Деревянные дома | Деревянная архитектура в журнале «Деревянные дома»
Выбирая в качестве будущего жилья деревянный дом, потенциальные владельцы нередко задаются вполне уместным вопросом: насколько реально обустроить комфортабельную ванную в таком доме? Во многом подобный вопрос обусловлен спецификой древесины — ее высокой гигроскопичностью и особой чувствительностью к повышению влажности. Кроме того, считается, что большой вес чаши ванны дает непомерную нагрузку на пол и перекрытия…
Выбирая в качестве будущего жилья деревянный дом, потенциальные владельцы нередко зад…
Проект этого необычного охотничьего дома, построенного недалеко от Минска, задумывался как максимально аутентичный и нерафинированный — для отдыха на природе, но в процессе строительства так понравился заказчику, что было решено создать в нем все условия для постоянного проживания…
Проект этого необычного охотничьего дома, построенного недалеко от Минска, задумывалс…
В доме, построенном из дерева, ощущение гармонии и спокойствия чувствуется наиболее ярко. Спальня в таком доме — помещение особенно уютное. Безусловно, в современном деревянном доме потолки, полы и стены из бруса или бревна остаются основным фоном при оформлении пространства спальни в любом стиле…
В доме, построенном из дерева, ощущение гармонии и спокойствия чувствуется наиболее я…
Движение «Искусства и ремесла», не принявшее идеи промышленной революции, сохранило в…
Здание гольф-клуба с рестораном, каминным залом и помещениями для гольфистов прямоуго…
У этого уникального дома, построенного в Подмосковье, необычная история. Идея создания проекта родилась в конце зимы 2013 года. Итогом стала резиденция из кедра класса премиум — единственная в своем роде с точки зрения и самого сруба, и его внутренней отделки. Трехуровневый дом из массива кедра имеет удобную, функциональную планировку…
У этого уникального дома, построенного в Подмосковье, необычная история. Идея создани…
В дальнем Подмосковье расположена усадьба, состоящая из комплекса зданий. Она сделана в неорусском стиле с использованием материалов и приемов, характерных для русской архитектуры. На высоком берегу стоит главный дом с парадным двором, на пологом — гостевой дом и баня. Два дома и баня возведены из оцилиндрованного бревна. Мост, соединяющий берега, спроектирован в виде двух арок, чтобы под ними легко смогли пройти лодки…
В дальнем Подмосковье расположена усадьба, состоящая из комплекса зданий. Она сделана…
Необычный дом из дерева построен в одном из подмосковных коттеджных поселков на Рублёвском шоссе. Проект демонстрирует богатые возможности деревянных конструкций, которые отличаются высочайшим качеством исполнения. Главной идеей проекта стало создание современного деревянного дома — просторного, технологичного и экологичного. Чтобы реализовать такой сложный архитектурный образ, потребовались деревянные элементы с идеальной геометрией…
Необычный дом из дерева построен в одном из подмосковных коттеджных поселков на Рублё…
Как гласит народная мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Так, се…
Ажур и кружева из дерева на причелинах, наличниках и балясинах, как любая другая домовая резьба, подчеркивают выразительный и оригинальный характер национальной архитектуры, свидетельствуя о возрождении традиций деревянного зодчества. Объединение исторических эстетических ценностей и высокого уровня комфорта и безопасности проживания, гарантирует успех любому архитектурному и дизайнерскому проекту…
Ажур и кружева из дерева на причелинах, наличниках и балясинах, как любая другая домо…
топ-10 российских построек из дерева :: Статьи
Амбар вепсов
«Этноархитектура», Ирина Гришина, Александр Косенков, Алексей Борисов, Антон Мальцев
Деревянная архитектура Русского Севера — особая статья в истории нашего зодчества. Обладая целым рядом уникальных черт, старинные постройки карелов и других жителей Прионежья и Беломорья — будь то церковь, баня или мельница — сегодня почитаются памятниками. И те немногие из них, что сохранились, свозят со всего региона в специальные заповедные зоны — своеобразные музеи под открытым небом, самые известные из которых — Малые Корелы под Архангельском и Кижи в Прионежском районе.
На все такие заповедники памятников, впрочем, не хватает, поэтому владельцы этнографического музея в село Шелтозеро — столице бывшей Вепсской национальной волости на юге Карелии — заказали строительство амбара-новодела. С нуля — но по образу и подобию традиционных аналогов, встречавшихся у вепсов — почти исчезнувшей вместе со своими постройками финно-угорской народности.
Для воссоздания выбрали одноэтажный хлебный амбар без чердака с боковым входом под свес крыши — как более архаичный и, соответственно, интересный для экспозиции музея. Общий тип амбара и архитектурно-конструктивные решения соответствуют второй половине XIX — началу XX века, а его описание изобилует чудными для слуха современного человека терминами вроде «стамики», «курицы», «слеги» и «пригрузы».
Суть же в том, что это амбар, который строился как главная «крестьянская сокровищница», занимал в усадьбе видное место и потому вырубался с особой тщательностью, включая проработку резных столбиков, обрамление дверного проема и безгвоздевой кровли.
Изначально амбар вепсов определили в категорию «Реставрация», но, поскольку это не совсем правомерно, а других достойных «отреставрированных» номинантов в этом году не нашлось, проект объединения «Этноархитектура» выдвинули в шорт-лист номинации «Малый объект». Где он и получил признание интернет-пользователей и специальный приз жюри.
Бельведер «Ленивый зиккурат»
«Поле-дизайн», Владимир Кузьмин, Николай Калошин
Смотровая башня, сложенная на манер сруба из массивных бревен, стала последним «классическим» никола-ленивецким объектом — наряду с «Ротондой» Александра Бродского (2009) и «Аркой» Бориса Бернаскони (2012), — а также единственной постройкой «Архстояния» 2014 года, которая «выстояла» после завершения фестиваля.
Многоярусная конструкция возведена классическим способом: клеть на клеть, ярус на ярус. По опоясывающим башню лестницам можно забраться на смотровую площадку — с высоты 18 метров прекрасно видны и знаковые объекты предыдущих «Архстояний», и красоты заповедника «Угра».
Поскольку башня трактуется скорее как общественное пространство, то из всех многочисленных способов строительства срубов авторы проекта выбрали технологию «в реж», когда между бревнами остаются зазоры. При таком способе возведения конструкция получается еще и наиболее облегченной, экономной с точки зрения используемого материала и быстровозводимой, позволяя добавить больше ярусов, чем обычно.
Внутри при этом образуется сводчатое пространство с уникальными акустическими свойствами: летом 2014 года здесь уже прошло несколько театрализованных представлений и музыкальных перформансов, и их участники вживую убедились, насколько тесно могут быть связаны звук и вибрация, архитектурная форма и движение.
Неслучайно жюри выбрало этот проект в номинации «Арт-объект» — со словами, что именно он как нельзя лучше соответствует названию номинации, в отличие от большинства других построек, которые попадают в эту категорию в силу неявно выраженной функции. В данном же случае «арт» и «объект» действительно сошлись, и Владимир Кузьмин выразил надежду, что «Зиккурат» будет продолжать жить — меняя, как любое деревянное строение, свою геометрию и цвет и обрастая новыми смыслами.
Детская комната в г. Юбилейный
RueTemple, Александр Кудимов, Дарья Бутахина
Если предыдущие два проекта — дань традиционному деревянному зодчеству, то детская комната, получившая оба приза в номинации «Интерьер», — образец самой что ни на есть современной архитектуры. Хотя и здесь налицо многоярусность: под скатами мансардной кровли Александр Кудимов и Дарья Бутахина спроектировали четырехуровневую деревянную конструкцию.
Первые два уровня — спальные места. Третий называется «домик» — это укромное местечко из тех, что так обожают дети. А на самый верхний уровень — гостевой — можно попасть как из самой детской, так и с другой стороны, по лестнице из гостиной первого этажа.
Для детей подобный лабиринт — настоящий рай, стимулирующий к подвижным играм с элементами приключений, боевика и триллера одновременно. И не придумать лучшего материала для его возведения, чем теплое и живое дерево. Приглашенный член жюри, чешский архитектор Мартин Райниш, от всей души пожелал авторам, чтобы и их сын смог расти в подобной обстановке.
Клубный дом Links National Golf Club
ТАММВИС, Антонио Михе, Валерий Харитонов, Илья Пугаченко, Андрей Сайко, Алла Аниськова
Гольф-клуб в Дмитровском районе Московской области располагает не только единственным в России полем в стиле «линкс» — с волнистым ландшафтом, воссоздающим прибрежные местности Шотландии. Здесь же находится объект, который участники интернет-голосования и члены жюри единодушно назвали лучшим «общественным сооружением» — и это здание самого гольф-клуба.
Чтобы оно стало продолжением окружающей природы, архитекторы выбрали в качестве основного конструктивного и отделочного материала дерево. При этом экономические рамки были таковы, что клееной древесины, которую обычно применяют для изготовления деревянных несущих конструкций, нужно было использовать как можно меньше.
Так родилась идея «разветвляющихся» колонн: они позволили увеличить высоту пролетов и сформировать узнаваемый облик здания как снаружи, так и внутри, где большие гостиные с витражным остеклением и просторные видовые террасы отвечают самым современным требованиям к планировке.
Пешеходный мост на ВДНХ
АИ-студия, Василий Сошников, Иван Колманок, Алёна Бусыгина, Александр Соловцов
Еще одним примером того, каких высот достигает творческая мысль в рамках жестких ограничений, стал проект, названный жюри победителем в номинации «Дизайн городской среды». Насколько раньше «меха на ВДНХ» никого не волновали, настолько сейчас эта территория находится в центре внимания городских властей, готовых бросить на развитие Выставки достижений все мыслимые и немыслимые ресурсы. Главное — чтобы было быстро, эффектно и эффективно.
Примерно с такими пожеланиями администрация ВДНХ обратилась и к «АИ-студии»: осенью приняли решение по поводу «главного катка страны», и за считанные недели требовалось построить на его территории пешеходный мост, который бы связал между собой все зимние «павильоны».
Но как мост должен выглядеть, чтобы связь оказалась еще и визуальной? Причем, желательно, не только с сезонными раздевалками и кассами, но и с архитектурными шедеврами советских времен, которые на ВДНХ повсюду?
Команда «АИ-студии» нашли решение, которое сразу понравилось заказчику и которое, благодаря доступу к «ресурсам всей России», обусловленному значимостью задачи, удалось реализовать в срок. Мост, возведенный вблизи фонтана «Дружбы народов», представляет собой волнообразный каркас с реечным деревянными фасадом, причем к каждой рейке «привязана» лампа с цветным светом.
Авторы утверждают, что и форма, и декоративный образ моста были навеяны арктическими пейзажами и северным сиянием — и действительно, в темное время суток деревянная конструкция переливается поистине «неземным» светом.
Остановка «Драмтеатр»
«Проектная группа 8», Надежда Снигирева, Михаил Синюхин, Дмитрий Смирнов
Уже который год проекты — номинанты премии АРХИWOOD продолжает поставлять еще один исторический «очаг» деревянного зодчества — Вологда. Некоторое время назад здесь зародилось и продолжает развиваться мощное творческое архитектурное движение, которое ставит перед собой задачу не только сохранить региональное наследие, но переосмыслить его в современном ключе и освежить городской ландшафт новыми идеями и постройками.
В этом году народное голосование в номинации «Дизайн городской среды» выделило вологодскую остановку общественного транспорта «Драмтеатр» — результат исследовательской работы с использованием методик соучаствующего (партисипаторного) проектирования. Пожелания всех вовлеченных сторон — пользователей транспорта, городских властей, перевозчиков, руководства близлежащих учреждений, городских активистов — были тщательно собраны и переработаны в пилотный проект павильона.
Использование дерева как основного материала тоже неслучайна: по словам горожан, остановки в Вологде традиционно были деревянными. А что касается стилистики, то большую роль сыграло соседство с собственно Драматическим театром — заметным модернистским сооружением. Выбранная современная конструкция, основанная на принципах параметрического проектирования, вписалась в указанный контекст как нельзя лучше.
Загородный дом «Ловушка для солнца»
Николай Белоусов, Николай Соловьев
Несмотря на обилие деревянных объектов в общественных пространствах, главной номинацией АРХИWOOD остается «Загородный дом» — в конце концов, с него — с частного жилого дома — началась в России история деревянного зодчества.
Проекты Николая Белоусова — постоянного члена экспертного совета премии — несколько раз попадали в шорт-лист этой номинации. Но только в этом году дом мастерской Белоусова в подмосковном поселке «Зеленая роща» наконец-то был назван лучшим из лучших. При том, что номинантов было чуть ли не рекордное количество — 9 объектов!
Концепцию проекта — «Ловушка для солнца» — сформулировал сам заказчик, умный и искушенный молодой человек, владелец участка площадью 20 соток. На северной и восточной стороне участка была поляна, где и расположился дом, а южная и западная — лесная — часть превратилась в защиту от солнца.
Получился «деревянный сруб с панорамным остеклением». Зимой и летом утреннее солнце пронзает его насквозь, а днем и вечером дом наполняется мягким рассеянным светом.
Проект, при всей своей кажущейся простоте, действительно необычный. Все-таки дома с такой большой площадью остекления на российских просторах — в силу ментальных и климатических особенностей — встречаются нечасто (хотя, как мы знаем, некоторые умудряются строить стеклянные дома даже в Сибири https://archspeech.com/article/svetlo-teplo-i-ne-duet). А уж в сочетании с деревянной основой — и подавно. «С заказчиком нам действительно повезло, — говорят архитекторы. — Он оказался таким же романтиком, как и мы».
Дом в Кратово
«Архитекторы асс», Евгений Асс, Григор Айказян, Анастасия Конева
Специальный приз в номинации «Загородный дом» вручала и компания Honka — генеральный спонсор премии АРХИWOOD с самого первого дня его существования. Выбранный ими дом в поселке Кратово опять-таки полон романтики — но романтики совсем иного толка. От добротной постройки из клееного бруса веет не бесшабашностью и склонностью к смелым экспериментам, а чем-то таким почти чеховским, уютным, дачным.
Награждая своего победителя, представитель Honka тоже отметила, как естественно в проекте сочетаются современные технологии строительства с ностальгическими чертами самых первых петербургских и московских дач. Выносная конструкция, объединившая крыльцо с небольшой террасой и балконную террасу второго этажа, — такая же белоснежная, легкая, ажурная и воздушная, как кружевная скатерть на круглом столе, за которым «дачники» XIX века пили на открытом воздухе свой чай.
Honka как раз готовит книжное издание с исследованием дачной типологии — и дом в Кратово, очевидно, займет достойное место на его страницах.
Дом-депо в Конаково
Алексей Розенберг, Петр Костелов
Имена Петра Костелова и Алексея Розенберга уже неоднократно звучали со сцены во время торжественных церемоний вручения премий за деревянную архитектуру. Стиль этого дуэта узнаваем и любим как в России, так и за рубежом: проекты публикуются во всех авторитетных западных изданиях, а Петр Костелов и вовсе вот уже год как работает в Нью-Йорке.
Предельная лаконичность форм компенсируется запоминающимся сочетанием и узором фактур: дерево разных пород неизменно комбинируется с металлическими поверхностями. В данном случае крыша дома, спроектированного для активной семьи, часто принимающей гостей, крыта состаренной медью, а фасад обшит доской из необработанной лиственницы разной ширины.
Часть досок в обшивке параллельны поверхности земли, часть перпендикулярны — вместе с вариациями размеров и оттенков на фасаде образуется характерный рисунок, очень простой — и в то же время невероятно сложный. Он и стал визитной карточкой Костелова и Розенберга — и снова завоевал приз АРХИWOOD, на сей раз в номинации «Дерево в отделке» по версии «народа».
Дом в Духанино
Алексей Розенберг при участии Петра Костелова
Еще один номинированный дом Розенберга-Костелова тоже не остался в этом году без призов. Сначала стало известно, что жюри выбрало его в категории «Дерево в отделке». А затем — что впервые в истории премии жюри сочло возможным присудить гран-при — как можно догадаться, дому в Духанино.
У объекта в самом деле очень яркий образ: решая задачу энергетической устойчивости, архитекторы пришли к нестандартному решению фасада. Дерево и металл скомбинированы не в плоскости, а в трехмерном пространстве: фасад состоит из двух слоев, их которых внешний — деревянный, а заглубленный — металлический.
Окна тоже размещены на разной «глубине»: на фасаде получаются ниши, в интерьере образуются эркеры. Все вместе это выглядит как супрематическая 3D-композиция, обогащенная разнородными фактурами и неожиданными просветами в металлическом каркасе.
Члены жюри выражали восторги: «Вот она — наша национальная идея! Honka, берите на вооружение — качественной русской архитектуры должно быть много!» Однако автор Алексей Розенберг, поднявшись на сцену, высказался об этом предложении с осторожностью, подчеркнув, что дом проектировался для совершенно конкретного — и в определенном смысле специфического — клиента.
«Такую архитектуру я сам для себя определил как регионализм», — рассказал архитектор. Этот термин он позаимствовал в истории изобразительного искусства, где регионализмом называлось течение в американской живописи, превозносящее все «местное» и стремившееся возродить «подлинное американское искусство».
Течение зародилось во времена Великой депрессии, на фоне отчаяния и неуверенности в завтрашнем дне. Регионалисты пытались доказать себе и окружающим свою национальную исключительность и самобытность, и на поднявшейся волне патриотизма регионалисткие работы стремительно обрели популярность.
Впрочем, утратили они ее так же быстро. Все-таки национальная идея должна быть больше и значительнее сиюминутных волн, всплесков и течений. Наши архитекторы тоже ее ищут — и, кажется, близки как никогда. Тот факт, что основным выразительным средством этой идеи будет дерево — сомнений не вызывает. Так что будем надеяться, одна из следующих церемоний АРХИWOOD непременно ее нам продемонстрирует.
О русском деревянном зодчестве
- Текст:Г. Мехова
15 августа 2018
Деревянное зодчество прошло огромный путь — от примитивного сруба, с печью, топящейся по-черному, до грандиозных хором дворца в Коломенском со сложным расположением построек, изобилием переходов и крылец, всевозможных украшений. Века минули, прежде чем островерхий языческий храм и сторожевые башни древних городищ трансформировались в культовые христианские постройки, в мощные крепостные сооружения русских городов.
В своем развитии деревянное зодчество достигло высот поистине небывалых. И недаром Коломенский дворец Алексея Михайловича считали «восьмым чудом света», а народный зодчий Нестер, как гласит предание, кончив постройку Преображенской церкви в Кижах и бросив топор в Онего, с полным правом на то сказал: «Не было, нет и не будет такой».
Но чтобы мастер Нестер мог совершить это двадцатидвухглавое чудо, много поколений «древоделов» — народных умельцев подготовили этот великолепный взлет творческой фантазии и строительной техники.
Деревянное зодчество выработало множество типов жилых, хозяйственных, оборонительных и культовых сооружений. Бесспорно, что деревянное зодчество Руси древнее каменного, но если до нашего времени дошли каменные постройки даже XI века, то основная масса сохранившихся построек деревянной архитектуры датируется XVII, XVIII и XIX веками. И, как правило, самые древние из них — это культовые сооружения, расположенные в небольших селениях, где они обычно стоят в отдалении от жилья.
Дерево как строительный материал не слишком долговечно, хотя при известном стечении обстоятельств деревянный сруб может существовать несколько столетий. Но главным злом деревянной постройки были пожары. Все русские летописи полны сведений о «великих пожарах». Дотла выгорали целые города, постоянно уничтожались жилища, крепости, культовые сооружения.
Города всегда развивались интенсивнее, чем села, а начиная с петровского времени, их облик стремительно менялся, вслед за породившим эти изменения ростом промышленности и торговли. И так немного осталось городов, где дерево в постройке преобладает, что теперь трудно представить себе древнерусский город, окруженный рубленой стеной.
Надвратная башня ограды Николо-Карельского монастыря. 1691-1692 гг. Перенесена в с. Коломенское
Однако окраины России, такие, как Север, Урал и Сибирь, в силу их удаленности от центра, были хранителями старых народных традиций. Всевозможные архитектурные новшества доходили туда медленно. Огромные таежные массивы позволяли заготовлять отборный и дешевый строевой лес, деревянному строительству отдавалось предпочтение до самого последнего времени. Именно эти районы России богаты старинными образцами сельского и городского деревянного зодчества. И хотя самые ранние из них датируются в основном XVII веком, изучение деревянных построек Севера и Сибири в сопоставлении их с древними изображениями и описаниями, содержащимися в исторических документах, помогает воссоздать основные этапы развития русского деревянного зодчества.
Бесценные сведения о более древнем периоде развития деревянной архитектуры дают нам летописи и другие письменные документы, наполненные сообщениями о постройках городов, церквей, хором и мостов.
Деревянные постройки изображаются и на древних иконах и на старинных планах русских городов. Целый комплекс деревянных сооружений мы видим на редчайшем документе XVII века, плане Тихвинского монастыря, — шатровую церковь, избы, ограды, частоколы и даже колодец с журавлем.
Рисунки и гравюры посетивших Россию в XVI—XVII веках иностранцев, таких, как Герберштейн, Олеарий, Мейерберг, Пальмквист, помогают восстановить облик городов и сел допетровской Руси и особенности отдельных сооружений.
Представление о характере и основных типах деревянного строительства на Руси, полученное в результате изучения древних источников, как бы закрепляется после знакомства с постройками более поздних веков, дошедшими до настоящего времени.
Церковь Ризположения из с. Бородава Вологодской обл. 1485 г. Перенесена в Кирилло-Белозерский монастырь
Не свидетельство ли это некоторой застойности в развитии деревянного зодчества? Ведь общие строительные принципы, судя по всему, невероятно устойчивы. Если сравнить постройки на плане Тихвинского монастыря с теми, что ныне существуют и относятся к более близкому нам времени, мы найдем немало похожих даже в деталях. Письменные источники изобилуют сообщениями, что русские плотники стремились строить «по старине», «как водится». Но, если внимательно посмотреть на бесподобные формы Кондопожской церкви, на удивительные по своей логичности конструкции кижской церкви Преображения и на веками разработанные планы крестьянских изб и усадеб, возникнет иное отношение к этой приверженности народных мастеров к узаконенным формам и конструкциям в деревянном зодчестве.
Деревянная архитектура выработала настолько совершенные приемы композиции и конструкции зданий, что долгое время они не требовали замены их новыми. Лишь удешевление пиленого леса (после появления в XVIII веке водяных, а затем и паровых лесопилок) позволило делать более дешевые стропильные конструкции верхов и увеличить количество резьбы на фасадах.
Задолго до того, как на Руси появилось кирпично-каменное строительство, деревянное зодчество уже выработало основные свои строительные устои. В то время, как древнерусские каменщики старались осмыслить и переработать в своем творчестве византийскую схему культового здания, принесенную на Русь с введением христианства, плотники с легкостью возвели в Новгороде тринадцатиглавую Софию. И в том, что каменное строительство на Руси с самого начала шло, можно сказать, семимильными шагами, поражая современников своей самобытностью, безусловно сказался колоссальный строительный опыт русских «древоделей».
Влияние деревянного зодчества на каменное особенно заметно на появившихся в XVI веке каменных шатровых храмах. Историки обоснованно связывают их появление с фактом подъема русского национального государства, образовавшегося в процессе борьбы с татаро-монгольским игом. Утверждение национального начала в архитектуре легло в основу небывалого взлета русского каменного зодчества, давшего миру такие памятники, как церковь Вознесения в Коломенском и Покровский собор что на Рву (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве.
Никольская церковь в дер. Панилово Архангельской обл. 1600 г.
Коломенская церковь, о которой в летописи сказано: «Князь Великий Василий поставил церковь камену Вознесение… верх на древяно дело», прочно утвердила в каменной архитектуре шатер, форма которого дотоле была выработана в дереве. Насаждавшееся «сверху» и удачно развитое в каменном культовом зодчестве каноническое пятиглавие старательно обходилось древоделами. А если основная схема плана и бывала соблюдена, то внешне деревянная церковь редко походила на своего каменного собрата.
Шатровое завершение настолько было привычно русским людям, что и в камне зодчие старались точнее воспроизвести любимую народом форму покрытия здания. А на севере России, в отдалении от центра, от Москвы народ продолжал строить «по старине», ибо шатер являлся воплощением народных представлений о красоте, сложившихся еще в дохристианскую эпоху.
Народный мастер всегда оставался верен традициям деревянного зодчества и стремился выявить в деревянной постройке ее конструктивную суть, исходящую из возможности сруба.
В строительстве каменных жилищ (как правило, богатых боярских и купеческих палат) также есть общие с деревянным зодчеством приемы композиции и планировки. Манера размещения палат вокруг сеней, наподобие того, как ставились избы «в две связи», наличие подклета и высоких крылец, ведущих во второй, жилой этаж, — черты, типичные для деревянного зодчества, в течение долгого времени процветавшие и в жилом каменном строительстве XVII века, а на окраинах России и в XVIII веке.
Само слово «подклет» утвердилось надолго в каменном строительстве Руси для обозначения нижнего этажа здания служебно-хозяйственного характера. Возникнув в деревянном зодчестве как хозяйственное помещение избы, подклет представлял собой нижнюю часть сруба-клети, которая кроме того предохраняла жилую часть дома от сырости и холода.
В крепостном строительстве также заметно влияние деревянных форм на каменные. Шатровое покрытие башен, граненые формы последних, вероятно, были отзвуками привычных представлений русского зодчего о крепостях, до середины XV века сооружавшихся исключительно из дерева. Постоянная опасность нападения со стороны внешнего врага создала такие условия для развития крепостей на Руси, что эволюция форм деревянных и каменных крепостей с XV века шла параллельно. Остатки деревянных крепостей XVII–XVIII веков, уцелевшие до наших дней, говорят о большом строительном искусстве зодчих-плотников.
Колокольня в с. Кулига (Дракованово) Архангельской обл. XVI-XVII в.
Памятники русского деревянного зодчества создавались выходцами из народа, преимущественно из крестьянской массы, где каждый жил своим трудом, владел одинаково хорошо и сохой и топором. С очень давних времен плотники собирались в артели, которыми руководили наиболее талантливые и опытные мастера. В каждой артели наряду с мастерами были и ученики, что обеспечивало преемственность плотницкого дела. Большинство таких артелей переходило по стране с места на место, возводя разнообразные постройки по всей Руси. Именно такая плотницкая артель возвела в небывало короткий срок, немногим более чем за четыре месяца, стены вокруг Москвы в 1339 году.
Быстрота, с которой плотники могли возводить то или иное сооружение, была поистине сказочной. Недаром русские сказки наполнены событиями такого рода, как строительство дворца, или моста, или хором за одну ночь. А героем одной из сказок является волшебный топор! Поистине в руках русских древоделов любой топор мог стать волшебным, если в летописях встречаются упоминания об «обыденных» храмах (храмах, построенных в один день). Вероятно, на заготовку леса и обработку бревен уходил не один день, но непосредственно возведение постройки при достаточном количестве людей и при умелой организации было осуществимо в очень короткие сроки.
Артели, как правило, брались в основном за крупные сооружения; возведением небольших сельских построек занимались сами жители села или деревни, ибо каждому из них секреты плотницкого дела были переданы в наследство от отцов и дедов.
Каковы же были эти секреты? В чем суть строительного мастерства русских плотников? Прежде всего в вековом опыте строительства, которое велось преимущественно топором. В руках древоделов топор стал универсальным инструментом: топором рубили стены, делали украшения на домах и храмах, создавали уникальные безгвоздевые конструкции, прочность которых подчас удивляет и восхищает нас. Разумеется, нашим предкам известны были и долото и коловороты, но топор главенствовал над другими видами деревообделочных инструментов.
В процессе развития деревянного зодчества выработался тот своеобразный и устойчивый «плотницкий» язык, которым пользуются плотники и по сию пору. Бревенчатые венцы из срубов вязали из «дерев» не длиннее 7–10 метров, при диаметре от 25 до 50 см. Для настила полов, потолков, изготовления различных мелких деталей употреблялись брусья, доски, пластины, тес. Основа всякой деревянной конструкции — сруб связывался на углах врубками, чаще всего с выпусками концов бревен, «вобло». Это самый древний и самый любимый русскими плотниками прием, который можно наблюдать и в современных избах. Прием «в лапу» — когда концы бревен стесывались — встречается реже.
Петропавловская церковь в с. Пучуга Архангельской обл. 1698 г.
Сам материал — бревно — предполагает прямоугольную форму сруба. В культовых и крепостных сооружениях плотники зачастую рубили восьмигранные или шестигранные срубы, что при той же длине значительно увеличивало площадь помещения.
Бревна обычно подбирались в соответствии с предполагаемым типом сооружения. Для построек большого общественного значения или для крепостных стен брались самые мощные, «закомелистые» бревна, более полуметра в диаметре. Так, московские укрепления 1339 года были сложены из бревен, достигавших в диаметре семидесяти сантиметров. Из таких же циклопических бревен рублены и некоторые сибирские избы. Изобилующая лесом Сибирь давала возможность строителям рубить лес на выбор.
Несомненно, первым срубом, который сделал человек, была жилая клеть, или, как впоследствии ее стали называть, поскольку она имела печь, — «истобка», изба. Клеть покрывалась обычно двухскатной крышей, в разных местностях имеющей разный подъем. Характерный «щипец» (фронтон) торцового фасада присущ всем жилым и хозяйственным постройкам, сооружавшимся на Руси из дерева. Эта форма крыш употреблялась и в культовом зодчестве.
Покрытия в церковном зодчестве были настолько разнообразны, и каждое по-своему так выразительно, что именно завершения храмов ставили последнюю точку в формировании того или иного типа церковного здания. В хоромном же строительстве они создавали небывалый по выразительности силуэт. «Восьмое чудо света» — Коломенский дворец восхищал всех, кто его видел (обветшалый дворец был разобран в XVIII веке по приказу Екатерины II), прежде всего разнообразием верхов. Шатры, бочки, кубоватые покрытия делали его силуэт затейливым и вместе с тем четким, как вологодское кружево.
Но, конечно, сложные кровли увенчивали лишь наиболее значительные сооружения, такие, как церкви, крепости, хоромы. Самым «типовым» покрытием было покрытие клетей, изб, которое отличалось простотой и нередко выполнялось без гвоздей. Древнейшей системой двухскатного покрытия была кровля на «самцах»-бревнах, как бы продолжающих торцовые стены сруба и образующих своеобразный бревенчатый фронтон. В самцы, размеры которых уменьшались соответственно снизу вверх, горизонтально врубались «слеги». На слеги укладывали тонкие бревна с оставленными на концах корневищами, которые на плотницком языке получили наименование «куриц». Курицы закреплялись на слегах врубками.
Домик Петра I, начало XVIII в. Перенесен из Архангельска в с. Коломенское
Улица в с. Сеймосово Архангельской обл.
Загнутые концы куриц использовали для укладки на них водостока — бревна с желобом (на севере эта деталь именуется «потоком»). Конец потока нередко был украшен рубленым орнаментом. Поверх всего укладывали тес, нижние концы которого упирались в пазы потока, а верхние закреплялись на стыке «охлупнем» или «шоломом» — бревном, выдолбленным снизу. Иногда шолом прикреплялся к верхней «Князевой» слеге деревянными стержнями — «стамиками», «столбиками». Это придавало необычайную живописность облику крыши. Конец «шолома», завершающего фронтон избы, очень часто скульптурно обрабатывался. Головы животных и птиц украшали его. Особенно любимым мотивом для украшения охлупня была голова коня. Конь для русского человека так много значил в труде и рати! Поэтому сказочные «сивки-бурки» то и дело оживали в искусных руках «древоделей» и воздвигались на самом видном месте избы — на вершине фронтона, а строительный термин «конек крыши» до сих пор живет в архитектурном языке.
Но не один конек украшал избу; резьбою разного характера и типа украшались и «причелины», закрывающие собою концы слег, выходящие на фронтон. На стыке при- челин висела вертикально покрытая ажурной резьбой доска — «полотенце» или «ветреница». Конец ее почти всегда украшало символическое изображение солнца. Даже тес, образующий кровлю, имел копьевидное окончание и назывался «красным» (т. е. красивым) тесом. Лемех, словно чешуею, покрывавший сложные покрытия с криволинейным профилем, также имел порезку на концах. Богато обрабатывались выпуски верхних бревен сруба, поддерживающих свесы крыш над фронтонами дома. В названии этих своеобразных кронштейнов — «помочи» или «повалы» — прямо указано их конструктивное назначение, которое они и выполняли, помогая держаться над фронтоном дома свесу крыши, который нередко достигал двух метров. И в то же время не было деталей в конструкции деревянного дома, особенно северного, которая давала бы столько возможности для выявления истинно скульптурного дарования русских плотников! Действительно — сколько домов в деревне или селе, столько новых форм обработки кронштейнов.
Резьба украшала также наличники окон, ставни, столбы галерей и крылец, объединяя в одно художественное целое сруб и кровлю. Конструкцию избы и ее «самцовой» кровли можно всю «прочитать», рассматривая здание снаружи, удивляясь ее простоте, предельной логике и эстетическому совершенству.
Интерьер дома, его бревенчатые стены, широкие пластины пола и матицы (балки) потолка, лавки с резными подзорами, огромная русская печь, занимающая почти четверть всего помещения, позволяют ощутить ту же гармонию всех деталей срубной конструкции.
Ветряная мельница из дер. Щелково Вологодской обл. XIX в. Перенесена в Кирилло-Белозерский монастырь
Полы и потолки выстилались из толстых досок-пластин и закреплялись на балках-матицах, врубленных в стену. Полы подклета (нижнего этажа) «мостились по кладям», т. е. по помосту из брусьев, уложенному прямо на землю, а полы в хозяйственных постройках вымащивались из тонких бревен-кругляков («наката»). В культовых сооружениях полы и потолки устраивались так же, как и в жилых. Причем в зданиях с большими пролетами балка-матица подпиралась столбами. Дивный резной орнамент украшает эти столбы, которые не только не мешают восприятию интерьера, но обогащают его, помогая понять сущность дерева, его конструктивные и эстетические возможности.
Жилая деревянная архитектура в своем развитии испытывала влияние различных социально-экономических причин и природно-климатических условий. Поэтому в настоящее время исследователи деревянного русского жилья насчитывают множество типов построек. В основе их лежит конструктивная схема клети. Сама клеть, по мере надобности, могла быть расчленена на отдельные ячейки-комнаты продольной и поперечной стенами. Затем, по мере того как крестьянская семья увеличивалась, к первоначальной клети в соответствии с необходимостью прирубали другие. Таких прирубов могло быть и два, и три, и даже четыре. Эта сравнительно примитивная и, по утверждению историков, наиболее древняя форма деревянного дома называлась соответственно по числу прирубов — «двойней», «тройней» и т. д.
Богатые дворы имели целую систему клетей, соединенных сенями и переходами. Они назывались «хоромами». Расслоение крестьянства, выделившее из его среды наиболее зажиточную группу, повлекло за собой возникновение довольно сложных по планировке дворов-усадеб. Это обстоятельство и суровые природные условия способствовали возникновению, особенно в северных районах страны, крупных комплексов, состоящих из высоких изб с подклетями, объединенных в одно целое с хозяйственным двором. Хозяйственная часть усадеб бывала, особенно на севере, двухэтажной, причем внизу располагались хлева и конюшня, а верхнее помещение использовалось как сеновал или сарай, куда можно было въехать на телеге прямо с улицы по бревенчатому накату, «взвозу». Иногда на подклет ставилась лишь жилая часть усадьбы, а хозяйственные постройки были одноэтажными. В ряде случаев подклет использовался как жилье. Изба становилась как бы двухэтажной.
Невозможно в короткой статье привести все известные типы жилых деревянных построек — столько вариантов давало сочетание теплой избы с хозяйственными постройками, соединенными переходами, галереями, крыльцами.
Рубленый мост через р. Сию. Архангельская обл.
Северные районы нашей Родины особенно богаты подобными сооружениями. Начиная разговор об особенностях зодчества Севера, необходимо подчеркнуть, что именно на образцах жилых построек всегда ярче заметны отличия строительного принципа той или иной области, того или иного края. Социальное положение крестьян, особенности экономического развития каждой области и климат прежде всего отражались на облике жилых сооружений.
В самом деле, почему северные избы в большинстве случаев солидного размера и почему старые формы конструкций в тех краях оказались наиболее устойчивыми? Архангельская область и Карелия в древние времена входили в состав новгородских владений, границы которых терялись где-то на берегах Оби и Енисея. Общеизвестно высокое развитие экономики и культуры Новгорода Великого. Новгородская феодальная республика успешно соперничала сначала с Киевским государством, а затем с Москвой, пока в 1478 году не была окончательно присоединена к Московскому государству.
Крестьяне, населявшие феодальные владения Новгородской земли, не знали такого чудовищного закабаления, как жители среднерусских областей, ни в период самостоятельности Новгорода, ни впоследствии. Северные земли были «государственными», а крестьяне в своей массе «черносошными», т. е. платившими денежный оброк в казну за пользование землей. Кроме того, они несли определенные «тягловые» повинности. Результатом всего этого явилось необычайное развитие ремесел и промыслов в северных районах России.
На путях колонизации Севера новгородцы, а затем и московские переселенцы строили «починки», «рядки», села, заселяли города. Крупнейшим портом на Севере до начала XVIII века был Архангельск. Почти вся внешняя торговля в XVI–XVII вв. осуществлялась у его причалов.
Завоевание части Балтийского побережья и основание Петербурга при Петре I снизило значение Архангельского порта. С этого времени жизнь северо-восточных районов несколько замирает. Зато западная окраина в районе Онежского озера получает новый толчок к усиленному развитию экономики, благодаря начавшейся при Петре I разработке полезных ископаемых и строительству металлургических заводов. Живая память об этом времени — город Петрозаводск, ныне столица Карелии. А в других шедеврах деревянного зодчества начала XVIII века — Преображенской церкви Кижского погоста и Успенском соборе в г. Кемь — как бы образно отражен стремительный взлет петровской России.
Церковь с. Нелазское-Борисоглебское Вологодской обл. 1964 г.
Приверженность к старине на Севере была закреплена следующим обстоятельством. Во второй половине XVII века, во время церковного раскола, на Север потянулись староверческие семьи. Даже после подавления раскольничьих бунтов и несмотря на репрессии со стороны правительства, жители Поморья и Заонежья придерживались старинного уклада жизни, пользуясь удаленностью этих районов от столицы.
В данном издании отражены различные типы заонежских домов, наиболее характерные для данной местности. Дома эти ныне находятся в Кижском архитектурно-бытовом музее-заповеднике.
Дом Ошевнева (1876), прямоугольный в плане, представляет собой соединение жилой части — двухэтажной избы — с хозяйственной частью. Здание перекрыто несимметричной крышей, что придает ему своеобразный контур, от которого этот тип постройки получил наименование «кошель». Другой пример того же типа (с курной избой) — дом Елизарова (1880) — дает интересные варианты как внешнего оформления, так и интерьера. Обращает на себя внимание встроенная кровать в сенях и печь, топящаяся по-черному. Интересны старинная безгвоздевая конструкция крыши (на самцах), форма галерей-гульбищ, балконы, богато украшенные наличники окон, причелины, «полотенца», присущие и тому и другому дому.
Дом Сергеева из деревни Логморучей представляет иной тип заонежского жилья, так называемый дом «брусом». В нем изба, сенная связь, хлев, двор, сараи расположены друг за другом и перекрыты симметричной двухскатной крышей. Из других сооружений, помещенных в Кижском заповеднике, интересен амбар из дер. Коккойла, западный район Карелии. Амбары, эти сокровищницы крестьянского двора, обычно ставились в известном отдалении от жилья и на севере выглядели весьма величественно. Амбар двухэтажный, его причелины, полотенце, столбики, поддерживающие галерею, резные.
Крупные геометрические контуры резьбы, столь характерные для карельских построек северо-запада России, выделяют амбар из ряда других, экспонируемых в Кижском заповеднике, сооружений. Они заставляют вспомнить некоторые мотивы северорусских вышивок, представляющих собою стилизованное изображение человекоподобных языческих божеств. Два народа — карелы и русские — на протяжении сотен лет, живя бок о бок, создавая каждый свою культуру, немало позаимствовали друг у друга. Этот союз был столь долголетен и дружественен, что подчас, и особенно в архитектурном творчестве, нелегко установить национальную принадлежность мастера.
Погост Кижи. Карельская АССР. Заонежье. Общий вид с севера
Северный тип изб был довольно широко распространен и проникал даже в центральную часть России. Избы Ивановской, Костромской, Ярославской, Горьковской и других областей отличаются от северных изб меньшими размерами, они сооружаются без подклетов. Лишь небольшая часть населения побогаче позволяла себе строить двухэтажные дома. Наиболее распространены избы-пятистенки, т. е. срубы с капитальной стеной, делящей избу на две части. Хозяйственные постройки редко включались в общий объем с избой. Хлева, сараи, конюшни, кладовые располагались, как правило, отдельными клетями по периметру усадьбы. Крытые дворы встречались редко.
Если в северных районах России потомки древних новгородцев создавали сооружения по образу и подобию своего мужественного, сурового народа, то в сравнительно мягком климате среднерусских областей эти черты в архитектуре несколько смягчены. Облик среднерусской деревни более приветливый. Удобно расположенные вдоль улицы дома окружены садами. Если для северных поселений главным зеленым соседом является ель, то здесь — березы, липы, тополя с кружевной светло-зеленой кроной.
В средней России особенно большой вклад в историю деревянного народного зодчества внесло Поволжье. Дома Поволжья славились знаменитой «корабельной резью». Она покрывает собой фасады домов и ворота дворов Ярославской, Костромской, Ивановской и других областей, расположенных по берегам великой русской реки Волги. С давних времен бороздили ее воды струги, мокшаны, росшивы, барки и другие суда торговых людей и промышленников. Север и юг России посредством крупнейшей на Руси голубой дороги обменивались дарами природы и плодами труда своих людей. Корабельные плотники Поволжья снискали себе славу не только прочностью и легкостью хода судов, созданных их руками, но и богатством деревянной резьбы, украшавшей кормовую и носовую часть волжских кораблей. С начала XIX века, постепенно вытесняя северный скромный рубленый орнамент, «корабельная», или, как ее еще называют, «глухая» резьба стала украшением поволжских жилищ.
«Глухой» эту резьбу назвали, чтобы отличить ее от северной резьбы и от позднейшего способа украшения домов пропиловкой, где орнамент прорезает доску насквозь.
Мастера «корабельной рези» — чаще всего хозяева или старшины плотницкой артели — пользовались для выполнения резных украшений целым набором долог различного фасона и молотком-киянкой. Рисунок для рельефа делали непосредственно на доске, не пользуясь шаблонами. Наиболее талантливые мастера варьировали орнамент даже в пределах одной постройки.
Центр погоста Кижи. Вид с юго-востока. Слева направо: Покровская церковь 1764 г. колокольня 1874 г., Преображенская церковь 1714 г.
Основная часть украшений была сосредоточена на щипце-фронтоне главного фасада дома и на воротах, выходящих на улицу. Расцвет глухой резьбы на фасаде деревянного дома многие исследователи связывают с появлением стропильной системы крыш, сменившей самцовую, более древнюю. Стропильная конструкция, более легкая и требующая меньшей затраты материалов, особенно привилась в среднерусских районах России. Первоначально фронтоны, образуемые стропилами, зашивались досками, повторяющими расположение бревен самцовой кровли, а переход от бревен сруба к дощатому фронтону закрывался «платком» или «лобовой доской», украшенной резным орнаментом. По мере развития этого вида перекрытий и несомненно под влиянием городской архитектуры рисунок фронтона приобретает вид, близкий к фронтонам русского классицизма. Но сельский плотник не копирует слепо классический фронтон. Творчески используя его детали, он включает в резьбу милые его сердцу орнаменты, отражающие русскую природу, сказочные образы, часто сплошь покрывая фронтон резьбой, вставляя туда изречения, дату постройки.
Глухая резьба не только в каждой области, но и в более узких границах дает невероятное количество вариантов орнаментации и композиционного расположения украшений жилья. Но все виды «корабельной рези» объединены одним общим моментом: любимые народом сказки, дары родной земли — цветы, злаки, плоды — нашли свое место в произведениях умельцев-резчиков. Сказочные птицы-сирины с женскими головами, добродушные львы, фантастические русалки-«фараонки», подсолнухи, хмель — все это близко народу.
Архитектурный проект усадьбы из клееного бревна | Деревянная архитектура
Темы журналаДеревянная архитектураПроекты домов от 30 до 149 м²Проекты домов от 150 до 249 м²Проекты домов от 250 до 499 м²Проекты домов свыше 500 м²Дома из клееного брусаДома из оцилиндрованного бревнаДеревянные дома ручной рубкиМатериалы, инструменты, технологии
В традициях старорусской усадьбы
Деревянная архитектура | №6 (64) ‘2015
Архитектурное проектирование и строительство: архитектор Светлана Беднякова («РОССА РАКЕННЕ СПб» (HONKA)
Дизайн интерьеров: дизайнер Татьяна Рожкова (LOG Home Interiors)
Давно прошли те времена, когда пропильная деревянная резьба считалась шаблонным элементом псевдорусского стиля. Ажур и кружева из дерева на причелинах, наличниках и балясинах, как любая другая домовая резьба, подчеркивают выразительный и оригинальный характер национальной архитектуры, свидетельствуя о возрождении традиций деревянного зодчества. Объединение исторических эстетических ценностей и высокого уровня комфорта и безопасности проживания, характерных для современных построек, гарантирует успех любому архитектурному и дизайнерскому проекту.
Общая площадь – 604,8 м². План дома
Планируя возведение загородного дома, клиентка — большой ценитель деревянного зодчества, точно знала, что обратится в компанию HONKA. Выбор строительного материала был однозначен — уникальное клееное бревно диаметром 260 мм, брашированное и тонированное лессирующим составом немецкой марки Sikkens Wood Coatings.
Фасад благородного спокойного орехово-шоколадного цвета дополнен резными элементами состаренного серого оттенка. При этом все элементы отделки фасада, покраска которых выполнена по индивидуальному рецепту, изготовлены в единственном экземпляре.
В прихожей потолок декорирован керамикой и деревянными балками с ручной росписью — ее орнаментика разработана дизайнером Татьяной Рожковой специально для данного проекта. Цветовая палитра росписи долго и тщательно подбиралась, а все фрагменты предварительно сверялись с образцами.
Массивная консоль с бронзовыми патинированными скульптурами, изображающими сов, скомпонована с итальянским диваном от Vittorio Grifoni, изготовленным по старинным антикварным образцам. Полы во входной зоне облицованы штучной керамической плиткой ручной работы от итальянской фабрики Eco Ceramica. В других помещениях использована паркетная доска немецкой компании Schotten & Hansen, которая имеет разную ширину (от 23 до 38 см). При ее производстве применялась уникальная ручная обработка поверхности с восстановлением сучков.
Из холла через парадный классический вход можно подняться наверх по лестнице, объединяющей три этажа и выполненной на заказ российской компанией Fabert. Кроме того, дополнительный выход на лестницу предусмотрен из гостиной. Именно этот элемент зонирует ее двусветное пространство.
Меблировка гостиной респектабельна. Центральная каминная зона обставлена мягкой группой от английской компании Parker & Farr, слева от камина обустроено место для отдыха и чаепития с креслами от Century Furniture (США) и столиком от Maithland Smith (США), справа — небольшая библиотека с двумя книжными стеллажами. Настольная лампа с ножкой из расписного стекла от испанской фабрики Savoy House придает дополнительный уют и декор диванной зоне.
Пространство перед отдельно стоящим камином с порталом, декорированным камнем и элементами из литья, оформлено необычно. На полу выполнена роспись с объемным рисунком в виде чугунных плит, которая защищена жаропрочным стеклом, смонтированным вровень с паркетной доской. Большое по размеру зеркало в ажурной деревянной оправе визуально уменьшает масштаб каминной трубы.
Текстильное оформление дома многопланово. Ткани привезены из Англии и Франции, для портьер использованы лучшие коллекции от брендов Sanderson, Robert Allen Design, Beacon Hill, Houles. Гобелены из Бельгии, реплики исторических образцов английского дизайнера №1 Уильяма Морриса, украшают стены второго света гостиной.
Ванная комната оборудована отдельно стоящей ванной из меди от английской фабрики Devon&Devon. Пол выложен доской из редкого материала — африканской оливы. Массивная деревянная база с двумя раковинами и зеркалом выполнена на заказ компанией Fabert.
Кабинет выдержан в оливково-бежевой гамме, при этом сильным цветовым акцентом являются сине-бордовые шторы с отделкой бархатом. На полу уложены деревянные модули ручной работы, изготовленные специально для данного проекта немецкой фабрикой Shotten & Hansen. Завершает, точнее, «венчает», интерьерную композицию антикварный письменный стол с львиными ножками.
В спа-зону можно пройти через остекленный холл, декорированный кружевными вуалями и портьерами — репликами по образцам дизайнера Уильяма Морриса. Помещение оборудовано подвесными светильниками и бра от Savoy House и меблировано креслами и столиком от Maithland Smith. Спа-зона — двухуровневая. На первом уровне расположены русская парная, большая комната отдыха, откуда можно попасть в гостевой санузел, кладовую, спортивный зал, на втором — бильярдная, гостевая спальня, санузел, массажный кабинет. Русская парная оснащена дровяной печью с двусторонней топкой, поэтому есть возможность топить ее из комнаты отдыха. Печь декорирована изразцами ручной работы, а верхняя часть — деревянными элементами, которые смыкаются с потолочным карнизом.
В комнате отдыха устроен домашний кинотеатр с проектором, размещенным за потолочным карнизом. Мягкая зона состоит из дивана, кресел от Shnadig (США) и столиков от Theodor Alexander (США). Чаша бассейна облицована мозаикой итальянской фабрики Sicis. По длинной стороне бассейна расположены резные декоративные обрамления перерубов с зеркалами и бра, соединяющиеся над чашей между балок резными панно. Такие конструкции не только украшают пространство, но и маскируют систему вентиляции бассейна.
По словам дизайнера Татьяны Рожковой, взыскательная архитектура, сложные планировочные схемы диктуют и высокие стандарты дизайна интерьера.
Текст: Елена Берёзкина
Фото: Маргарита Федина (экстерьеры), Михаил Степанов (интерьеры)
Смотрите также
- Деревянная архитектура | №6 (64) ‘2015
Сказочный терем
Фантастический дом-терем супруги Елена Горская и Дмитрий Горбунов построили для себя и своей семьи в стародачном подмосковном лесу неподалеку от поселка Новогорск и Олимпийской деревни. Резьба по дереву, украшающая фасады, создавалась искусными мастерами в течение шести лет. В проекте реализовано много интересных инженерных и дизайнерских идей, не описанных даже в специальной литературе…
- Деревянная архитектура | №1 (53) ‘2014
Изысканность с комфортом
Уникальная деревянная вилла из отесанных вручную кедровых стволов построена в местечке Сан Пикс в канадской провинции Британская Колумбия. При строительстве дома применено несколько разных типов врубки бревен друг в друга. Стеклянные витрины вставлены непосредственно в балки без рам. Еще один интересный архитектурный акцент — мансардное окно под самой крышей…
- Деревянная архитектура | №6 (52) ‘2013
Веер из дерева
Авторские произведения Тотана Кузембаева раскрывают богатые художественные возможности дерева. Расположенный в Подмосковье дом «Веер», обращенный полукруглым остекленным фасадом в сторону воды, отмечен почетным дипломом премии «Золотое сечение» 2013 года. Необычное название проекта обусловила оригинальная форма здания в плане. Его конфигурация, напоминающая раскрытый веер и дополненная «ручкой», появилась в результате решения сохранить на участке несколько старых деревьев…
Проектирование деревянных домов: архитектура бревенчатого дома
Проектирование деревянных домов: архитектура бревенчатого дома
Все чаще нам, жителям мегаполисов, хочется выехать на природу, отдохнуть от шума и неприятного запаха большого города. И если желание побыть на природе возникает у вас постоянно, то тогда пора задуматься о загородном доме из бревна. Проектирование деревянных домов – это первый шаг к вашей мечте жить в экологически чистом срубе.
Эксперты говорят, что древесина – это уникальный стройматериал, который объединил в себе функциональность, пластичность и позитивную энергетику. Бревенчатый дом универсален, он идеально вписывается в природный ландшафт и позволяет своим жильцам ощутить настоящее единение с природой. При проектировании деревянного дома можно использовать самые разные архитектурные стили и направления, планировать сложные элементы экстерьера и красиво обыгрывать интерьерные детали.
Архитектура классического дома из бревна опирается на традиционные подходы деревянного домостроения в сочетании с современными решениями. Довольно востребована трансформация классического дома в зависимости от выбранного стиля.
Чаще всего можно увидеть бревенчатый дом в русском, скандинавском или в стиле альпийского шале. Но и дом с современными элементами «техно» востребован. В этом случае архитектор может использовать инновационные материалы и технологии, которые, казалось бы, совершенно не вписываются в концепцию дома из дерева.
А вот востребованная в последнее время японская архитектура предполагает лаконичность и четкость линий, которые способны передать удивительный восточный колорит. Надо сказать, что при сотрудничестве с опытным архитектором, который прислушается к вашим потребностям и фантазиям, возможно создание настоящего шедевра деревянного зодчества.
Характерные особенности распространенных стилей:
- Русский стиль – традиционно, это дома ручной рубки. Этот стиль предполагает отсутствие больших пролетов стен, а горизонтальные пропорции – венцы, кровля – уравновешены. Декоративные детали экстерьера поражают своим разнообразием – резные наличники и подкосы, кровля в виде шатра или купола, деревянные лестницы из неотесанного бревна и многое другое. В общем надо сказать – что исконно русский дом – это роскошный терем, который привлекателен как снаружи, так и внутри.
- Классический стиль характеризуется четкость линий, простотой форм, отсутствием сложных экстерьерных изысков.
- Альпийский стиль шале. Дома в стиле шале надежны и имеют добротную конструкцию. Фундамент и первый этаж делают из камня, тогда как второй этаж бревенчатый. При простоте форм получается довольно функциональная организация жилого пространства, все детали, даже декоративные, имеют практическое назначение.
- Скандинавский стиль неразрывно связан с традициями и культурой этого народа. У деревянных скандинавских домов всегда есть крылечки и балкончики, выступы и другие архитектурные элементы. Такой дом имеет сложную конструкцию, которая состоит из отдельных частей, собранных воедино. Сложная конфигурация получается за счет соединения бревен между собой под разными, а не только прямыми, углами. Обычно скандинавский дом имеет многощипцевую кровлю.
Очень важно и то, что древесина прекрасно сочетается с другими материалами. И нет материала, который нельзя было бы выигрышно представить в деревянном обрамлении. При этом в большинстве случаев именно древесина доминирует в подобных композициях.
Древесина – это «живой» материал, поэтому проектируют срубы с учетом ее свойств. Архитектор подбирает только такие рациональные конструктивные решения, которые помогают лучше всего воплотить идеи заказчика, не пренебрегая при этом законами архитектуры и учитывая свойства древесины. Делать деревянные дома непохожими друг на друга помогает и привлекательность древесины. Используя современные пропитки можно не только защитить бревно от негативных факторов, но и придать обычной сосновой древесине оттенок ценной породы дерева, что очень красиво смотрится.
Несмотря на то, какой архитектурный имело проектирование деревянных домов, любой владелец хочет, чтобы внутреннее убранство было красивым, практичным и эксклюзивным. Уникальный интерьер в любом доме можно создать с помощью такого приема, как второй свет.
Деревянным домам со вторым светом присущи объем и глубина, плавный переход одного помещения в другое, при этом можно сделать четкое разделение на зоны, а можно избежать зонирования вообще.
Открытые балки из цельного бревна, необычные деревянные лестницы, большая площадь остекления – это лишь небольшой перечень архитектурных «инструментов», которые помогут сделать бревенчатый дом уникальным и неповторимым.
И заметьте, что любая деталь выгодно подчеркивается благодаря натуральной древесной текстуре!
Проектирование ведётся до полного утверждения заказчиком! Ждём Ваших заказов на проектирование по телефонам:
8 (495) 410-80-70; 8 (495) 212-10-80
Современная деревянная архитектура
Строительство из дерева, в наше время, стало особенно популярным. Современная деревянная архитектура подтверждает это. Ведь именитые архитекторы и дизайнеры зачастую используют дерево в своих проектах.
Спрос на дерево не падает, а только растет. И связано это с тем, что натуральные материалы, коим и является дерево, все больше и больше пользуются спросом.
Помимо прочего, древесина, доступный, красивый, прочный, легкий и податливый материал. Недаром из дерева делают шедевральную мебель, предметы интерьера. В числе прочего, конечно.
Внешний вид дерева, пары эфирных масел древесины, способны сделать микроклимат помещения благотворным и полезным для здоровья человека.
Дом в БразилииЧитайте также: В шкафу из какого дерева не заведется моль
Деревянные дома
Стоит ли говорить о том, как красиво выглядят дома из дерева или с его частичным присутствием. Именно такие дома мы подобрали в нашей статье. Дома из разных стран, разных архитекторов. Но, несмотря на обширную географию, дерево одинаково гармонично смотрится в любом строении.
Казалось бы, современный дизайн это какой-то неземной, необычный дизайн. Но, в моде вполне приземленные проекты деревянных домов. Прямые линии. Лаконичные черты. Никаких нагромождений в постройке. Просто, четко. Но несмотря на простоту, выглядят современные дома весьма красиво. Абсолютно никаких лишних линий.
Читайте также: Простая и красивая мебель
Чистота, легкость, практичность-вот три составляющих современного дизайна домов. И деревянных домов, в числе прочих. Вы согласитесь с тем, что простой дизайн может быть очень красивым и благородным. Стоит только лишь посмотреть нашу фото подборку.
Дом в ДанииДеревянные дома, место нахождение которых известны, подписаны под фотографией. К сожалению, не все фотографии домов известны своим происхождением. Несмотря на это, посмотреть и оценить современный архитектурный дизайн, с использованием древесины, можно в полной мере.
Читайте также: Простая, но удивительная мебель
Современная деревянная архитектура
Дом в Испании Дом в КалифорнииДом в лесу Норвегия Дом в Новой Зеландии Дом в Нью-ЙоркеДом в СШАДом из осины США Дом облицован сайдингом из красного кедра Резиденция для семейного отдыха в МексикеВам будет интересно
История возникновения деревянного зодчества
История возникновения деревянного зодчества
По всему миру издревле строились различные деревянные сооружения. В результате раскопок было найдено огромное количество свидетельств построек из дерева! Конечно, большинство деревянных домов было найдено на территории, расположенной в северной части Евразии: от Норвегии через Швецию, Финляндию и европейскую часть России до Сибири. Здесь необходимость в строительстве сооружений из бревен, диктовалось соответствующими климатическими условиями. В Польше был обнаружен целый посёлок из деревянных домов. Ученые утверждают, что этот поселок был построен приблизительно в период 550-400 лет до н.э. Также в Великобритании учеными было найдено в результате раскопок несколько домов из дерева. Самое древнее сооружение, сохранившееся до наших дней является — храм Хорюдзи (Япония) , построенный около 1400 лет назад.Деревянное домостроение на Руси, зародилось очень давно, о чем говорят огромное количество письменных летописей. Упоминания о бревенчатых ансамблях датируются IV-V веками. А в Х веке на Руси возводились в огромном количестве великолепные жилые постройки из дерева. Сохранились также сведения о замечательных ансамблях рубленных хором, с вышками теремов, которые являлись подлинными произведениями самобытного русского зодчества. Таковым является двор княгини Ольги. В Новгороде в X веке возвели дубовую соборную церковь Софии. В Вышгороде по указу Ярослава Мудрого в 1020-1026 гг. был сооружен удивительный по красоте пятиверхий храм.
Деревянное строительство в России имеет богатые традиции, это обусловлено специфическими условиями сурового климата, укладом жизни Русских людей и умением рубить добротное и красивое жилище. Архитектура таких деревянных домов всегда отличалась своеобразием и красотой. В руках Русских мастеров дерево превращалось в великолепные памятники зодчества в Кижах, Каргополье и других местах Севера, Западной и Восточной Сибири, многие из них сохранились до сих пор, демонстрируя высокое мастерство и культуру умения работы топором. В Кировской области, например, известны деревянные дома, построенные в 1805-1810 годах без малейших следов гнили.
Дерево, на Руси, с древнейших времен было самым доступным материалом. Суровость русского климата создавала необходимость строить такие дома, которые могли бы защитить человека от зимней стужи. А росший в изобилии строевой лес и обеспечивал жителям здешних мест теплым, недорогим, легковозводимым деревянным домом. В качестве материала использовались как местные породы дерева — сосна, берёза, липа, так и привезенные с востока или юга — кедр, лиственница, пихта, самшит, тис, тук, каштан, грецкий орех. Всего русские мастера знали древесины 27 пород. А уж о ловкости и быстроте, с которой они работали, слагались легенды.
Из дерева возводились всевозможные постройки — от простых изб, хором, культовых зданий до разнообразных производственных и военных объектов. Изба в условиях российского климата служила обычно двум-трем поколениям, хотя при надежной защите сруба могла простоять и до 100 лет. Церкви использовались до 400 лет. Из древесины делали все от простой деревянной ложки до царских палат и крепостей. Простые лаконичные формы исторического жилья, строительные приемы, свидетельствующие о незаурядном мастерстве зодчих, оттачивались веками. Искусство домостроения передавалось по наследству на протяжении многих поколений. И в настоящее время на территории России можно увидеть различные деревянные дома, представляющие собой настоящие произведения искусства. Так как строительство деревянных домов на обширной территории России охватывает различные климатические зоны, то архитектура сооружений существенно меняется в зависимости от региона. Переселенцы из различных районов вносили свои изменения в традиционное зодчество, объединяя опыт различных этнических групп. Это позволяло сформировать более совершенные технические приемы строительства и обеспечивало наиболее рациональные способы выполнения тех или иных архитектурных деталей.
Самые монументальные постройки на Руси возводились из многовековых стволов (по три века и более) длиною до 18 метров и диаметром более полуметра. Подходящее дерево выбирали с толком. Сначала высматривали подходящую сосну и делали топором затесы (ласы) — снимали кору на стволе узкими полосами сверху вниз, оставляя между ними полоски нетронутой коры для сокодвижения. Потом на пять лет сосну оставляли. И по осени, когда деревья еще спят, а день еще не начал удлиняться, рубили эту просмоленную сосну. Позже рубить нельзя сосна начнет гнить. Лиственные породы заготовляли весной, во время сокодвижения. Тогда кора легко сходит с бревна и оно, высушенное на солнце, становится крепким как кость
Главным и практически единственным орудием русского мастера был топор. Пилы применялись редко. Потому что пила рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. А топор, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Отсюда и пошло название: «срубить избу». Гвозди тоже старались не использовать, так как вокруг гвоздя дерево гниет быстрее. Вместо гвоздей использовались деревянные костыли.
На Руси основу деревянного дома составлял «сруб». Это скрепленные («связанные») между собой в четырехугольник бревна. Каждый ряд бревен — «венец». Нижний венец обычно ставили на каменное основание — «ряж», который складывался из мощных валунов. Ряж сохранял тепло и оберегал сруб от гниения. Срубы также различались по типу скрепления бревен между собой — «в режь» (редко положенные), «в лапу» (концы бревен, напоминающие лапы, не выходили за пределы стены снаружи, а венцы плотно прилегали друг к другу), «в обло» (концы бревен немного выходили за пределы стены) Сами ряды бревен (венцы) связывались между собой при помощи внутренних шипов. Между венцами в срубе прокладывали мох, а потом конопатили льняной паклей щели. В плане срубы изготавливали в виде четырехугольника («четверик»), либо в виде восьмиугольника («восьмерик»). Часто, ставя друг на друга четверики и восьмерики, складывал древнерусский зодчий пирамидальное строение церкви или богатые хоромы.
В эпоху современности богатый опыт, перенятый у наших великолепных умельцев, в сочетании с новейшими технологиями строительства деревянных домов открывают безграничные перспективы. Но, что бы построить добротный, комфортный и желанный деревянный дом, необходимо знание всей технологии деревянного домостроения. Доверяйте это дело только профессионалам!