Эйфелева башня — нуво, Крайслер-башня — деко!
А эти картины нередко встретишь в статьях об ар-деко:
А они — икона ар-нуво!
А вот эта, хоть и похожа на них, явно испытала влияние Климта и Мухи, но сама принадлежат стилю ар-деко:
Так как нам, людям творческим, все дается проще на примерах — буду иллюстративна!
Ар-нуво — часть, продолжение, вырост более раннего и широкого стиля модерн. Модерн так никогда и не стал мировым течением (в отличии от ар-деко, влиянию которого поддался весь мир).
Ар-деко — своеобразное продолжение ар-нуво, с применением кубизма и футуризма не пошутишь…
Смотрим!
Ар-нуво в архитектуре:
Ну, конечно, весь прекрасный Гауди — ар-нуво, и русский модерн — ар-нуво. Как я обожаю этот стиль!
Ар-деко в архитектуре:
Грандиозные головы орлов по углам башни небоскреба Крайслер (Это его фото стоит заглавным к статье):
И шедевр ар-деко — принадлежащая нам станция метро «Маяковская»:
Можем поехать — полюбоваться, хоть сейчас!
Продолжаем!
Ар-нуво в живописи (ура! — тихо-тихо себе в кулачек — люблю их несказанно):
Обоих обожаю! И Климта, и Муху!
Ар-деко в живописи:
Ар-нуво в интерьере и мебели:
Ар-деко в интерьере и мебели:
Ар-нуво в ювелирном искусстве:
Ар-деко в ювелирном искусстве:
В первой и последней работе прослеживается влияние модерна на ювелирное ар-деко 🙂
Ар-нуво в орнаменте:
Ар-деко в орнаменте:
Ар-нуво в одежде:
Ар-деко в одежде:
Вот собственно, и все сравнение, так как число фотографий в статье конечно, а мне еще хочется несколько шедевров показать.
К концу сравнительного анализа я поняла несколько вещей:
1. Их нельзя перепутать: женственный, текучий, струящийся ар-нуво, с его лилиями, цветами и бесконечно плавными линиями, и мужской брутальный страстный и активный ар-деко, с его львами орлами и углами! Их нельзя перепутать!
2. Мы с дочерью поделили ровно поровну (простите за тавтологию) — она — ар-деко, я — ар-нуво. Это выражается во всем — одежде, музыке, наших работах.
3. Я, сама того не понимая, страстно люблю ар-нуво: Климт, Муха, Бердслей, русский модерн начала 20 века, Бакст, Врубель. А Гауди! Люблю нуво, а творить хочу научится, как дочь в деко… Вот такой парадокс!
Очень надеюсь, что вам не наскучил мой долгий самоанализ, и он будет, возможно, вам полезен.
И на посошок — любимое:
И в финале вам от меня — «Поцелуй»:
Хотя, репродукции Климта — дело абсолютно бесполезное — он писал на светящихся фонах, на золоте, например, и ни одна репродукция не может передать, что пока ты идешь вдоль картины, она меняет свою колористику, свечение, и смысл…
Но это уже другая история! История для следующей статьи!
www.livemaster.ru