Арабские арки: Подковообразная арка — Википедия – Древние элементы исламской архитектуры, существующие по сей день

Древние элементы исламской архитектуры, существующие по сей день

Исламская архитектура является одной из самых знаменитых архитектурных традиций в мире. Эта архитектурная традиция, получившая известность благодаря сияющим цветам, богатым узорам и симметричным силуэтам, обрела популярность в мусульманском мире уже в VII веке. Хотя исламская архитектура включает в себя несколько стилей, которые разнятся в зависимости от стран и континентов, некоторые ее элементы являются общими и распространены повсеместно.


Исламскую архитектуру сегодня можно увидеть по всему миру. В результате активной миграции мусульман, исламские мечети можно встретить и в странах, в которых исламская традиция не имеет устойчивых корней. И хотя исламский архитектурный стиль очень часто ассоциируется именно с мечетью, его можно увидеть и в других зданиях, от дворцов и общественных зданий до гробниц и крепостей. Однако, как в религиозном, так и в светском виде, великолепному исламскому стилю присущи некоторые общие характеристики.

Источник: Lkadi Adil via Wikimedia Commons CC BY-SA 4.0

Отличительные элементы:

Минареты

Минарет представляет собой шпиль или башенное сооружение с небольшими окнами и лестницей внутри. Он является одним из старейших элементов исламской архитектуры и имеется в большинстве мечетей. С нее муэдзин призывает верующих на молитву. Это происходит пять раз в день: на рассвете, в полдень, в середине дня, на закате и ночью.

Минарет на закате / Источник: photo desig via Shutterstock

Начиная с XI века, некоторые мечети оснащались более чем одним минаретом. Это указывало на то, что мечеть была основана султаном.

 

Купола

Как и во многих архитектурных традициях, например, византийской, в исламской архитектуре также имеются купола.

Впервые этот архитектурный элемент появился в Куполе Скалы, святилище VII века, расположенном на Храмовой горе в Иерусалиме. Это восьмиугольное здание, на архитектуру которого оказал влияние византийский стиль, увенчано деревянным куполом, который был покрыт золотом в XVI веке. В отличие от большинства исламских куполов, которые опираются на паруса, купол этой мечети установлен на барабане, поддерживаемом 16 опорами и колоннами.

Мечеть Купол Скалы в Иерусалиме / Источник: Bibiana Castagna via Shutterstock

Паруса (пандативы) – конические конструкции, с помощью которых осуществляется переход от квадратного подкупольного пространства к купольному перекрытию или его барабану. В исламской архитектуре паруса часто украшаются изразцами или мукарнасами – одним из видов скульптурного декора.

Источник: Bjørn Christian Tørrissen via Wikimedia Commons CC BY-SA 3.0

Сотовые своды – мукарнас

Из-за их внешнего вида мукарнасы сравнивают со сталактитами или сотами. Этот уникальный элемент украшает купола, паруса и своды, и создает великолепный контраст с окружающими изразцами.

Мукарнас / Источник: Mostafameraji via Wikimedia Commons CC BY-SA 4.0

Арки

Еще одним атрибутом исламской архитектуры является арка. Существуют 4 основных типа исламских арок: стрельчатая, килевидная, подковообразная и многолопастная.

Стрельчатая арка имеет округлую форму с конической вершиной. Этот тип арки со временем стал важным элементом готической архитектуры.

Стрельчатая арка / Источник: LeCaire via Wikimedia Commons Public Domain

Килевидная арка похожа на стрельчатую арку. Однако ее закругление образуется в форме двух S-образных линий.

Килевидная арка / Источник: BazaNews via Wikimedia Commons CC BY-SA 3.0

Подковообразная арка (или арка в форме замочной скважины) связана с мавританской архитектурой. Ее шелыга может быть округлой или стрельчатой.

Подковообразная арка / Источник: Citizen59 via Wikimedia Commons GNU Free Documentation License

Как и подковообразная арка многолопастная арка характерна для мавританской архитектуры. Особенностью этой арки является наличие множественных лопастей или «листьев», образующих зубчатую форму.

Многолопастная арка / Источник: Escarlati via Wikimedia Commons Public Domain

Декоративные элементы

Помимо основных элементов исламская архитектура включает в себя элементы орнамента. Сюда относятся драгоценные изразцы, оформленные в геометрическую мозаику, узорчатая кирпичная кладка, калейдоскопические камни, а также изысканные каллиграфические украшения.

Интерьер Голубой мечети в Стамбуле / Источник: dade72 via Shutterstock)

Наряду с монументальными куполами, завораживающими сотовыми сводами мукарнаса и уникальными арками, эти привлекательные украшения демонстрируют трансцендентную природу исламской архитектурной традиции.

Келли Ричман-Абду / mymodernmet.com

Арабо-мусульманская архитектура. Арки — обязательный элемент исламской архитектуры

Арабо-мусульманская архитектура. Арки - обязательный элемент исламской архитектуры

Арабо-мусульманская архитектура. Арки — обязательный элемент исламской архитектуры

Декоративная арочная система в мечети Баб Мардум (ныне церковь Кристо-де-ла-Лус), построенной в 998 и 1000 годах н.э. в Толедо (Испания); арочная система в аббатстве Болтон (Великобритания, 12 век)

 

Арабо-мусульманская архитектура. Арки – неотъемлемая часть мусульманской архитектуры, поскольку они соединяют большие пространства и в то же время несут на себе основной груз зданий. Будучи прочными и гибкими, они постепенно становились все больше и шире, и сегодня они являются элементами различных строений от торговых центров до мостов. Они настолько распространены в наше время, что легко позабыть, какими передовыми строениями они были для своего времени тысячу лет назад. Islam-Today.ru продолжает публиковать эксклюзивный перевод материалов из книги «1001 изобретение или вклад мусульман в современную цивилизацию».

Мусульманская исламская архитектура. 

Арабо-мусульманская архитектура. Арки - обязательный элемент исламской архитектуры

Арабо-мусульманская архитектура. Арки — обязательный элемент исламской архитектуры

Слева направо: в Европе стрельчатая арка была впервые использована в притворе аббатства Монтекассино,в реконструкции 1071 года н.э., затем перешла на север и была возведена в церкви Клюни, во времяреконструкции 1088 года н.э. Сегодня арку можно увидеть в таких зданиях, как аббатство Болтон(Великобритания, 12 век). Стрельчатая арка попала в Европу через Сицилию благодаря амальфитанским купцам, будучи заимствованной из мечети Ибн-Тулун Каир (ниже), построенной в 876 году н.э.

В простейшей арке давление распространяется от веса кладки на её вершине, а сбоку от кумулятивных действий клинчатого камня или сводового кирпича. Это обеспечивает «эластичность» арки, которую можно сравнить с подвешенной грузовой цепью; «арка стоит, как грузовая цепь висит». Немой динамизм арки был известен в мусульманском мире в пословице «арки никогда не спят».

Индо-исламская версия четырех стрельчатых арок в мавзолее Хумаюна за пределами Дели (16 век)

 

Мусульмане были мастерами в строительстве арок: они любили их так же, как пальмы, воссоздавая изгибы изящных ветвей этих деревьев в своих конструкциях. Сферическая природа Вселенной тоже была источником вдохновения развития арочного конструирования.

Знание геометрии и законов статики позволили архитекторам разработать различные виды арок. То, что сделали мусульмане, структурно является снижением давления арки до нескольких точек, сверху и с боков. Затем их легко можно было укрепить, оставляя другие части свободными от поддержки. Таким образом, появилась возможность строить более легкие стены и своды зданий, что означало экономию материалов.

Накладные арки слева внутри и многолопастные арки справа в Соборной мечети Кордовы (8 и 10 века).

 

Египтяне и греки использовали перемычки, а как римляне, и позже византийцы, строили полукруглые арки. Римляне использовали нечетное число кирпичей для арки с замковым камнем, расположенным наверху. Эта форма была проста для строительства, но не очень прочна. Стороны этого строения были выпуклыми к внешней стороне, то есть они должны были поддерживаться кладками, подталкивающими их обратно.

Все эти предшественники арки были унаследованы мусульманами, у которых были грандиозные планы по строительству мечетей и дворцов. Поэтому им были необходимы красивые прочные конструкции, соединяющие большие расстояния. Таким образом, были разработаны новые формы арок, необходимые для развития архитектуры: подковообразная, многолопастная, стрельчатая и килевидная.


Исламская архитектура. Подковообразная арка

Предшественницей подковообразной арки была полукруглая арка, но она была более продолговатой. Эта конструкция была не достаточно крепкой, но выглядела внушительно: арка из соборной мечети Омайадов в Дамаске (706-715 годы н.э.) была первой аркой, адаптированной мусульманскими архитекторами. В Исламе, подкова является символом святости, а не удачи, как в других культурах. Подковообразная арка выглядит структурно выше, чем классическая полукруглая.

Впервые она появилась в Европе при строительстве соборной мечети Кордовы, работа, над возведением которой началась в 756 году и продолжалась сорок лет. Идея строительства такой арки отправилась на север с мосарабами (христиане-испанцы из Андалусии). Среди них были художники, ученые, строители и архитекторы, которые перемещались между южной и северной частями христианской Испании.

Конструкции этих арок могут быть найдены в иллюстрированных рукописях, планах архитектуры, созданных мосарабами. Один из таких трудов называется «Beatus of Lebana», его автор, Магинс, работал в монастыре Сан-Мигель-де-Эскалада, недалеко от Леона. Это было большое религиозное здание в мавританском стиле с подковообразными арками, построенное монахами, прибывшими из Кордовы в 913 году н.э.

Подковообразная арка известна в Великобритании как мавританская арка. Она была популярной в викторианские времена, и использовалась при строительстве больших зданий, таких как входы железнодорожной станции в Ливерпуле и Манчестере. Они были спроектированы Джоном Фостером в 1830 году, арки этих двух зданий похожи на Ворота Каира. Сегодня вы можете увидеть подковообразную арку на парадных воротах синагоги Читхам Хилл в Манчестере (1870).

Мусульманкая архитектура. Арочная система

Мусульмане были настолько уверены в своем мастерстве строительства арок, что они провели несколько впечатляющих экспериментов с формами и методами строительства. Результатом одного из них было появление арочной системы, которая обеспечивала дополнительное структурное преимущество: арки могли быть больше и выше, а также давали возможность добавить вторую аркаду в верхней части над первой, на более низком уровне. Лучшим изображением этого архитектурного новаторства является Соборная кордовская мечеть.

Арабо-мусульманская архитектура. Арки - обязательный элемент исламской архитектуры

Арабо-мусульманская архитектура. Арки — обязательный элемент исламской архитектуры


 

Исламская архитектура. Стрельчатая арка

Главное преимущество стрельчатой арки в том, что она сосредотачивает давление свода в узкой вертикальной области, которое могло бы быть поддержано арочным контрфорсом, представляющим собой главную особенность европейской готической архитектуры. Это означало, что архитекторы могли облегчить стены и контрфорсы для поддержания полукруглых арок, которые ранее были более массивными. Среди других преимуществ — уменьшение бокового давления на фундамент и возможность использовать шелыги арок сводов для любого плана этажа здания.

Многие считают, что стрельчатая арка, как основной элемент готического стиля в архитектуре, была изобретением европейцев, пытавшихся преодолеть проблемы в романских сводах. Однако, проект этой арки был привезён в Европу амальфитанскими купцами из Каира через Сицилию. Они торговали с Египтом в 1000 году, и именно здесь находилась красивая мечеть Ибн-Тулун (Каир) с массивными стрельчатыми арками. В Европе этот элемент был впервые использован в крытом входе аббатства Монтекассино (1071 год), которое щедро финансировалось теми же купцами.

В конце 11 века Монтекассино стало местом уединения тунисских христианских ученых, таких как Константин Африканский, о котором мы уже упоминали. Врач, переводчик и выдающийся ученый в области математики, науки и теологии, он также обладал богатыми познаниями в области мусульманских строительных техник династии Фатимидов в Северной Африке. Константин, несомненно, был одним из тех, чьё мнение повлияло на ход строительного процесса в Монтекассино.

Стрельчатая арка достигла севера тогда, когда Святой Хью, аббат монастыря Клюни на юге Франции, посетил Монтекассино в 1083 году. После пятилетней работы над третьей церковью Клюни, в ней насчитывалось 150 стрельчатых арок в проходах. Они были разрушены в 1810 году. Но путешествие арки на этом не закончилось, следующим человеком, звеном цепи архитектурного путешествия, стал настоятель Сугерий, который посещал Клюни в 1135 и 1144 годах. Он и его инженеры построили храм Сен-Дени – первое готическое здание.

Заимствование стрельчатых арок и других мусульманских мотивов двумя самыми влиятельными церквями Европы, Клюни и Монтекассино, благоприятствовало распространению этих элементов по остальной христианской Европе. Как и любая новая мода, веяние быстро распространилось на большей территории Франции, особенно на юге, а затем в Германии в середине 12 века, и в конечном счете в остальных уголках Европы. В Британии было много зданий со стрельчатыми арками: почти все из них являлись культовыми сооружениями.

Арабо-мусульманская архитектура. Арки - обязательный элемент исламской архитектуры

Арабо-мусульманская архитектура. Арки — обязательный элемент исламской архитектуры

Слева на право: Часть западного профиля Соборной мечети в Кордове после четвертого увеличения (961-976). Все изображённое выполнено кирпичной кладкой: плоская арка (перемычка) непосредственно над дверью, полукруговая подковообразная арка над ней, перекрестные глухие арки над панелями дверей, а также пятилопастные арки (пятилистник) над окном; часовая башня Биг Бен в Вестминстерском дворце (Лондон, 1859), иллюстрирующее заимствование пятилопастных арок.

 

Мусульманкая архитектура. Многолопастная арка

Именно в Самарре (Ирак) впервые была создана многолопастная арка еще до ее перехода в остальные мусульманские страны, включая Испанию и Сицилию, а затем в Европу. Впервые они появились на окнах мечети аль-Мутаваккиль, построенной в 848 и 849 годах в Самарре. Эти окна украшали ограду и были соединены пятилопастными декоративными формами арок.

Попав в Северную Африку и Андалусию, многолопастная арка стала очень популярной: ею украшали большинство мавританских зданий, в том числе и Кордовскую мечеть. С 10 века полюбившийся европейцам архитектурный элемент начал использоваться ими в оформлении своих зданий, в проектах и произведениях искусства. Наиболее популярной была арка в форме трилистника, которая использовалась для выражения концепции Троицы в христианстве. Мастеров Европы вдохновляли арки, наподобие тех, что находятся в мечети Кордовы.

 

Исламская арабская архитектура. Килевидная арка

После того, как полукруглые арки появились в Европе, одной из наиболее важных стала килевидная, известная в Европе как готическая. Эта элегантная конструкция представляла собой стилизованное развитие стрельчатой готической арки. Закругление арки строилось в виде формы двух «S». Она использовалась в основном для украшения зданий, и иногда оформлялась каменным узлом в верхней части. Арки, разработанные в мусульманской Индии, попали в Европу в 14 веке, став особенно популярными в поздней готической архитектуре (16 век) Венеции, Англии и Франции.

В Англии вы можете встретить эти арки повсюду. Многие церкви и соборы были декорированы ими, а также они использовались в форме архитектурных обломов. Они применяются в качестве элементов декоративных решёток, парадных входов, и в других конструкциях позднего готического стиля.

Специально для Islam-Today.ru

Мусульманская исламская архитектура

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Мусульманская архитектура. Строительные приёмы: Конструкции с крышами на аркадах | Архитектура и Проектирование

Строительные приёмы в мусульманской архитектуре: Конструкции с крышами на аркадах. Формы аркад: Стрельчатая арка. Подковообразная арка. Килевидная арка. Трехлопастная арка. Система аркад: Многоярусные и переплетающиеся арки. Арки с ажурными тимпанами. Типы аркад в различных школах мусульманского искусства. Деревянные перекрытия: Террасы и крыши. Земляные сооружения с деревянным каркасом. Деревянные купола. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture 

В начале своего развития мусульманская архитектура воспринимала местные доисламские традиции зодчества. В Иране в основу раннемусульманской архитектуры были положены сасанидские традиции, в Сирии и Малой Азии — элементы византийской архитектуры, в Египте — коптской.

Мусульманское искусство, зародившееся в VII в., появляется в то время, когда школы византийской архитектуры уже вполне сложились; под их влияние оно и подпадает. Но в странах, в которых оно зарождается, византийское искусство еще не пустило глубоких корней. Вместо того чтобы воспринять византийские методы, мусульманское искусство обращается к тому источнику, из которого они произошли, и вдохновляясь принципами, господствовавшими в константинопольской архитектуре, приходит к комбинациям и формам, совершенно чуждым империи греков.

В течение VII и VIII вв. центрами мусульманской архитектуры были Дамаск и Каир. К IX в. центр этот перемещается в Багдад, а затем в Кордову.

Первые шаги мусульманского искусства можно проследить в Сирии. Ко времени завоевания ее там была господствующим типом сооружения терраса (плоская крыша) на аркадах, которая и поныне еще сохранилась в Дамаске и отличается от античной системы Хаурана (область к востоку от р. Иордана) только тем, что каменная крыша заменена деревянным настилом. К этой системе, иранской по своему происхождению, относятся памятники первых веков исламизма; сводчатая мечеть появляется позднее и знаменует в истории мусульманской архитектуры второй период иранского влияния.

 

СТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ

КОНСТРУКЦИЯ С КРЫШАМИ НА АРКАДАХ

Представим себе аркады, поставленные параллельными рядами, а на аркадах — террасы или крыши с небольшим уклоном: таковы были первые мечети Египта, Сирии и Испании. Иранцы, строившие почти исключительно из кирпича, никогда не вводили в практику аркады на колоннах, — у них аркада покоится на квадратных каменных столбах; наоборот, арабская аркада почти всегда опирается на колонны.

Формы аркад

Независимо от полуциркульной арки, мусульмане часто употребляют подковообразную арку (рис. 60, В), очень редко встречающуюся в византийской архитектуре, а также стрельчатую арку (А), совершенно чуждую Византии.

Стрельчатая арка — Стрельчатая арка, которую мы встречали в сасанидском Иране, — обычная форма арабской арки.

В отношении распора применение этой формы знаменовало бы действительный прогресс, если бы арабы не ослабили ее преимуществ неудачным расположением швов кладки, линии которых все сходятся в одном  центре (А).   Отметим, впрочем, что эта ошибка никогда не встречается в сводах из тесаного камня, где она повлекла бы за собой осложнения в отеске. И наоборот, она облегчает кладку кирпичных сводов, позволяя регулировать наклон рядов кладки при помощи простого шнура, укрепленного в точке А.

Подковообразная арка — Конструкция подковообразной арки имеет подобную же особенность: линии швов кладки сходятся в центре В, который не совпадает с центром кривизны.

Рис. 60
Рис. 61

Подковообразную арку мы встречали в сассанидских конструкциях Ктезифона. Там же следует искать и ее зарождение.

Опоры арки (рис. 61, М) имеют на уровне ее пят уступ R для установки кружал. По окончании работ каменщиков внутренняя поверхность арки покрывалась штукатуркой. Естественно было воспользоваться этой штукатуркой для обработки уступа в виде ската, составляющего продолжение внутренней поверхности арки. Эта форма перехода и породила очертание арки в виде подковы, причем у арабов это очертание пережило самый строительный прием.

Трехлопастная арка — Происхождение трехлопастной арки (рис. 61, N) объясняется соображениями того же порядка. В стране, где леса редки, кружало используется только для верхней части арки, причем оно устанавливается на консолях S, выступающих на внутренней поверхности арки. По окончании работ консоли не уничтожаются, а сохраняются и обрабатываются штукатуркой; подобная обработка сама по себе придает внутренней поверхности арки трехлопастную форму, столь характерную для арабского искусства.

Килевидная арка  — поздний вариант, заимствованный, без сомнения, из Индии. Совершенно необъяснимая в арабской постройке из кирпича, килевидная арка была уместна в такой архитектуре, как индийская, которая пользуется напуском рядов каменной кладки. Применение ее в последний период арабского искусства является неоправданным подражанием и одной из конструктивных ошибок, характерных для эпохи упадка.

Система аркад

Многоярусные и переплетающиеся арки — Мы подходим к странному на первый взгляд расположению арок, то поднимающихся ярусами, то переплетающихся между собой, как это изображено на рис. 62. Такое расположение исходит из необходимости достигнуть значительной высоты аркады при колоннах малого размера.

В Кордове на первый ярус колонн попросту поставили второй ярус столбов (чертеж А) или колонн (чертеж В). Но такую надстройку можно было возвести только за счет уменьшения устойчивости; чтобы избежать при этой конструкции возможных искривлений, стали прибегать к промежуточным аркам. Происхождение двойного ряда арок, указанных на чертеже А, объясняется именно этим обстоятельством.

Затем, когда принцип уже был установлен, естественно возникала мысль соединять попарно составные подпорки при посредстве переплетающихся арок; отсюда получился вариант В (переплетающиеся арки обозначены на рисунке пунктиром). Этот новый способ имел то преимущество, что обеспечивал большую жесткость конструкции и во всех отношениях был рационален.

Если вырезать фестонами переплетающиеся арки, получатся поразительные по своему эффекту аркады Кордовской мечети со всеми их деталями. Фестоны (рис. 63, С) могут быть получены при посредстве выступов кирпичной кладки, обработанных штукатуркой.

Арки с ажурными тимпанами. — Такого рода арки без тимпанов, действительно, подвержены опасности деформации. Чтобы сделать более устойчивыми арки в их верхней части и в то же время использовать их для несения крыши, в Альгамбре (рис. 63, М) возвели над ними тимпаны из кирпичей в виде решетки, ячейки которой заполнены декоративными панно.

Типы аркад в различных школах мусульманского искусства

Все эти различные типы аркад четко классифицируются по школам. Иранская аркада почти всегда имеет профиль стрельчатой формы. Аркада Сирии, Египта и Испании сохраняет до IX в. полуциркульное или подковообразное очертание; стрельчатый свод едва намечается в так называемой мечети Амру, где вершина арок имеет чуть заметный перелом; в Египте стрельчатый свод начинает преобладать только со времени мечети Ибн-Тулун (конец IX в.).

Рис. 62
Рис. 63  

Испанская школа почти полностью отказывается от стрельчатой арки. Зато ей свойственны переплетающиеся арки, изображенные на рис 62, В, которые типичны для Кордовы, и ажурные тимпаны Альгамбры (рис. 63, М). Трехлопастные арки обыкновенно встречаются только в Испании и в странах африканского побережья, граничащих с Испанией, — в Марокко и Алжире.

 

Деревянные перекрытия

Террасы и крыши — По своей конструкции террасы пред­ставляют обыкновенный брусчатый настил, поддерживающий посредством досчатого настила слой глины, который служит защитой от зноя и дождя. Крыши со скатами составляют исключение и бывают двух типов: архаического типа фермы, где ригель несущий, и римского, где ригель служит затяжкой.

К первой системе, в которой отразилась древнейшая традиция, принадлежат крыши, перекрывающие улицы Дамаска (рис. 64, А). Остатки первоначального перекрытия мечети в Кордове указывают на существование ферм с затяжками; фермы больших арабских сооружений, вероятно, мало отличались от тех, которые нам придется описывать, когда мы будем говорить о церквах Сицилии, представляющие собой смешение арабской, латинской и византийской архитектур.

Для потолочных балок и для настила террас не было иного материала, кроме стволов пальм; но пальмовое дерево — худшее из всех сортов, и поэтому, не полагаясь на его   собственную   прочность,   пальмовые   стволы   укладывали между двумя поставленными ребром толстыми досками (рис. 64, В). Этот прием оставил свой след в округленном профиле большей части балок из хорошего дерева и в сохранившемся у арабов обычае обшивать эти балки досками.

Рис. 64

Рис. 65

Земляные сооружения с деревянным каркасом — Вместо сплошных настилов для террас арабы Сахары довольствуются (причем это решение допустимо только для очень небольших масштабов) остовом из пальмовых стволов, на котором они посредством намета известкового раствора лопаткой, без всяких кружал, возводят кессонное перекрытие из земли, обработанное снизу в виде монастырских сводов. Пример, приведенный на рис. 65, А, заимствован из Тугуртской мечети; детали, данные на том же рисунке, взяты из смешанных конструкций из земли и пальмового дерева, распространенных в пустынях Африки.

Деревянные купола — Наконец, арабы применяют в своей архитектуре судостроительные приемы; так, деревянный купол мечети Эль-Сахра в Иерусалиме построен на основе приемов, явно заимствованных из корабельной конструкции.

Рис. 66

Эта мечеть (рис. 66)  представляет собой ротонду; перекрывающий ее купол состоит, как показано на детали А, из двух оболочек, помещенных одна в другую и совершенно независимых друг от друга. Каждая из них напоминает корпус судна и снабжена ребрами, которые соответствуют «ребрам» корабля; горизонтальное перекрытие укрепляет эти ребра, а борты их обшиты досками.

Надпись устанавливает дату этого купола — 1022 г. н. э. Мечеть Эль-Акса, относящаяся к этой же группе сооружений, воспроизводит приблизительно в то же самое время те же приемы деревянного купола.

Купол мечети Эль-Сахра заменяет собой более древний купол, рухнувший во время землетрясения, что позволяет нам датировать этот тип ранее XI в.; весьма возможно, что принцип его заимствован из сооружений центральной Сирии, как, например, из собора в Босре, где незначительная толщина стен купольных барабанов доказывает, что на них покоились деревянные купола. 

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Мастерим арки в восточном стиле

Встала передо мной задачка в виде декорирования стены в кафе в восточном стиле. Сразу захотелось сделать ниши, витражи, подсветку и много всего, но не судьба этому сбыться поскольку гипсокартоновая стена уже имелась, пространства за ней для ниш маловато, да и переделка — дело долгое и дорогое. В итоге долгих раздумий родилась идея декорировать стену накладными элементами в форме арок с орнаментом в восточном стиле, а на оставшуюся часть стены и примыкающую к ней стену нанести золотой орнамент. Итак, макет родился:)

Мастерим арки в восточном стиле, фото № 1

Материалы, которые понадобились мне для работы:

— вспененный пластик, 2 листа размером 2х3 метра;
— клей для пластика;
— грунт акриловый с мелкой фактурой;
— краска алкидная без белого пигмента;
— оранжевый колер;
— художественные акриловые краски, в том числе темное и светлое золото;
— контуры по стеклу и керамике;
— защитный лак на водной основе;
— мозаика белая, серебряная и золотая;
— жидкие гвозди;
— затирка для плитки бежевого цвета. На первом этапе нужно было разрезать пластик и собрать сами арки. Арок три, две из них широкие высотой 192 см и шириной 150 см и одна узкая высотой 192 см и шириной 120 см. Каждая арка собиралась из трех частей пластика, на рисунке привожу раскрой на одну широкую арку, с узкой все аналогично.

Мастерим арки в восточном стиле, фото № 2

После того, как пластик разрезан на детали (режется ножом), его необходимо склеить клеем для пластика. Аккуратно совмещаем детали арки, подрезаем где выступает, наносим клей, прижимаем детали друг к другу чем-нибудь тяжеленьким минут на 15, опять подрезаем, если где то не идеально совместилось и все, можно грунтовать. Грунт берем тот, который легко ложится на пластик, на упаковке это должно быть написано. У меня был грунт с мелкой фракцией песка, нанесла в один слой с лица, этого достаточно. Теперь можно приступать к покраске внутренней части арки в основной оранжевый цвет. В целях экономии краски крашу края валиком, средину там где будет рисунок оставляю нетронутой.

Мастерим арки в восточном стиле, фото № 3

Сразу хочу предупредить что арки у меня лежат на полу и соответственно при фотографировании их формы несколько искажены. После того как первый слой краски оранжевого цвета высох наношу второй слой и даю высохнуть. Теперь пришло время трафарета. Я делала трафарет по рисункам, найденным на просторах интернета. У меня два вида рисунка: один на центральную узкую арку и один на две широких боковых арки. Распечатала рисунки на принтере, склеила и на обратную сторону приклеила самоклеящуюся пленку для прочности.

Мастерим арки в восточном стиле, фото № 4

По итогам работы с самодельными трафаретами поняла что лучше без них. Краска подтекает под трафарет, потом приходится подправлять рисунок. Пленка дает прочность и удобство при вырезании, но никакой помощи при нанесении краски не оказывает. Второй раз этот трафарет лучше не использовать. Я наносила узор через трафарет в несколько этапов. Вначале вырезала центральную круглую часть, прикрепила трафарет без круга к арке и покрасила в бордово-малиновый цвет.

Мастерим арки в восточном стиле, фото № 5

После того как круг высох, вложила круглую средину с вырезанными элементами и начала последовательно наносить краски.

Мастерим арки в восточном стиле, фото № 6

Мастерим арки в восточном стиле, фото № 7

Вот что у меня получилось в итоге:)

Мастерим арки в восточном стиле, фото № 8

То же самое делаю на второй широкой арке и таким же способом наношу узор на узкую арку. Только этот трафарет я уже не проклеиваю пленкой. Вот результат:)

Мастерим арки в восточном стиле, фото № 9

Ну вот и пришла пора переходить к украшательству 🙂 Я решила это сделать с помощью контуров по стеклу и керамике. Рисунок получился плосковат, захотелось ему добавить объема точечками в стиле «Point-to-point». И вот вооружившись контурами я начала проходить весь рисунок по краю узора 🙂

Мастерим арки в восточном стиле, фото № 10

Мастерим арки в восточном стиле, фото № 5

Для придания еще большего восточного колорита я решила декорировать окантовку рамки (те узкие детали, которые я наклеивала на основную деталь) мозаикой. Изначально планировалось что вся мозаика будет белой, но в магазине не нашлось нужного количества белой мозаики и пришлось выдумывать. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло! Попалась мне в дополнение золотая, серебряная и смешанная серебряно-золотая стеклянная мозаика. Раскладываю все до последнего кусочка создавая несложный узор. Стеклянная мозаика просто замечательно выглядит и украшает белую 🙂 Выкладываю… Оставляю пустые места под шурупы для крепления на стену.

Мастерим арки в восточном стиле, фото № 12

Любуюсь:)

Мастерим арки в восточном стиле, фото № 13

Итак, все три арки выложены мозаикой на жидкие гвозди, клей окончательно высох, пришло время монтировать арки на стену 🙂 Пока я трудилась над созданием арок часть работы происходила непосредственно в кафе. Стены были покрашены в основной цвет слоновой кости и на них был нанесен узор темно-золотой краской. Нижняя часть стен покрашена в коричневый цвет и отделяет диванную зону.

Мастерим арки в восточном стиле, фото № 14

Слева на фото видна одна из арок с тыльной стороны. Временный каркас из бруса был сделан для транспортировки до места для избежания деформации арок. Пока арки были на каркасе я прогрунтовала их с тыльной стороны универсальнйо грунтовкой, которая хорошо ложится на пластик. Это необходим для лучшего сцепления поверхности арки со стеной при приклеивании. Пришла пора снимать арки с каркаса и крепить на стену. Крепим на жидкие гвозди и шурупы, к шурупам берем дюбеля-бабочки для крепления наших арок на гипсокартон.
Параллельно с креплением арок дорисовываем полосы под потолком, на стенах и вокруг арок золотой краской в цвет узора на стенах.

Мастерим арки в восточном стиле, фото № 15

Вот что у нас получилось:)

Мастерим арки в восточном стиле, фото № 16

После того как арки закреплены и шурупы замаскированы мозаичными элементами, начинаем затирать мозаику бежевой затиркой.

Мастерим арки в восточном стиле, фото № 17

Затем удаляем остатки затирки с мозаики, подкрашиваем внешний торец арки краской цвета слоновой кости, внутренний торец арки оранжевой краской и наслаждаемся красотой, не дожидаясь пока высохнет затирка.

Мастерим арки в восточном стиле, фото № 18

Мастерим арки в восточном стиле, фото № 19

Мастерим арки в восточном стиле, фото № 20

Мастерим арки в восточном стиле, фото № 21

Арабская архитектура картинки и фото — История архитектуры

Автор landingclub На чтение 5 мин. Опубликовано

Большая мечеть Омейядов в Дамаске. Внутренний вид. Начало VIII в.

Мечеть Чар Минар. Хайдарабад. Индия

Минарет Масуда III в Газни. Афганистан. XI — XII вв.

Минарет аль — Мальвия в Самарре. IX в.

Стамбул. голубая мечеть

Существуют также другие виды мечетей. После захвата турками Византии некоторые турецкие архитекторы взяли за образец византийские храмы. Так, например, в Стамбуле, бывшем Константинополе, напротив храма Святой Софии была построена так называемая Голубая мечеть которая повторяет Софию в своих основных чертах. Некоторое влияние на мусульманскую архитектуру имела индийская культурная традиция. Очень своеобразными являются мусульманские памятники в отдаленных регионах Африки.

Кроме мечетей, в мусульманских странах строились также медресе — религиозные учебные заведения, их архитектура в своих основных чертах напоминает дворовые мечети, галереи здесь просторные и разделены на отдельные помещения — худжры.

Строя дворцы, мусульманские архитекторы также исходили из того, что главное в них не внешний вид, а то, что спрятано внутри. Конечно, это не означает, что внешние стены вовсе не украшались, но сравнительно со сложной внутренней организацией дворцов они выглядят довольно скромно. Их основная функция — отделить обитателей дворца от внешнего мира, создать ощущение особого сказочного пространства. Один из выдающихся памятников такой архитектуры — Альгамбра, комплекс дворцов в Гранаде, последнем оплоте мусульман в Испании.

Медресе Шир — Дор. Самарканд. XVII в.

Альгамбра. Общий вид

Двор Куарто Дорадо в Альгамбре

Характерной деталью большинства памятников мусульманской архитектуры являются многочисленные аркады. Арки использовались разные. Распространенной была арка стрельчатой формы, но менее вытянутая, чем в готической архитектуре Западной Европы. Для испанских сооружений характерна подковообразная арка, то есть такая, которая по форме напоминает разорванный внизу круг. Такую своеобразную арку архитекторы арабской Испании позаимствовали у вестготов, народа, владевший Испанией накануне арабского завоевания.

Архитектурные сооружения, как правило, украшались красочными мозаиками, в выполнении которых арабы достигли большого мастерства. Мусульманские мозаики отличаются от европейских прежде всего тем, что в отличие от европейских они не являются сюжетными. Причина этого религиозная. Коран, священная книга ислама, запрещает воспроизводить изображения людей и животных. Считается, что тот, кто пытается создать такое изображение, хочет сравняться с Богом.

Капители колонн во дворе Львов. Альгамбра

Поэтому искусство мозаики в мусульманских странах пошло путем развития орнамента, то растительного, то вообще геометрического, но всегда очень сложного и причудливого.

Тронный зал башни Комарес

Своеобразным жанром изобразительного искусства являются так называемые арабески — надписи, делали на стенах, вплетая буквы в сложный узор мозаики. Для арабесок выбирали отрывки из Корана или стихи известных поэтов.

Двор Львов (Альгамбра)

Северный портик миртового двора (Альгамбра)

Кафельное панно тронного зала. деталь

Декор Зал двух сестер. Детали поэмы Ибн Зумрука

Существенную часть архитектурных сокровищ мусульманского мира составляют многочисленные мавзолеи — погребальные сооружения. Многие путешественники по странам ислама обращали внимание на большие, крепко построены некрополи, города мертвых, у маленьких и бедных поселков. Пожалуй, только древние египтяне придавали смерти и погребения большее значение, чем средневековые мусульмане. Как правило, мавзолеи — это кубические в плане сооружения, увенчанные куполом. Но опять-таки, в разных странах существовали различные вариации.

Декор Зал двух сестер. Детали поэмы Ибн Зумрука

Гур — Эмир в Самарканде. Усыпальница Тимура и Тимуридов. Построена в 1404- 05рр.

Очень много средневековых мавзолеев сохранилось в странах Средней Азии, бывших советских республиках. Но самый известный в мире мусульманский мавзолей — Тадж — Махал — был возведен в XVII в. в индийском городе Агра, столице династии Великих Моголов. Его построили по приказу правителя Шах — Джахана в память его любимой жены. Великие Моголы, к которым принадлежал Шах — Джахан, имели обыкновение приглашать к себе строительных мастеров из разных стран. Особое предпочтение они отдавали персидским (иранским) мастерам. Итак, архитектуру мавзолея трудно отнести к сугубо индийской. Кто-то из индийских мыслителей даже назвал его «душой Персии в теле Индии». Строительным материалом для Тадж — Махала служил белый полупрозрачный мрамор лучшего качества. Из мрамора сделан и большой лукообразный купол, венчающий здание. Нежные светлые оттенки материала и глубокие арочные ниши прорезают фасад, создают впечатление легкости, почти невесомости. Вся достопримечательность отражается в зеркальной поверхности большого бассейна, расположенного перед главным фасадом. Неотъемлемой частью ансамбля является стройные кипарисы, окружающих мавзолей.

Самарканд. Шахи — Зинда. Ансамбль мемориально — культовых зданий.

Самарканд. Мемориальный ансамбль Шахи — Зинда. Виды на мавзолей Эмир — Заде

Завершая общий обзор архитектуры исламского мира, стоит остановиться еще на одном типе памятников. Это так называемые «замки пустыни» — укрепленные резиденции халифов и знати, которые строились в определенной удаленности от крупных городов. Когда-то они обеспечивались водой искусственно, сейчас их заносят пески, пока кому-то из археологов не удастся встретить такой ​​памятниек Большая часть их расположена на территории Сирии и Иордании. «Замки пустыни» представляют собой квадратные в плане сооружения, основной объем которых дополняется угловыми башнями круглой формы. С трех сторон стены замка глухие и почти лишены украшений. С четвертой стороны находится ворота, украшенные вырезанным в камне орнаментом. Образцом такого памятника является замок Каср аль — Хейр аль — Гарби, раскопанный в Сирийской пустыне в 1936 году. Это массивное сооружение было полностью перенесено в Дамаск, где его можно видеть в саду Национального музея.

Тадж — Махал

Замок Каср аль — Хейр аль — Гарби в Иордании. VIII в.

45.Типы арабских арок.

Первые мечети Египта, Сирии, Испании имели простое конструктивное решение: залы заполнялись аркадами, поставленными параллельными рядами. Аркады покрывались плоскими крышами с небольшим уклоном. Иранцы, строившие почти исключительно из кирпича, никогда не вводили в практику аркады на колоннах, у них аркада покоится на квадратных в сечении каменных столбах. Наоборот, арабская аркада почти всегда поставлена на колонны.Независимо от полуциркульной арки арабы часто применяли подковообразную, а также — стрельчатую арку. Стрельчатая арка, часто встречавшаяся в сасанидском Иране, обычная форма арабской арки. Линии швов кладки обычно сходятся в одном центре. Наклон рядов кладки легко регулируется при помощи простого шнура. Подковообразная арка впервые появилась в сасанидском Ктесифоне. Опоры этой арки имеют уступ на уровне её пят для установки кружал. Внутренняя поверхность арки покрывалась штукатуркой. Уступ обрабатывался штукатуркой в виде ската, составляющего продолжение внутренней криволинейной поверхности арки. Так родилась форма, пережившая строительный приём. В странах, где лес редкость, кружало использовалось только для верхней части арки, причём оно устанавливалось на консолях, выступающих на внутренней поверхности арки. По окончании работ консоли не уничтожали, а обрабатывали штукатуркой. Такая обработка придаёт внутреней поверхности арки трёхлопастную форму. Килевидная арка – поздний вариант, заимствованный из Индии, образуется напуском рядов каменной кладки. Фестончатые арки могут быть получены при посредстве выступов кирпичной кладки, обработанной штукатуркой. Арки группируются в различные системы аркад. Наиболее древняя схема гипостильного зала мечети Амру в Каире (VII в.), где распор арок воспринимается затяжками. В конце каждого ряда арок – двойная колонна. В мечети Омейядов в Дамаске нефы разделены двумя рядами больших аркад. Над ними — маленькие аркады, служащие для разгрузки плоскости стены. Для достижения значительной высоты аркады при колоннах малого размера применялись многоярусные и переплетающиеся арки. В Кордовской мечети на первый ярус колонн поставлен второй ярус столбов или колонн. Такую постройку можно было возвести только за счёт уменьшения устойчивости. Чтобы избежать возможных искривлений, стали прибегать к промежуточным аркам. Затем, когда принцип был установлен, стали соединять попарно составные подпорки при посредстве переплетающихся арок. Этот способ имел то преимущество, что обеспечивал большую жёсткость конструкций, и во всех отношениях был рационален. Чтобы облегчить несомую конструкцию и сделать более устойчивыми арки в их верхней части, а также использовать их для несения крыши, над ними возводили тимпаны из кирпича в виде решётки, ячейки которой заполняли декоративными панно. В Иране в большинстве случаев используется стрельчатая форма арки. В Сирии, Египте, Испании до IX в. сохраняется полуциркульное или подковообразное очертание. В Египте стрельчатое очертание начинает преобладать только с конца IX в. В Испании, Марокко, Алжире преобладают переплетающиеся и арки с ажурными тимпанами, а также — трёхлопастные и фестончатые.

46.Формы куполов.Системы куполов получили в арабской архитектуре широкое применение. Переход от четверика стен к куполу осуществляется у них различно, но в основе лежат две основные конструкции: парус и тромп. Считается, что различные формы арабских куполов являются вариациями иранского свода. Нормальный иранский купол имеет очень повышенный профиль и напоминает по форме яйцо. Часто купол, сферический в своей нижней части, в вершине принимает форму конуса. Такой купол по аналогии с подобной формой арки называется стрельчатым. Конструкция купола иногда выполняется пустотелой – состоящей из двух кирпичных оболочек, связанных при помощи распорок и переплетающихся арок. Таким образом, получается более лёгкий свод с меньшим распором. Примером может служить купол мавзолея Олджейту в Солтание (Иран). Конический купол появился в Армении около X в., а в XI в. его заимствуют турки-сельджуки. Используя кирпич, они придают ему ребристую поверхность и применяют складчатую облицовку, увеличивающую прочность свода и усиливающую декоративный эффект. Ячеистый купол с горизонтальными рядами кладки состоит из маленьких ниш, поднимающихся выступами одна над другой. Таким куполом увенчан мавзолей Зубейды в Багдаде. Луковицеобразный купол, профиль которого едва намечался в деревянном своде Куббат-Ас-Сахра, приобретает существенное значение только в Иране около XVI в., в то время, когда ислам проникает в Индию. По-видимому, эта форма и была заимствована из Индии, где он встречается в более раннюю эпоху.

Машрабия — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Машрабия в египетском стиле

Машрабия (араб. مشربية‎ или араб. شناشيل‎) — элемент арабской архитектуры, представляющий собой узорные деревянные решетки, закрывающие снаружи окна, балконы, либо используемые как ширмы или перегородки внутри здания.

Машрабия как элемент возникла в Багдаде в XII веке н. э.

  • Само название машрабия происходит от арабского слова «машраба» (кувшин). Машрабия служит местом для хранения питьевой воды в кувшинах, выполненных из пористой глины. Вода, просачиваясь сквозь стенки этих сосудов, образует на них большую смоченную поверхность испарения, благодаря чему содержимое кувшинов остается прохладным, а омывающие такие поверхности воздушные потоки охлаждаются. Такой способ испарительного охлаждения применялся еще 2500 лет до н. э. в египетских дворцах.

Изначально машрабии представляли собой каменные коробки типа эркеров, устраиваемые перед окнами жилых домов; они выступали из стены наружу на 20-70 см и имели три вертикальные стенки с множеством небольших сквозных отверстий, через которые внутрь машрабии поступал воздух. В окнах нижнего этажа в машрабии обычно находится эркер с дверцей. Туда ставили кувшин с водой, и каждый прохожий мог напиться.

Впоследствии наряду с каменными стали применять и деревянные машрабии, ограждения которых состояли либо из многочисленных открывающихся створок, либо из целых решетчатых деревянных панелей.

Решетка обеспечивает беспрепятственное проникновение во внутренние помещения потока свежего воздуха, и в то же время надежно защищает от палящих солнечных лучей, не мешая хорошему обзору окрестностей.

Детали решетчатых вставных полотен выточены и набраны таким образом, чтобы снаружи они были непроницаемы, но просматривались изнутри.

Распространено утверждение, что машрабия предназначалась для отделения помещений для женщин от остальной части дома, или использовалась как окно-вуаль восточной женщины. Однако машрабия не является исключительно элементом исламской архитектуры: так, машрабией прикрыты окна Коптского музея и окна в домах христиан в Старом Каире, а также окна Коптского православного собора Святого Марка в Каире и др.

Решётчатый фасад по принципу машрабии реализован при строительстве небоскребов Al Bahar в Абу-Даби, ОАЭ, что позволило обеспечить прохладу в офисных помещениях при условии 50-градусной жары.

Мушараби // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *