Дома архитекторов: 10 зданий, построенных для себя :: Дизайн :: РБК Недвижимость
Найти общий язык с заказчиком — одна из наиболее трудных задач для архитектора. И все же есть проверенный способ реализовать свои самые нестандартные идеи. Нужно построить собственный дом. Рассказываем, что создают архитекторы для себя и своей семьи
Фото: saunders.no
Когда известный архитектор выступает в роли исполнителя и заказчика одновременно, рождаются удивительные здания, в которых воплощены самые смелые и креативные идеи мастера. Например, именно так появился российский цилиндр с окнами-сотами, американский особняк без стен, британская полуподземная вилла и шотландский таунхаус-трансформер. Собственный дом — это настоящее поле для творчества. Ведь именно здесь талантливые мастера могут делать все, что посчитают нужным. Вот десять самых интересных зданий, которые архитекторы построили для себя.
Дом-мастерская Мельникова, Россия
Фото: Konstantin Kokoshkin/Global Look Press
Дом-мастерская одного из самых известных архитекторов советского авангарда расположен в Кривоарбатском переулке в Москве. Это трехэтажная постройка из двух «врезанных» друг в друга вертикальных цилиндров. На крыше одного из них оборудована небольшая терраса, где родные архитектора любили пить чай и загорать. По легенде форму здания придумал не Константин Мельников, а его маленькая дочь. Архитектор попросил девочку нарисовать дом ее мечты, а в 1929 году воплотил рисунок в реальность. При строительстве особняка он использовал самые простые и дешевые материалы — доски и кирпич. Стены мастерской Мельникова напоминают пчелиные соты. Этот эффект создается за счет многочисленных шестигранных просветов, пронизывающих фасад. Кстати, внутри здания нет несущих столбов — дом держится благодаря особой кладке.
Cаbanon Ле Корбюзье, Франция
Фото: twitter.com
«Кабанон» не дом в привычном понимании. Это 15-метровая хижина из дерева и фанеры, построенная на Лазурном Берегу Франции. Сам Ле Корбюзье предпочитал называть ее «замком». Именно здесь гениальный новатор вместе с женой Ивонной проводил последние годы своей жизни. В незамысловатом жилище все продумано до мелочей — ни один квадратный сантиметр не пропал даром. Высота потолков и размеры комнат были рассчитаны на основе «золотого сечения» и роста среднего человека с поднятой правой рукой. А потому, даже несмотря на скромную площадь, разместилось все необходимое для жизни: рабочее место, зона отдыха, шкафы, сантехника и простая система вентиляции. В кухне Ле Корбюзье не нуждался — он пристроил хижину к кафе своего друга. А один из выходов «Кабанона» вел прямо в обеденный зал.
Casa das Canoas Оскара Нимейера, Бразилия
Фото: thefunambulist.net
Латиноамериканский архитектор Оскар Нимейер — полная противоположность Ле Корбюзье. По его словам, функциональность зданий является важной составляющей, но не главной. Архитектура Нимейера всегда отличалась особой поэтичностью и мягкостью, вот и для своей семьи он построил удивительный изогнутый особняк из зеркального стекла и белоснежного бетона. Дом расположен среди банановых и джекфрутовых деревьев в пригороде Рио-де-Жанейро, рядом с океаном. На создание проекта Нимейера вдохновила богатая природа Бразилии и плавные линии женского тела. Поэтому бетон выглядит таким же пластичным и природным, как глина, а стеклянные стены на первом этаже стирают границы между жилым пространством и окружающей средой. Центр композиции — кусок скалы, органично вписанный в интерьер.
Gehry House Фрэнка Гери, США
Фото: wikimedia.com
Перестроенное до неузнаваемости типовое калифорнийское бунгало в Санта-Монике — предмет неутихающих споров. Кто-то называет эту постройку курятником, а кто-то — шедевром. Чтобы не соседствовать со странным зданием из строительного мусора, волнистого стеклопластика, гофрированной стали и металлических сеток, буржуазные жители близлежащих домов продали свою недвижимость и переехали из зажиточного пригорода в другие районы. А вот эксперты высоко оценили проект Фрэнка Гери. За эту работу канадец получил престижную премию Американского института архитекторов. Сам Гери называет особняк своей «архитектурной лабораторией» и не прекращает его совершенствовать, поскольку потребности семьи меняются. А еще, по словам канадца, незавершенность «всегда более поэтична, чем законченная работа».
Стеклянный дом Филипа Джонсона, США
Фото: wikimedia.com
Филип Джонсон — первый лауреат Притцкеровской премии и пропагандист интернационального стиля. Он также известен как архитектор небоскребов. Но для себя Джонсон построил небольшой одноэтажный дом без внешних стен в пригороде Нью-Канаана. Это простая кубическая конструкция из стекла, в которой воплощены все принципы модернизма. Жилое пространство особняка представляет собой одну большую комнату с минимальным набором мебели, которая зонирована невысокими деревянными модулями. Единственное изолированное место здесь — ванная. По задумке архитектора, окружающий пейзаж должен был стать визуальным продолжением интерьера. Так и получилось. О доме быстро заговорили авторитетные архитектурные журналы, а сам Филип Джонсон всегда любил повторять: «У меня очень дорогие обои».
Cree House Альберта Фрея, США
Фото: dwell.com
Еще один особняк из стекла и стали создал швейцарский архитектор Альберт Фрей. Он не побоялся использовать мало пригодный для строительства участок на склоне в городе Катидрал-Сити, а затем долгие годы экспериментировал с материалами и ландшафтом. Главная задача, которую поставил перед собой архитектор, — вписать будущее жилище в естественную природную среду. Результат получился необычным. Бетонные плиты основания Фрей решил уложить террасами, чтобы повторить очертания почвы. А в интерьер одной из зон включил огромный валун, который усилил связь дома с природой. Со стороны кажется, будто скала разрывает оболочку особняка и вваливается внутрь, отделяя столовую зону от спальни. Кстати, прошлой весной знаменитый особняк Альберта Фрея отреставрировали и выставили на продажу за $2,3 млн.
Hanegi Forest Сигэру Бана, Япония
Фото: tokyo.parallellt.se
Hanegi Forest — многоквартирный дом оригинальной цилиндрической формы, построенный по проекту японского архитектора Сигэру Бана. Он расположен в тихом лесистом районе Токио. Чтобы сохранить все деревья, которые уже росли на этом участке, Бан заложил в конструкцию здания специальные дыры-эллипсы. Благодаря им во многих местах Hanegi Forest деревья растут прямо через пол и потолок, а все квартиры наполнены естественным светом. Треугольная сетка колонн обеспечила зданию необходимую жесткость и устойчивость. Когда объект был готов, архитектор купил одну из квартир для себя. Его жилье минималистично и больше похоже на келью буддистского монаха. Для жизни Бану хватает круглого стола на бумажных трубках, стула дизайна Terragni, кожаного дивана и статуэтки — копии «кикладских идолов».
Villa S Тодда Сондерса, Норвегия
Фото: saunders.no
Для своей семьи норвежский архитектор Тодд Сондерс создал роскошную резиденцию площадью 350 кв. м в зеленом пригороде Бергена. Здесь все построено на противопоставлении и подчинено функциональности. Темные фасады контрастируют со светлыми интерьерами и элементами из стекла, а ретроаксессуары и старинная мебель сосуществуют с ультрасовременными отделочными материалами и энергоэффективными системами освещения. Отдельный интерес вызывает конструкция здания. Это простая композиция, состоящая из одного вертикального и двух горизонтальных объемов. Тодд Сондерс обычно сравнивает ее с «тремя палками, сложенными друг на друга». По его словам, дом получился крепким, но изящным. А главное — он воплотил мечты архитектора об уютной и размеренной жизни за пределами мегаполиса.
Covert House Деборы Сонт и Дэвида Хиллса, Великобритания
Фото: dsdha.co.uk
Этот частный коттедж в прямом смысле слова скрыт от человеческих глаз. Он находится в историческом районе Клэпхем на юге Лондона. Согласовать строительство в этой местности трудно, но у архитекторов Деборы Сонт и Дэвида Хиллса получилось. Правда, их ограничили площадью и одним этажом. Находчивые британцы нашли способ решить эту проблему. В 2014 году они создали «Тайный дом» площадью 135 кв. м. Это двухэтажная полуподземная конструкция из двух взаимосвязанных белых кубов. Нижний этаж архитекторы опустили под землю, а верхний отделали зеркальными фасадами, в которых отражается зелень. Таким образом Сонт и Хиллс замаскировали дом, не ограничивая себя в жилплощади. А еще они оснастили его устройством для сбора дождевой воды, системой рекуперации тепла и солнечными батареями.
Murphy House Ричарда Мерфи, Шотландия
Фото: richardmurphyarchitects.com
Британский архитектор и бизнесмен Ричард Мерфи превратил свой таунхаус в Эдинбурге в захватывающий квест — его жилище полно загадок и тайн. Это небольшое энергоэффективное строение с наклонной крышей, которое разделено на девять уровней. Основное достоинство Murphy House — его способность трансформироваться в зависимости от потребностей хозяина. Здесь есть множество секретных кнопок, рычагов, люков и замаскированных окон, которые позволяют изменять пространство помещений и «ловить» солнце в течение всего светового дня. Внешние стены дома тоже можно раздвинуть. Даже ванна в Murphy House замаскирована под лавку с помощью специальной панели. Неудивительно, что Королевский институт британских архитекторов признал этот дом-головоломку лучшей постройкой британцев за 2016 год.
Жилые дома — История архитектуры
Перейти к контентуГлавное меню:
- Всеобщая история архитектуры
- Первобытнообщинный период
- Первобытнообщинный период
- Рабовладельческое общество
- Рабовладельческое общество
- Карта раздела «Рабовладельческое общество»
- Рабовладельческое общество
- Древний Египет
- Эфиопия
- Эгейский мир
- Двуречье и Месопотамия
- Передняя Азия
- Закавказье
- Иран
- Иран
- Иран. Мидия. Экбатаны. Гробницы
- Иран. Гробницы Дукан-и-Дауд, Кызкапан и Курх-у-Кич
- Иран. Ахеменидский период. Сузы, Персеполь
- Иран. Пасаргады. Дворцы
- Иран. Персеполь. Дворцы
- Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса
- Иран. Дворцы Дария
- Иран. Сузы. Дворец Дария
- Иран. Гробницы Кира, Дария, Да-у-Духтар
- Иран. Святилища
- Иран. Эпоха Ахеменидов. Этапы развития архитектуры
- Парфия
- Парфия. Селевкия, Ктесифон
- Парфия. Хатра
- Парфия. Ашшур, Дура-Европос
- Парфия. Жилые дома
- Парфия. Дворец Хатры
- Парфия. Дворцы Ашшура, Ниппура, Кухи-Ходжа
- Парфия. Культовые сооружения
- Парфия. Фортификация
- Парфия. Гробницы
- Парфия. Общественная архитектура
- Иран. Сасанидское государство
- Иран. Гур, Дарабгерда, Бишапур, Нишапур
- Иран. Ктесифон. Фортификация городов
- Иран. Арки, своды, купола
- Иран. Арки, своды, купола 2
- Иран. Дари-Шахр, Ширван, Тель-Дехаб
- Иран. Дворец в Фирузабаде, ансамбль Бишапура
- Иран. Дворец в Сарвистане, дворец в Ктесифоне — Таки-Кисра
- Иран. Дворец Касри-Ширин, комплекс Хош-Кури
- Иран. Парковые гроты Таки-Бустана
- Иран сасанидский. Культ огня. Чортак
- Иран сасанидский. Христианство. Культовые алтари
- Иран. Особенности общественного строительства
- Иран. Искусство
- Иран. Искусство 2
- Средняя Азия
- Афганистан
- Юго-Восточная Азия
- Дальний Восток. Китай
- Дальний Восток. Корея
- Дальний Восток. Япония
- Америка. Этапы развития
- Архитектура античного мира
- Архитектура античного мира
- Карта раздела «Архитектура античного мира»
- Архитектура античного мира
- Архитектура древней Греции
- Греция. Архитектура древнейшей эпохи (XII — середина VIII в. до н.э.)
- Греция. Архитектура архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.)
- Архитектура греческой метрополии
- Архитектура Великой Греции
- Архитектура Малой Азии и островов Эгейского моря
- Греция. Архитектура эпохи расцвета (480-400 гг. до н.э.)
- Сооружения второй четверти V в. до н.э. вне Афин
- Расцвет аттической архитектуры
- Сооружения 2-й половины V в. до н.э. в Великой Греции и Малой Азии
- Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
- Греция. Архитектура эпохи эллинизма (323г. до н.э.-Iв. н.э.)
- Греция Эллинизм. Общественные сооружения
- Греция. Эллинизм. Культовое строительство
- Греция. Эллинизм. Мемориальные сооружения
- Архитектура античных государств Северного Причерноморья
- Вклад древней Греции в мировое развитие архитектуры
- Архитектура древнего Рима
- Этрусская архитектура
- Архитектура Римской республики
- Римская республика. Общественные сооружения
- Римская республика. Инженерные сооружения
- Римская республика. Жилые сооружения
- Римская республика. Виллы
- Архитектура Римской империи
- Римская империя. Градостроительство
- Римская империя. Общественные сооружения
- Римская империя. Мемориальные и триумфальные сооружения
- Римская империя. Инженерные сооружения
- Римская империя. Жилые сооружения
- Римская империя. Погребальные сооружения
- Ордер
- Декор
- Декор 2
- Композиция
- Роль римской архитектуры
- Раннехристианская архитектура
- Архитектура Восточной Европы. Средние века
- Архитектура Восточной Европы. Средние века
Каково это — жить в памятнике архитектуры? История архитектора из «Дома военных»
Всеволод Золотов, архитектор
Дом: Дом военных, или 5-й дом Реввоенсовета. Москва, Большой Ржевский переулок, д. 11. Год постройки — 1914. Архитектор М. А. Мухин. Здание внесено в реестр объектов культурного наследия регионального значения в 2000 году.
До революции являлось доходным домом, а после в нём поселились семьи знаменитых военных деятелей — маршалов и генералов. Во время Большого террора многих жильцов постигла трагическая судьба, о чём свидетельствуют мемориальные доски, размещённые на доме.
Знаменитые жильцы: В самой большой квартире дома — № 1 — жил генерал-лейтенант Евгений Шиловский с женой Еленой Сергеевной и двумя детьми. Именно из этого дома Елена Сергеевна ушла к писателю Михаилу Булгакову, став его третьей женой. Историки литературы называют её прототипом Маргариты из романа «Мастер и Маргарита», а сам Шиловский считается прототипом Вадима Рощина, героя романа Алексея Толстого «Хождение по мукам».
Квартиры в этом доме на Яндекс.Недвижимости:
Квартира: 5 комнат, 130 кв. м.
Раньше мои родители жили в доме на Никитском бульваре. Уже после моего рождения у отца появилась возможность обменять нашу квартиру на новую с увеличением площади. Ему предлагали довольно много вариантов, в том числе в высотке на Котельнической набережной. Но в итоге родители остановились именно на этом доме и в 1991 году переехали сюда. Насколько я понимаю, всё решилось благодаря совокупности факторов — центр города, не очень шумно, большая квартира с просторными комнатами и высокими потолками, мало соседей.
В те годы дом, конечно, не обладал статусом памятника архитектуры. Квартира была в очень плохом состоянии: окна разбиты, канализация засорена. Мама рассказывала, что во время первого просмотра квартиры с потолка упал кусок штукатурки. Мои родители сделали ремонт своими силами, не привлекая реставраторов. В то время достать что-либо было проблемой, так что они просто отремонтировали всё, что было возможно: починили окна, исправили проводку, покрасили стены и двери в белый цвет.
Многие детали квартиры хорошо сохранились благодаря нанесённым предыдущими жильцами слоям масляной краски. Нам достались межкомнатные двери со световыми окнами, паркет, гипсовая лепнина на потолке и оригинальные элементы хранения — уличный шкаф на кухне, две кладовые и дополнительная кладовая около чёрного хода. Осталось даже окно для передачи продуктов на кухню из подъезда. Сам оконный проём заложен, но ниша сохранилась и сейчас используется как шкаф.
После того как в 2000 году дом был включён в список объектов культурного наследия, наша жизнь не сильно изменилась. Только появилась уверенность в том, что дом не будут сносить. И ещё я точно знаю, что сделать перепланировку квартиры в нашем доме официально практически невозможно.
Вообще у жизни в таком доме много плюсов. Квартира очень просторная: в детстве я катался по коридору на маленьком красном коне на колёсиках. В доме очень толстые стены и массивные деревянные перекрытия, поэтому соседей не слышно. К тому же в жару в квартире всегда прохладно.
А вот зимой батареи топятся слабо и бывает холодно, поэтому мы включаем обогреватели. Так как площадь квартиры большая, счёт за электричество больше, чем в среднем по Москве. А ещё из-за того, что коммуникации в доме старые, вода до нашего последнего этажа доходит дольше.
Одной из главных сложностей является нетипичность элементов и, как следствие, очень большая стоимость ремонта. Например, сейчас окна уже в плохом состоянии, их давно пора менять, но изготовление окна такого размера с оригинальной раскладкой стоит запредельно дорого. Ещё одна вещь, которая вызывает беспокойство, — деревянные конструкции дома вкупе с плохим состоянием электросетей и отсутствием системы пожаротушения. Я помню, как в 2000-х в квартире на первом этаже случился пожар — это было очень страшно.
Сейчас у нас запланирован капитальный ремонт. Совет дома активно участвует в этом процессе и следит за каждым этапом, к тому же нам попались удивительно хорошие проектировщики. Как выяснилось, статус памятника архитектуры не гарантирует профессиональных реставрационных работ. Департамент культуры Москвы выдаёт заключение о проекте капитального ремонта, а бюджета, который выделяется из фонда капитального ремонта, хватает только на техническое обследование, разработку проекта и проведение этого ремонта. Ни о какой реставрации и закупке дорогих материалов речи, естественно, не идёт. Учитывая, что в нашем подъезде сохранилась оригинальная метлахская плитка и элементы лепнины разных периодов, это представляется серьёзной проблемой.
Техническое обследование дома выявило износ электросетей, канализации и водопровода до 95%. В подвале до сих пор стоят распределительные коробки 30–40-х годов, так что капитальный ремонт необходим, но если мы будем настаивать на реставрации дома, то придётся выйти из очереди на капремонт и начать другой процесс с неопределёнными датами. Поэтому сейчас мы обсуждаем с проектировщиками, как именно нам проводить работы, что трогать, а что нет.
FAQ
Что такое «объект культурного наследия»?
Главный документ, который регулирует выявление, использование и охрану объектов культурного наследия (ОКН), — федеральный закон № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Согласно закону, объект культурного наследия — это объект недвижимости, который «представляет ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры».
Как жилые дома становятся памятниками?
Памятником может стать не каждый «красивый» дом. Он должен обладать ценностью, архитектурной или исторической, которую можно подтвердить с помощью архивных документов. Кроме того, с момента постройки дома или связанных с ним исторических событий должно пройти не меньше 40 лет.
Исключением являются квартиры и дома, где жили и работали выдающиеся личности: такие здания могут получить статус памятника и раньше.
Подать заявку на признание дома памятником вправе и юридические, и физические лица — например, инициативная группа жильцов. Для этого им нужно направить заявление в Департамент культурного наследия Москвы. Если заявление одобрит экспертная комиссия, дом станет выявленным объектом культурного наследия. С этого момента сносить его и делать несогласованную перепланировку нельзя. Затем комиссия решает, отнести ли здание к муниципальным, региональным или федеральным ОКН, и дом вносят в единый государственный реестр.
Сейчас в Москве 8298 объектов культурного наследия, среди которых есть жилые дома, больницы, оранжереи, ограды, сады и даже арки. 1993 из них — выявленные объекты культурного наследия.
Как узнать, является ли здание памятником?
На официальном Портале открытых данных Москвы есть база , в которой можно проверить, внесён ли дом в единый государственный реестр.
В интернете размещены аналогичные списки для других городов и регионов.
Что можно и что нельзя делать с такими домами?
Когда вы покупаете квартиру в доме, внесённом в реестр объектов культурного наследия, нужно подписать охранное обязательство. В этом документе перечислено всё, что делает здание памятником и что нельзя менять. Обычно это внешний облик дома, элементы фасада и другие декоративные решения. Иногда в охранное обязательство попадают интерьеры подъездов, входные двери, окна, авторская колеровка и даже планировка квартир. Если элементы квартиры не внесены в охранное обязательство, то косметический ремонт можно делать без согласований .
Перепланировка помещений в объектах культурного наследия официально называется «приспособлением для современного использования». Как и перепланировка в обычном доме, она должна быть сделана по всем нормам и оформлена в жилищной инспекции. Кроме того, собственник обязан согласовать проект ремонта в местном органе власти, который отвечает за сохранение объектов культурного наследия, — например, в Департаменте культурного наследия города Москвы.
За уничтожение памятников архитектуры и истории или нанесение им вреда предусмотрена административная ответственность.
Какие ещё обязательства есть у собственников?
Собственники квартир, расположенных в ОКН, обязаны оплачивать содержание здания, поддерживать дом в надлежащем техническом и физическом состоянии, следить за прилегающей территорией и соблюдать порядок размещения наружной рекламы на фасадах.
По закону право на доступ к объектам культурного наследия есть у каждого гражданина, так что сделать закрытый двор в доме, признанном памятником, не получится. Если предметом охраны является интерьер дома или, например, его подъезд, то доступ нужно обеспечить и к нему.
Другие статьи проекта читайте на Strelka Mag
Автор: Софья Урманчеева. Фотограф: Антон Бржозовский. Иллюстратор: Катя Симачёва.
Современное строительство, архитектурный дизайн зданий и дома современной архитектуры
53
15 января 2020 6:40
106
5 января 2020 12:24
108
4 января 2020 23:13
153
25 декабря 2019 16:38
168
25 декабря 2019 11:27
155
23 декабря 2019 21:49
191
22 декабря 2019 18:16
316
5 декабря 2019 13:13
282
5 декабря 2019 9:39
82
4 декабря 2019 10:30
119
4 декабря 2019 7:34
100
3 декабря 2019 17:29
6471
3 декабря 2019 16:23
78
3 декабря 2019 16:10
358
3 декабря 2019 15:48
Невоплощенные проекты советской архитектуры
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
В 30-50-х годах XX века в Советском Союзе были разработаны интереснейшие архитектурные проекты, которым так и не суждено было сбыться.
Архитектурные проекты Москвы 30-50-х годов являются одними из самых амбициозных в мировой истории. Огромные здания, дворцы и арки должны были воплотить в себе всю мощь первого в мире социалистического государства. Самые талантливые архитекторы из самых разных творческих школ боролись за право реализации своих проектов.
Среди всех проектов выделялся «Генеральный план реконструкции Москвы», принятый в 1935 году. Согласно этому плану в кратчайшие сроки Москва должна была превратиться в образцовую и показательную мировую столицу. Целая система магистралей, площадей и набережных с уникальными зданиями осуществили бы самые прекрасные мечты о светлом будущем.
Здание Наркомата тяжелой промышленности
А. Веснин, В. Веснин, С. Лященко. 1934
В 1934 году был объявлен конкурс на здание Народного Комиссариата тяжелой промышленности (Наркомтяжпром) на Красной площади. Сооружение этого грандиозного комплекса в 110 тысыч кубических метров на площади в 4 гектара привело бы к радикальной реконструкции Красной площади, прилегающих улиц и площадей Китай-города. Впечатляющие проекты братьев Весниных — лидеров движения конструктивизма, так и не были отмечены жюри.
Дворец Советов
Б. Иофан, О. Гельфрейх, О. Щуко. Скульптор С. Меркулов. Один из вариантов утвержденного проекта. 1934
Конкурс на проект Дворца Советов в Москве — один из самых масштабных и представительных архитектурных конкурсов двадцатого столетия. На конкурс было представлено 160 проектов. 24 предложения поступили от иностранных участников, среди которых были всемирно известные архитекторы: Ле Корбюзье, Вальтер Гропиус, Эрих Мендельсон.
Гостиница Моссовета («Москва»)
Л. Савельев, О. Cтапран. 1931
В 1931 году Моссовет провел закрытый конкурс на проект огромной гостиницы на 1000 номеров, самой благоустроенной по меркам тех лет. В конкурсе участвовало шесть проектов, лучшим был признан проект молодых архитекторов Савельева и Стапрана. В проект гостиницы, его фасад, были внесены изменения в духе новой монументальности и ориентации на классическое наследие. Согласно легенде, Сталин подписал сразу оба варианта решения фасада здания, поданные ему на одном листе, в результате чего фасад выстроенной гостиницы оказался несимметричным.
Дворец техники
А. Самойлов, Б. Ефимович. 1933
Конкурс на проект Дворца техники был объявлен в 1933 году. Сам объект проектирования представлял собой комплекс научных и технических учреждений. Он должен был «вооружать массы достижениями советской техники в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи». Местом строительства Дворца был выбран участок на берегу Москвы-реки, однако сам дворец так и не был сооружен.
Здание военного наркомата