Античный стиль википедия – «Что такое Античность? Почему Античность так называется и какая история у этого слова? Откуда произошло слово Античность? » – Яндекс.Знатоки

Содержание

Поздняя Античность — Википедия

Поздняя Античность — завершающий этап античной цивилизации, период средиземноморской и (также, но в меньшей степени) мировой истории, обычно ограничиваемый III—VI веками н. э.

Распад и падение Западной Римской империи в 476 году и Великое переселение народов (обычно описываемых как «варварские») с окраин континента положили условный конец периоду поздней Античности, но не уничтожили её богатого наследия, к которому относится, в первую очередь, распространение и упрочение позиций христианства, но также запечатление памяти (в основном, в многочисленных письменных источниках) об Античности эпохи её расцвета. За периодом поздней Античности последовали Средние века, а точнее, раннее Средневековье.

Термин «поздняя Античность» (нем. Spätantike) вошёл в широкое употребление благодаря исследованиям выдающегося немецкого историка и социолога Макса Вебера, хотя другой не менее известный учёный, швейцарский культуролог Якоб Буркхардт употреблял похожий термин «spätantike Zeit» уже в 1853 году (в книге «Век Константина Великого»). С начала 1970-х годов в Великобритании (работы Питера Брауна) поздняя Античность (Постклассический мир) стала пониматься как самостоятельная историческая эпоха (в широких хронологических рамках, с III по середину VII вв.; в узких — IV—VI вв.), характеризующаяся сложным взаимодействием и переплетением старого и нового, а не просто как финал Античности и генезис Средневековья. На смену концепции падения Рима и рождения Средневековья как катастрофического события пришла концепция медленного и сложного переформатирования и сосуществования самых разных, зачастую разнонаправленных тенденций.

Точные границы поздней Античности определить невозможно. Нижней границей обычно считается вступление на престол римского императора Диоклетиана (284), установившего политический режим неограниченной личной власти — доминат. Верхнюю границу в западной части империи традиционно связывают с окончанием правления Ромула Августа (476), с вторжением готов Теодориха, или с приходом лангобардов в Италию (568). Верхнюю границу поздней Античности

в восточной части империи условно проводят в год смерти Юстиниана (565), но чаще связывают с переворотом Фоки в 602 году или с арабским вторжением в Византию начиная с 630-х годах (в частности, в Передней Азии и странах Северной Африки именно арабские завоевания считаются окончанием древней истории этих стран).

Границы поздней Античности варьируются в конкретном геополитическом контексте отдельно взятой страны, народа или региона. Античная цивилизация в Восточной Римской империи зародилась раньше и угасла позже, чем в западной части, где её уклад разрушили вторгнувшиеся германцы. Тем не менее античное культурное наследие довольно хорошо сохранилось в быту, культуре, языке и науке большинства современных романских народов, а от них передалось и другим народам, проникшим в страны Средиземноморья позднее (южные славяне, арабы, турки, берберы, евреи).

Поздняя Античность на латинском Западе[править | править код]

Периоду поздней Античности предшествовал золотой век Античности (I в. до н. э. — I в. н. э), эпоха многобожества, расцвета классической греко-римской культуры и литературы. Но в I в. н. э. ранние христиане уже начали свою деятельность на востоке империи, за 20-30 лет апостольской проповеди проникнув в Рим, Африку и другие провинции востока и запада. В период Поздней Античности христианство стало государственной религией империи (в конце IV в. в результате ряда указов императора Феодосия Великого). Кроме того, во времена поздней Античности внутри самой империи началось постепенное смещение центра культурной и экономической жизни из Средиземноморья в северо-западную часть — Римскую Галлию и Прирейнские области (Германия). Позднеантичная Галлия стала ведущим регионом Западной империи как в экономической, так и в культурной сферах. Скорее всего, это было связано с истощением ресурсов маловодного средиземноморского региона, где к этому времени уже были вырублены многие исконные леса, а также с исчерпанностью возможностей экономики Италии, где со II в. н. э. стали исчезать крупные рабовладельческие хозяйства в связи с прекращением притока рабов и переходом к более мягким формам эксплуатации. В связи с римской колонизацией уже к I в. н. э. завершился процесс античной романизации многих дороманских народов (кельты, этруски, оски, иберы и др.). Латынь получила широкое распространение от Атлантического океана до Чёрного моря, приобретая в провинциях местную окраску (вульгарная латынь). После исчезновения римской политической власти в провинциях и формирования германских королевств с V—VI веков началось постепенное формирование новых романских народов, ставших хранителями античных традиций в Средние века и Новое время. В период поздней Античности латинский язык ещё бытовал как живой в своей позднеантичной фазе и породил весьма обширную литературу, как христианскую, так и языческую.

Многие элементы классической греко-римской Античности (имперская государственность, военная организация, право, города, муниципальное самоуправление, обычаи повседневной жизни, литература, школы и т. д.) довольно долго и хорошо сохранялись в малоазиатском ядре Восточной Римской (Византийской) империи, особенно в Константинополе и других крупных малоазиатских городах (Никея, Смирна, Никомедия), крупных островах Эгейского моря, городах Сирии, Египта. В бывших владениях Западной Римской империи античная культура поддерживалась по всем латиноязычным регионам, но особенно хорошо сохранилась в Южной Италии и Равенне, благодаря деятельности Византийской империи, когда император Юстиниан попытался восстановить власть империи и античные порядки, в том числе рабство, в западной части бывшей империи в VI веке, временно отвоевав большую часть её прежних владений на Западе. Хотя рабство сохранялось и в средние века, на смену рабам уже во времена поздней Римской империи пришли полузависимые колоны. В повседневной жизни жителей больших городов Востока (Константинополь, Александрия, Антиохия, Газа, Берит, Афины и др.), несмотря на завершение христианизации, продолжали в значительной мере сохраняться античные быт и нравы, особенно в сфере частной жизни (культ предков и сохранение домашних алтарей, свадебные обряды с шумными пирами и шествиями; пережитки античных праздников — Брумалии, Розалии, Бриты; театральные представления, профессиональная проституция и др.). Можно отметить существование определённого двоеверия в этот период.

Процесс трансформации античного общества в Средневековое, в цивилизацию нового типа — из числа самых сложных проблем в исторической науке. Одним из наиболее важных и неизученных аспектов этой проблемы является, прежде всего, восприятие и интерпретация этого процесса современниками. В последние десятилетия поздняя Античность IV—VI вв. представляется если не в полной мере самостоятельной цивилизацией, то, по крайней мере, субцивилизацией, постклассическим миром. Авторами новой концепции (Late Antiquity; Postclassical World) являются такие историки поздней Античности, как Питер Браун, Эврил Кэмерон, Алан Кэмерон, Гленн Бауэрсок и др. Новое в исследовании позднеантичной эпохи связывается с восприятием её как отдельного целостного периода истории, а не просто транзитивного (переходного) времени. Ещё одно существеннейшее достижение этой школы — попытка вычленения старых, классических, и новых, медиевальных элементов исторического процесса в их динамическом взаимодействии (система «континуитет — дисконтинуитет»).

Данным периодом как приоритетным в настоящее время в России занимаются (с достаточно четким различением латинского Запада и Ранней Византии) — В. И. Уколова, А. А. Чекалова, П. П. Шкаренков (Москва), Г. Е. Лебедева (Санкт-Петербург), В. В. Серов (Барнаул), И. Ю. Ващева (Нижний Новгород), А. С. Козлов (Екатеринбург), Н. Н. Болгов, Е. В. Литовченко (Белгород). В целом в России традиционно сохраняется все же скорее дискретное понимание Античности и византинистики. В отечественной науке новая парадигма была воспринята с большой осторожностью, а разделение между антиковедами и византинистами в целом сохраняется.

Те же подходы, в общем, характерны для Франции и Италии (Ж. Бокам, Д. Лауритцен, К. Цукерман, Д. Фиссель, Д. Ланиадо, Э. Амато, А. Корселла и др.). В США, Австралии, Израиле наблюдается стремление связать как британскую, так и франко-итальянскую методику, но ближе к британской (Р. Пенелла, Р. Крибиоре, Ф. Чикколелла, Дж. Кларк, Б. Кроук, Б. Биттон-Ашкелони и др.).

Кроме того, от этой эпохи сохранилось огромное количество письменных источников сравнительно с эпохой классической Античности. Большинство из них (исключая христианские богословские сочинения) не имеет современного полного научного комментированного перевода на русский язык (Сальвиан, Хорикий Газский, Корипп, Авит, Сидоний Аполлинарий, Иоанн Малала, Козьма Индикоплов, Целий Седулий, Эннодий, Роман Сладкопевец, Георгий Писида, Присциан, Харисий, Иоанн Лид, Гесихий, Иоанн Газский, Прокопий Газский, Эней Газский, Симмах, Фульгенций Мифограф, Стобей и др.). Парадоксально, что некоторые из этих текстов имели древнерусский перевод и читались в Древней Руси.

Важно отметить, что, несмотря на политическое разделение Запада и Востока, между ними сохранялось общее культурное пространство, хотя и немного нарушенное тем, что с конца VII века греческий язык, ранее бывший только языком Церкви, стал на Востоке государственным. Общее культурное пространство было сначала двуязычным греко-латинским, затем расширившимся за счет коптской, сирийской, армянской, готской и др. словесности. Сохранялось также ощущение политической общности, от которой эмансипировался только Карл Великий в IX веке, провозгласив себя императором — до этого королями Запада императором признавался только император римлян в Константинополе — а также создав западный «римский миф» и навязывая филиокве.

  • Brown P. The world of Late Antiquity. From Marcus Aurelius to Muhammad. — L., 1971
  • Late Antiquity. A Guide to the Postclassical World / Ed. by G.W. Bowersock, P, Brown, O. Grabar. — Cambridge Mass., 1999
  • Jones A.H.M. The Later Roman Empire. V. I—III. — L., 1964
  • Cameron, Averil. Continuity and Change in sixth-century Byzantium. — L., 1981
  • A History of Private Life. Vol. I: From Pagan Rome to Byzantium / ed. P. Veyne. — Cambridge, Mass. 1987
  • Clark, Gillian. Women in Late Antiquity: Pagan and Christian Lifestyles. — Oxford, 1993
  • Chuvin P. A Chronicle of the Last Pagans. — Cambridge, 1990
  • Trombley F.R. Hellenic religion and Christianization, 370—529. — Boston; Leiden, 2001
  • Курбатов Г. Л. Ранняя Византия IV—VII вв. — позднеантичное общество? // Вестник СПбГУ. Сер. 2. Вып. 2. 2001. — С. 3-20
  • Ващева И. Ю. Концепция Поздней античности в современной исторической науке // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2009. № 6 (1). — С. 220—231
  • Селунская Н. А. Late Antiquity: историческая концепция, историографическая традиция и семинар «Empires Unlimited» // ВДИ. 2005. № 1. — С. 249—253
  • Селунская Н. А. Осень Средневековья и Поздняя Античность: как антиковеды с медиевистами историю делили // Диалог со временем. 13. 2004
  • Ляпустина Е. В. Поздняя античность — общество в изменении // Переходные эпохи в социальном измерении. История и современность. — М., 2002. — С. 31-46
  • Болгов Н. Н. Поздняя античность: очерки истории и культуры. — Белгород, 2009
  • Литовченко Е. В. «Последние интеллектуалы» позднеантичной эпохи: традиция и транзитивность. — Белгород, 2011
  • Ващева И. Ю. Феномен «Церковных историй» в эпоху поздней античности / Автореф. докт. дисс. — Белгород, 2013
  • Уколова В. И. Античное наследие и культура раннего средневековья. — М., 1989
  • Болгов Н. Н., Смирницких Т. В., Сбитнева Ю. Н. Частная жизнь женщины в Ранней Византии. — Белгород, 2009

Античная литература — Википедия

Греческий поэт Софокл

Античная литература (от лат. antiquus — древний) — литература древних греков и римлян, которая развивалась в бассейне Средиземного моря (на Балканском и Апеннинском полуостровах и на прилегающих островах и побережьях). Её письменные памятники, созданные на диалектах греческого языка и латыни, относятся к I тысячелетию до н.э. и началу I тысячелетия н.э. Античная литература состоит из двух национальных литератур: древнегреческой и древнеримской. Исторически греческая литература предшествовала римской.

Одновременно с античной культурой в бассейне Средиземного моря развивались другие культурные ареалы. Античная культура стала основой всей западной цивилизации и искусства.

Параллельно с античной развивались другие древние культуры и, соответственно, литературы: древнекитайская, древнеиндийская, древнеиранская. Древнеегипетская литература переживала на тот момент период расцвета.

В античной литературе сформировались основные жанры европейской литературы в их архаических формах и основы науки о литературе. Эстетическая наука античности определила три основные литературные рода: эпос, лирику и драму (Аристотель), эта классификация сохраняет своё базовое значение поныне.

Мифологичность[править | править код]

Для античной литературы, как и для каждой литературы, берущей своё начало от родового общества, характерны специфические черты, резко отличающие её от современного искусства.

Древнейшие формы литературы связаны с мифом, магией, религиозным культом, ритуалом. Пережитки этой связи можно наблюдать в литературе античности вплоть до времен её упадка.

Публичность[править | править код]

Античной литературе присущи публичные формы существования. Её наивысший расцвет приходится на докнижную эпоху. Поэтому название «литература» к ней применяется с определённым элементом исторической условности. Однако именно это обстоятельство обусловило традицию включать в литературную сферу также достижения театра. Лишь в конце античности появляется такой «книжный» жанр, как роман, предназначенный для персонального чтения. Тогда же закладываются первые традиции оформления книги (сначала в виде свитка, а затем тетради), включая иллюстрации.

Музыкальность[править | править код]

Античная литература была тесно связана с музыкой, что в первоисточниках, безусловно, может быть объяснено через связь с магией и религиозным культом. Поэмы Гомера и другие эпические произведения пелись мелодичным речитативом в сопровождении музыкальных инструментов и простых ритмических движений. Постановки трагедий и комедий в афинских театрах оформляли как роскошные «оперные» спектакли. Лирические стихи пелись авторами, которые таким образом выступали одновременно ещё и как композиторы и певцы. К сожалению, от всей античной музыки до нас дошло несколько разобщённых фрагментов. Представление о поздней античной музыке может дать григорианский хорал (пение).

Стихотворная форма[править | править код]

Определённой связью с магией можно объяснить чрезвычайную распространённость стихотворной формы, которая буквально царила во всей античной литературе. Эпос произвёл традиционный неторопливый размер гекзаметр, большим ритмическим разнообразием отличались лирические стихи; трагедии и комедии также писались стихами. Даже полководцы и законодатели в Греции могли обращаться к народу с речами в стихотворной форме. Рифмы античность не знала. В конце античности возникает «роман» как образец прозаического жанра.

Традиционность[править | править код]

Традиционность античной литературы была следствием общей замедленности развития тогдашнего общества. Наиболее новаторской эпохой античной литературы, когда сложились все основные античные жанры, было время социально-экономического подъёма VI — V века до н. э. В другие века изменения не ощущались, или воспринимались как вырождение и упадок: эпоха становления полисного строя скучала по общинно-родовой (отсюда гомеровский эпос, созданный как развёрнутая идеализация «героических» времён), а эпоха крупных государств — по полисным временам (отсюда — идеализация героев раннего Рима в Тита Ливия, идеализация «борцов за свободу» Демосфена и Цицерона в период Империи).

Система литературы казалась неизменной, и поэты последующих поколений пытались идти путём предыдущих. У каждого жанра был основоположник, давший его совершенный образец: Гомер — для эпоса, Архилох — для ямба, Пиндар или Анакреонт — для соответствующих лирических жанров, Эсхил, Софокл и Еврипид — для трагедии т. д. Степень совершенства каждого нового произведения или писателя определялась степенью приближения к этим образцам.

Жанровость[править | править код]

Из традиционности следует и строгая система жанров античной литературы, которой была проникнута и последующая европейская литература и литературоведение. Жанры были чёткими и устойчивыми. Античное литературное мышление было жанровым: когда поэт брался писать стих, то каким бы индивидуальным по содержанию он ни был, автор с самого начала знал, к какому жанру произведение будет принадлежать и к какому древнему образцу следует стремиться.

Жанры делились на более древние и более новые (эпос и трагедия — идиллия и сатира). Если жанр заметно менялся в своём историческом развитии, то выделялись его давние, средние и новые формы (так подразделялась на три этапа аттическая комедия). Жанры различались на более высокие и более низкие: высшими считались героический эпос и трагедия. Путь Вергилия от идиллии («Буколики») через дидактический эпос («Георгики») до героического эпоса («Энеида») явно осознавался поэтом и его современниками как путь от «низших» жанров к «высшим». Каждый жанр имел свою традиционную тематику и топику, обычно весьма неширокую.

Особенности стиля[править | править код]

Система стилей в античной литературе полностью подчинялась системе жанров. Для низких жанров был характерен низкий стиль, близкий к разговорному, высоким — высокий стиль, который формировался искусственно. Средства формирования высокого стиля были разработаны риторикой: среди них различались отбор слов, сочетание слов и стилистические фигуры (метафоры, метонимии и т. п.). Например, учение об отборе слов рекомендовало избегать слов, которые не применялись в предыдущих образцах высоких жанров. Учение о сочетании слов рекомендовало переставлять слова и членить фразы для достижения ритмичного благозвучия.

Мировоззренческие особенности[править | править код]

Античная литература сохраняла тесную связь с мировоззренческими особенностями родового, полисного, государственного строя и отражала их. Греческая и частично римская литература демонстрируют тесную связь с религией, философией, политикой, моралью, ораторским искусством, судопроизводством, без которых их существование в классическую эпоху теряло весь свой смысл. В пору своего классического расцвета они были далеки от развлекательности, лишь в конце античности стали частью досуга. Современная служба в христианской церкви унаследовала некоторые особенности древнегреческого театрального представления и религиозных мистерий — вполне серьёзный характер, присутствие всех членов общины и их символическое участие в действе, высокая тематика, музыкальное сопровождение и зрелищные эффекты, высоконравственная цель духовного очищения (катарсиса по Аристотелю) человека.

Античный гуманизм[править | править код]

Античная литература сформировала духовные ценности, которые стали базовыми для всей европейской культуры. Распространённые во времена самой античности, они полтора тысячелетия претерпевали гонения в Европе, но потом вернулись. К таким ценностям относятся, прежде всего, идеал активного, деятельного, влюблённого в жизнь, одержимого жаждой знания и творчества человека, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Античность считала высшим смыслом жизни счастье на земле.

Возвышение земной красоты[править | править код]

Греки разработали понятие об облагораживающей роли красоты, которую они понимали как отражение вечного, живого и совершенного Космоса. Согласно материальной природе Вселенной они и красоту понимали телесно и находили её в природе, в человеческом теле — внешности, пластических движениях, физических упражнениях, создавали её в искусстве слова и музыке, в скульптуре, в величественных архитектурных формах, декоративно-прикладном искусстве. Они открыли красоту морального человека, которого рассматривали как гармонию физического и духовного совершенства.

Философия[править | править код]

Греки создали основные понятия европейской философии, в частности начала философии идеализма, а саму философию понимали как путь к персональному духовному и физическому совершенствованию. Римляне разработали идеал государства, приближенному к современному, основные постулаты права, которые сохраняют свою силу и поныне. Греки и римляне открыли и апробировали в политической жизни принципы демократии, республики, сформировали идеал свободного и самоотверженного гражданина.

После упадка античности установленная ею ценность земной жизни, человека и телесной красоты потеряла своё значение на многие века. В эпоху Возрождения они, в синтезе с христианской духовностью, стали основой новой европейской культуры.

С тех пор античная тема никогда не оставляла европейское искусство, приобретя, безусловно, новое понимание и значение.


Античная литература пережила пять этапов.

Древнегреческая литература[править | править код]

Архаика[править | править код]

Период архаики, или дописьменный период, увенчивается появлением «Илиады» и «Одиссеи» Гомера (8 — 7 век до н. э.). Развитие литературы в это время сосредоточено на ионийском побережье Малой Азии.

Классика[править | править код]

Начальный этап периода классики — ранняя классика характеризуется расцветом лирической поэзии (Феогнид, Архилох, Солон, Семонид, Алкей, Сапфо, Анакреонт, Алкман, Пиндар, Вакхилид), центром которой становятся острова ионийской Греции (7 — 6 век до н. э.).

Высокая классика представлена жанрами трагедии (Эсхил, Софокл, Еврипид) и комедии (Аристофан), а также нелитературной прозой (историография — Геродот, Фукидид, Ксенофонт; философия — Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель; красноречие — Демосфен, Лисий, Исократ). Её центром становятся Афины, что связано с подъёмом города после славных побед в греко-персидских войнах. Классические произведения греческой литературы созданы на аттическом диалекте (5 век до н. э.).

Поздняя классика представлена произведениями философии, историософии, театр же теряет своё значение после поражения Афин в Пелопоннесской войне со Спартой (4 века до н. э.).

Эллинизм[править | править код]

Начало этого культурно-исторического периода связано с деятельностью Александра Македонского. В греческой литературе происходит процесс кардинального обновления жанров, тематики и стилистики, в частности возникает жанр прозаического романа. Афины в это время теряют культурную гегемонию, возникают новые многочисленные центры эллинистической культуры, в том числе на территории Северной Африки (3 век до н. э. — 1 век н. э.). Этот период отмечен школой александрийской лирики (Каллимах из Кирены, Феокрит, Аполлоний Родосский) и творчеством Менандра.

Древнеримская литература[править | править код]

Эпоха Рима[править | править код]

В этот период на арену литературного развития выходит молодой Рим. В его литературе выделяют:

  • этап республики, который завершается в годы гражданских войн (3 — 1 век до н. э.), когда творили Плутарх, Лукиан и Лонг в Греции, Плавт, Теренций, Катулл и Цицерон в Риме;
  • «Золотой век» или период императора Августа, обозначенный именами Вергилия, Горация, Овидия, Тибулла, Проперция (1 век до н. э. — 1 век н. э.)
  • литературу поздней античности (1 — 3 века), представленную Сенекой, Петронием, Федром, Луканом, Марциалом, Ювеналом, Апулеем.
Переход к средневековью[править | править код]

В эти века происходит постепенный переход к средневековью. Евангелия, созданные в 1 веке, знаменуют полный мировоззренческий перелом, предвестник качественно нового мироощущения и культуры. В последующие века латинский язык остается языком церкви. На варварских землях, принадлежавших Западной Римской империи, латинский язык существенно влияет на формирование молодых национальных языков: так называемых романских — итальянского, французского, испанского, румынского и др. и значительно в меньшей степени на формирование германских — английского, немецкого и др., которые наследуют от латинского написания букв (латиницу). На этих землях распространяется влияние римско-католической церкви.

Славянские земли оказались преимущественно под культурным влиянием Византии (унаследовавшая земли Восточной Римской империи), в частности переняли у неё православное христианство и написание букв в соответствии с греческим алфавитом. Антагонизм между Византией и молодыми варварскими государствами латинского происхождения перешёл в средние века, обусловив неповторимость дальнейшего культурно-исторического развития двух ареалов: западного и восточного.

Использованная литература[править | править код]

  • Гаспаров М. Л. Литература европейской античности: Введение / / История мировой литературы в 9 томах: Том 1. — М.: Наука, 1983. — 584 с. — С.: 303—311.
  • Шалагинов Б. Б. Зарубежная литература от античности до начала XIX века. — М.: Академия, 2004. — 360 с. — С.: 12-16.

Рекомендуемая литература[править | править код]

  • Античная литература / Под редакцией А. А. Тахо-Годи. — М., 1976.
  • Античная литература: Справочник / Под редакцией С. В. Семчинского. — М., 1993.
  • Античная литература: Хрестоматия / Составитель А. И. Белецкий. — М., 1936; 1968.
  • Кун Н. А. Легенды и мифы древней Греции. — М., 1967.
  • Парандовский Я. Мифология / Перевод с польского. — М., 1977.
  • Пащенко В. И., Пащенко Н. И. Античная литература. — М.: Просвещение, 2001. — 718 с.
  • Подлесная Г. Н. Мир античной литературы. — М., 1992.
  • Словарь античной мифологии / Составители И. Я. Козовик, А. Д. Пономарев. — М., 1989.
  • Содомора А. Живая античность. — М., 1983.
  • Тронский И. М. История античной литературы. — М., 1959.

Ссылки[править | править код]

Античная литература в русских переводах в Интернете[править | править код]

Античная культура — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 апреля 2017; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 апреля 2017; проверки требуют 6 правок. Колизей — самый большой ам­фи­те­атр Древнего Рима, символ им­пе­ра­тор­ско­го могущества. Расположен в Риме. Вмещал около 50000 зрителей.[1]

Античная культура — это культура государств, сформировавшихся с 3 тысячелетия до н. э. по 5 век нашей эры на территории Средиземноморского региона периода архаической Греции, классической Греции, эпохи эллинизма и эпохи Римской республики.

Венера Милосская — мрамор­ная статуя богини Афродиты, да­ти­ро­ван­ная примерно 150 г. до н. э. Ныне экспонируется в Лувре, Париж. Автор Венеры Милосской не­из­вес­тен. Статуя Венеры Милосской счи­та­ет­ся идеалом красоты женского тела.[1]

Условно античную культуру можно разделить на два этапа:

В античности, по сравнению с древневосточными цивилизациями, был сделан принципиальный шаг вперед относительно положения человека в обществе, осмысление художественного творчества — произошло формирование гуманистической традиции. Отличие состоит и в степени влияния на другие народы древности, и в том, что культура Греции и Рима никогда не забывалась и непосредственно повлияла на дальнейшее развитие культуры.

При всем единстве античной культуры, её греческий и римский этапы имеют свои особенности. На политическое и религиозное мышление, философские и юридические взгляды, литературу и искусство Западной Европы сильнее повлиял Рим. В культурной традиции Восточной Европы ведущим через посредничество Византии было греческое влияние. В античности зародились явления, которые на дальнейших этапах станут определяющими в культуре, особенно — христианская религия.

Значение античной культуры для мировой цивилизации[править | править код]

В понимании современной науки термин «античность» — это история и культура Древней Греции и Древнего Рима от возникновения первых древнегреческих государств (конец 3-2 тысячелетия до н. э.) и до падения Римской империи и завоевания Рима варварскими племенами (5 век н. э.). Соответственно существуют понятия античной философии, античного искусства, античной литературы и тому подобное. Буквальный перевод слова «античный» с латинского — «древний». В Европе в эпоху Возрождения вошло в моду коллекционирование предметов старины, их стали называть «антиками». Позже во Франции возник уже собственно понятие «античность» — для обозначения всех ранних форм искусства. По мере углубления исследований содержание термина сузился.

Уровень развития и степень влияния на дальнейшую историю придают культуре Древней Греции и Древнего Рима исключительный характер. В античном мире достигли расцвета все, без исключения, сферы культуры — образование, наука, литература, искусство. Творчество античных авторов и в науке, и в искусстве имело гуманистический характер, в его центре был человек, его физическая и духовная жизнь. Шедевры, созданные античными писателями, скульпторами и драматургами, стали в дальнейшем восприниматься как классические, как непревзойденные и достойные подражания образцы. Древнегреческий и латинский языки являются базой современной научной терминологии.

Положение свободных людей в античных государствах принципиально отличалось от других древних обществ. Возникает демократия, граждане которой пользуются политическими правами и участвуют в управлении государством. Хотя нельзя забывать и о том, что античное общество было рабовладельческим. Рабы играли существенную роль в экономике древнегреческих государств, делали свой вклад в их расцвет, на определённом этапе римской истории даже стали основной производительной силой.

Античные представители

  1. 1 2 Колізей (укр.), Вікіпедія (20 февраля 2017). Дата обращения 23 февраля 2017.

Маркарьян Э. С. Очерки истории культуры. — Ереван: Изд. АрмССР, 1968.

Список античных статуй — Википедия

Илл.НазваниеРегион / Стиль
АвторДата

(оригинал)

Дата, музей (сохр. экспонат)[1]Примечание
Statue-Augustus.jpgАвгуст из Прима-ПортаДревний Рим20 год до н. э.

(утрачен)

Повторение: I в. н. э.,

Музей Кьярамонти, Ватикан

Выкопан в 1863 году.
07Delphi Aghias.jpgАгийклассикаЛисиппIV в. до н. э.

(утрачен)

Римская копия:

Археологический музей, Дельфы

Alejandro Rondanini Munich 06.jpgАлександр РонданиниэллинизмЕвфранор330-е гг. до н. э.

(утрачен)

Мюнхенская глиптотека
Амазонка МаттеиклассикаФидийОк 430 г. до н. э.

(утрачен)

Amazon03 pushkin.jpgАмазонка СкьярраклассикаПоликлет или СосиклОк 430 г. до н. э.

(утрачен)

MUT-9947.jpgАмазонка СосиклаклассикаПоликлет или СосиклОк 430 г. до н. э.

(утрачен)

Cupid psyche.jpgАмур и Психея

(en)

эллинизмII в. до н. э.

(утрачен)

Римская копия:

Капитолийские музеи

Найдена в 1749 году.
Полный список статуй Антиноя см.: Иконография Антиноя
Антиной Браски

(Антиной Пио-Клементино)

Древний РимОколо 130 годаОригинал: Пио-Клементино, ВатиканНайдена из 1792—1793 году.
Антиной Браски

(из Лувра)

Древний РимII в. н. э.Оригинал: Лувр
07Delphi Antinoos.jpgДельфийский АнтинойДревний РимОколо 130 годаОригинал: Археологический музей, ДельфыНайден в 1894 году
Capitoline Antinous Musei Capitolini MC741.jpgКапитолийский АнтинойДревний РимОколо 130 годаОригинал: Капитолийские музеи, РимНайден до 1773 года.


Считается копией со статуи IV века до н. э., на самом деле, вероятно, изображает Гермеса, а не Антиноя

Antinous Mondragone Louvre Ma1205 n3.jpgМондрагонский АнтинойДревний РимОколо 130 годаОригинал: Лувр
Осирис-АнтинойДревний Рим130—138 гг.Оригинал: Ватиканские музеи, Рим
Фарнезский АнтинойДревний РимII в. н. э.Оригинал: Национальный археологический музей, Неаполь
Apoxyomenos Pio-Clementino Inv1185.jpgАпоксиоменэллинизмЛисиппок. 320 г. до н. э.

(утрачен)

Копия: Пио-Клементино, Ватиканские музеи, Рим.Найдена в 1849 году.

Существуют другие копии, а также статуи иной иконографии, также называющиеся «Апоксиомен» и изображающие спортсменов со скребком

Полный список статуй Аполлона см.: Аполлон в античной скульптуре
Belvedere Apollo Pio-Clementino Inv1015.jpgАполлон БельведерскийэллинизмЛеохар

(приписывается)

ок. 330—320 до н. э.

(утрачен)

Римская копия: ЛуврНайдена в 1484-92-х годах.
Apollo Saurocton Louvre.jpgАполлон, убивающий ящерицу

(Савроктон)

классикаПракситель350-340 гг. н. э.

(утрачен)

Римская копия: ЛуврЕсть другие достаточно известные копии.
Ares Borghese Louvre Ma 866 n01.jpgАрес БоргезеклассикаАлкамен (приписывался)V в. до н. э.

(утрачен)

Римская копия: Лувр
Ares Ludovisi Altemps Inv8602 n2.jpgАрес Людовизипоздняя классикаЛисипп

или Скопас

IV в. до н. э.

(утрачен)

Римская копия: Национальный музей, ЛуврНайдена в 1622 году.
Арротино

(Точильщик) (en)

эллинизмРимская копия: УффициНайдена до 1520 года.

Возможно, являлась частью скульптурной группы «Наказание Марсия».

Полный список статуй Артемиды (Дианы) см.: Артемида в античной скульптуре
Artemis Rospigliosi Louvre Ma559.jpgАртемида Роспильози
Artemis Gabii Louvre Ma529 n1.jpgАртемида из Габий
Артемида ПирейскаяклассикаЕвфранорIV в. до н. э.Бронзовый оригинал уцелелАрхеологический музей Пирея, Греция
Артемида Эфесскаяархаика (?)Эндой

(как точно выглядела сделанная им статуя, возможно, деревянная — неизвестно)

ок. 550 г. до н. э.

(утрачен)

Самый ранний датированный пример этой иконографии найден на монетах 133 года до н. э.

Сохранился ряд копий и повторений в камне эллинистического и римского времени

Statue of Nikandre.jpgПосвящение Никандре

(Артемида?)

(en)

архаикаок. 650 г. до н. э.Оригинал: Национальный археологический музей, АфиныНайдена в 1878 году.

Одна из самых древних кор.

Аталанта Барберини

(Бегущая девушка)

классикаРимская копия: Ватиканские музеи
Atlas Farneze.jpgФарнезский Атлант

(en)

эллинизм(утрачен)Римская копия, II в. н. э.: Археологический музей Неаполя.Найден около 1546 года
Полный список статуй Афины (Минервы) см.: Афина в античной скульптуре
Афина ПарфеносклассикаФидий447—438 гг. до н. э.

(утрачен)

Реконструируется по множеству копий
Полный список статуй Афродиты (Венеры) см.: Афродита в античной скульптуре
Cnidus Aphrodite Altemps Inv8619.jpgАфродита КнидскаяклассикаПракситель350—330 гг. до н. э.

(утрачен)

Первая обнаженная женская статуя в греческом искусстве

Портал:Античность — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску

Портал Античность

David face.png
На этом портале собрана информация о различных аспектах жизни Древнего Мира

Античность | Изображения

  • Благодаря переводам на «латынь Востока» было сохранено античное философское наследие.
  • Город Гераса стал «Помпеями Востока».
  • Помпеева колонна не имеет никакого отношения к тому, о ком Вы подумали.
  • Едва отразив нападение римского полководца, царь Атропатены предложил ему союз против своего тёзки.
  • Возможно, Васко да Гаму опередили на 2000 лет.
  • На гексерах никогда не было шести рядов вёсел, а вот скорпионов действительно могло быть шесть.
  • Во время восстания наёмников Карфагену оказали поддержку Рим и Сиракузы, только что бывшие его противниками в Первой Пунической войне.
  • В древних Помпеях жители и гости города легко могли найти городской лупанарий, ориентируясь по стрелкам в виде фаллического символа, вырубленным прямо на камнях мостовой.
  • Во время похода на Вавилон в 539 г. до н. э. персидский царь Кир Великий приказал на время остановить наступление и с помощью сооружения каналов «наказать», то есть стереть с лица земли, реку Диялу, в которой утонула священная белая лошадь…
  • Журнал Forbes подсчитал, что состояние Марка Лициния Красса в современном эквиваленте составило бы 169,8 миллиардов долларов.
Родственные порталы

Искусство Древней Греции — Википедия

Искусство Древней Греции — период в истории европейского искусства, охватывающий время примерно с 1050 года до н. э. до эпохи Римской империи. Характерно для Древней Греции, её колоний, части Скифии и эллинистического побережья Передней Азии.

Периодизация древнегреческого искусства[править | править код]

  1. Геометрический период («Гомеровская Греция») — ок. 1050 г. до н. э.— VIII в. до н. э.
    1. Протогеометрика (Субмикенский период) — ок. 1050 г. до н. э.— ок. 900 г. до н. э.
    2. Геометрика (расцвет) — ок. 900 г. до н. э.— ок. 750 г. до н. э.
    3. Поздний геометрический период (Дипилон) — ок. 750 г. до н. э.— нач. VII в. до н. э.
  2. Архаический период — VII в. до н. э.— нач. V в. до н. э.
    1. Ранняя архаика — нач. VII в. до н. э. — 570-е гг. до н. э.
    2. Зрелая архаика — 570-е гг. до н. э. — 525-е гг. до н. э.
    3. Поздняя архаика — 525-е гг. до н. э. — 490-е гг. до н. э.
  3. Классический период — V в. до н. э.— сер. IV в. до н. э.
    1. Ранняя классика («Строгий стиль») — 1-я пол. V в. до н. э.
    2. Высокая классика — 2-я пол. V в. до н. э.
    3. Поздняя классика — IV в. до н. э.
  4. Эллинистический период — сер. IV в. до н. э. — I в. до н. э.

Характеристика периодов[править | править код]

Эпоха геометрики[править | править код]
Амфора в позднем геометрическом стиле, ок. 725—700 гг. до н. э., Лувр

Для древнегреческой культуры этого периода характерна связь с культурой ахейцев и, через них — с крито-микенским искусством. Несмотря на то, что поселения и ремесленные центры остаются на тех же географических местах (например Микены, Аргос), прямым продолжением эгейской культуры геометрику считать нельзя.

В этот период идёт процесс ученичества, базирующегося на эгейском и древневосточном наследии. Новые племена, пришедшие на полуостров, начинают заново, используя то, что было оставлено на занятых территориях предшественниками. В архитектуре эллины геометрического периода начинают с нуля — с сырцового кирпича (предшествующему периоду была свойственна циклопическая кладка). Мегарон эволюционирует из дворца в храм: на месте старых мегаронов появляются новые греческие святилища, повторяющие их типологию. Характерна сырцово-деревянная архитектура с перекрытиями вальмового типа (четырёхскатная крыша). Постройки, как правило, прямоугольные, узкие и вытянутые, могли раскрашиваться.

  • Храм Аполлона Карнейского на о. Фера — создан на основе существовавшего ранее мегарона.
  • Храм Артемиды Орфии в Спарте.
  • Храм Аполлона в Фермосе (Ферме).

Постепенно развивается типология храма: уже есть и наос, и пронаос.

Лучше всего представлена живопись, давшая название периоду. Её стиль отталкивается от геометризированности, свойственной поздней эгеике. В протогеометрике начинают использоваться инструменты — циркуль, линейка. В расцвет геометрики превалируют в основном закрытые сосуды, вся поверхность которых покрывается геометрическим орнаментом. Начинают формироваться специфически греческие черты: регистровость росписи, а также узоры — меандры, зубцы, треугольники, волны, сетки.

Поздняя геометрика[править | править код]
Конь, бронза, Олимпия, ок. 740 г. до н. э. Лувр

Эпоха поздней геометрики получила название «дипилонской» по сосудам и фрескам, найденным у Дипилонских ворот в Афинах. Начинают делать ленточные вставки на наиболее ответственных чертах, использовать большие фигуративные композиции, появляются изображения геометризированных животных. Улучшается качество гончарных изделий, появляются крупные формы. Центры — в Аргосе, Беотии, Аттике. Росписи осуществляются с использованием коричневого лака (наследие ахейцев). В поздний период начинают добавлять пурпур и белила. В рисунках появляется т. н. ковровое решение.

Изображения человека выполняются практически по древнеегипетскому канону. Очень любят изображение коней. Появляется лощение поверхности ваз — проходят жидким разбавленным лаком, получая розовато-золотистый цвет. Направлению свойственна рафинированная стилистика, повышенная тектоничность, замечательное пропорционирование.

Крупных скульптур не сохранилось. Малые формы принято разделять на несколько стилей:

  • стиль «тулово» — массивные статуэтки, камень, терракота, расписаны в геометрическом стиле
  • стиль «вытянутых конечностей» — металл, большая привязанность к реальным пропорциям.
Архаический период (VII—VI вв. до н. э.)[править | править код]
Голова куроса, Музей Афинского Акрополя

7 в. до н. э.— нач. 5. в. до н. э. Во время архаического периода сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства — скульптуры и вазописи, которые в более поздний классический период становятся более реалистичными. С поздним архаическим периодом связаны такие стили вазописи, как чернофигурная керамика, возникшая в Коринфе в 7 в. до н. э. В керамике постепенно появляются элементы, нехарактерные для архаического стиля и заимствованные из Древнего Египта — такие, как поза «левая нога вперёд», «архаическая улыбка», шаблонное стилизованное изображение волос — так называемые «волосы-шлем». В эпоху архаики формируются основные типы монументальной скульптуры — статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора).

Скульптуры изготавливаются из известняка и мрамора, терракоты, бронзы, дерева и редких металлов. Эти скульптуры — как отдельно стоящие, так и в виде рельефов — использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников. Скульптуры изображают как сюжеты из мифологии, так и повседневную жизнь. Статуи в натуральную величину неожиданно появляются около 650 г. до н. э.

Классический период (5 в. до н. э. — сер. 4 в. до н. э.)[править | править код]

Почти все постройки в этом периоде — дорического стиля, сначала тяжёлого и малоизящного, но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым. Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии, храм Зевса в Афинах. Дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит всё в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский. В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей; в малоазийских колониях зодчие заботятся о роскоши материала, форм и украшений; вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу орнаментировки.

Эллинизм[править | править код]

Можно выделить 3 периода эллинизма как целостной системы: 1) 334—281 гг. до н. э.— образование империи Александра Македонского и её распад в результате войн диадохов; 2) 280 г. до н. э.— середина II в. до н. э.— период зрелости эллинизма развивался в последнее столетие существования. 3) Середина II в. до н. э. — 30 г. до н. э. — период упадка эллинизма и его гибели.

Отмечают отход в III—II веках до н. э. от возвышенно-прекрасных образов греческой классики в сторону индивидуального и лирического. В эпоху эллинизма имела место множественность художественных направлений, одни из которых оказывались связанными с утверждением внутреннего покоя, другие — с «суровой любовью к року»[1].

Архитектура[править | править код]

Древнегреческая архитектура заложила основу европейской и служила примером для архитекторов всего мира. В греческой архитектуре получили распространение три архитектурных ордера (стиля): дорический, ионический, коринфский.

Скульптура[править | править код]

Древнегреческая скульптура — одно из высочайших достижений культуры античности, оставившее неизгладимый след в мировой истории. Зарождение греческой скульптуры можно отнести к эпохе гомеровской Греции (XII—VIII веков до н. э.). Уже в эпоху архаики, в VII—VI столетиях, были созданы замечательные статуи и ансамбли. Расцвет и высочайший подъём греческой скульптуры пришёлся на период ранней и высокой классики (V века до н. э). А IV век до н. э., уже период поздней классики — также оставил в истории несколько имён великих скульпторов, у каждого из которых был свой индивидуальный почерк. Скульптура этого периода предвещала те изменения, которые произошли с наступлением нового исторического периода — эллинизма.

См. также: Канон Поликлета.

Живопись[править | править код]

Декоративно-прикладное искусство Древней Греции[править | править код]

Вазопись[править | править код]

Древние греки расписывали любые виды глиняной посуды, использовавшейся для хранения, приёма пищи, в обрядах и праздниках. Произведения керамики, оформленные особо тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Прошедшие сильный обжиг, стойкие к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч, поэтому древнегреческая вазопись незаменима при установлении возраста археологических находок.

Костюм[править | править код]

Эллинское представление о прекрасном в полной мере воплотилось в костюме. Его гармония определялась симметрией и подчинением естественным линиям человеческого тела. На протяжении веков греческий костюм неоднократно менялся — от простых одежд архаического периода до сложных изысканных нарядов эпохи эллинизма. Но главное в нём оставалось неизменным: одежда никогда не кроилась и почти не сшивалась. Красоту и «фасон» ей придавала драпировка, в которой жители Эллады за долгие века достигли исключительного мастерства. Складки то эффектно подчёркивали формы тела, то скрывали его недостатки. Для сохранения драпировок в края полотнищ вшивали маленькие свинцовые грузики, нередко замаскированные сверху кисточками.

Литература[править | править код]

Из огромного множества произведений древнегреческой литературы до нас дошли лишь весьма немногие; немало писателей и их сочинений известны нам только по именам; почти нет ни одного древнегреческого писателя, от которого дошло бы к нам всё его литературное достояние. Ко всему этому присоединяется порча первоначальных текстов по вине времени, по невежеству переписчиков и иным обстоятельствам.

Театр[править | править код]

В Греции театр был одним из факторов общественного развития, распространяя в народе религиозные и социально-этические понятия и объединяя тем самым разнообразные слои населения городов и деревень. Для греческого театра поэтами были созданы образцы драмы, имевшие влияние на драму римскую и новоевропейскую. Некоторые из этих образцов удержались, с незначительными переменами, в репертуаре новых театров и до сих пор появляются на сцене в подлинном их виде или в точных переводах на новые языки.

Музыка[править | править код]

Древнегреческая музыка (наряду с поэзией) оказала большое влияние на развитие европейской профессиональной музыкальной культуры и музыкальной науки. Из греческого произошло само слово «музыка». Музыка как предмет образования и воспитания и как составляющая общественной жизни играла огромную роль. Музыка, по Аристотелю («Политика»), — один из четырёх основных предметов античного образования, наряду с грамматикой, гимнастикой и рисованием. Платон вспоминает изречение Сократа о том, что нельзя что-либо изменить в музыке без изменений в государственном устройстве и человеческой жизни.

Материальные свидетельства[править | править код]

  • Археологические памятники
  • Римские копии
  • Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. — Искусство, 1987.
  • Блаватский В.Д. История античной расписной керамики. — М., 1953.
  • Бритова Н.Н. Греческая терракота. — М., 1969.
  • Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. — М., 1972.
  • Колпинский Ю. Д. Искусство Древней Греции. — М.: Искусство, 1961.
  • Колпинский Ю. Д. Скульптура Древней Эллады. — М.: Искусство, 1963.
  • Лосев А.Ф. История античной эстетики. — М., 1963-1988.
  • Полевой В. М. Искусство Греции. — М.: Советский художник, 1984.
  • Сомов А. И.,. Древне-греческое искусство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Таруашвили Л. И. Искусство Древней Греции: Словарь. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 336 с. — ISBN 978-5-94457-188-5
  • Древняя Греция. Культура, история, искусство, мифы и личности
  • Ю. Колпинский. Искусство Древней Греции
  • Скульптура Древней Греции
  • Архитектура Древней Греции
  • Эгейское искусство
  • ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (неопр.). Медиаэнциклопедия ИЗО.
  • А. В. Степанов. Искусство Древней Греции: Лекции в Смольном институте свободных искусств и наук. Части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Классическая Греция — Википедия

Класси́ческая Гре́ция (V—IV вв. до н. э.) — период высшего расцвета полисного устройства. Достижения греков в области архитектуры, скульптуры, вазовой живописи, ювелирного искусства, поэзии, театрального искусства, науки (астрономии, геометрии, физики, зоологии, медицины, психологии, логики, политологии, искусствоведения, риторики, экономики, истории, географии) и государственного устройства в этот период столь велики, что вызывали и вызывают стремление подражать им, брать за образец. Именно поэтому эта эпоха называется «классической», то есть достойной подражания.

В результате победы греков в греко-персидских войнах (500—449 до н. э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами). Время высшего могущества Афин, наибольшей демократизации политической жизни и расцвета культуры приходится на время правления Перикла (443—429 до н. э.). Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом, связанные с борьбой за торговые пути, привели к Пелопоннесской войне (431—404 до н. э.), которая завершилась поражением Афин. Впоследствии гегемония Спарты в Греции была оспорена Фивами (371 г. до н. э.). Бесконечные междоусобицы ослабили Грецию и царь Македонии Филипп II к 338 г. до н. э. сумел поставить под контроль почти все полисы материковой Греции.

Экономической основой греческого полиса было сочетание города — обнесённого стенами большого плотно населённого поселения с торговой гаванью, рынком (агорой) и с городской экономикой — ремеслом и торговлей, особенно морской, и земледельческой периферии полиса. В греческих полисах широко практиковалось рабство иностранцев. В Спарте преобладала илотия — государственное рабство основной массы земледельцев-греков. Похожие формы рабской и крепостнической зависимости основной массы земледельцев существовали в некоторых других отсталых аграрных греческих полисах. Экономика классической Греции отличалась большим развитием кредита, дальней морской торговли и впервые в истории широким использованием денег (металлических монет из меди, серебра и золота). В большинстве греческих полисов выращивалось много винограда, оливок, развивалось рыболовство, животноводство, керамическое ремесло, судостроение, металлургия и металлообработка. Зерновые в больших масштабах выращивались только в некоторых равнинных районах материковой Греции (Лаконика, Беотия, Фессалия, Македония) и в некоторых греческих колониях на Сицилии (Сиракузы, Агригент) и в Северном Причерноморье (Боспор Киммерийский, Херсонес Таврический, Ольвия).

В военном сухопутном деле классической Греции господствовала фаланга гоплитов — правильное прямоугольное построение тяжеловооружённых воинов в бою. Подобная пехота требовала длительного обучения и высокой дисциплины, а также относительно больших расходов на защитное вооружение — металлический нагрудник, шлем, поножи и большой щит. Была изобретена и всё шире использовалась метательная артиллерия — катапульты, баллисты, стрелявшие тяжёлыми стрелами и камнями. Получила большое развитие осадная техника — многоярусные штурмовые башни, тараны. В военно-морском деле классической Греции широко использовались крупные многоярусные гребные боевые корабли с носовым тараном — триеры с тремя рядами вёсел, квадриремы и пентеры с четырьмя и пятью рядами, обеспечивавшие греческим полисам господство на большинстве торговых морских путей и акваторий Средиземного моря. Большие успехи древних греков классической эпохи в военном деле вызвали появление военного наёмничества — греческие военные наёмные отряды и военачальники успешно служили в вооружённых силах Персидской державы, Карфагена и других стран.

Живой интерес у исследователей вызывает вопрос о причинах угасания классической греческой культуры. Для объяснения этого была выдвинута идея деградации, искажения и крушения принципов традиционной для древних греков гражданской общины (города-государства) — полиса («кризис полиса»). Несмотря на то, что полисные принципы жизни оставались актуальными для всего периода существования античных цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима, наивысшего расцвета греческий полис достиг именно в классический период. В эпоху эллинизма, а тем более — римского владычества, полисное устройство в основном использовалось в качестве удобного для центральной власти механизма местного самоуправления, перестав быть универсальной основой жизнеустройства.

Самыми главными городами-государствами были Афины и Спарта. Другие города, такие как Коринф, Халкида, Милет, Смирна и Эретрия имели свои традиции и форму правления. Города-государства разрастались, основывали колонии на берегах Черного моря, в Киренаике — на севере Африки (Ливия), на Сицилии, в Южной Италии и даже на южном побережье Франции и Испании. Греческие города-государства соперничали между собой.

В греческих полисах жизнь отдельного человека подчинялась интересам страны. Это хорошо видно на примере военного государства Спарты, где мужчины рождались, чтобы стать воинами, а женщины, чтобы рожать новых солдат и воинов. В демократических Афинах граждане должны были служить в армии или исполнять государственные поручения, не думая о собственных интересах. Для охраны общественного порядка по инициативе Клисфена была введена новая форма голосования — остракизм — голосование на черепках. Если виновный получал более 3000 голосов из 6000, его изгоняли из города (во благо общества, конечно), чаще всего не предъявляя ему никакого обвинения. Остракизму были преданы Аристид, Фемистокл. Сначала остракизм действительно защищал демократию от политиков, которые ей угрожали. Но потом он превратился в метод политической борьбы и сведения счетов с личными врагами.

Центром публичной политической и культурной жизни в Афинах была агора. Здесь собирались афинские граждане, чтобы решать вопросы правления страной, философы — чтобы обсуждать проблемы, и каждый год весь народ — чтобы увидеть выступления поэтов.

В Греции семья была основой государства. Браки в Афинах происходили чаще всего по решению глав семейств жениха и невесты, чувства молодых людей при этом не учитывались. Обществом были четко определены функции мужа и жены. Муж занимался государственной деятельностью, жена, в свою очередь, воспитывала детей, хозяйствовала в доме. От мужчин зависело продолжения рода, поэтому они занимали господствующее положение в семье. Греческие семьи не были многодетными, чтобы избежать раздела родительского имения между детьми. «Имей лишь одного сына, чтоб прокормить наследие», — говорил Гесиод в «Трудах и днях». Власть мужа была полной и исключительной. Чаще всего отец решал судьбу сына. Только заведя собственную семью, сын освобождался от отцовского попечения.

Развод[править | править код]

Муж мог отказаться от жены в любой момент, даже не имея на то веских причин. Жена со своей рабыней возвращалась в отцовский дом, взяв с собой свои украшения. Но развод не был частым явлением, потому что, расставшись, муж должен был вернуть жене её приданое. Только бесплодие могло стать веской причиной для развода. Женщина тоже могла расстаться с мужем, но для этого ей надо было пройти долгий путь судебного рассмотрения.

Муж-гражданин[править | править код]

Мужчина в Греции жил полноценной жизнью и пользовался полной свободой вне дома. Каждый день он посещал агору, принимал участие в сборах, присутствовал на театральных представлениях и спортивных соревнованиях. Он должен был исполнять гражданские и государственные поручения. Но прежде чем вступать в свои гражданские права, молодой человек на протяжении 2 лет (от 18 до 20) служил в армии.

Дети[править | править код]

Дети жили в гинекее со своей матерью и рабынями. У них были свои игры: кольца, обручи, игрушки из глины и даже домашние животные. Дети внимательно слушали рассказы кормилицы про героев, богов или же поучительные басни Эзопа. В 7 лет дети начинали посещать школу, где учились читать, писать и считать. Также они учились петь и танцевать. Девушки же оставались под опекой матери в гинекее.

Спорт[править | править код]

Чтобы поддерживать себя в форме, греки уделяли большое внимание занятиям спортом. Каждый день они посещали спортивные залы или гимнасии. Также они могли заниматься физическими упражнениями в термах — гражданских банях. Мужчины занимались борьбой, либо боксировали, но отдавали преимущество соревнованиям с пятиборьем.

Досуг[править | править код]

Часто мужчины устраивали в домах громкие банкеты — симпозиумы, во время которых они не только ели и пили, но и разговаривали, смотрели выступления певцов и танцовщиц, специально нанятых для увеселения гостей. Женщинам было запрещено веселиться рядом с мужьями, они должны были лишь следить за тем, чтобы гости не имели ни в чём нужды.

Женщины в гинекее[править | править код]

Женщина находилась в женской части дома вместе с детьми и рабынями. Долгом жены было следить за работой рабов в доме, контролировать употребление продуктов, но главное — не вмешиваться в личную жизнь своего мужа. Жена пряла шерсть, ткала, занималась воспитанием детей, подготовкой к семейным праздникам, следя за тем, чтобы дом соответствовал социальному положению мужа.

Отстояв свою независимость, греки создали новое общество с новым образом мышления. Будучи торговцами, моряками и путешественниками, они оказали влияние на развитие многих культур. Философы, врачи и ученые распространяли новые взгляды на мир, основанные на наблюдении и дискуссии. Старые сельские обычаи отмирали с ростом городов. Создавались новые искусство, архитектура и наука. Развивались философия и медицина, основанные на изучении природы. Театр в этот период играл большую роль в жизни греков. Театральные представления ведут своё происхождение от сельских праздников — Великих Дионисий. Их участники надевали козлиные шкуры и маски, изображая сатиров, спутников Диониса. Они танцевали, распевали песни, разыгрывали сценки из мифов. Позже появились актеры, сценки стали разыгрывать в специально построенных сооружениях — театрах, а представления продолжали называть трагедией(дословный перевод — песнь козлов). Театры строили под открытым небом на склонах холмов, по которым полукругом спускались места для зрителей. Само представление разыгрывалось на круглой площадке, за которой помещалась палатка, где переодевались актеры. Эта палатка называлась Скена . Со временем её стали строить из камня. В Афинах театр был сооружён на склоне Акрополя возле храма бога Диониса и вмещал до 17 тысяч зрителей. Первый ряд был предназначен для самых знаменитых граждан полиса и его гостей. Для посещения представлений зрители покупали входные жетоны.

Образование[править | править код]

Сыновей свободных граждан посылали в школу, где их обучали чтению, письму, танцам и где они занимались спортом. Писали они на восковых табличках специальным стержнем, называемым стило. Дочерей матери обучали ткачеству и работе по дому. Греческие ученики занимаются в классе различными предметами с учителем.

Искусство Ранней классики[править | править код]

В эпоху ранней классики полисы Малой Азии теряют ведущее место в развитии искусства, которое они до того занимали. Важнейшими центрами деятельности художников, скульпторов, архитекторов становятся Северный Пелопоннес, Афины и греческий Запад. Искусство этой поры освещено идеями освободительной борьбы против персов и торжества полиса. Героический характер и повышение внимания к человеку-гражданину, создавшему мир, где он свободен и где уважается его достоинство, отличает искусство ранней классики. Искусство освобождается от тех жестких рамок, которые сковывали его в эпоху архаики, это время поисков нового и в силу этого время интенсивного развития различных школ и направлений, создания разнородных произведений.

Историческая реконструкция Храма Зевса 19 века, выполненная Паулем Неффом Верлагом

На смену ранее господствовавшим в скульптуре двум типам фигур — куросу и коре — приходит гораздо большее разнообразие типов, например контрапост; скульптуры стремятся к передаче сложного движения человеческого тела. В архитектуре оформляется классический тип периптерального храма и его скульптурного декора. Этапными в развитии раннеклассической архитектуры и скульптуры стали такие сооружения, как сокровищница афинян в Дельфах, храм Афины Афайи на острове Эгина, так называемый храм «Е» в Селинунте и храм Зевса в Олимпии. По скульптурам и рельефам, украшавшим эти сооружения, можно ясно проследить, как менялись их композиция и стиль в разные периоды — при переходе от архаики к строгому стилю и далее — к высокой классике, что именно характерно для каждого из периодов. Архаическое искусство создало совершенные в своей законченности, но условные произведения искусства. Задачей классики стало изобразить человека в движении. Мастер поры ранней классики сделал первый шаг по пути к большому реализму, к изображению личности, и естественно, что этот процесс начался с решения более легкой задачи — передачи движения человеческого тела. На долю высокой классики выпала следующая, более сложная задача — передать движения души. Утверждение достоинства и величия человека-гражданина становится главной задачей греческой скульптуры эпохи классики. В статуях, отлитых из бронзы или высеченных из мрамора, мастера стремятся передать обобщенный образ человека-героя во всем совершенстве его физической и нравственной красоты. Этот идеал имел большое этическое и общественно-воспитательное значение. Искусство оказывало непосредственное воздействие на чувства и умы современников, воспитывая в них представление о том, каким должен быть человек.

Вторая четверть V века — годы деятельности самого выдающегося из художников ранней классики — Полигнота. Судя по свидетельствам древних авторов, Полигнот, стремясь показать людей в пространстве, располагал фигуры заднего плана над передними, частично скрывая их на неровностях почвы. Этот прием засвидетельствован и в вазописи. Однако для вазописи этого времени наиболее характерно уже не следование за живописью в области стилистики, а самостоятельное развитие. В поисках изобразительных средств вазописцы не только шли за монументальным искусством, но, как представители наиболее демократического вида искусства, кое в чём и обгоняли его, изображая сцены из реальной жизни. В эти же десятилетия наблюдается упадок чернофигурного стиля и расцвет краснофигурного, когда для фигур сохраняли естественный цвет глины, пространство же между ними заполняли чёрным лаком.

Искусство Высокой классики[править | править код]

Искусство высокой классики, подготовленное творческими исканиями художников предшествующего поколения, имеет одну важную особенность — наиболее значительным центром его развития становятся Афины, и влияние афинской идеологии все более определяет развитие искусства всей Эллады.

Искусство высокой классики — явное продолжение того, что возникло ранее, но есть одна область, где в это время рождается принципиально новое, урбанистика. Хотя накопление опыта и некоторых эмпирически найденных принципов градостроительства было результатом создания новых городов в период Великой колонизации, именно на время высокой классики приходится теоретическое обобщение этого опыта, создание цельной концепции и осуществление её на практике. Рождение градостроительства как теоретической и практической дисциплины, соединявшей в себе художественные и утилитарные цели, связано с именем Гипподама Милетского. Две основные черты характеризуют его схему: регулярность плана города, в котором улицы пересекаются под прямым углом, создавая систему прямоугольных кварталов, и зонирование, то есть четкое выделение различных по функциональному назначению районов города.

Ведущим типом зданий по-прежнему оставался храм. Храмы дорического ордера активно строятся на греческом Западе: несколько храмов в Агригенте, среди которых выделяется так называемый храм Конкордии (в действительности — Геры Аргейи), считающийся лучшим из дорийских храмов в Италии. Однако масштабы строительства зданий общественного назначения в Афинах далеко превосходят все то, что мы наблюдаем в других частях Греции. Сознательная и целенаправленная политика афинской демократии, возглавляемой Периклом, — превратить Афины не только в самый могучий, но и самый культурный и прекрасный полис Эллады, сделать родной город средоточием всего лучшего, что есть в мире, — находила практическое воплощение и в широкой строительной программе.

Архитектура высокой классики характеризуется поразительной соразмерностью, сочетающейся с праздничной монументальностью. Продолжая традиции предшествующего времени, архитекторы вместе с тем не следовали рабски канонам, они смело искали новые средства, усиливающие выразительность создаваемых ими сооружений, наиболее полно отражающие заложенные в них идеи. При строительстве Парфенона, в частности, Иктин и Калликрат смело пошли на соединение в одном здании черт дорического и ионического ордера: снаружи Парфенон представляет типичный дорический периптер, но украшает его характерный для ионийского ордера сплошной скульптурный фриз. Соединение дорики и ионики применено и в Пропилеях. Чрезвычайно своеобразен Эрехтейон — единственный в греческой архитектуре храм с абсолютно асимметричным планом. Оригинально и решение одного из его портиков, где колонны заменены шестью фигурами девушек-кариатид. В скульптуре искусство высокой классики ассоциируется прежде всего с творчеством Мирона, Фидия и Поликлета. Мирон завершил искания мастеров предшествующего времени, стремившихся передать в скульптуре движение человека. В самом прославленном из его созданий — Дискоболе впервые в греческом искусстве решена задача передачи моментального перехода от одного движения к другому, окончательно преодолена идущая от архаики статичность. Полностью решив задачу передачи движения, Мирон, однако, не смог овладеть искусством выражения возвышенных чувств. Эта задача выпала на долю Фидия — крупнейшего из греческих скульпторов. Фидий прославился своими скульптурными изображениями божеств, особенно Зевса и Афины. Ранние его произведения известны ещё мало. В 60-е годы Фидий создает колоссальную статую Афины Промахос, возвышавшуюся в центре Акрополя.

Важнейшее место в творчестве Фидия заняло создание скульптур и рельефов для Парфенона. Синтез архитектуры и скульптуры, столь характерный для греческого искусства, находит здесь своё идеальное воплощение. Фидию принадлежала общая идея скульптурного оформления Парфенона и руководство его осуществлением, им же выполнена часть скульптур и рельефов. Художественный идеал торжествующей демократии находит законченное воплощение в величественных произведениях Фидия — бесспорной вершине искусства высокой классики.

Но, по мнению самих греков, величайшим творением Фидия была статуя Зевса Олимпийского. Зевс представлен сидящим на троне, в правой руке он держал фигуру богини победы Ники, в левой — символ власти — скипетр. В этой статуе также впервые для греческого искусства Фидий создал образ милостивого бога. Статую Зевса древние считали одним из чудес света.

Идеальный гражданин полиса — основная тема творчества другого скульптора этого времени — Поликлета из Аргоса. Он исполнял главным образом статуи атлетов-победителей в спортивных состязаниях. Наиболее известна его статуя «Дорифора» (юноши с копьем), которую греки считали образцовым произведением. Дорифор Поликлета — воплощение физически и духовно совершенного человека.

В конце V века в скульптуре начинают проявляться новые черты, получившие развитие в следующем веке. В рельефах балюстрады храма Ники Аптерос (Бескрылой) на Акрополе Афин особенно бросается в глаза динамизм. Те же черты видны и в скульптурном изображении Ники, выполненном Пеонием. Стремлением к передаче динамических композиций не исчерпывались искания скульпторов конца века. В искусстве этих десятилетий большое место занимают рельефы на надгробных памятниках. Обычно они создавались по единому типу: умерший в кругу близких. Основная черта этого круга рельефов (наиболее известный — надгробие Гегесо, дочери Проксена) — изображение естественных чувств простых людей. Тем самым в скульптуре решаются те же задачи, что и в литературе (трагедия Еврипида).

К сожалению, о великих греческих художниках (Аполлодор, Зевксис, Паррасий) мы не знаем почти ничего, кроме описания некоторых их картин и сведений об их мастерстве. Можно полагать, что эволюция живописи в основном шла в том же самом направлении, что и скульптуры. Согласно сообщениям древних авторов, Аполлодор Афинский открыл в конце V века эффект светотени, то есть положил начало живописи в современном смысле этого слова. Паррасий стремился к передаче средствами живописи душевных движений. В вазописи второй половины V века все большее место занимают бытовые сцены.

Афины, Спарта и некоторые другие города объединялись в борьбе против персов, продолжавшейся более 50 лет, и одержали победу при Саламине в 480 г. до н. э. и Марафоне в 490 г. до н. э. Из-за того что Спарта испугалась роста могущества Афин, началась Пелопоннесская война, продолжавшаяся 25 лет. Разобщенность городов-государств привела к тому, что в 338 г. до н. э. Грецию завоевал македонский царь Филипп II — отец Александра Македонского (Великого).

  • 540 до н. э. Персы завоевывают Ионию (восточный берег Эгейского моря).
  • 500 г. до н. э. Восстание греческих полисов Ионии против персидского господства.
  • 490 г. до н. э. Победа греков над персами в битве при Марафоне.
  • 480 до н. э. Нашествие персов во главе с царём Ксерксом на Грецию. Героическая гибель спартанского царского отряда из трёхсот воинов во главе со спартанским царём Леонидом в битве против персов при Фермопилах. Морское сражение между персами и греками при Артемисии. Победа греков над персами в морской битве при Саламине.
  • 479 г. до н. э. Победа греков над персами в сухопутной битве при Платеях и в морской битве при Микале.
  • 449 г. до н, э. Каллиев мир между персами и греками. Греческие полисы Ионии освобождаются от власти персов. Персидскому флоту запрещено плавание в Эгейском и Мраморном морях.
  • 431 — 404 до н. э. Пелопоннесская война между Делосским морским союзом во главе с Афинами и Пелопоннесским союзом во главе со Спартой.
  • 404 до н. э. Победа Спарты над Афинами
  • 371 до н. э. Упадок Спарты. Главным городом становятся Фивы.
  • 338 до н. э. Филипп Македонский завоевывает Грецию после победы македонского войска над греками в битве при Херонее.

Древнегреческие авторы классической эпохи, чьи труды дошли до нашего времени (почти все легко доступны в русских переводах):

Историки — Геродот, Фукидид, Ксенофонт

Драматурги — Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан

Ораторы — Демосфен, Лисий, Андокид, Исей, Антифонт, Исократ, Динарх (оратор), Эсхин, Гиперид, Ликург Афинский, Горгий

Философы — Сократ, Платон, Аристотель

Учёные — Гиппократ, Эней Тактик, Псевдо-Скилак Кариандский, Аристоксен

Исследования военно-политической и социально-экономической истории классической Греции (примерно 500—338 гг. до н. э.) на русском языке:

  • Анучин Д. Н., Водовозов В. В., Винклер, П. П., Мищенко Ф. Г., Петрушевский Ф. Ф. Греция // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Бондарь Л. Д. Афинские литургии 5-4 вв. до н. э. — СПб., 2009. — 204 с. — ISBN 978-5-9818-7318-8.
  • Бузескул В. История афинской демократии. — СПб., 2003. — 480 с. — ISBN 5-93762-021-6.
  • Бюттен А. — М. Классическая Греция / Пер. с фр. — М., 2006. — 384 с. — ISBN 5-9533-1522-8.
  • Грант М. Классическая Греция / Пер. с англ. В. Федяниной. — М., 1998. — 336 с. — ISBN 5-300-01752-3.
  • Исаева В. И. Античная Греция в зеркале риторики: Исократ. — М., 1994. — 256 с. — ISBN 5-02-017391-6.
  • Казаманова Л. Н. Очерки социально-экономической истории Крита в 5-4 вв. до н. э. — М., 1964. — 192 с.
  • Корзун М. С. Социально-политическая борьба в Афинах в 444—425 гг. до н. э. — Минск, 1975. — 160 с.
  • Кутергин В. Ф. Беотийский союз в 379—335 гг. до н. э. — Саранск, 1991. — 184 с. — ISBN 5-7103-0004-7.
  • Глускина Л. М. Проблемы социально-экономической истории Афин 4 в. до н. э. — Л., 1975. — 176 с.
  • Маринович Л. П. Античная и современная демократия: Новые подходы к сопоставлению. — М., 2007. — 212 с. — ISBN 978-5-98227-183-9.
  • Маринович Л. П. Греческое наёмничество 4 в. до н. э. и кризис полиса. — М., 1975. — 272 с.
  • Строгецкий В. М. Афины и Спарта: Борьба за гегемонию в Греции в 5 в. до н. э.: 478—431 гг. до н. э. — СПб., 2008. — 296 с. — ISBN 978-5-288-04619-3.
  • Суриков И. Е. Античная Греция: Политики в контексте эпохи: Время расцвета демократии. — М., 2008. — 384 с. — ISBN 978-5-02-036984-9.
  • Суриков И. Е. Античная Греция: Политики в контексте эпохи: Година междоусобиц. — М., 2011. — 328 с. — ISBN 978-5-91244-030-4.
  • Суриков И. Е. Остракизм в Афинах. — М., 2006. — 640 с. — ISBN 5-9551-0136-5.
  • Суриков И. Е. Солнце Эллады: История афинской демократии. — СПб., 2008. — 360 с. — ISBN 978-5-8465-0759-3.
  • Фролов Э. Д. Греческие тираны: 4 в. до н. э. — Л., 1972. — 200 с.
  • Фролов Э. Д. Сицилийская держава Дионисия: 4 в. до н. э. — Л., 1979. — 160 с.

Наиболее важные труды по истории Древней Греции на русском языке, где есть большие разделы о классическом периоде:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *