Ампир классицизм – Барокко, ампир, классицизм, неоклассицизм, модерн, рококо и модерн в архитектуре: чем отличаются стили

Содержание

Барокко, ампир, классицизм, неоклассицизм, модерн, рококо и модерн в архитектуре: чем отличаются стили

При возведении зданий и оформлении интерьера используется множество стилевых направлений – это ампир, классицизм, барокко, модерн, рококо, неоклассицизм, эклектика.

Они имеют как общие чрты, так и отличия, ведь каждое из архитектурных направлений обладает своими уникальными свойствами.

В эпоху Просвещения и Нового времени в странах Европы – период с XVII по XIX век, появились яркие и богатые стилевые направления в искусстве. Барокко, рококо, классицизм, ампир – это немногие из стилей, которые были известны в то время. Такое высокое развитие архитектурного искусства было вызвано тем, что королевские, императорские и аристократические династии сменяли друг друга, и каждая из них желала прославить себя и период своего правления настоящими шедеврами искусства и великолепными творениями архитектуры.

Чем отличается стиль ампир (поздний классицизм) от обычного классицизма

Два популярных направления – ампир и классицизм в архитектуре оставили после себя великий след в истории. По своей сути ампир является одним из этапов исторического развития классицизма, одним из его ответвлений, поэтому говорить об этих стилях, как о совершенно разных направлениях нельзя.

Если спросить архитекторов, чем ампир отличается от классицизма, на этот вопрос ответить будет сложно даже специалистам. Ампир является завершающим этапом развития классицизма, он был популярным в первые три десятилетия XIX века. Ампир, или поздний классицизм – именно так это направление обозначается в искусстве, был призван служить государству периода правления Наполеона с целью прославления его личности и совершенных им подвигов.

Классицизм начал постепенно переходить в эпоху ампира в период наполеоновской империи, эти направления ориентировались на изображение искусства периода античности. Архитекторы этого времени использовали элементы, позволяющие максимально точно передать воинскую доблесть и величественную мощь государства.

Для этого применялись такие приемы в декоре, как ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, львы, орлы. Такие элементы использовались и в эпоху развития классицизма в архитектуре, однако, существенная разница в том, что ампир заимствовал архитектурные формы, присущи преимущественно Древнему Риму, а классицизм в основном применял наследие Древней Греции. Ярким примером сооружения в стиле классицизма является Вилла Ротонда в Италии, автором которой стал архитектор А. Палладио.

Чем отличается стиль ампир от классицизма, если говорить о выборе цветовой гаммы при обустройстве помещений? Интерьер, оформленный согласно законам классицизма, был строго выдержан в светлых и насыщенных тонах ванили, широко применялся бледно-голубой и цвет молодой листвы.

Предметы ярких насыщенных цветов увидеть было практически невозможно, в то время как в период ампира, наоборот, дизайнерами умело сочетались кричащие яркие тона с нежными и мягкими оттенками. Преобладание насыщенных зеленых и пурпурных оттенков, а также позолоты – еще один прием, характерный исключительно для ампирной эпохи.

Отличие неоклассицизма от классицизма и ампира

Еще одна общая черта для этих двух направлений – использование дорогих пород дерева и роскошных тканей при оформлении интерьера помещений. Нередко можно было увидеть предметы мебели, украшены инкрустацией из других пород дерева, натурального камня или слоновой кости.

Среди общих характеристик направлений нельзя не заметить, что в них одинаково часто используются орнаменты из цветов в качестве декора. Выбору тканей для декорирования интерьера в эпоху классицизма и ампира уделялось особое внимание. Придать помещению роскоши и помпезности удавалось благодаря применению натурального шелка и гобеленов с различными мотивами. Здесь следует сразу отметить отличие неоклассицизма от классицизма и ампира – в нем используется исключительно искусственный шелк, который выглядит так же дорого, как и натуральный материал.

Отличия ампира и классицизма заключаются и в том, что для первого свойственной была выраженная помпезность и роскошь. Классицизм был наделен меньшей монументальностью, он больше характеризуется сдержанностью форм и линий при возведении архитектурных сооружений и оформлении интерьера. Есть еще одна отличительная особенность ампира, свойственна исключительно этому направлению – широкое применение зеркал.

Классицизм, неоклассицизм и русский ампир: схожесть и отличия

Классицизм, русский ампир и неоклассицизм, как и многие другие архитектурные стили, имели много общего.

Прежде всего, следует назвать такую схожесть направлений:

1. Роскошь. Стили предназначались для оформления интерьеров представителей аристократии, именно поэтому их многие называют «дворцовыми» и «королевскими». Если обратить внимание на все стили, которые заявили о себе в период с XVII по XIX век, то самым скромным был классицизм и неоклассицизм, хотя на самом деле интерьеры отличались невиданной роскошью.

2. Большие и просторные помещения. Для помещений этих эпох характерными были комнаты с большим пространством и высокими потолками. Для стиля рококо это было свойственно в наименьшей степени, если сравнивать между собой все архитектурные направления того времени.

3. Способы декора. Для декорирования помещений, цель которого заключалась в том, чтобы придать интерьеру роскоши и богатства, использовались такие элементы, как лепнина, настенные росписи и картины с классическими сюжетами, резные изделия из дерева.

Неоклассицизм от классицизма и ампира отличается тем, что это популярное в конце XVIII – начале XIX века направление, наследовало традиции не только периода античности, но также в нем прослеживается искусство эпохи Возрождения. В принципе, неоклассицизм по своей сути является продолжением классицизма, его современным завершением.

Модерн, барокко, ампир, классицизм: отличительные черты

Барокко, ампир, классицизм и модерн – направления, имеющие много отличительных черт. Модерн представляет собой «цитирование» всех этих трех классических стилей. Он сформировался под сильным влиянием культуры Японии, Древнего Египта и стран других древних цивилизаций.

Разница между барокко, ампиром и классицизмом с одной стороны и модерном – с другой, в том, что с появлением последнего направления архитектурное искусство отказалось от наследия предыдущих эпох. В этот период происходит отказ от прямых линий и четких геометрических форм, консервативности и пафоса в пользу более естественным изогнутым, округлым линиям и асимметрии.

Чем отличаются эклектика и модерн от ампира

На смену величественному ампиру вначале XIX века пришла эклектика.

От ампира и классицизма эклектика и модерн отличаются тем, что они представляют собой смешение и «цитирование» всех предыдущих стилей одновременно.

Как правило, эклектика объединяет между собой смежные, не противоположные направления. Разные по своему стилю элементы интерьера обязательно должны иметь что-то общее – цвет, фактуру, общий дизайн. На мебели можно увидеть такие рисунки, как полосы, зигзаги, круги. Восточные покрывала и ковры, узорчатые обои, ниши, округлые углы – все это характерно для эклектики.

В целом барокко, ампир и классицизм имеют много общего, в то время как модерн и эклектика выступают их полной противоположностью.

рококо, барокко, классицизм, ампир (ФОТО)

Впервые в интерьерах Барокко объединились образ и стиль жизни, радость бытия и источники вдохновения. В них сразу возникали стойкие ассоциации с пышностью и величием, достатком и пространственным размахом. «Barocco» переводится с итальянского как «странный», «причудливый», «тяготеющий к излишествам».

История. Родиной стиля Барокко считается Италия, а ее «отцом» знаменитый скульптор Микеланджело. Стиль появился в конце XVI века, и вначале был предназначен для оформления папских покоев. Но вскоре он стал популярен за пределами Ватикана и Рима. Самые яркие образцы Барокко сегодня можно встретить в архитектуре Испании, Португалии, Чехии, Польши, Литве, стран, бывших португальскими и испанскими колониями, а также в России (например: Зимний дворец). Настоящим расцветом этого стиля стал XVII век. Патетика живописных композиций и скульптурных ансамблей, избыток декора и множество украшений были широко востребованы до середины XVIII века.

Отличительные особенности стиля Барокко:

  • Иллюзорность — интерьеры барокко обманчивы, они как бы стремятся убедить зрителя в роскоши, которой на самом деле не существует. Например, золочёный потолочный декор может быть лишь изящно прорисован, создавая иллюзию дорогой лепнины.
  • Подчёркнутое богатство, роскошь и изобилие: такие интерьеры выглядят не просто дорого, а очень-очень дорого.
  • Отделка стен и потолков. Обилие золотистых оттенков, насыщенных, неярких цветов. В основном применяется гладкая окраска и декоративная штукатурка с небольшим рельефом. Обязательны настенные и потолочные фрески с классическими сюжетами или причудливыми орнаментами и узорами.
  • Полы. Для напольных покрытий может использоваться однотонный паркет, без ярко выраженных рисунков. В некоторых зонах может укладываться натуральный камень: мрамор, гранит и максимально достоверная имитация из керамики
  • Декор. Витиеватые узоры в лепке, фрески и роспись. Много позолоты, серебра, меди и бронзы. Текстильное убранство окон и дверей должно гармонировать с тканью на кровати, диванах, подушках и т.д.

В оформлении мебели, дверей и окон применяются резные, овальные спирали, пластичные формы и крученые балясины.

Небольшой архитектурный ликбез. Часть 8: Классицизм и ампир в России


АРХИТЕКТУРНЫЙ ЛИКБЕЗ

ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ

  С 60-х гг. XVIII века на смену барокко в России постепенно приходит классицизм.
    Именно, что постепенно. В ряде зданий, построенных в это время, присутствуют элементы как одного, так и другого стилей. Так, например, переходным вариантом от барокко к классицизму является Князь-Владимирский собор Санкт-Петербурга, построенный в 1766 — 1789 годах по проекту Антонио Ринальди и Ивана Егоровича Старова.

    Лучшие оборазцы этого стиля находятся в двух столицах — Петербурге и Москве.



Таврический дворец
(арх. А. И. Старов, 1783 — 1789 гг.):

Троицкий собор Александро-Невской лавры
(А. И. Старов, 1776 — 1790 гг.):

Александровский дворец в Царском Селе, построенный в 1792 — 1796 гг.
архитектором Джакомо Кваренги в стиле палладианского классицизма:

Смольный институт благородных девиц
(Д. Кваренги, 1790 — 1806 гг.):



    В начале XIX века как продолжение классицизма в России появляется ампир.


Казанский собор
(А. Н. Воронихин, 1801 — 1811 гг.):

Здание биржи на Стрелке Васильевского острова
(Тома де Томон, 1805 — 1816 гг.):

Адмиралтейство
(Андреян Захаров, 1806 — 1823 гг.):

Собор Святой Живоначальной Троицы
лейб-гвардии Измайловского полка
(В. П. Стасов, 1828 — 1835 гг.):

Здание Главного штаба
(Карл Росси, 1819 — 1828 гг.):

Александринский театр
(Карл Росси, 1828 — 1832 гг.):



    Немало зданий в стиле классицизма и ампира было построено во второй половине XVIII — первой трети XIX в. и в Москве. Но из-за утери Москвой столичного статуса, они выглядлят несколько скромнее петербургских.

В первую очередь, когда говорят о московском классицизме,
называют знаменитый дом Пашкова, приписываемый
творчеству В. И. Баженова (1774 — 1776 гг.):

Сенат в Московском кремле
(М. Ф. Казаков, 1776 — 1787 гг.):

Дворец московского генерал-губернатора на Тверской, построенный в 1782 году
по проекту М. Ф. Казакова:

В 1944 — 1946 годах он был надстроен двумя этажами (арх. Д. Чечулин и
М. Посохин), но сохранил черты архитектуры классицизма:

Большой театр
(О. И. Бове, 1821 — 1825 гг.):

Триумфальная арка
(О. И. Бове, 1829 — 1834):

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
(В. И. Баженов, О. И. Бове, 1823 — 1836 гг.:):

Городская усадьба Хрущевых-Селезневых
(построена по проекту А. Г. Григорьева в 1814 — 1816 гг.):

Храм Большое Вознесение у Никитских ворот
(А. Г. Григорьев по проекту О. И. Бове, 1798 — 1816 гг.):


    Во второй половине XIX века в России получает широкое распространение псевдорусский стиль как вид эклектики (историзма). Ему будет посвязена следующая — девятая часть нашего архитектурного ликбеза.

Продолжение следует…
    Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

Классицизм (Ампир) (1770 -1840 гг.) Ампир (1804

 

Ампир ( от франц. empire — империя) — стиль завершающий эволюцию классицизма. Первоначально складывается во Франции в недрах классицизма.

Ампир отличается большей статичностью, пышностью, блеском и помпезностью. Декоративное решение стиля Ампир преобладает над конструктивным.

Париж. Триумфальная арка на площади Этуаль в стиле Ампир

Преимущественно ампир опирается на художественное наследие архаической Греции и императорского Рима. Он черпает из него мотивы для воплощения величественной мощи: монументально массивные портики (дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т.д.).

Ампир впитывает в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы: большие нерасчлененные плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объемы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т.п.).

Стиль Ампир выражает эстетические вкусы крупной буржуазии и прославляет военные подвиги Наполеона. Целям прославления успехов государства служит мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны), иногда повторявшая древнеримские образцы (повторение арки Септимия Севера в Риме — арка на площади Каррусель в Париже).

 

Ампир (1804 — 1825 гг.) Романтизм (конец XVIII в. Начало XIX в.)

Возникновение стиля романтизм

Романтизм — это своеобразная реакция на Французскую революцию (Карл Маркс).

Великая французская буржуазная революция завершила эпоху Просвещения. Писатели, художники, музыканты оказались свидетелями грандиозных исторических событий, революционных потрясений, неузнаваемо преобразивших жизнь. Многие из них восторженно приветствовали изменения, восхищались провозглашением идей Свободы, Равенства и Братства.

Но время шло, и они замечали, что новый общественный порядок далек от того общества, наступление которого предвещали философы XVIII века. Наступила пора разочарования.

В философии и искусстве начала века зазвучали трагические ноты сомнения в возможности преобразования мира на принципах Разума. Попытки уйти от действительности и в то же время осмыслить ее вызвали появление новой мировоззренческой системы — романтизма.

Историческая характеристика стиля романтизм

До революции мир был упорядочен, в нем существовала четкая иерархия, каждый человек занимал свое место. Революция перевернула “пирамиду” общества, новое еще не было создано, поэтому у отдельного человека возникло чувство одиночества. Жизнь — поток, жизнь — игра, в которой кому — то повезет, а кому — то нет. В эту эпоху возникают и приобретают огромную популярность азартные игры, в всем мире и в частности в России возникают игорные дома, публикуются руководства по игре в карты.

В литературе возникают образы игроков — людей, которые играют с судьбой. Можно вспомнить такие произведения европейских писателей, как “Игрок” Гофмана, “Красное и черное” Стендаля (а красное и черное — это цвета рулетки!), а в русской литературе это “Пиковая дама” Пушкина, “Игроки” Гоголя, “Маскарад” Лермонтова.

Романтический герой — это игрок, он играет с жизнью и судьбой., ведь только в игре человек может почувствовать силу рока.

Романтики нередко идеализировали патриархальное общество, в котором видели царство добра, искренности, порядочности. Поэтизируя прошлое, они уходили в старинные легенды, народные сказки. Романтизм получил в каждой культуре свое собственное лицо: у немцев — в мистике; у англичан — в личности, которая будет противопоставлять себя разумному поведению; у французов — в необычных историях. Что объединило все это в одно течение — романтизм?

Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной жизни, а это можно было делать и на материале историй, мистики и т.д. Нужно было показать парадокс этой внутренней жизни, ее иррациональность.

Рассмотрим разницу романтизма с классицизмом. Мы увидим, что классицизм все делит по прямой, на плохое и хорошее, на черное и белое. Романтизм по прямой ничего не делит. Классицизм — это система, а романтизм — нет.

Строительные особенности стиля романтизм

Появление металлических конструкций

Развитие классицизма и романтизма в архитектуре совпало с началом использования новых конструкций, строительных материалов и строительных методов. В конце XVIII и начале XIX вв. металлические конструкции были наиболее распространены в Англии и во Франции. Вначале их применяли в различных инженерных сооружениях, что сопровождалось развитием научных теорий в этой области. Вопрос создания моста из металла рассматривался впервые французскими инженерами в 1719 г., а затем снова в 1755 г. Однако широкое применение этих конструкции стало возможным с появлением дешевой технологии получения железа, сначала в виде чугуна, а позднее стали.

Вместо простоты и замкнутости архитектурной формы классицизма романтизм предлагает сложный силуэт, богатство форм, свободу планировочного решения, в котором симметрия и другие формальные композиционные принципы теряют господствующее значение. Несмотря на то что романтизм вызвал широкий интерес к различным культурам, которые до этого были далеки европейцам, основной для него в архитектуре стала готика. При этом важным казалось не только изучить ее, но и приспособить к современным задачам. Художественные мотивы готики использовались уже в барокко (например, Я. Сантини), но только в XIX в. они получают большое распространение. Одновременно появляются ростки сознательного движения за охрану архитектурных памятников и их реконструкцию.

Характерные черты стиля романтизм

Творческая проблематика романтизма по сравнению с классицизмом была более сложной и не такой однозначной. Романтизм в самом начале представлял собой скорее художественное направление, чем доктрину определенного стиля. Поэтому можно только с большим трудом классифицировать его проявления и рассмотреть последовательно историю развития до конца XIX — начала XX в. Романтизм на первых порах носил живой, изменчивый характер, проповедовал индивидуализм и творческую свободу. Он признавал ценность культур, значительно отличавшихся от греческо — римской античности. Большое внимание уделялось культурам Востока, художественные и архитектурные мотивы которых приспосабливались к европейскому вкусу. Происходит переоценка архитектуры средних веков и признаются технические и художественные достижения готики. Концепция связи с природой рождает концепцию английского парка и популярность свободных композиций китайского или японского сада.

Типы сооружений стиля романтизм

Первый чугунный мост удалось сконструировать только в 1779 г. Это был мост через реку Северн в Англии. Он имел небольшую длину (30,62 м), однако уже в конце века начинают строить чугунные мосты длиной свыше 70 м, например Сандерленд Бридж в Англии (1793 — 1796).

С конца XVIII в. чугун начинают применять при строительстве зданий. Особый интерес для того времени представлял проект складского здания в Манчестере (1801), которое решалось в виде восьмиэтажного чугунного каркаса, а также доки в Ливерпуле и Лондоне. В Англии появились чугунные конструкции соборов уже в 80 — х годах XVIII в., например в Ливерпуле.

    Лондон, Кристалл палас.

          Д. Пакстон, 1851

Металлическое перекрытие здания

Театр — Франсе. В. Луи, 1786

Чугун обычно использовался в соответствии с традиционными конструктивными представлениями и методами возведения сводов, что придавало постройкам массивный характер. Дальнейшее развитие конструкций из железа связано с Францией, где сначала железо использовалось как вспомогательный материал, а позднее, после разработки законов статики, — как основной создающий собственный образ архитектуры. Оранжерея ботанического сада в Париже (1833, автор Руо), видимо, является первой постройкой, возведенной только из железа и стекла. Почти одновременно была построена оранжерея в парке Ледницкого замка (1845, автор Девьен).

Из построек подобного типа наибольшего внимания заслуживает Хрустальный дворец (Кристал палас) на первой Всемирной выставке в Лондоне (1851) . Дворец по проекту Д. Пакстона решался в виде просторного выставочного зала символической длины 1851 фут, смонтированного из типовых застекленных панелей. Хрустальный дворец (сгорел в 1937 г.) произвел на современников огромное впечатление и способствовал тому, что металлические конструкции середины XIX в. прочно вошли в практику. Чаще всего они использовались в сооружениях с большим внутренним пространством, таких как выставочные дворцы и другие зальные постройки. Во второй половине XIX в. происходит дальнейшее развитие конструкций подвесных мостов, особенно после изобретения вантовых конструкций; их зрелым примером являются Бруклинский мост в Нью — Йорке и мост над Ниагарским водопадом (1869 — 1883), реализованные по проекту инженеров Д. и В. Рёблингов.

Классические стили в интерьере: классицизм, ампир и модерн

Классические стили в интерьере: классицизм, ампир и модерн

Наша статья называется Классические стили в интерьере: классицизм, ампир и модерн, рассмотрим каждый из стилей в отдельности.

Классицизм

Классицизм – это эпохальное и фундаментальное направление в европейской культуре. Гораздо позже этот стиль возродился в неоклассицизме, но уже с меньшим пафосом. Вследствие чего неоклассицизм применяет и в отделке, и мебели менее дорогие материалы, это является главным отличием изысканной мебели ручной работы эпохи классицизма от привычной фабричной мебели неоклассицизма. Весь интерьер можно рассмотреть через единую призму античного интерьера. Многие черты и элементы, встречающиеся в античном стиле, можно увидеть в традиционном классическом интерьере. Типичными чертами классического интерьера выступают: строгость и лаконичность декора в сочетании с хорошими материалами (камень, шелк, дерево и многое другое). Среди композиционного оформления жилого пространства отмечают симметрию, простоту композиции, четкие пропорциональные соотношения предметов. Для цветового оформления интерьера используют умиротворяющие и богатые цвета, приятное сочетание пастельно-кремовых оттенков с холодными пастельными полутонами в сочетании с отделкой из натурального дерева. Мебель в данном стиле строгая, благородная, без лишних украшений и декора, изготовленная из дорогих пород дерева.

Для стиля характерно стремление к выбору богатых фактур дерева и тканей. Подчеркиваются угловатые ножки и спинки мебели. Преобладающее сочетание – дерево красного оттенка в сочетании с бронзовыми вставками. Элементы декора в этом стиле лаконичны, но благородны. Скульптуры и скульптурные композиции, фрески, зеркала, карнизы, портьеры с ламбрекеном и чехлы для мебели из дорого материала, фарфор, книги в качественных переплетах и картины – все это типичные составляющие классического интерьера. Настенные бра и люстры украшались хрусталем, были весьма массивны и представительны.

Классические стили в интерьере: классицизм, ампир и модерн

Ампир

Логическим продолжением стиля классицизм в 18 веке является стиль ампир. Он также незримо связан с возрождение античных традиций, но более грациозно и красочно, нежели классицизм. Стиль ампир – это высший пик развития классического искусства, все внимание в котором приковано к человеку, его величию и значимости. Его называют стилем Наполеона Бонапарта. В дизайне этого стиля вы встретите яркие и резонансные контрасты и сочетания цветов. Сочетания красного и белого, синего и красного, красного и золотого цветов. Именно в это время входит в моду красно-пурпурное оформление стен в сочетании с золотом. При этом сохраняются черты классического интерьера такие как, пропорциональность, симметрия и уравновешенность. Мебель строгая по форме, но щедро декорирована бронзовыми и золотыми вставками, орнаментом и причудливыми узорами. Для стиля ампир свойственна жесткая мебель. Ключевое значение в оформлении интерьера стиля ампир имеют различные шкатулки, подсвечники, серебряные кофейники и блюда, фарфор и хрусталь. Подсвечники в этом ряду особенно выделяются. Именно они делают стиль ампир настолько узнаваемым. Медные, золоченые и серебряные подсвечники играют пожалуй самую заметную роль в оформлении интерьера. Окна плотно закрывают многослойные портьеры, а световое оформление достигается за счет больших декоративных люстр и бра светильников.

Классические стили в интерьере: классицизм, ампир и модерн

Модерн

Для стиля модерн характерны округлые волнистые линии, пространство разбивается на несколько уровней, царит полная асимметрия. В этом стиле можно наблюдать причудливые переплетения растительных узоров, которые покрывают как стены и потолок помещения, так и предметы мебели. Модерн в искусстве призван выйти за строгие рамки классицизма, он привносит в интерьер новые идейные решения и нетипичные способы оформления.

Для стиля модерн в интерьере свойственно уникальное содружество функционала и красоты. Естественное дерево сочетается с камнем и гипсовой лепниной. Этот стиль отлично смотрится в городских квартирах, оставаясь актуальным до сих пор. Для оформления стен используется типичное разделение ее на две части: верхняя часть либо выкрашена в светлые тона, либо обтянута светлым шелком, нижняя же часть, покрывается плиткой либо деревом. В таком интерьере обилие мягкой мебели, щедро покрытой декором, все возможные шкафы и тумбу украшаются изящной фурнитурой, зеркалами и орнаментом. Вследствие не такого большого временного отдаления стиля модерн от настоящего, вы можете найти на рынках настоящую антикварную мебель той эпохи.

Высокий классицизм Википедия

Ампи́р (фр. style Empire — «имперский стиль») — стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трёх первых десятилетий XIX века; сменился течением историзма.

История

Зарождение

Стиль ампир является завершающим этапом классицизма, возник в первой трети XIX века. Во Франции эпохи Наполеона Бонапарта произошло перерождение классицизма в насаждающийся сверху, официальный имперский стиль, сущность которого нашла отражение в его названии (от фр. empire — «империя»). Стиль получил распространение во многих европейских государствах и активно развивался на протяжении трёх первых десятилетий XIX века.

В императорской Франции ампир отличала торжественность и парадность мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров, созданных придворными архитекторами Наполеона Шарлем Персье и Пьером Фонтеном[1].

В России

В Российской империи этот стиль появился при Александре I. Приглашение архитекторов-иностранцев в Россию было частым явлением, поскольку среди титулованных особ это было модно, а в начале XIX века в России существовало увлечение французской культурой. Для возведения Исаакиевского собора Александр I пригласил начинающего французского архитектора Анри Луи Огюста Рикар де Монферрана, впоследствии ставшего одним из основоположников «русского ампира».

Многие исследователи вслед за И. Э. Грабарем . и Г. К. Лукомским выделяют в особый историко-региональный стиль ранний александровский классицизм с ориентацией на памятники архитектуры Древней Греции дорического стиля и последующий русский ампир, зодчие которого, как и в наполеоновской Франции, вдохновлялись памятниками императорского Рима. [2] Соответственно полноценное развитие ампира относится к «послевоенной эпохе» (после победы России в Отечественной войне 1812 г., придавшей новый импульс развитию стиля) и к периоду правления императора Николая I. Отсюда термин «николаевский ампир». Русский ампир получил разделение на московский и петербургский, причем такое деление определялось не столько территориальным признаком, сколько степенью отрыва от классицизма предыдущей эпохи — московский был более связан с национальными традициями. [3].Наиболее известным представителем петербургского направления ампира стал архитектор Карл Росси, среди других представителей этого стиля принято называть архитекторов Андреяна Захарова, Андрея Воронихина, Осипа Бове, Доменико Жилярди, Василия Стасова, скульпторов Ивана Мартоса, Феодосия Щедрина[1][4]. В России ампир главенствовал в архитектуре до 1830—1840 гг., начала периода историзма.

Возрождение ампира в перерождённых формах произошло в России в советское время, в период от середины 1930-х до середины 1950-х годов. Данное направление ампира также известно как «сталинский ампир»[5].

Особенности

Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров. Особенность архитектурного ампира заключается в обязательном наличии колонн, пилястров, лепных карнизов и других классических элементов, а также мотивов, репродуцирующих практически без изменений античные образцы скульптуры, подобные грифонам, сфинксам, львиным лапам и тому подобным скульптурным конструкциям. Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. Художественный замысел стиля с его массивными лапидарными и монументальными формами, а также богатым декорированием, содержанием элементов военной символики, прямым влиянием художественных форм прежде всего Римской империи, а также Древней Греции и эллинизма, был призван подчёркивать и воплощать идеи могущества власти и государства, наличия сильной армии[1][5].

Ампирная мода ценила вытянутый силуэт, созданный с оглядкой на античные пеплосы и хитоны. Платья шили с высокой талией, под грудью перехватывали поясом, а сзади вставляли валик из конского волоса. Шею и руки оставляли открытыми. Полотнища платьев внизу расшивали золотой и серебряной нитью, зелеными пальмовыми листьями. Нижний край отделывали синелью, пайетками и блестками. Если платье было нарядным, предназначалось для визитов и танцев, то у него часто были короткие рукава с буфами. Под платья-туники надевали рубашки или трико телесного цвета. Женское тело было хорошо видно. Иногда даже платья из тонких материй смачивали водой, чтобы они прилипали к телу[6]. Декольте тоже были максимально открытыми.

Примечания

Литература

  • Ампир // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Александр Спельц. Орнаменты Ампира. — 1924. Иллюстрации
  • Bourgeois E. Le style Empire, ses origines et ses caractères. P- ., 1930.
  • Некрасов А. И. Русский ампир. — М., 1935.
  • Грабарь И. Э.. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках.- СПб.: Лениздат, 1994.- 384 с.
  • Власов В. Г.. Ампир, или «стиль Империи» // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. Т. I, 2004. С. 219-229.

Ссылки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *