Дома в стиле конструктивизм – Конструктивизм в архитектуре, интерьере, живописи, стиль, от модерна до, советский, социальный, радикальный, русский

Содержание

готовые и типовые. Каталог содержит планировки, планы и чертежи

Проекты домов в стиле конструктивизма: фото, каталог

В нашем каталоге, обновленном в 2018 году,  представлены проекты домов в стиле конструктивизма (фото, видео, схемы, чертежи, эскизные проекты можно смотреть в данном разделе). Частные дома, спроектированные в этом стиле, характеризуются строгостью, лаконичностью форм, геометризмом и пользуются популярностью среди современных застройщиков. 

Дома в стиле конструктивизма: отличия и особенности 

Конструктивизм как авангардистское направление архитектуры и изобразительного искусства зародилось в 20-х гг. 20 века. В идеологии стиля превозносится концепция утилитарности искусства, гармонии, творчества для пользы. В хронологии и стремлениях советский конструктивизм шел бок о бок с зарубежным функционализмом, но все же планы домов в стиле конструктивизма имеют индивидуальные особенности и отличия.

Конструктивизм характеризуется:
  • Монолитностью. Здания в стиле конструктивизма воспринимаются как единое целое, несмотря на их деление, на отдельные геометрические сегменты. 
  • Сегментированием. Данная черта присуща практически каждому минималистическому стилю. Но в сравнении с функционализмом, где допускался распад экстерьера на фрагменты, деление на отдельные области в конструктивизме не приводило к визуальной несовместимости элементов. 
  • Масштабностью. Конструктивизм брал своими размерами, популярным художественным приемом была подчеркнутая рукотворность. Размеры строений конструктивизма, в отличие от функционализма, были действительно огромными.  
  • Использованием таких материалов как бетон и стекло. Конструктивизм оперирует бетоном и стеклом, металлом и пластиком не просто как материалами. Они выступают способом художественной выразительности.
  • Применение приглушенных, ровных цветов. Практически все строения в стиле конструктивизма выполнены в спокойном сером, белом или бежевом цветах, а разнообразие достигается за счет стекла и металла.
  • Смелая игра с формами является сильным художественным приемом конструктивизма. Выражается он демонстрации плавного перехода из одной формы в другую, что делает строения оригинальными и неповторимыми.

Обобщенно можно сказать, что планировка проектов домов в стиле конструктивизма функциональна и грамотно продумана. Что касается внешнего вида, то дизайн  домов в стиле конструктивизма не обладает большим количеством декора. Выразительность строений достигается за счет форм и материалов. 


Планы проектов домов в стиле конструктивизма: современное домостроение

В строительстве новых домов многие современные архитекторы, в том числе и архитекторы Z500, достаточно часто используют простоту конструктивизма, умеренность декора, смелость форм. Именно такие проекты домов в стиле конструктивизма мы собрали в данном разделе.  

Купить для реализации под ключ наши типовые архитектурные проекты жилых домов можно по среднерыночным ценам. Можно заказать создание авторского проекта коттеджа, если ни один из готовых вариантов не подходит. Также может быть откорректирована планировка домов в стиле конструктивизма за отдельную стоимость и предоставлена основа для составления сметы.

Желаем найти в нашей коллекции проект дома в стиле конструктивизма, лучшим образом отвечающий всем вашим требованиям. Приятного просмотра!

Элитные дома в стиле конструктивизм

Уже давно лелеете мысль о возведении собственного дома? И хотите, чтобы он воплощал в себе всю функциональность, практичность, не был насыщен мелкими деталями? Тогда элитный дом в стиле конструктивизм станет идеальным для вас решением. Несмотря на свою простоту и функциональную направленность такой загородный коттедж способен идеально вписаться в окружение.

Элитные дома в стиле конструктивизм

Почему так? В чем особенность архитектурного стиля? Давайте разбираться.

Откуда берет начало строительство дома в стиле конструктивизм? 

Очень долгое время стиль двигался в поисках все новых и новых форм, преобразовывался, совершенствовался. Еще в 20-х годах архитекторами была сделана попытка выдвинуть на первый план лишь конструкцию и материал для работы, все лишние дополнительные элементы были устранены (декор, оформление различными деталями и пр.). Именно период индустриализации определил направляющие для домов конструктивизма. Прагматичность и еще раз прагматичность – то, что было в основе, ведь первостепенным делом было обеспечение людей крышей над головой. Именно тогда акцент был сделан на максимальной функциональности. А прочие декоративные приемы считались абсолютно неуместными, проявляющими дурной тон. Тогда считалось, чтобы сделать работника еще более продуктивным, необходимо в лучшей мере организовать его быт. Если учесть все профессиональные привычки, запросы определенного типа людей, то качество их отдыха и, соответственно, продукции значительно улучшиться. Как раз в то время массово окультуривались рабочие массы, чтобы по-максимуму освободить от заботы о домашнем очаге. В результате создавались детские сады, дома-коммуны, фабрики-кухни, избы-читальни.

 

Главными моментами в конструктивизме становилась игра объемами, материалами, формами. Зачастую применялись столбы-опоры для освобождения площади первого этажа, плоские крыши для расширения их функционала. Наружные стены – теперь не обязательно несущие, их можно выполнять из любых материалов. Конструктивистам полюбились окна – ленточные, проходящие через весь фасад, или же круглые.

 

Благодаря тому, что все внимание было приковано на самой конструкции здания, использовался появившийся железобетонный материал для воплощения невиданных до этого форм. Сила, мощь, нерушимость Советского Союза – вот, что символизировали возведенные дома. Все дальше и дальше стиль начал приобретать особый геометризм и монолитность. Многие могут считать, что он изжил себя и остался в далеком прошлом. Но конструктивизм действительно оказал неизгладимое влияние на многие современные архитектурные направления, такие как эко-тек, минимализм, хай-тек и т.д. И если ранее профессию художника и архитектора отождествляли, то конструктивизм смог четко показать грань – их отличия. Теперь было ясно, что строить дома – не оформлять стены пилястрами, насыщать интерьер мелкими деталями, а преобразовывать, расширять, кардинально изменять пространство. Формы сооружений поражали, и особенно привлекала внимание требовательность к четкой функциональности.

Элитные дома в стиле конструктивизм

В чем особенность проектов домов в стиле конструктивизм? 

Стиль, прежде всего, характеризуется:

 

  • Масштабностью. Направление «берет» своими огромными размерами.
  • Монолитностью. Даже при необходимости разделять здание, зонировать на геометрические части, оно все равно воспринимается как единое целое.
  • Сегментированием. Как бы не «разбивалось» сооружение на участки, они никогда не выглядят несовместимо, экстерьер не «распадается» на отдельные элементы.
  • Использование стекла и бетона как основных материалов. Именно благодаря им получается максимально выражать идею.
  • Применение ненавязчивых, ровных, приглушенных цветов (белый, бежевый, серый). А все разнообразие и художественная выразительность достигается путем использования стекла и металла.
  • Смелая игра с формами сооружения, благодаря чему оно становится неповторимым, оригинальным и цельным (при строительстве коттеджей каждый фрагмент плавно переходит в другой).

