Путешествие в Америку Викторианской эпохи: xaustov — LiveJournal
Vladimir Daragan:Это дом, где Фицджеральд написал свой первый роман «По эту сторону рая»:
Фицджеральд и Зельда
Города Сент Пол и Миннеаполис называют города-близнецы. Сент Пол столица Штата Миннесота, но он меньше Миннеаполиса и выглядит победнее. Зато там много исторических закутков. Про один я упоминал два года назад, но сегодня мы с МС там снова оказались и я решил написать немного еще.
Наверное все вы слышали об американском писателе Фицджеральде. Кто-то его не любит как личность, кто-то не любит его романы, но одно нельзя у него отнять. Он был лучшим, кто описывал золотую американскую молодежь двадцатых годов прошлого века, когда до кризиса еще было далеко, когда рождался джаз, когда будущее казалось таким безоблачным.
Фрэнсис Скотт Фицджеральд родился в Сент Поле. Его школьные годы прошли среди домов, которые показаны на фотографиях в этой записи. Потом он уехал учиться в Принстон, бросил, попал в армию, но в отличие от Хемингуэя он не был на фронте, а начал писать рассказы и влюбился в дочку судьи штата Алабама, красавицу Зельду.
Ему дали от ворот поворот, когда он захотел на ней жениться. Вот тут и родился писатель Фицджеральд. Он тогда жил в Нью Йорке, но без денег там было невесело. Он поехал в Сент Пол к родителям и в их квартире написал роман «По эту сторону рая». На одной из фотографий показан этот дом. Роман опубликовали и Фицджеральд мгновенно стал знаменитым и богатым. Зельда стала его женой, и они пустились во все тяжкие. Жили они на полную катушку, Фицджеральду везде платили максимальные гонорары, они покуролесили и в Америке и в Европе. Европейский период этой парочки описан у Хемингуэя в романе. «Праздник, который всегда с тобой».
Дальше было грустно. Зельда стала алкоголичкой и у нее развилась шизофрения. Фицджеральд стал после этого пить, уехал в Голливуд, где и умер в 1940 году. Ему было 44 года.
Зельда провела последние годы в клинике, где писала романы и рассказы. Одно время она была популярна среди феминисток. Сейчас уже мало кто ее помнит.
А романы Фицджеральда продолжают переиздаваться, в театрах идут пьесы по его произведениям.
Это дом в викторианском стиле был построен более ста лет назад для Мэри Хилл — любимой дочки одного из промышленников Миннесоты. На фронтоне было написано ее имя. Десять лет назад дом купили те, кто решил начать свою историю, и теперь он называется «Голубиный Холм»:
А этот дом продается. В этом районе продается много домов. Все они викторианского стиля, построены в 19-м веке, заполнены привидениями и требуют ремонта. Наш знакомый купил тут дом. Я бродил по его бесчисленным комнатам, слушал, как скрипят полы, лестницы и двери, как тянет сыростью из огромного темного подвала, забитого старыми вещами. Знакомый был фанатом, он решил сам отремонтировать дом. Был куплен грузовик, наборы дорогих инструментов и книги по борьбе с плесенью, скрипучими полами и нечистой силой. Ремонт длится уже несколько лет. Пока хозяин жив и даже еще способен принимать гостей. Мы сидим за огромным овальным столом, пьем темное терпкое вино и слушаем его рассказы про непослушный паркет и треснувший фундамент.
Это дом купил Германо-Американский Институт. Реально это клуб, где можно проводить время, пить пиво и есть вкусные сосиски с картошкой и тушеной квашеной капустой. В воскресенье туда приглашают на специальный вечер с пивом и блюдами из капусты. МС говорит, что баранина, которую она запекла в духовке, вкуснее.
В этом доме находится крошечный частный колледж для художников и скульпторов. Там как-то приятно:
В этом доме жил первый губернатор Миннесоты. Дом строили двадцать лет. В те далекие времена не особенно торопились:
А тут сейчас французский ресторан. Мы там были. Очень необычно, когда гости сидят в жилых комнатах старого дома, а официанты носят блюда по скрипучим лестницам:
Такие старые дома часто сдаются студентам. В каждой спальне по студенту, в гостиных протекает социальная жизнь, туда же приходят гости и тогда дом содрогается от громкой музыки и воплей из молодых глоток:
Это дешевый дом. Могучие колонны спереди, а сзади бедненько. Тут сейчас никто не живет. Может только мыши и тени умерших тут людей:
Это просто один из домов в этом районе. Сняли потому, что беленький и чистенький:
Заборов тут нет. Приходи, садись, гостем будешь. Если только не застрелят за нарушение прайвэси:
Типичный дом в викторианском стиле:
Все это около огромного собора Святого Павла. Это тут хранятся мощи святых Кирилла и Мефодия.
Владимир Дараган
Источник: Путешествие в Америку Викторианской эпохи
Реконструкция дома викторианской эпохи
В этом двухэтажном доме было темно и сыро, и только плохо построенная оранжерея, ведущая в сад, пропускала свет во внутреннее пространство. Эта реконструкция дома расширила пространство.
Геометрия расположения дверных и оконных проёмов повторяет характер рисунков, образуемых светлыми фанерными конструкциями. Как ни странно, но такая сложность оформления внутреннего пространства стен и потолков позволяет достичь минималистичности в дизайне.
Геометрия расположения дверных и оконных проёмов повторяет характер рисунков, образуемых светлыми фанерными конструкциями.
Используя фанеру, NOJI Architects выстраивают из неё интересные треугольные структуры, которые позволяют внешнему свету проникнуть глубже в дом в любое время дня по мере движения Солнца по небосводу. Данный материал в рамках проекта используется в трех различных строительных целях: он эстетически приятен, выстраивает четкие и объемные структуры и является достаточно экономичным. Плюс ко всему, данный материал достаточно удобен в сборке, что сокращает время строения, повышая точность и качество сборки.
Элементы мебели, лестничный пролет, плитка на кухне включены в дизайн настолько органично, что создается ощущение их полного единства: цветового и текстурного.
В ванной комнате сохраняется традиция использования деревянных поверхностей.
Их присутствие добавляет тепла холодным оттенкам стен. Также архитекторы оставили в ванной окна, которые являются источником большого количества дневного света, остальные стеклянные поверхности, как и в жилых комнатах, повторяют геометрию элементов дизайна стен.
После реконструкции старое здание преображается до неузнаваемости. Предлагаем посмотреть, как студии Studiomama удалось вдохнуть новую жизнь в пространства, которые разместились под самой крышей трёхсотлетнего здания, расположенного в историческом центре Стокгольма.
Викторианская эпоха: взгляд изнутри
Автор:04 декабря 2019 12:36 Викторианская эпоха в Англии считается временем чопорной строгости и скрупулезного соблюдения приличий. Однако, оказывается, и в то время в жизни чопорных британцев было место и для шуток, и для любви, и для самых разных эмоций. Посмотрите на эту коллекцию старинных фотографий — и вы узнаете, какой была повседневная жизнь людей той эпохи!
Кто там?
Отчаянная женушка
Источник:
Руки вверх!
Источник:
Счастливое семейство
Источник:
Визит тещи
Источник:
Семейный диспут
Источник:
Разговор окончен!
Источник:
И рраз! — нырнули за яблочками!
Источник:
И два! — Евы встречают Адама
Источник:
И три! — Адаму не повезло
Источник:
И четыре! — не уйдешь!
Источник:
Милые дамы, отпустите меня домой!
Источник:
Гимнастическая тренировка на дому
Источник:
Семейство на мосту
Источник:
Купание младенца
особенности, архитектурные шедевры. Викторианская эпоха
Эпоха правления королевы Виктории в Великобритании является одной из самых значительных и даже революционных. Вторая половина 19 века стала временем бурных преобразований во всех сферах жизни англичан, и это не могло не отразиться в архитектуре. Расскажем о том, что такое викторианский стиль в архитектуре, в чем его специфика и какие его варианты существуют.
История эпохи
В 1837 году на трон Британской империи взошла молодая королева Виктория. Ей выпали на долю различные испытания, она пробыла у власти 60 лет и смогла сделать страну процветающей, культурной, цивилизованной. Викторианская эпоха (годы — с 1837 по 1901) не является однородным периодом истории. На это время пришлось бурное развитие промышленности, культуры, экономики. Британия за эти годы полностью изменила свой образ жизни, свой менталитет. Страна становится одной из самых могущественных империй мира, усиливая свое влияние в Азии и Африке. В последние годы правления Виктории начинается замедление развития, но многие достижения той эпохи до сих пор являются важными для современной Великобритании. Королева Виктория была активным пропагандистом строгой морали, которая является едва ли не главной приметой этого периода. Также она считала важными техническую модернизацию и развитие культуры. Поэтому именно на этот период приходится бурный расцвет английской литературы и архитектуры.
Викторианская культура
Особенностями периода правления королевы Виктории является отсутствие войн и технологический бум. Британцы становятся достаточно состоятельной нацией, а растущий средний класс является главным локомотивом общественного развития. На этот период приходится активное развитие образования, появляется такой феномен, как туризм, складывается новый образ мышления у жителей империи. По примеру своей королевы британцы исповедуют строгие и консервативные моральные воззрения, они воздержаны в развлечениях и трудолюбивы, и все это — еще одна причина экономического роста страны. Новое мировоззрение становится основой для прорыва в искусстве. Идеологическим основанием викторианства стал сплав утилитаризма и евангелизма. Не последнюю роль в культуре сыграла английская литература. Ч. Диккенс, У. Теккерей, К. Дойл, сестры Бронте – это типичные авторы того времени. Визуальную концепцию эпохи воплощают прерафаэлиты. Особое значение для мирового зодчества приобретает викторианский стиль в архитектуре. Британцы того времени уделяли огромное внимание своему жилищу. Поэтому архитектура и декораторство становятся очень важной частью нового стиля жизни.
Общие черты архитектуры викторианской эпохи
Термином «викторианский стиль» пытаются обозначить огромный период времени, который характеризуется сильной неоднородностью. Поэтому в строгом архитектурном смысле не существует такого единого явления. В англоязычных странах той эпохи господствовал эклектический ретроспективизм, объединивший под собой несколько сходных, но все же самостоятельных направлений. Это итальянский стиль, неоготика, стиль периода Второй империи, индо-саранцинский стиль и другие разновидности.
Архитектура викторианской эпохи пронизана практицизмом, как и вся культура, и эклектичностью. Ей присущи такие черты, как соединение элементов из разных исторических эпох. Здания выполнялись с использованием большого количества деталей, насыщенного цвета, резьбы по фасаду. Башни, балконы, фризы, островерхие крыши, множество окон разного объема, террасы, высокие входы с крыльцом, обилие фактур и декора – все это викторианство.
Периодизация викторианской архитектуры
Так называемый викторианский стиль в архитектуре возникает как ответ предыдущим эпохам – георгианству и стилю королевы Анны, которые отличались большой строгостью и сдержанностью. В зодчестве времен королевы Виктории традиционно выделяют три основных периода:
1. Ранний (1835-1855). Это период неостилей, увлечения историзмом. В это время появляются варианты с приставкой нео- таких известных стилей, как готика, рококо, мавританский, византийский, китайский.
2. Средний (1855-1870). На это время приходится расцвет движения прерафаэлитов, творчества художника У. Морриса. В этот период происходит возврат к ценности уникальности и ручной работы в противовес раннему периоду, когда господствовали вещи массового производства. Вновь главной ценностью признается индивидуальность.
3. Поздний (1870-1901). Этот период еще называют викторианским ренессансом. Происходит переосмысление традиций барокко, готики. Архитекторы вспоминают Тюдоров и используют в новых сооружениях некоторые приемы эпохи 16 века.
Готическое возрождение
В архитектуре всего мира после эпохи «больших» стилей, происходило периодическое обращение к тем или иным традициям зодчества, не избежала таких «возвращений» и Англия. 19 век, особенно его вторая половина, – это время переосмысления и необычного прочтения приемов и решений разных стилей и исторических эпох. В 40-х годах 19 века Англию захлестнула волна неоготики. Стрельчатые окна, шпили и башенки, арки в духе Средневековья становятся чрезвычайно популярными. Причем разнообразные элементы средневековых храмов теперь активно использовались для оформления жилых и коммерческих сооружений. В Англии за период правления королевы Виктории было возведено множество зданий в стиле неоготики. Самыми знаменитыми из них являются лондонский Парламент со знаменитой часовой башней Биг Бен, комплекс Королевского лондонского суда, похожий на сказочный средневековый дворец, и ярчайший вокзал Сент-Панкрас из красного кирпича. Этот стиль был настолько популярен в викторианскую эпоху, что иногда два этих термина синонимизируются.
Итальянское викторианство
Эпоха королевы Виктории характеризуется эклектичной архитектурой, которая стремится соединить детали разных стилей и национальных особенностей. В это время приобретает популярность итальянский стиль, особенно он хорошо проявился в жилой архитектуре, в загородных домах в США. Его главными приметами являются низкая, широкая крыша, колоннады, арки, римские фронтоны, а также богатый декор фасадов. Этот стиль идеально подходил для оформления коттеджей, которые строил средний класс в провинции и пригородах Лондона.
Стиль Второй империи
Французская культура и зодчество разных периодов оказывали значительное влияние на мировую архитектуру. Не смогла миновать этого влияния и Англия, 19 век в которой стал временем очарования ампиром, так называемой Второй империей. Несмотря на сложные отношения английской и французской культур, в период с 1855 по 1885 год британцы отдают должное архитектуре времен Наполеона Третьего. Главной приметой этого стиля стали мансардные крыши, которые считались очень функциональными, а также высокие, узкие двери и большие изогнутые окна. Стиль продержался в Англии недолго и преимущественно применялся для оформления общественных зданий и доходных домов.
Стиль времен королевы Анны
Время правления королевы Анны – начало 18 века. Это был период расцвета английского барокко, с его страстью к богатству и роскошному декору. Архитектурные шедевры того времени были переосмыслены во времена королевы Виктории. Главным идеологом возрождения стиля времен королевы Анны был архитектор Ричард Норман Шоу, его усилиями в Англии появилось немало жилых домов, ставших настоящей классикой британского зодчества. К ним относятся дом «Лебедь» в Челси, первый многоквартирный дом в районе Альберт Холла, несколько домов на Сент-Джемс стрит, большая часть застройки пригорода Бэдфорд Парк, множество коттеджей в разных частях Великобритании, а также в Новой Зеландии и в Индии.
Романский стиль
Архитектурный стиль викторианской эпохи пытался найти новые интерпретации находок зодчих былых времен. В конце 19 века архитекторы вспомнили о древнеримской традиции возведения храмов и замков 11-12 веков. В викторианские времена брутальные здания из камня в основном создавались для проживания людей или для общественных нужд. Позже Генри Гобсон Ричардсон активно пропагандировал этот стиль в жилом строительстве США. Главными чертами стали лаконичность, монументальность и цельность. Основательные дома с башнями из серого камня очень полюбились представителям зарождающейся буржуазии.
Народный стиль
Народный (фолк) викторианский стиль в архитектуре стал органичным сочетанием старых английских традиций по возведению коттеджей для семей рабочих и новых на то время технологий. Так появились особняки, оформленные деревянным сайдингом или деревянной черепицей (гонтом). Этот стиль более всего прижился и получил колоссальное распространение в архитектуре США. Эмигранты из Британии хотели возвести на новой земле кусочек старой доброй Англии, так и появились просторные деревянные дома с башенками, балкончиками, террасами и карнизами. Дешевые материалы позволили семьям рабочих получить отдельные дома и приблизиться к среднему классу по уровню жизни.
Стик
В эпоху Виктории, особенно позднего периода, зодчие стремились найти новые комбинации элементов разных стилей. Так на стыке готики и стиля времен королевы Анны появляется стик – разновидность фахверкового строительства. Архитектура как искусство сочетания старинных традиций и новых технологий стремилась найти новые решения для красивого и удобного жилья. Дома в стиле стик почти полностью возводились из дерева по каркасной технологии. Но для упрощения и удешевления строительства в основном применялись реечные технологии. Этот стиль в большей степени получил распространение в США.
Индо-сарацинский стиль
Архитектура Великобритании не только стремилась интерпретировать стили европейского зодчества, но и обращала свое внимание на национальные традиции колоний. Так в Британской Индии появился индо-сарацинский стиль, при помощи которого колонизаторы хотели показать свою преемственность по отношению к коренным правителям страны. Британцы возводят роскошные дворцы-резиденции, стилизованные под сооружения моголов. Эта традиция была охотно подхвачена местной аристократией, которая стала строить в этом псевдонациональном стиле свои дворцы. Позже мотивы индийской и сарацинской архитектуры начали проникать в жилое строительство, особенно это касается коттеджей для провинциального среднего класса в Британии и США.
Викторианская архитектура
Предпосылки развития
Вторя половина XIX века ознаменовала собой эпоху значительных перемен в жизни англичан, это время правления королевы Виктории. Изменения жизни Великобритании отразились на архитектуре той эпохи.
В 1837 году на трон Британской империей взошла молодая королева Виктория, и властвуя 60 лет, она подарила стране культуру, процветание, цивилизованность.
В Викторианскую эпоху (1837-1901) происходит интенсивное развитие экономики, промышленности, культуры. Британия меняет менталитет и образ жизни. Страна имеет огромное влияние в Африке и Азии, превращаясь в одну из самых могущественных мировых империй.
Замечание 1
Главной особенностью времени правления Виктории была строгая приверженность морали. Большое значение придавалось техническому и культурному развитию, а вместе с тем развивалась и архитектура. Отсутствие войн и технологический подъем делают британцев весьма состоятельной нацией с мощной прослойкой среднего класса, являющимся ведущей силой в развитии общества.
Экономика развивается благодаря строгой дисциплинированности, трудолюбию британцев. В основу викторианства положен синтез евангелизма и утилитаризма.
Декораторство и архитектура занимают важно место в новой жизни британцев, уделяющих много внимания своему месту проживания.
Общие черты стиля
Викторианский стиль охватывает достаточно большой временной промежуток, для которого характерна неоднородность архитектурных явлений.
Англоязычные страны того времени находились под влиянием эклектического ретроспективизма, который объединял в себе несколько самостоятельных архитектурных направлений, хотя и схожих между собой (индо-сарацинский, итальянский стили, неоготика, стиль периода Второй империи и др.).
Викторианская архитектура объединяла в себе практику и деловитость, соединяла разнородные архитектурные идеи, стили и взгляды различных исторических эпох.
Архитектурные сооружения того времени украшало большое количество элементов резьбы по фасаду, значительное внимание уделялось детализации и насыщенности цветовой гаммы, обильному декору и фактурности. Викторианский архитектурный стиль — это высокие входы с крыльцом, башни, террасы, балконы, фризы, множество окон разного объема, островерхие крыши.
Главное здание палаты Парламента Соединенного Королевства (Палаты общин и Палаты лордов), Вестминстерский дворец, самый узнаваемый символ Лондона
Рисунок 1. Вестминстерский дворец. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Яркий пример неоклассики викторианства, известного под термином итальянате — Осборн-хаус — королевская резиденция на острове Уайт
Рисунок 2. Осборн-хаус. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Манчестерская ратуша является одним из самых захватывающих творений в стиле неоготика викторианской эпохи
Рисунок 3. Манчестерская ратуша. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Периоды викторианства
Замечание 2
Викторианский стиль является своеобразным историческим ответом предшествующим эпохам — стилю королевы Анны и георгианству, которым были присущи сдержанность и строгость.
Викторианский стиль согласно архитектурным традициям разделяется на три основных периода:
1835-1855. Ранний период.
Характеризуется привязанностью к историзму, появлением вариантов известных архитектурных стилей с приставкой нео- китайского, византийского, готики, рококо, мавританского.
1855-1870. Средний период.
В данный период особой популярностью пользуется движение прерафаэлитов. Наибольшую ценность вновь приобретает уникальность ручной работы в противопоставление массовым вещам, характерных для раннего периода. Индивидуальность становится самой главной ценностью.
1870-1901. Поздний период.
Именуется викторианским ренессансом. Традиции барокко и готики приобретают иную смысловую нагрузку. Архитекторы возвращаются к Тюдорам, применяя в новых сооружениях приемы эпохи XVI века.
Готическое возрождение.
В английской архитектуре происходит возврат к предшествующим эпохам и традициям. Это время наделения новым необычным смыслом решений различных архитектурных стилей и эпох.
В 40 года XIX века в Англии господствует неоготика. Особую популярность приобретают элементы Средневековья в виде арок, шпилей, башенок, стрельчатых окон. Средневековые архитектурные элементы храмов активно используются в жилищном и коммерческом строительстве.
Самые знаменитые творения в стиле неоготики эпохи викторианства: здание Парламента в Лондоне, комплекс королевского суда схожий со сказочным дворцом средневековья, вокзал Сент-Панкрас из красного кирпича.
Итальянское викторианство.
Время правления Виктории обращено к стремлению соединить архитектурные стили разных эпох, особенности национальных традиций. В связи с этим итальянский стиль обретает особую популярность, который активно проявляет себя в жилищных постройках, загородных домах США. Богато декорированный фасад низкие и широкие крыши, римские фронтоны, арки и колоннады — главные элементы стиля, который идеально подходил для оформления коттеджей среднего класса в провинции и пригородах Лондона.
Стиль Второй империи.
Архитектурным очарованием Англии XIX века стала французская культура, ампир, время Второй империи. Не смотря на то, что английская и французские культуры имели сложные отношения в период с 1855 по 1885 годы, британцы отдавали должное внимание французской архитектуре Наполеона Третьего. Функциональные мансардные крыши, большие изогнутые окна и высокие узкие двери — яркие элементы, характерные для стиля Второй империи, применявшегося в большей степени в архитектурных сооружениях доходных домов и общественных зданий.
Стиль времен королевы Анны.
Начало XVIII века — время правления королевы Анны. Приверженность и страсть к богатству и роскоши в декорировании обусловливает английский барокко. Благодаря деятельности архитектора Ричарда Нормана Шоу, в Англии появилось большое количество жилых домов выполненных в стиле времен королевы Анны, которые стали классикой британской архитектуры. К ним относятся дом «Лебедь» в Челси, первый многоквартирный дом в районе Альберт Холла, несколько домов на Сент-Джемс стрит, большая часть застройки пригорода Бэдфорд Парк, множество коттеджей в разных частях Великобритании, а также в Новой Зеландии и в Индии — тому свидетельства.
Романский стиль.
Одновременно с попыткой по-новому осмыслить достижения прошлого, архитекторы обращаются к древнеримским традициям строения храмов и замков XI-XII веков.
Целостное восприятие, монументальность, лаконичность — основные черты стиля. Представители зарождающейся буржуазии стали поклонниками капитальных домов с башнями из серого камня.
Народный (фолк).
Викторианский архитектурный стиль удачно сочетал английские традиции в строительстве коттеджей для рабочего класса с новыми технологиями, благодаря чему появляются особняки, оформленные деревянным сайдингом или деревянной черепицей (гонтом). Стиль сравнительно быстро прижился, стал широко применяться в архитектуре США. Появились просторные деревянные дома с башенками, балкончиками, террасами и карнизами.
Стик.
В поздний период эпохи Виктории, зодчие пытаются найти новые варианты соединения различных стилей, что привело на стыке готики и стиля времен королевы Анны к появлению разновидности фахверкового строительства. Дома в стиле стик строятся по каркасной технологии из дерева. Реечные технологии упрощали и понижали затраты на строительство домов. Стик наиболее распространен в США.
Индо-сарацинский стиль.
Великобритания в своем стремлении истолковать европейские архитектурные стили, уделяла внимание национальной архитектуре колоний. В Британской Индии появился индо-сарацинский стиль. Архитектурная стилистика сооружений моголов становится основополагающей традицией для британской аристократии в возведении дворцов-резиденций. В последующем элементы индийской и сарацинской архитектуры используются в жилом строительстве, особенно это касается коттеджей для провинциального среднего класса в Британии и США.
романтика женственности и благородства – Мода – Домашний
victiraiМы в сотый раз приковываем взгляд к экрану, когда там идет «Джейн Эйр» или «Сага о Форсайтах». Но не только потому, что нас очаровывают вечные истории о любви, преданности, благородстве и чувстве долга. Есть в них еще одна, казалось бы, малозаметная «изюминка»: струящиеся ткани, шуршание кринолинов, соблазнительные, но весьма элегантные декольте, женственные корсеты… Какая женщина не мечтает хотя бы однажды примерить все это великолепие, появившееся в Великобритании, да и во всей Европе вместе с эпохой королевы Виктории?
06
Стиль викторианской эпохи: романтика женственности и благородства [2]
Ее начало можно считать еще и временем рождения истинной английской леди – той, которой стремятся подражать почти все женщины в мире.
Скромность и приличие
Несмотря на высокое происхождение, будущая королева Виктория в детстве была лишена традиционной для монарших фамилий роскоши. Ее отец неожиданно ушел из жизни, когда наследнице престола не исполнилось и года, не оставив после себя ничего, кроме долгов.
Семья долгие годы жила в режиме жесткой экономии, а в гардеробе будущей правительницы одной из величайших империй мира было всего одно платье. Новое шилось лишь тогда, когда девочка вырастала из прежнего. Но никакие, даже самые стесненные, обстоятельства не отменяли главного постулата высшего общества: безупречности во внешности и манерах.
Стиль викторианской эпохи: романтика женственности и благородства [3]
Стиль викторианской эпохи: романтика женственности и благородства [4]
Виктория навсегда усвоила полученные в детстве уроки. И считала женщин, часто меняющих наряды и украшения, легкомысленными транжирами. Конечно, взойдя на престол, она облачалась в роскошные туалеты и блистала в ослепительных фамильных драгоценностях британской королевской семьи, но это была лишь дань престижу.
Сдержанность в одежде вовсе не означала плохого качества или неудачного фасона. Ведь именно британцам принадлежит знаменитая фраза: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи».
Стиль викторианской эпохи: романтика женственности и благородства [5]
Стиль викторианской эпохи: романтика женственности и благородства [6]
К тому же, никто и ничто не в силах отменить молодость, любовь и романтику – а именно этими чувствами была пропитана так называемая ранневикторианская эпоха – начало правления королевы, которой суждено было править Великобританией дольше всех своих предшественников и последователей.
Стиль викторианской эпохи: романтика женственности и благородства [7]
Стиль викторианской эпохи: романтика женственности и благородства [8]
Очарование женской слабости
Итак, принявшая бразды правления Британией Виктория молода, влюблена в своего молодого супруга и безмерно счастлива. И подданные не могут не почувствовать этого. Страна устремлена в будущее и полна мечтаний и надежд. Естественно, что мода того времени ориентирована на романтику и юность.
Стиль викторианской эпохи: романтика женственности и благородства [9]
Стиль викторианской эпохи: романтика женственности и благородства [10]
Дамские туалеты становятся подчеркнуто женственными. В моду входит силуэт «песочные часы». Пышные, сложные рукава, тонкая, «осиная» талия и огромная, длинная юбка, напоминающая колокол. Столь замысловатую конструкцию даже сложно было назвать платьем. Еще труднее было обеспечить надлежащий уход за таким туалетом. Да и двигаться в нем было весьма затруднительно. Не говоря уж о том, что такой фасон красил далеко не каждую женщину. Но дамы вместе с умельцами-портными нашли выход из положения. Жизнь платью (которое, учитывая сложность исполнения, недешево стоило) продлевало хорошее качество ткани и сдержанные (читай: немаркие) цвета. А чтобы образ не получился удручающе тусклым, модницы освежали его белоснежными воротничками и манжетами, умело дополняя украшениями.
01
Стиль викторианской эпохи: романтика женственности и благородства [12]
Чтобы фасон зрительно не делал невысокую женщину еще ниже, в моду вошли высокие прически, а за тонкость талии отвечал изобретенный в скором времени корсет.
Татьяна Башлыкова
Пышная и длинная юбка не позволяла и думать о «летящей» походке – в ней можно было делать лишь мелкие, изящные шажки. Но и эта сложность обернулась на пользу женщинам – очаровательная беспомощность в движениях и манерах буквально сводила с ума мужчин, главной добродетелью и обязанностью которых в то время было опекать и окружать максимальной заботой своих хрупких и беспомощных жен. На их же плечи ложилась и оплата гардероба супруги.
Кстати, мужская мода за время правления Виктории претерпела минимальные изменения, оставаясь верной строгости фасонов вкупе с максимальным удобством – ведь мужчина вел гораздо более активную жизнь, чем его прекрасная и хрупкая половина. Единственным испытанием, «роднившим» некоторое время леди и джентльменов, был корсет – согласно светским приличиям, мужчина должен был выглядеть атлетически сложенным и подтянутым, поэтому данную от природы и не всегда совершенную фигуру также приходилось корректировать. Весьма способствовал элегантности образа и изобретенный несколько позднее (во времена расцвета викторианской эпохи) смокинг.
Глоток свободы
Во время расцвета викторианской эпохи Великобритания вместе со всей Европой делала семимильные шаги по пути технического прогресса. И мода тоже понемногу становилась индустрией. Деревенские ткачи, обувщики и портные-одиночки еще были востребованы, более того – их искусство высоко ценилось и считалось чуть ли не элитарным, однако одежду, обувь и аксессуары уже полным ходом производили на фабриках. Их продукция была качественной, выглядела вполне достойно и при этом стоила гораздо ниже, чем вещи ручной работы. Позволить себе модные обновы могли уже многие.
Стиль викторианской эпохи: романтика женственности и благородства [13]
Стиль викторианской эпохи: романтика женственности и благородства [14]
Неизбежное следствие прогресса – эмансипация – уже наступало на Европу, и даже консервативные британки не могли не поддаться ее веяниям.
Конечно, выйти из дома без перчаток еще и полвека спустя будет равносильно появлению на улице голой, но в моду уже прочно вошли декольте, обнажающие плечи. Для британцев, которые испокон веков считали верхом неприличия даже обнажение чувств, не говоря уж о теле, такое модное веяние было весьма дерзким шагом.
Гордую осанку аристократок подчеркивали высокие воротники, а весьма глубокий вырез на груди был великолепным фоном для роскошных колье.
Стиль викторианской эпохи: романтика женственности и благородства [15]
Стиль викторианской эпохи: романтика женственности и благородства [16]
Стремление к особой утонченности и изяществу заставило служителей моды затянуть женщину в еще более узкий и высокий корсет, который начинался под грудью и заканчивался на середине бедра. А устраненную таким образом естественную пышность бедер компенсировали за счет модной детали – турнюра, который украшали лентами и бахромой.
С точки зрения современного человека – по меньшей мере, нелогично сначала убирать естественную пышность форм, чтобы потом компенсировать ее искусственным образом, используя различные уловки. Однако историки моды утверждают, что таким образом в моде викторианской эпохи достигалась гармония между женской хрупкостью и неприступной гордостью – пышный фасон помогал леди держать допустимую приличиями дистанцию.
Выставлять напоказ богатство и успех по-прежнему считалось дурным тоном. Так же как и использовать декоративную косметику – ее в те времена наносили на лицо только падшие женщины. А вот использовать в наряде множество деталей и аксессуаров – таких как перья в прическе, роскошная шелковая шаль, декоративные цветы – считалось милым и вполне простительным признаком кокетства.
Реконструкция дома викторианской эпохи
Эдинбургская студия APD Architecture в 2012 году завершила работу над проектом стильного современного коттеджа, возвышающегося над пересечением двух водоёмов — озера Лох-Файн и канала, на окраине маленькой шотландской деревушки Ардришейг.
Мотивацию разработчиков дизайна усиливало их личное уважительное отношение к хозяину дома, известному в Англии психотерапевту. Фактически ими была проведена сложная, но очень деликатная реконструкция викторианской виллы конца XIX века.
Дизайнеры стремились к тому, чтобы коттедж при сохранении прежних очертаний и отличительных черт викторианской неоготики получился современным и светлым. Этого удалось достичь благодаря подобранной ими палитре современных строительных материалов и оригинальным конструктивным решениям.
Полностью прозрачный четырёхметровый фрагмент стены фасада здания, выполненный из инновационного теплосберегающего стекла, позволил небольшому холлу, который одновременно является прихожей, стать очень светлым, открытым лучам солнца. И это при условии, что гидро- и термоизоляция здания были приведены в соответствие самым современным требованиям!
Конечно, британцы не были бы британцами, если бы не сохранили традиционное расположение комнат, характерное для жилых сооружений викторианской эпохи.
На первом этаже обустроены кухня и гостиная, где традиционный викторианский камин с сарацинским дымоходом уступил место современному электрическому аналогу, в результате чего помещение стало гораздо более просторным.
Дизайнеры, опять же благодаря использованию теплосберегающего стекла и новейших строительных технологий, смогли добиться того, что ранее было невозможно, — яркого естественного освещения, обеспечиваемого панорамными окнами. Важнее всего то, что это они не препятствуют поддержанию комфортной температуры внутри дома.
На второй этаж коттеджа ведёт величественная лестница. Там находятся зона отдыха, ванная, санузел, кабинет и детская комната.
Безусловно интересным в архитектуре этого шотландского коттеджа с романтическим названием Sheiling (что имеет сразу два значения в английском языке — «горное пастбище» или «альпийский луг») является то, благодаря каким дизайнерским ноу-хау он сохранил на себе печать благословенной для Британии викторианской эпохи?
Попробуем ответить на этот вопрос.
Во-первых, осталось неизменным его расположение на местности: прибрежные здания в этих краях, как правило, возводили вдоль возвышения рельефа, фасадом к водоёму.
Во-вторых, новые конструктивные элементы поддерживают скульптурность здания: викторианская форма крыши перекликается с классическим силуэтом, а панели тёмно-свинцового цвета создают оригинальную псевдообъёмную композицию, чередуясь в шахматном порядке с прозрачными вставками из теплосберегающего стекла.
В-третьих, в целом дизайнерами воссоздан образ, характеризующийся сдержанной элегантностью и пластичностью взаимодействия оттенков серого цвета, который является базовым для архитектуры викторианской эпохи.