Элитные дома в стиле конструктивизм

Элитные дома в стиле конструктивизм

Что касается интерьера дома конструктивизм 

Здесь все четко продумывается – пространство и все составляющие элементы, которые его наполняют. Зачастую все помещения здания объединяются в одну цельную композицию, здесь практически не используются стены, а все конструкции четко связаны друг с другом функционально.

 

Для архитектурного направления характерно наличие простой, практичной мебели, где все рационально и точно. Если стол, то только для письма, стул – для сидения. И, конечно, для предметов интерьера присуще воспроизведение в виде точных геометрических форм: квадрата, прямоугольника, круга.

 

Доступность – также одна из основных черт проектов домов в стиле конструктивизм. Поэтому все используемые в строительстве материалы – это бетон, стекло, пластик, недорогие сплавы металлов и древесина. Для обивки мебели отлично подходит искусственная кожа, синтетика. Она должна быть компактной, не загромождающей пространство, с ней редко экспериментируют. Зачастую именно стулья становятся основой, центральными объектами в помещении, иногда происходит их преображение, изменение внешнего вида, но все без ущерба функциональности.

 

В отделке элитных домов в стиле конструктивизм также нет излишеств, стены простые и гладкие, не покрытые ни штукатуркой, ни обоями. Используют зачастую краску одного цвета. Белый становится выбором многих, ведь он способен визуально увеличить пространство, подчеркнуть стиль, особенность самого сооружения.

 

Потолок также привычно делать ровным, гладким, в светлых тонах. Сегодня это также могут быть натяжные или гипсокартонные для создания многоуровневых конструкций.

Элитные дома в стиле конструктивизм

Элитные дома в стиле конструктивизм

Допустимо ли декорирование интерьеров в проектах строительства домов в стиле конструктивизм? 

Если уж вы сосредоточили внимание на конструктивизме, то от декора как такового стоит отказаться. Это одна из основных концепций архитектурного направления. С цветовой гаммой также все просто – она не терпит изменений и может быть серой, черной, красной, желтой, синей, серой. Тона должны быть умеренной яркости, к тому же, слишком насыщенные сами по себе негативно сказываются на эмоциональном состоянии проживающих в доме. Покрытие на полу должно соответствовать выбранной цветовой гамме – это может быть паркет или кафельная плитка (по желанию), ковер – с простым орнаментом геометрической формы.

 

Вполне же допустимо поиграть со светом, можно зонировать пространство, в связи с чем его восприятие в целом будет интересным, преображенным. Светильники не размещают в центре помещения, а в нишах, шкафах, в натяжном, гипсокартонном потолке. Осветительные приборы должны быть незаметными, простой формы, с матовыми белыми плафонами. Не стоит даже задумываться о лепнине и прочих элементах в интерьере. Они не сочетаются со строгостью и четкостью форм конструктивизма.

 

Если все-таки хочется применить какие-нибудь аксессуары, важно следовать по принципу «преобладание геометрических форм». Это может быть строгая ваза или даже картина художника-кубиста. Допустимы плакаты – над их подбором обязательно должен поработать специалист.

 

Нечасто находится тот, кто выберет строительство коттеджей в стиле конструктивизм. Но все чаще и чаще данным архитектурным направлением «разбавляют», дополняют другие стили.

Элитные дома в стиле конструктивизм

Основа – неординарный подход к пространству, практичность вещей 

Сегодня множество проектно-строительных компаний, архитектурных студий берут за основу логику конструктивизма. Его выбирают благодаря простоте, смелости форм, умеренности декора, максимуму функциональности.

 

Если проекты больших элитных домов из каталога «ИнноваСтрой» не подошли, возможна персональная разработка. Главное помнить – если выбрано одно направление, то необходимо придерживаться всех нюансов до конца. Архитектурный стиль подбирается на стадии эскизов и проектирования. И он будет неизменным – лишь мелкие детали могут дополняться, видоизменяться, совершенствоваться.

Элитные дома в стиле конструктивизм

Главное – не запутаться во всем разнообразии предложенных компанией проектов. Основой правильного, целесообразного выбора станет работа с архитектором, который не только перенесет все ваши пожелание в реальность, но и соотнесет с вашими финансовыми возможностями, особенностью местности, отведенной под застройку. Независимо от того, выберете вы готовые разработки или индивидуальное проектирование домов, специалисты «ИнноваСтрой» обязательно проведут все геодезические работы в четкой последовательности. В случае персональной работы еще на первой встрече с заказчиком продумываются планировочные решения, находятся оптимальные конструктивные, инженерные, дизайнерские решения, которые будут идеально подходить к стилю конструктивизм. И над каждым этапом будут работать профессионалы – люди, четко знающие свою работу и разбирающиеся в заданном вами архитектурном направлении.

 

С нами сотрудничать выгодно – вы получаете индивидуальный проект по цене готового. Все будет четко согласовано перед запуском проекта к строительству. Компания при необходимости предоставит услугу авторского надзора, что будет гарантировать четкое соблюдение всех правил, соответствие проекту.

Элитные дома в стиле конструктивизм

Простота Без Излишеств (24 Фото)

Повседневная суета, обилие вещей иногда вызывают желание остановиться, передохнуть, задуматься о смысле жизни. Помочь в этом может родной дом или квартира, оформленные в стиле конструктивизм.

Что такое конструктивизм?

Конструктивизм – это направление авангардистского толка в архитектуре и искусстве. Его характерные черты – лаконичные формы, прямые лини, цельность облика. Творческие натуры, объединившиеся в организацию, разработали научный метод проектирования, основанный на анализе функционирования сооружений. Они отказались от принципа «искусство для искусства», поставив его на службу практической жизни.

С точки зрения конструктивистов, для каждой функции найдется наиболее рациональная структура. Она должна служить человеку и быть вне прихотей моды, целесообразной и удобной.

Дом в стиле конструктивизмаДом в стиле конструктивизма

Кухонный гарнитур в конструктивистском стилеКухонный гарнитур в конструктивистском стиле

Кредо конструктивизма:

  • каждая вещь должна быть полезной;
  • максимально простое исполнение, полное отсутствие декора;
  • чем меньше вещей в помещении, тем лучше.

Это направление – детище Советского Союза, однако конструктивизм в архитектуре имеет предшественников, самый знаменитый из которых – Эйфелева башня в Париже.

История возникновения

Конструктивизм как стиль жизни возник в конце 20-х годов прошлого века в России. Страна, пережившая революцию и гражданскую войну, нуждалась в самых простых предметах ежедневного пользования: столах, стульях, кроватях. Было не до излишеств, требовалось быстро наладить массовое производство мебели. Кроме того, основными лозунгами эпохи стали индустриализация, возрождение экономики, коллективизм. Советские дизайнеры создали такую мебель. Были построены огромные, без перегородок, открытые общественные пространства типа фабрик-кухонь и дворцов труда.

Камин в конструктивистском интерьереКамин в конструктивистском интерьере

Картина в духе конструктивизмаКартина в духе конструктивизма

Стиль просуществовал до начала Великой Отечественной войны и возродился в 60-е годы, когда затеяли борьбу со всем буржуазным. Мебель тех лет – кресла средней мягкости и строгих форм, такие же стулья, обеденные и журнальные столы. Третий всплеск интереса стал результатом потрясений 90-х годов.

Особенности стиля

Стиль конструктивизм в интерьере и дизайне опознается по нескольким признакам:

  • строгие формы;
  • прямые линии;
  • чистые цвета;
  • практичные материалы;
  • полное отсутствие украшений.

Однако такие особенности конструктивизма не делают его скучным. Он больше напоминает декорации к фильму о будущем, где интерьер выполняет подсобные функции, а людей больше волнуют полеты к звездам, чем домашний уют.

Хотя характерны именно прямоугольные соединения, допускаются скругленности, например, в подлокотниках кресел, посуде или светильниках.

Конструктивизм в дизайне тяготеет к большим просторным помещениям. Вместо перегородок устанавливаются мобильные модули. С их помощью приватная зона создается по желанию. В качестве шкафов, стеллажей, мест хранения вещей используются небольшие стеновые ниши, а в просторных комнатах оборудуются уголки отдыха.

Стильная квартира

Интерьер, чтобы претендовать на статус конструктивистского, должен соответствовать определенным требованиям.

Цвет

Дом в стиле конструктивизм – это монохроматизм, то есть однотонность всего интерьера. Возможны единичные яркие акценты. Однако цветов не должно быть больше трех, включая базовые нейтральные белый, черный, серый.

Приветствуется натуральная бежево-коричневая гамма, красный, синий, желтый цвета. Грязные или сложные оттенки нежелательны, поскольку нарушают единство и выбиваются из стиля.

Декор

Апологеты конструктивизма приравнивают его к преступлению. Менее решительные склонны допускать минимум оформления. Это гладкие стены (никакой шершавости или фактурной штукатурки), окрашенные в светлые чистые цвета, визуально расширяющие пространство квартиры. Чаще всего они белые, желтые, серебристо-металлические.

Панно в конструктивистском стиле в гостинойПанно в конструктивистском стиле в гостиной

Используются недорогие натуральные и синтетические материалы. Фавориты – стекло, пластик, металл. Из традиционных востребованы дерево простых пород, лен, джут, бамбук. Обивка мебели из простых натуральных материалов, синтетики или искусственной кожи.

Ноты элегантности привносят достижения прогресса: тонированное стекло, хромированные детали, композиты вроде искусственного камня, керамогранита на полу или стенах.

Особенности конструктивизма абсолютно исключают пестроту, лепнину, резьбу по дереву, картины в богатых рамах, вычурную скульптуру, ковры с длинным ворсом.

Некоторые послабления есть. Например, если без ковра никак, его можно постелить, но он должен быть однотонный, немаркий, не выбивающийся из основного тона интерьера.

Могут быть картины, стеклянные или каменные декорации лаконичных простых форм. Допускается комбинирование материалов в одном помещении, оформление стен одного помещения по-разному.

Гостиная в конструктивистском стиле с панорамным окномГостиная в конструктивистском стиле с панорамным окном

Свет

Конструктивизм в дизайне полностью использует возможности естественного освещения. Приветствуются большие, даже панорамные или достигающие пола окна. Шторы скромные, в один слой, лучше жалюзи.

Люстра, другие осветительные приборы располагаются именно там, где без них не обойтись. Форма у них геометрически правильная, без завитушек или другого «богатого» декора.

Многослойный потолок в интерьере конструктивизмаМногослойный потолок в интерьере конструктивизма

Один из современных элементов квартиры – подсветка, но она используется в сугубо практических целях как дополнение потолочной люстры или торшеров. Несмотря на чисто утилитарные функции, придает помещению неповторимое настроение. Подсветка – это эстетичный функционал, уступка, смягчающая строгий дизайн, делающая его теплее, уютнее.

Конструктивизм в интерьере спальниКонструктивизм в интерьере спальни

Пространство

Классическая концепция предполагает, что пространство должно составлять единое целое, без стен и перегородок. Возможно лишь зонирование помещения с помощью мебели или цвета. Однако в современных квартирах, чтобы они соответствовали стилю, стены или перегородки можно оставить.

При этом перегруженность квартиры вещами запрещена в любом случае. Пустого свободного места должно быть как можно больше, а с ним света, воздуха, простора. Такое оформление особенно уместно в маленьких комнатах.

Конструктивизм в интерьере столовойКонструктивизм в интерьере столовой

Мебель

Конструктивизм в дизайне интерьера допускает лишь ту обстановку, которая будет как бы слитой со стенами или вросшей в пол. Столешницы и сиденья гладкие, четкой формы, без декора, ножки прямые, четырехугольные.

Конструктивизм отбрасывает все, что мешает прямому назначению конкретного предмета. Важен лишь функционал: на стуле удобно сидеть, на кровати спать, за столом обедать. Их дополняют стеллажи вдоль стен и открытые конструкции. Все лишнее убирается во встроенные шкафы.

Потолок

Сто лет назад проблем и выбора не было: только побелка. Современный вариант допускает уступки прогрессу, к примеру, натяжные конструкции или гипсокартон, даже на нескольких уровнях. Но потолок должен быть одноцветным, лучше белым. Исключены лепнина, особенно вокруг люстры, обои, рельефная плитка.

Конструктивизм в интерьере квартиры-студииКонструктивизм в интерьере квартиры-студии

Оформление комнат

Квартира, декорированная в конструктивном ключе, сразу сигнализирует: здесь живут люди серьезные, точно знающие, чего хотят от жизни.

Гостиная

Планирование оформления главной комнаты предполагает конкретные характеристики и включает несколько этапов:

  • Определение количества функциональных зон. Стеклянные или акриловые панели-перегородки, вертикальные конструкции наполнят комнату воздухом, сделают ее просторной.
  • Выбор цвета. Предпочтительны светлые тона.
  • Свет. Встроенная подсветка. Необычно смотрятся светильники с разной направленностью света.
  • Картины, фотографии, прочие художественные «излишества» допустимы, если они вписываются в общий фон.

Светлый интерьер в стиле конструктивизмаСветлый интерьер в стиле конструктивизма

Кабинет

Чтобы ничего не отвлекало от работы, достаточно встроенной мебели, стула или кресла, прямоугольного стола, источника света над ним.

Спальня

Здесь конструктивизм предполагает диван модульного типа или обычную кровать, шкаф с подсветкой, лучше встроенный. Чтобы пробуждение было приятным, можно постелить прикроватный ковер.

Кухня

Крупная гладкая керамическая плитка со скрытыми швами на стенах, встроенная бытовая техника, точечные светильники. Рабочая поверхность, ниши из закаленного стекла. Полностью используются возможности встроенных модулей хранения, внутренних поверхностей дверей.

Тумбы в конструктивистском стилеТумбы в конструктивистском стиле

Обеденная зона максимально лаконична: прочные, устойчивые складные стулья, откидной стол.

Посуда простая, однотонная, лучше белая из фарфора, керамики или стекла. Полотенца, прихватки, скатерти, другой текстиль – из льна, без узоров, монохромный насыщенных цветов.

Ванная в конструктивистском стилеВанная в конструктивистском стиле

Актуален ли этот стиль?

Да, сегодня он востребован многими, каким бы странным это не показалось. Обстановка квартиры не требует особых материальных затрат, а аскетичное оформление настраивает на деятельный, динамичный образ жизни. Минимум вещей скапливает такой же минимум пыли и грязи, упрощая домашнюю уборку, поэтому сегодня у этого стиля так много поклонников, даже фанатов.

Это атрибут жизни людей, поглощенных какой-то идеей, одержимых познанием мира, путешественников, ученых, для которых материальный фактор неважен. Обстановка подойдет желающим познать себя, поможет личностному росту.

Интерьер загородного дома в конструктивистском стилеИнтерьер загородного дома в конструктивистском стиле

Явные конструктивистские черты просматриваются в новейших хай-теке, минимализме, лофте. Его любит молодое поколение, живущее преимущественно в Сети и не желающее обременять себя лишними вещами.

Жизнь стремится к конструктиву, не случайно придуманы модульная, встроенная мебель, многофункциональная мебель-трансформер, плоские телевизоры. Яркий пример стиля – небоскребы в мегаполисах.

Конструктивизм для чайников: от Москвы до Каунаса

Человек XXI века – это человек, живущий в коробке спального района. И все подобные формы в архитектуре он принимает за серый фон. Часто, проходя мимо зданий, построенных в 20–30-е годы прошлого столетия, современный человек их не замечает. Хотя многие строения являются памятниками искусства авангарда и функционализма. Попробуем понять, почему так важны архитектурные новации, которые сегодня кажутся нам обыденными и неинтересными, и за что любят авангард.

Для того чтобы понять архитектуру конструктивизма и функционализма, часто кажущуюся сегодня безликой и скучной, нужно обратиться к другим видам искусства и духу времени в целом. Нам, людям эпохи технологий и перемен, будет непросто понять тех, для кого всё новое переворачивало жизнь и привычный уклад. Ведь сегодняшнего человека сложно чем-то удивить: мы едим мороженое со вкусом селёдки, печатаем мебель на принтере и совершаем трансатлантические перелёты менее чем за половину суток. И нам в диковинку, что символ Франции в конце XIX века был назван бесполезной и чудовищной конструкцией. А ведь тогда, в 1889 году, Эйфелева башня – «бабушка» конструктивных экспериментов 20-х годов следующего века – произвела революцию в мире современного искусства. Отказ от декораций и ненужных украшений, но упоение формой и функцией – вот что определит в скором времени направление искусства.

В 1919 г. архитектору Владимиру Татлину поручили создание памятника III Интернационалу. Автор задумал его как башню, в которой могли бы разместиться три ветви власти – законодательная, исполнительная и информационная. Но проект так и не был реализован, что связано с охлаждением властей к авангарду. Однако размах воображения Татлина поражает – помимо необычного макета, который остался потомкам, сохранились и описания башни. По задумке, каждый этаж, где располагались органы власти, должен был вращаться. Первый со скоростью 1 оборот в год, второй – в месяц и третий – в день.В 1919 г. архитектору Владимиру Татлину поручили создание памятника III Интернационалу. Автор задумал его как башню, в которой могли бы разместиться три ветви власти – законодательная, исполнительная и информационная. Но проект так и не был реализован, что связано с охлаждением властей к авангарду. Однако размах воображения Татлина поражает – помимо необычного макета, который остался потомкам, сохранились и описания башни. По задумке, каждый этаж, где располагались органы власти, должен был вращаться. Первый со скоростью 1 оборот в год, второй – в месяц и третий – в день.

XX век – век перемен и революций. Дело здесь не столько в политике, сколько в изменениях внутри общества. Вслед за техническим прогрессом последовал рост городского населения и образование той самой марксистской дихотомии – буржуазии и рабочего класса. Деятели искусства не могли оставаться в стороне от окружающих их перемен, молодому поколению было что сказать нарастающим массам слушателей. Но нужно было определиться с языком общения. Для этого не подходил сухой и нравоучительный язык академического искусства. Нельзя было говорить с людьми с помощью дворцовой лепнины, античной скульптуры и статики живописных полотен. Нужен был совершенно новый подход, поиском которого начинают заниматься сначала писатели и художники, а после дизайнеры и архитекторы. Однако и новый язык не сразу был воспринят публикой. Первую кубистическую работу Пикассо «Авиньонские девицы» его друзья сравнили со вкусом пакли во рту. А первое чтение Маяковским стихотворения «Нате!» возмутило аудиторию, и под крики «долой!» поэт покинул сцену. Но так было нужно, именно таким образом было сломано старое и рождено совершенно новое искусство. Необходимость проявить себя новатором породила огромное количество «-измов». Пикассо патентует кубизм, в Италии под началом Маринетти пишется манифест футуризма. А в России совмещается геометрия и движение и появляется кубофутуризм, а далее полностью происходит отказ от пространства и посредством абсолютного ничего «Чёрного квадрата» строится новое измерение живописи – супрематизм.

Фирменный стиль Пабло Пикассо впервые выразился в картине «Авиньонские девицы» 1907 г. Для сравнения обратите внимание на картину Поля Сезанна «Купальщицы», которая, возможно, вдохновила автора. И на картину Карла Брюллова «Вирсавия», где отражены академические принципы классического искусства, которыми пренебрёг Пикассо, создав кубизм.Фирменный стиль Пабло Пикассо впервые выразился в картине «Авиньонские девицы» 1907 г. Для сравнения обратите внимание на картину Поля Сезанна «Купальщицы», которая, возможно, вдохновила автора. И на картину Карла Брюллова «Вирсавия», где отражены академические принципы классического искусства, которыми пренебрёг Пикассо, создав кубизм. Поиск смысла картины Малевича «Чёрный квадрат» занимает уже более ста лет. Что же означает абсолютное ничто? Для основателя супрематизма это был тот самый ноль, с которого начинается новый отсчёт в мире беспредметного искусства, основанного на поиске формы, цвета и композиции. (Эль Лисицкий. «Проун». 1922–1923 г.).Поиск смысла картины Малевича «Чёрный квадрат» занимает уже более ста лет. Что же означает абсолютное ничто? Для основателя супрематизма это был тот самый ноль, с которого начинается новый отсчёт в мире беспредметного искусства, основанного на поиске формы, цвета и композиции. (Эль Лисицкий. «Проун». 1922–1923 г.).

Художники больше не пытались возвыситься над людьми, дистанцироваться от них, диктуя, что есть красота. Они начали изучение цвета как такового, формы как таковой и композиции как способа пространственного размещения фигур. Данные поиски вскоре вышли за пределы холста и переродились в конструкции. Идея авангарда в служении производству – и вчерашние художники создали из тех же простых геометрических форм предметы мебели и проекты зданий.

Супрематистские поиски Малевича не ограничивались холстом. Он расписывал керамику и экспериментировал в 3D-пространстве, изготавливая скульптуры, напоминающие макеты зданий. Его работы послужили вдохновением для архитекторов, по тематике архитектонов Малевича защищала свой дипломный проект Заха Хадид.Супрематистские поиски Малевича не ограничивались холстом. Он расписывал керамику и экспериментировал в 3D-пространстве, изготавливая скульптуры, напоминающие макеты зданий. Его работы послужили вдохновением для архитекторов, по тематике архитектонов Малевича защищала свой дипломный проект Заха Хадид. В Нидерландах в 1917 г. было образовано художественное общество «Де Стейл» – «Стиль». Как художественный и архитектурный образы пересеклись в работах его сторонников, можно увидеть в композиции Пита Мондриана и в вилле Шредер Геррита Ритвельда.В Нидерландах в 1917 г. было образовано художественное общество «Де Стейл» – «Стиль». Как художественный и архитектурный образы пересеклись в работах его сторонников, можно увидеть в композиции Пита Мондриана и в вилле Шредер Геррита Ритвельда.

Перед архитекторами время ставило новые задачи. Города наводнили люди, быт которых необходимо было сорганизовать с требованиями современного ритма жизни. Доходные дома в стиле модерн и историзм с их огромными площадями, обилием комнат, пышным убранством были построены с учётом притязаний совсем другого поколения и социального слоя. К тому же и времена были небогатые. Европа отходила от потрясений Первой мировой войны, и правительство не готово было выделять крупные суммы на решение жилищного вопроса. Именно в 20-е годы произошла революция в проектировании и строительстве домов, результаты которой используются и по сей день.

Ле Корбюзье сформулировал 5 постулатов новой архитектуры, которые полностью воплотил в вилле Савой, построенной в 1929–1930 гг. Здание приподнято над землёй, и территория под ним может быть использована по необходимости; кроме того, и крыша здания функциональна, на ней можно организовать бассейную зону или принимать солнечные ванны. Ле Корбюзье использует ленточное остекление вместо привычных вертикальных окон. Внутри виллы – свободное пространство с минимальным количеством перегородок. Фасад также «свободный», так как опоры установлены вне его плоскости, поэтому его материал может быть любым.Ле Корбюзье сформулировал 5 постулатов новой архитектуры, которые полностью воплотил в вилле Савой, построенной в 1929–1930 гг. Здание приподнято над землёй, и территория под ним может быть использована по необходимости; кроме того, и крыша здания функциональна, на ней можно организовать бассейную зону или принимать солнечные ванны. Ле Корбюзье использует ленточное остекление вместо привычных вертикальных окон. Внутри виллы – свободное пространство с минимальным количеством перегородок. Фасад также «свободный», так как опоры установлены вне его плоскости, поэтому его материал может быть любым. Павильон СССР на Международной выставке в Париже 1925 г. произвёл ошеломительный эффект. Здание рабочего клуба, сколоченное из дерева, с большой площадью остекления – таким проектом архитектор Константин Мельников удивил международное сообщество. Действительно, на фоне роскошного мрамора лаконичный «Рабочий клуб» смотрелся по-особому современно. Интерьер клуба оформлял Александр Родченко.Павильон СССР на Международной выставке в Париже 1925 г. произвёл ошеломительный эффект. Здание рабочего клуба, сколоченное из дерева, с большой площадью остекления – таким проектом архитектор Константин Мельников удивил международное сообщество. Действительно, на фоне роскошного мрамора лаконичный «Рабочий клуб» смотрелся по-особому современно. Интерьер клуба оформлял Александр Родченко.

После революции 1917 года под влиянием кубизма и футуризма был сформирован совершенно новый стиль – конструктивизм. Владимир Маяковский, не скрывая гордости, писал: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства – конструктивизм…». Художники и архитекторы, создававшие новое слово в искусстве, провозгласили себя рабочими, чьей обязанностью является создание новых форм и функциональных объектов. За основу ими были взяты прямоугольник, квадрат и круг.

Густав Клуцис, наряду с Александром Родченко, являлся создателем искусства цветного фотомонтажа. Его жизнь была коротка, как и время, отведённое конструктивизму в СССР. Латвийский авангардист сотрудничал с В. Маяковским и был членом литературно-художественного объединения «Левый фронт искусств».Густав Клуцис, наряду с Александром Родченко, являлся создателем искусства цветного фотомонтажа. Его жизнь была коротка, как и время, отведённое конструктивизму в СССР. Латвийский авангардист сотрудничал с В. Маяковским и был членом литературно-художественного объединения «Левый фронт искусств». Конструктивизм был призван служить общественным нуждам, поэтому архитекторы строили дома-коммуны, клубы, гаражи, государственные учреждения (на фото дом-коммуна «Дом железнодорожников», Нижний Новгород, 1929–1934 гг.). Однако из каждого правила есть исключения. Это, например, знаменитый круглый дом Константина Мельникова – личный особняк архитектора, построенный им в 1927–1929 гг. в самом центре Москвы.Конструктивизм был призван служить общественным нуждам, поэтому архитекторы строили дома-коммуны, клубы, гаражи, государственные учреждения (на фото дом-коммуна «Дом железнодорожников», Нижний Новгород, 1929–1934 гг.). Однако из каждого правила есть исключения. Это, например, знаменитый круглый дом Константина Мельникова – личный особняк архитектора, построенный им в 1927–1929 гг. в самом центре Москвы.

В 1919 г. Вальтер Гропиус в Веймаре основал Высшую школу строительства и формообразования «Баухауз» (от нем. bauen – строить и Haus – дом). И куда в дальнейшем ни переезжала школа, имя «баухауз» стало нарицательным и закрепилось в формуле: «Что утилитарно, удобно, то и красиво». Мастера баухауза не делали различий между изящными и прикладными видами искусства. Всё, что создавалось на эскизах, должно было стать пригодным для промышленного производства. Так решались запросы широких общественных групп иметь доступную и в то же время красивую мебель. Французский архитектор Ле Корбюзье высчитал минимум площади, необходимый человеку для жизни. Также он популяризировал дома на основе монолитных и сборных железобетонных конструкций с ленточным остеклением.

В Милане, итальянской столице мод, в 1926 г. группой из семи студентов-архитекторов, известной как «Группа семи», было основано движение рационалистов. Простоту они считали символом новой Италии. На чёрно-белой фотографии – Палаццо Джулиано, построенное архитекторами Дж. Пагано и Дж. Леви-Монтанчини. А здание обувной фабрики Fagus-Werk – первое здание на территории Германии, построенное в стиле баухауз.В Милане, итальянской столице мод, в 1926 г. группой из семи студентов-архитекторов, известной как «Группа семи», было основано движение рационалистов. Простоту они считали символом новой Италии. На чёрно-белой фотографии – Палаццо Джулиано, построенное архитекторами Дж. Пагано и Дж. Леви-Монтанчини. А здание обувной фабрики Fagus-Werk – первое здание на территории Германии, построенное в стиле баухауз. Один из основателей баухауза Людвиг Мис ван дер Роэ, создавая свои проекты, руководствовался принципом «Меньше значит больше». Вилла Тугендгат в Брно не стала исключением. Железный каркас, используемый архитектором, позволил обойтись без поддерживающих стен и тем самым создать внутри здания ощущение объёма и света.Один из основателей баухауза Людвиг Мис ван дер Роэ, создавая свои проекты, руководствовался принципом «Меньше значит больше». Вилла Тугендгат в Брно не стала исключением. Железный каркас, используемый архитектором, позволил обойтись без поддерживающих стен и тем самым создать внутри здания ощущение объёма и света.

На базе идей проектирования функциональных пространств, лишённых декора и ненужных конструкций, сформировался так называемый интернациональный стиль. Установка на создание новой, ни на что до этого не похожей архитектуры распространилась по всей Европе. Если говорить о Прибалтийских государствах, то выбор в сторону конструктивизма или функционализма определялся скорее предпочтениями архитекторов, местом их обучения и стажировок.

После Первой мировой войны Латвия была вынуждена перейти на более практичное направление в архитектуре. Несмотря на отток русских и немцев из Первой республики, рост городов был обусловлен приростом местного населения. Необходимо было строить новое Латвийское государство, в чём помогли практичные и не дорогостоящие конструктивизм и функционализм.

Рынок в Риге представляет собой реконструкцию ангаров для дирижаблей, выполненную архитектором П. Павловым в 1924–1930 гг. Рынок в Риге представляет собой реконструкцию ангаров для дирижаблей, выполненную архитектором П. Павловым в 1924–1930 гг.  Знаменитый рижский архитектор Пауль Мандельштам в новой Риге создаёт совершенно иной облик города, отличный от привычного ему югендстиля. Дом с магазинами, 1928 г.Знаменитый рижский архитектор Пауль Мандельштам в новой Риге создаёт совершенно иной облик города, отличный от привычного ему югендстиля. Дом с магазинами, 1928 г. Один из государственных деятелей межвоенной Латвии Теодорс Хермановскис явился автором многих частных и общественных проектов в стиле функционализм. Многоквартирный дом с магазинами, 1927–1928 гг.Один из государственных деятелей межвоенной Латвии Теодорс Хермановскис явился автором многих частных и общественных проектов в стиле функционализм. Многоквартирный дом с магазинами, 1927–1928 гг.

На облик межвоенной Эстонии оказали большое влияние архитекторы из Финляндии. Изменения коснулись не только Таллина. Здания в функционализме и органическом стиле появились в Тарту и Пярну.

Одним из символов Таллина является Дом Искусств, или, как его называют местные жители, «Комод искусств». Здание было построено в 1934 г. архитекторами Э. Й. Куузиком и А. Соансом.Одним из символов Таллина является Дом Искусств, или, как его называют местные жители, «Комод искусств». Здание было построено в 1934 г. архитекторами Э. Й. Куузиком и А. Соансом. Вилла Таммеканн – памятник функционализма финского архитектора Алвара Аалто, построенный им в 1932–1933 гг. Её можно увидеть в Тарту. Вилла Таммеканн – памятник функционализма финского архитектора Алвара Аалто, построенный им в 1932–1933 гг. Её можно увидеть в Тарту.  В курортном Пярну находится отель, стиль которого равно близок конструктивизму и функционализму.В курортном Пярну находится отель, стиль которого равно близок конструктивизму и функционализму.

Идеи модернизма, распространённые в межвоенный период в Европе, привезли в Литву архитекторы, обучавшиеся за границей. В Каунасе, являвшемся столицей Литвы, шёл поиск собственной идентичности, выразившейся в своеобразной архитектурной школе.

Крупная компания по переработке молока Pienocentras в 1931 г. в Каунасе стала инициатором постройки многофункционального центра. Совершенно новый тип здания спроектировал архитектор Ландсбергис-Земкалнис. На первом этаже здания располагались магазин и столовая компании. Также два этажа занимала парикмахерская. На третьем этаже находились офисные помещения, выше – жилые квартиры.Крупная компания по переработке молока Pienocentras в 1931 г. в Каунасе стала инициатором постройки многофункционального центра. Совершенно новый тип здания спроектировал архитектор Ландсбергис-Земкалнис. На первом этаже здания располагались магазин и столовая компании. Также два этажа занимала парикмахерская. На третьем этаже находились офисные помещения, выше – жилые квартиры. В столице Жемайтии Тельшяе в 1918 г. была построена гимназия, чьи черты очень близки функционализму, хотя сам стиль ещё только оформлялся в Европе.В столице Жемайтии Тельшяе в 1918 г. была построена гимназия, чьи черты очень близки функционализму, хотя сам стиль ещё только оформлялся в Европе.

Век конструктивизма в СССР был недолог, и уже в 1930-х гг. вектор сменился на монументальную ансамблевую застройку сталианса. Многие деятели искусства смогли перестроиться, но были и те, кто отказался следовать диктату власти и на долгое время оказался не у дел. Это уже упомянутый архитектор К. Мельников, потерявший работу, и латышский художник Г. Клуцис, лишившийся жизни. Однако в 1960-х гг. постройки в стиле авангард снова наводнили территорию СССР. Узнаваемый в Риге Музей оккупации, образчик слияния брутализма и конструктивизма, является тому примером.

Представители функционализма также попали под пресс нового диктата. В 1933 г., после прихода национал-социалистов к власти, была упразднена школа баухауз. Многие её представители эмигрировали в США, продолжая работать в духе функциональной архитектуры.

Но те здания и интерьеры, которые создали архитекторы и дизайнеры за немногим более 10 лет, остаются актуальными и сегодня. Ведь, создавая для себя современный интерьер, мы в первую очередь думаем о функциональности. А предметы интерьера, реплики которых мы покупаем сегодня в магазинах, были разработаны в 20-е годы прошлого века. 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!

жилые дома, клубы, гаражи и поселки – Москва 24, 15.01.2013

Одним из самых ярких архитектурных стилей первой четверти XX века является конструктивизм. Для него характерны геометрическая простота форм, сплошное остекление, отсутствие декора и функциональность объемных решений.

Стиль зародился на Западе, а в России он развивался во многом благодаря архитекторам братьям Весниным, Константину Мельникову, Моисею Гинзбургу и Илье Голосову. Они спроектировали и построили в Москве десятки конструктивистских жилых домов, клубов, гаражей и жилых поселков.

Дом культуры имени Зуева

Новым типом сооружения в только что образованной стране Советов стали клубы. В них собирались рабочие и проводили политические и культурные мероприятия. Архитекторы-авангардисты с энтузиазмом приступили к проектированию зданий клубов, предлагая принципиально новые архитектурные решения. В период с 1920-1930-х годов в Москве появились Дом культуры имени Зуева, Дом культуры имени Русакова, Дом культуры химиков завода «Каучук», Клуб фабрики «Буревестник» и многие другие.

Дом культуры имени Зуева – один из наиболее ярких и известных в мире памятников конструктивизма. Спроектирован архитектором Ильей Голосовым в 1925 году, построен в 1927—1929 годах. Композиционным центром здания является вертикальный стеклянный цилиндр (лестничная клетка), на который как будто «надет» весь корпус здания. Здание имеет ассиметричную композицию и имеет сходство с промышленной архитектурой.

Дом культуры имени Зуева находится на Лесной улице, дом 18.

Фото: ИТАР-ТАСС


Дом Наркомфина

Еще одним новым типом здания первой четверти XX века стали дома-коммуны, которые, как правило, проектировались без индивидуальных кухонь и ванных. Дома-коммуны стали воплощением пролетарской идеи «обобществления быта». Предполагалось, что «новые» советские люди будут коллективно воспитывать детей, стирать, прибираться, готовить еду и удовлетворять культурные потребности. Одним из домов-коммун Москвы является дом Наркомфина на Новинском бульваре.

Здание было построено в 1930 году по проекту архитектора Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса для работников Народного комиссариата финансов СССР. Гинзбург называл здание «домом переходного типа», так как в нем не полностью уничтожалась семейная структура, как это предполагалось в домах-коммунах. Жилой корпус представляет собой шестиэтажное здание длиной 85 метров и высотой 17 метров. Первый этаж здания изначально был открытым, он состоял из круглых столбов, что было связано со стремлением сохранить парковую территорию. Большинство квартир в доме двухэтажные. На уровне второго этажа жилой корпус соединен под прямым углом переходом с коммунальным корпусом, где располагались кухня-столовая, детский сад, спортивный зал и библиотека.

Фото: Софья Кондрашина


Здание Центросоюза

Одним из первых крупных офисных зданий не только в Москве, но и во всей Европе, стало здание Центросоюза, построенное по проекту выдающегося французского архитектора-модерниста Ле Корбюзье. Дом Центросоюза был возведен в 1936 году при участии архитектора Николая Колли.

Ле Корбюзье, проектируя здание, воплотил в жизнь основные свои постулаты: гигантские поверхности стекла на фасадах, открытые стойки-опоры, поддерживающие блоки офисов, свободные пространства первого этажа и горизонтальные крыши. Проект Центросоюза Ле Корбюзье был крайне новаторским, опережающим время. Это касается и примененных материалов, и конструкций, и архитектурного облика. Здание известно своими уникальными внутренними пандусами.

Здание находится на Мясницкой улице, 39. В настоящее время в нем находится Росстат.

Фото: Софья Кондрашина


Типография журнала «Огонек»

Единственным реализованным архитектурным проектом художника-авангардиста и архитектора Эль Лисицкого является здание типографии журнала «Огонек», построенное в 1932 году. Типография отличается удивительным сочетанием огромных квадратных и маленьких круглых окон. Здание, функционально спроектированное как типография, в плане похоже на эскиз знаменитого «горизонтального небоскреба» Лисицкого. Проект включал два редакционных корпуса, печатный цех, гараж и трансформаторную подстанцию.

В декабре 2012 года типография была включена в реестр объектов культурного наследия регионального значения. Архитектурный комплекс типографии находится в центре Москвы в 1-м Самотечном переулке.

Фото: Москва 24


Дом Мельникова

Дом Мельникова, всемирно известный памятник архитектуры советского авангарда, был построен в 1927—1929 годах по проекту архитектора-конструктивиста Константина Мельникова. Архитектор построил его для себя и своей семьи. Одноквартирный жилой особняк в центре Москвы стал уникальным для советского времени примером такого рода постройки.
Дом представляет собой два разновысоких вертикальных цилиндра, врезанных друг в друга, образуя тем самым форму плана в виде цифры «8». Обращенный к Кривоарбатскому переулку, главный фасад дома имеет строго фронтальную симметричную композицию. В центре малого цилиндра находится вход в дом, по сторонам которого расположены два крупных прямоугольных окна. Основную плоскость фасада здания занимает огромное окно-экран, протянувшееся на всю высоту второго этажа. Стены северного цилиндра прорезаны 57 шестигранными вертикальными окнами, образующими единый орнамент со своеобразным ритмом повторяющихся элементов.

В настоящее время решается вопрос создания в доме музея архитектора Константина Мельникова. Дом находится в Кривоарбатском переулке, 10.

Фото: Софья Кондрашина

Гараж «Интуриста»

По проектам Константина Мельникова, помимо дома-мастерской, были построены клубы, столовые, а также распланирован парк имени Горького. Кроме того, он является автором нескольких гаражей, в том числе Бахметьевского гаража, гаража Госплана и гаража «Интуриста». Многоэтажное здание гаража «Интуриста» на Сущевском валу построено в 1934 году для автомобилей ВАО «Интурист». Мельников, не разрабатывая объемно-пространственную композицию здания, предложил свою композицию фасадов, введя в них образность, пластику и динамику. Диагональ, используемая Мельниковым в большинстве своих проектов, в проекте гаража «Интуриста» берет на себя роль композиционной доминанты фасада: начинаясь от низа огромного круглого окна, она прорезает весь главный фасад, огибая здание слева и «рисуя» на нем знак бесконечности. В 1990 году, в связи со 100-летием со дня рождения Мельникова, гараж «Интуриста» включен в Список объектов культурного наследия Москвы регионального значения.

Фото: Софья Кондрашина


Жилые поселки

В Москве находится 26 поселков, построенных в стиле конструктивизма в 1920–1930 годы. Одним из них является рабочий поселок «Усачевка». Он был построен в 1927–1928 годах по проекту группы архитекторов под руководством А.Мешкова. Считается, что «Усачевку» строили совсем не для рабочих, а для офицеров Академии имени Фрунзе. А уже позже, в 1930-е годы, дома стали заселяться работниками фабрики «Каучук», которая, к слову сказать, также была построена в стиле конструктивизма. Изначально в центральном дворе «Усачевки» находились фонтан и памятник Ленину. Квартал «Усачевка» находится в районе Хамовники. В ноябре 2012 года комиссия по рассмотрению вопросов осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия приняла решение сохранить семь жилых кварталов в центре Москвы, в том числе и «Усачевку».

Москва 24

Софья Кондрашина

Cовременный конструктивизм для дома у моря

Мария Амелина реконструировала дом в Юрмале, сумев сохранить его неповторимость и конструктивистский облик, но привнеся новые элементы. Благодаря этому коттедж преобразился, стал еще более эффектным и оригинальным.

Заказчица уже не первый раз работает с Марией Амелиной, и, приобретя дом в Юрмале, вновь обратилась к ней, желая модернизировать коттедж. Дом, расположенный на берегу моря, рядом с соснами и дюнами, в очень живописном месте, идеально подходил для того, чтобы всей семьей приезжать туда в выходные дни и летние месяцы.

 

Изначально дом был построен в конструктивистском стиле, который интересно вписывался в окружающий пейзаж. Однако лаконичному и простому по форме коттеджу требовалась реконструкция, утепление стен. Кроме того, хозяева отличаются гостеприимным характером, часто принимают друзей, поэтому к существующему строению нужно добавить зону патио и барбекю.

 

Мария Амелина решила сохранить конструктивистский облик дома, основу образа которого составляют несколько прямоугольных арок. Через них прямоугольный объем соединяется с ландшафтом. Одна из них оформляет вход в дом и соединяет дом с ограждением участка. Вторая прямоугольная арка обрамляет остекленное барбекю с раздвижными стеклянными стенами. За горизонтальной частью этой арки прячется наклонная плоскость кровли патио.

 

Еще одна арка связывает остекленное патио с ограждением участка и прячет внутри зону приготовления еды, барбекю. Поддерживает эту тему еще один объем белого цвета на фасаде, обрамляющий окно прямоугольной аркой.

 

Такой ритм белых арок создает неповторимый образ дома. Остальные плоскости фасада частично оформлены белой штукатуркой, частично обшиты планкеном «под дерево».

 

Заказчиками сразу была поставлена задача: уделить особое внимание наружному освещению. Требовалось подобрать светильники, встроенные в землю, которые подсвечивали бы белые прямоугольные арочные конструкции, эффектно выделяя их в ночное время. Для фасадов Мария Амелина выбрала светильники, которые дают красивые тонкие лучи, создающие геометрические пересечения, что отлично сочетается с конструктивистским стилем коттеджа.

 

В ландшафтном освещении использованы светильники строгой геометрии, шары и цилиндры.

 

Интересно, что на участке растет дуб, которому больше трехсот лет, и он является достопримечательностью Юрмалы. Он также оформлен специальной RGB-подсветкой.

 

Итогом работы Марии Амелиной стал дом, в котором геометричность и четкость линий, отсутствие излишней декоративности, подчеркнутый ритм стали основой создания очень эффектного и нетривиального экстерьера.


Future in the past: конструктивизм в интерьере

У россиян есть потрясающий повод для гордости – конструктивизм. Презентабельный и неординарный стиль родился в нашей стране в первые годы советской власти, при этом избежал не только красных флагов, серпов и молотов, но даже влияния типично русских «берёзки-балалайки-медведя». Техничный и графичный конструктивизм выглядит актуально, смело и современно даже в наши дни. 

 Photo: designmilk

Past Indefinite 

Есть анекдот о том, что целью советского дизайна было оставить опустевшей вселенной напоминание: мы существовали! Доля здравого смысла в шутке есть: дизайнеры 1920-х годов создавали фантастические дома будущего, о котором, конечно, ничего не знали, поэтому только мечтали и придумывали. Их представлениям не суждено было сбыться, будущее оказалось совсем другим, а конструктивистские дизайнерские фантазии так и остались неприкаянными, не примкнув ни к прошлому, ни к настоящему, ни к будущему, словно гости из другой галактики.

Дизайнеры 20-х мыслили масштабно, с одной стороны — совершенно не раздумывая над особенностями ремонта, с другой — стараясь создать новый быт в коммунистическом раю. Конструктивисты экспериментировали с планировкой и создавали дома-коммуны, которые сегодня вызывают восторг и удивление, активно реставрируются и обретают новую жизнь.

 Оформление и мебель рабочего клуба. Конструктор А.М. Родченко. Экспонат Международной выставки декоративного искусства в Париже (1925)

 

Удобно жить 

Ремонт дома в стиле конструктивизма – оторванный от реальности космический корабль, созданный по чертежам гениев прошлого и застрявший где-то во вневременном пространстве. Отличительные черты — простота и функциональность. Это минималистичный стиль с акцентом на прикладной характер. Квартира в стиле конструктивизма удобна, практична и педантична.

 Photo: designmilk

Форма. Геометрия шагает в ногу с архитектурой конструктивизма, и дизайн не исключение. Такие квартиры говорят «нет» завиткам, изгибам, изогнутым спинкам. Все предметы должны быть правильной геометрической формы, а командуют парадом углы. Кажется, что сюда вот-вот нагрянет полиция дизайнерских нравов с транспортиром и начнёт строгую проверку, которую конструктивизм, конечно, выдержит на «отлично»: вся мебель так или иначе состоит из углов в 90 градусов, декор – из острых углов в 30.

 Photo: designmilk

Студия.  Понятия интимности, а вместе с тем и отдельных комнат с дверями, чужды конструктивизму. Здесь мы встретим большую комнату-студию,с логичным разделением на функциональные зоны сна, еды, отдыха, гигиены и работы. Следствие (и цель) такого подхода – большое количество свободного пространства и «воздуха», видимо, чтобы полной грудью вдохнуть свободных дух эксперимента.

 Photo: designmilk

Материалы. В почете дерево, металл, стекло – все они должны быть недорогими, прочными и долговечными. Сорить деньгами при выборе мебели не стоит, лучше просмотреть статьи с мебельных выставок, почитать отраслевые журналы и выбрать новинки индустрии – аскетичные и недорогие. Особых излишеств в оформлении тоже не нужно: мебели достаточно быть аккуратно выкрашенной, стеклянному столику быть устойчивым и прочным, металлическому стеллажу – вместительным.

Цвет. Нет излишествам и чрезмерному декору! Нет ярким цветовым решениям! Большая часть пространства решена в белом, бежевом, светло-коричневом. Смельчакам можно пошалить и выделить отдельный элемент ярким красным или жёлтым, но делается это только ради единственной контрастной точки, а кричащие оттенки не допускаются.

 Photo: designmilk

Свет.  Допустимы игры со светом – можно экспериментировать с цветом светильников или создавать для них необычные ниши. Впрочем, все кричащие оттенки по-прежнему под запретом, но спокойная синяя или красная подсветка вполне приемлема.  Это добавит интерьеру загадочности и даже индивидуальности — то, о чём в рамках разговора о конструктивизме даже как-то говорить неловко.

 Photo: designmilk

 

По норме 

Параллельно с конструктивизмом в первые годы Советского Союза много рассуждали о единых нормах и стандартах. Вводились карточные нормы на питание, рассчитывались физиологические параметры здорового человека и метражи квартиры. Человеческую жизнь старались просчитать, понять и обустроить с точки зрения математики и геометрии. Так что в определенный момент кажется, что ремонтом квартиры в стиле конструктивизма руководил робот, постоянно сверяющий её на соответствие нормам.

«Может, перекрасим бежевую стену?» — «Нет, бежевый цвет одобрен как наиболее благоприятный для жизни». «Может, повесим на стену постер?» — «Нет, в постерах нет практической пользы. Мы повесим полку в виде тетраэдра, она вместительна и оригинальна». «В хозяйственном появились такие чудные салатницы с цветочками!» — «Нет, у нас уже есть салатницы, срок их эксплуатации ещё не истек». «Диван смотрится слишком скучно. Давай купим красивых подушек!» — «Нет, этот диван соответствует всем нормам, предусмотренным для удобства человека».

 Photo: designmilk

Парадоксальность конструктивизма заключается в том, что при всей своей оригинальности, нестандартности и свежести, он напрочь лишен индивидуальности. Такая квартира напоминает дизайнерский чертёж: красивый, но абсолютно бездушный. Квартира принадлежит кому угодно, её владелец — безликая единица в сложном числе неизвестных, винтик большого механизма. Чтобы избежать этого, срочно вешайте постеры, кидайте подушки, разбрасывайте вещи, вносите дисгармонию в чудовищно выверенный геометрический мир, доказывайте, что вы существуете в настоящем, а не далёком воображаемом будущем.

 Photo: designmilk

Мария Соловьёва 

05.07.2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *