Искусство декора: Декоративное искусство – Декоративно-прикладное искусство — Википедия

Содержание

Декоративное искусство

Термин «декоративное искусство» является традиционным термином для довольно громоздкого диапазона художественных дисциплин, связанных с дизайном и орнаментом предметов, обычно функциональных, которые не обязательно имеют какие-либо внутренние эстетические качества. Широко говоря, многие декоративные искусства (например, корзинное плетение, кабинетное производство, керамика, гобелены и др.) Также классифицируются как « ремесла ». Кроме того, декоративное искусство является частью более широкой категории прикладного искусства.

Что включает декоративное искусство?

Определение и категория декоративного искусства включает в себя создание мебели и аксессуаров, ковров, гобелена, вышивки, книжная иллюстрация, цветочные декорации, керамика (глиняная посуда, керамогранит, фарфор), плетение, золочение, эмаль, изделия из серебра и ювелирного искусства, мозаичного искусства, а также витражное и интерьерное оформление. Декоративное искусство также включает в себя театральные наборы и костюмы, о чем свидетельствуют великолепные проекты

Леона Бакста для Сергея Дягилева и его российской балетной труппы. Китайские лакированные изделия и резьба по нефритам, являются ведущими образцами из Азии, а также китайским фарфором и японской оригами. Декоративное искусство также охватывает практически любую категорию «драгоценного или искусственного объекта». Это включало бы такие предметы, как пасхальные яйца Фаберже, драгоценные доспехи, оружие и камины (например, мрамор и мозаика), а также театральные наборы, фоны и костюмы, например, созданные Александром Бенуа (1870-1960) и Леоном Бакстом (1866-1924) для балета.

Пасхальные яйца Фаберже

Пасхальные яйца Фаберже

Разница между декоративным искусством и изобразительным искусством?

Изобразительное искусство, то есть живопись, рисунок, скульптура и фотография, как правило, не имеет никакой другой функции, кроме созерцания. Напротив, декоративное искусство часто (но не всегда) утилитарно. Другое отличие состоит в том, что изобразительное искусство имеет тенденцию быть значительно более ориентированным на рисование, в то время как декоративные искусства, как правило, более основаны на техническом подходе. Но есть исключения для обоих этих общих правил.

Проблемы определения

Точное значение «декоративного искусства» сегодня менее важно, теперь, когда узкая элитарная концепция изобразительного искусства вышла за рамки более широкой классификации визуального искусства. Кроме того, несколько современных форм декоративной работы с дизайном интерьера, моды, или компьютерной графикой известны как «дизайнерские» дисциплины, а не декоративное искусство. Таким образом, последний термин, вероятно, постепенно исчезнет, тем более, что он настолько тесно связан с такими категориями, как «прикладное искусство» и «ремесло».

Происхождение и история декоративного искусства

Первым типом декоративного искусства была древняя керамика, в частности японская керамика периода Дзёмон

, впервые появившаяся около 14 500 г. до н.э. Она также была широко распространена примерно с 5000 г. до н.э. в ряде древних средиземноморских цивилизаций, прежде чем достигла своего апогея в следующих стилях: геометрического стиля, восточного стиля, черного и красного рисунка древнегреческой керамики. Еще одним ранним производителем декоративного искусства были кельты (c. 500-50 до н.э.), создавшие оружие и предметы ювелирного искусства из золота и бронзы. Позже кельтские ремесленники в Ирландии произвели ряд изысканных церковных предметов, а также другие произведения, такие как «Брошь из Тары» (c.700 н.э.), «Чаша из Ардага» (VIII / IX вв. Н. Э.), Чаша Дерринафлана (8-го / 9-го века н.э. и Крест Конга (12 век).

«Брошь из Тары» (c. 700 н.э.)

«Брошь из Тары» (c. 700 н.э.)

Эти орнаментальные традиции сохранились на европейских королевских судах короля Карла Великого I и более поздних правителей, с новыми формами искусства, которые разрабатывались в области гобелена и другого текстиля. Великая программа строительства христианского готического стиля финансировала развитие европейского витражного искусства. Витраж использовался во всех соборах Франции, Англии, Германии и других местах.

Во времена эпохи итальянского и северного ренессанса живопись и скульптура имели тенденцию быть более серьезными, чем декоративные. Важным событием в это время было создание знаменитой фабрики гобеленов в Париже (1667) во главе с Чарльзом Ли Бруном (1619-90) и фабрикой гобеленов Бове (1664), также в Париже.

Гобелен

Людовик XIV посещает «Отель Гобеленов». Шпалера по картону Шарля Лебрена, 1667 год.

После этого появилась школа рококо, которая дала огромный толчок декоративным ремеслам, таким как мебель, домашняя обстановка, стекло и текстиль. Если барокко было укоренено в архитектуре, стиль рококо был укоренен в дизайне интерьера. Выдвинувшись во дворце Людовика XV в Версальском дворце, стиль оказался исключительно популярным в некоторых частях Германии и Центральной Европы. Эпоха

рококо также известна популярностью китайских декоративных мотивов, как в китайском стиле, так и в псевдо-китайском стиле украшений, который распространяется по всей Европе.

Ни социализм Французской революции, ни методы массового производства промышленной революции не способствовали эстетике декоративных ремесел. В результате, только в конце 19-го века, в реакции против машинных продуктов, декоративное искусство снова вышло на первый план. Это произошло благодаря Уильяму Моррису и Движению за искусство и ремесло, социальному и эстетическому движению, которое возникло из Общества выставок искусств и ремесел, основанного в 1888 году, хотя его корни относятся к 1850-м годам и эстетике искусствоведа

Джона Рёскина (1819-1900). Движение отстаивало хороший дизайн и мастерство, в отличие от стандартизованных конструкций машинно-заводских продуктов.

На рубеже веков появилось еще одно дизайнерское движение, известное как Движение возрождения кельтского искусства. Пионеры ирландской интеллигенции, такие как У.Б. Йейтс и Леди Грегори, а также такие активисты, как Джордж Рассел, Оливер Сент Джон Гогарти, Падрейк Колум и Эдвард Планкетт, привели к мини-ренессансу кельтских проектов и кельтского искусства в целом. Кельтские ювелиры и металлисты начали копировать древние произведения.

Между тем, успехи в хромолитографии в Париже французского литографа Жюля Шере (1836-1932) привели к огромному повальному увлечению в Европе. Это объединилось в 1890-х годах с первым современным международным стилем дизайна, а именно модерном (популяризированным такими группами, как Венский сецессион ), который достиг пика на Международной выставке 1900 в Париже.

Альфонс Муха (1860-1939) создает плакаты в стиле ар-нуво. Затем, когда ар-нуво начал терять свое преимущество, он был заменен функционализмом в плакатной литографии, о чем свидетельствует Леонетто Каппьелло (1875-1942). После Первой мировой войны мир получил очень влиятельную школу дизайна Баухауза, а затем появилось последнее крупное декоративное движение, известное как Art Deco. Этот стиль получил свое название от Международной выставки декоративно-прикладного искусства 1925 года в Париже. С тех пор было очень мало значительных новых стилей декоративного искусства, хотя влияние Поп-арта и минимализма оказало определенное влияние, как и нео-поп. В 1970-е годы в Америке феминистское художественное движение решительно выступало за традиционные женские декоративные ремесла, в том числе рукоделие, вышивку, стекло и керамику.

Музейные коллекции декоративного искусства

Одну из величайших в мире коллекций этого искусства в Америке можно увидеть в

музее Метрополитен в Нью-Йорке. В Европе Лувр и Музей Виктории и Альберта являются величайшими витринами декоративного искусства.

Музей Метрополитен в Нью-Йорке

Музей Метрополитен в Нью-Йорке

Американские работы в Метрополитене, начиная с конца 17-го века до начала 20-го века, включают около 12 000 образцов мебели, серебра, стекла, оловянной посуды, керамики и текстиля. Среди них — выдающаяся коллекция американского витража с инновационной работой Louis Comfort Tiffany. Другие основные моменты включают выдающиеся образцы пластического искусства, такие как сосуды из дутого и прессованного стекла, созданные компаниями Glass, Dorflinger Works и Tiffany Studios; ценная мебель до 1820 года; ряд керамических и серебряных предметов конца 19 века, в том числе работы, разработанные Полом Ревери

. Коллекция керамики включает в себя широкий спектр материалов, методов и производителей. Текстильная коллекция насчитывает более 100 одеял 18-го и начала 19-го века, а также тканей, разработанных Кэндэсом Уилером, лучшим дизайнером по текстилю в Америке того периода.

 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями.

Твитнуть

Поделиться

Поделиться

Отправить

Класснуть

Линкануть

Хотите получать новые статьи сайта на почту? Подпишитесь

Декоративно-прикладное искусство — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 июля 2019; проверки требуют 25 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 июля 2019; проверки требуют 25 правок.

Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — «украшаю») — род художественного творчества, который охватывает различные отрасли профессиональной деятельности, направленной на создание изделий, тем или иным образом совмещающих утилитарную, эстетическую и художественную функции. Собирательный термин, условно объединяет два обширных вида искусств:

декоративное и прикладное. Иногда эту область вместе с дизайном именуют предметным творчеством. В отличие от произведений изобразительного, или изящного искусства, предназначенных для эстетического и художественного восприятия и относящихся к чистому искусству, многочисленные произведения декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление (прикладное искусство) или служить украшением в широком смысле этого слова (декоративное искусство). В первом случае ключевым понятием является утилитарность или утилитарная функция, во втором — декор. В искусстве ХХ века функции традиционного декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и художественных ремесел (связанных с ручной обработкой материала — «рукомеслом») постепенно перенимал (но не замещал полностью) новый тип профессиональной творческой деятельности — дизайн.

Понятие декоративно-прикладного искусства формировалось в истории культуры постепенно. Изначально все вещи, окружающие человека в повседневной жизни, не считались предметами имеющими эстетическую, а тем более, художественную, ценность. Но в эпоху Возрождения к обыденным вещам и предметам ремесел отношение стало меняться. Это было связанно с появлением интереса человека к историческому прошлому.[1], но главным образом с морфологическим процессом размежевания родов, видов и жанров искусства[2].

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетической ценностью; специфической художественной образностью, имеют важное историко-культурное значение; служат для оформления быта человека и жилого интерьера[3]. Такими произведениями являются: плательные и декоративные ткани, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.

В академической литературе со второй половины XIX века утверждалась различная классификация и типология разновидностей декоративно-прикладного искусства по функциональной структуре (утилитарные вещи, изделия многоцелевого назначения, декоративные предметы), по способу производства (изделия массового производства, серийные вещи, уникальные предметы), по объёмно-пространственной структуре (плоскостные изделия, объёмные формы, объёмно-пространственные композиции), по функции (мебель, посуда, одежда, игрушки), по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка). Такая классификация обусловлена важной ролью материала, конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с бытом человека[4].

Типология видов, родов и жанров, или морфология декоративно-прикладного искусства, находится в непрерывном историческом развитии и взаимодействии с родственными, так называемыми «неизобразительными» искусствами: архитектурой и дизайном[5].

«Трельяж», дизайн для обоев (1862)

Разновидности декоративно-прикладного искусства[править | править код]

  • Аппликация — способ получения изображения; техника декоративно-прикладного искусства.
  • Валяние — создание скульптур, аксессуаров и композиций из натуральной шерсти. В зависимости от применяемой техники различают сухое и мокрое валяние. Техника основана на уникальном свойстве шерсти сваливаться — образовывать войлок.
  • Вышивание — искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, до тончайших материй — батиста, кисеи, газа, тюля и прочее. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы.
  • Вязание — процесс изготовления изделий из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную или на специальной машине.
  • Шитьё — создание на материале стежков и швов при помощи иглы и ниток, лески и тому подобном. Шитьё одно из древнейших технологий производства, возникшее ещё в каменном веке.
    • Золотное шитьё — первоначально для драгоценной вышивки применялось волочёное золото. В X-XI веках его сменяют пряденые нити из позолочённой серебряной ленты, скрученной на льняную или шёлковую основу. Вышивка такими нитями получила название золотной. В ней также использовалась бить – плоская металическая полоса, канитель – тонкая проволочка, свитая в спираль, и плетёный золотный шнур. Cумочка, расшитая золотом
    • Лоскутное шитьё, лоскутное одеяло — лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика — вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани.
    • Стёганые изделия, квилтинг — прошитые насквозь два куска ткани и положенный между ними слой ватина или ваты.
    • Цветоделие — изготовление женских украшений из ткани в виде цветов.
  • Ткачество — производство ткани на ткацких станках, одно из древнейших человеческих ремёсел.
  • Ковроткачество — производство ковров.
  • Выжигание — на поверхность какого-либо органического материала при помощи раскалённой иглы наносится рисунок.
  • Художественная резьба — один из древнейших и широко распространённых видов обработки материалов.
  • Картины из соломки.
  • Витраж — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении или интерьере.
  • Декупаж — декоративная техника по ткани, посуде, мебели и прочему, заключающаяся в скрупулёзном вырезании изображений из бумаги, которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования.
  • Лепка, скульптура, керамическая флористика — придание формы пластическому материалу с помощью рук и вспомогательных инструментов.
  • Мозаика — формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
  • Плетение — способ изготовления более жёстких конструкций и материалов из менее прочных материалов: нитей, растительных стеблей, волокон, коры, прутьев, корней и другого подобного мягкого сырья.
    • Бамбукоплетение — плетение из бамбука.
    • Берёста — плетение из верхней коры берёзы.
    • Бисероплетение — создание украшений, художественных изделий из бисера, в котором, в отличие от других техник, где он применяется, бисер является не только декоративным элементом, но и конструктивно-технологическим.
    • Корзиноплетение.
    • Кружево — декоративные элементы из ткани и ниток.
    • Макраме — техника узелкового плетения.
    • Лозоплетение — ремесло изготовления плетёных изделий из лозы: домашней утвари и ёмкостей различного назначения.
    • Циновка — плетение настила настил из какого-либо грубого материала, циновка, рогожа.
  • Поделки из спичек и палочек.
  • Роспись:
    • Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Яркая, лаконичная роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и чёрной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
    • Полхов-Майданская роспись — производство расписных токарных изделий — матрёшек, пасхальных яиц, грибов, солонок, кубков, поставок — щедро украшенных сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.
    • Мезенская роспись по дереву — тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин.
    • Жостовская роспись — русский народный художественный промысел. Известен прежде всего по художественной росписи металлических подносов. На этапе становления промысла жостовская роспись наносилась на популярные в XVIII-XIX веке изделия из папье-маше (лаковые табакерки, чайницы, портсигары, марочницы). Первые подносы также изготавливались из папье-маше. Позже их стали ковать из металла, а сама роспись наносилась также на папки для бумаг, альбомные переплеты, запонки, копилки, спичечницы, коробки к чаю (в т.ч. для чайного дома Перлова), пасхальные яйца, пудрениц (для фабрики «А. Ралле и Ко»), письменные приборы и даже мебель. Образцы таких изделий можно увидеть в Эрмитаже, Сергиево-Посадском музее-заповеднике и Московском областном музее народных промыслов.
    • Семёновская роспись — изготовление деревянной игрушки с росписью.
    • Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода
    • Витражная роспись — ручная роспись по стеклу, имитация витража.
    • Батик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.
      • Холодный батик — техника росписи по ткани использует специальный резервирующий состав холодным.
      • Горячий батик — узор создается с помощью расплавленного воска или других подобных веществ.
  • Скрапбукинг — оформление фотоальбомов.
  • Фигура-обманка.
  • Художественная обработка кожи — изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения.
  • Топиар — искусство создания декоративных деревьев (настольных и напольных) из природного материала и искусственного декора.
  • Художественная обработка металла (ювелирное искусство)
Часовня-кружево
  • Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. – Прага: Артия, 1986.
  • Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. 3., 2005. — С. 379-383, 384-391.
  • Власов В. Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства. Учебно-методическое пособие. — СПбГУ, 2012.— 156 с.
  • Воронов Н.В. Искусство предметного мира. — Л.: Художник РСФСР, 1975.
  • Каган М.С. О прикладном искусстве. — Л.: Художник РСФСР, 1961.
  • Юлия Карпова. «Холодильник с орнаментом»: к проблеме «национальной формы» в советском прикладном искусстве и промышленном дизайне в послесталинский период // «Неприкосновенный запас». 2011, № 4(78).
  • Кучумов А.М. Русское декоративно-прикладное искусство в собрании Павловского дворца-музея. — Л.: Художник РСФСР, 1981.
  • Моран А. История декоративно-прикладного искусства. — М.: Искусство, 1982.
  • Пронина И.А. Декоративное искусство в Академии Художеств. — М.: Изобр. искусство, 1983.
  • Раппопорт С.Х. Неизобразительные формы в декоративном искусстве. – М.: Сов. художник, 1968.
  • Розенталь Р., Ратцка Х. История прикладного искусства нового времени. – М.: Искусство, 1971.
  • Русский фарфор: 250 лет истории. – М.: Авангард, 1995.
  • Русское декоративное искусство: В 3 Т.- М.: Изд-во АХ СССР, 1962-1965.
  • Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1948.
  • Садохин А. Мировая художественная культура. — М.: Юнити, 2000.
  • Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. – М.: Просвещение, 1968.
  • Сиповская Н.В. Фарфор в России XVIII века. – М.: Наука, 2008.
  • Соболев Н.Н. Очерки по истории украшения тканей. — М.-Л.: Academia, 1934.
  • Соболев Н.Н. Русский орнамент. — М. : Гос. изд-во архитектуры, 1948.
  • Соколова Т.М. Очерки по истории художественной мебели XV-XIX веков. – Л.: Сов. художник, 1967 (Вт.изд. 2000).
  • Соколова Т.М. Орнамент – почерк эпохи. — Л.: Аврора, 1972.

ДПИ в системе изобразительных искусств. |

В современном искусствоведении сложилась определенная система классификации искусств, хотя и ее можно назвать относительной. Согласно этой системе все виды искусств можно разделить на три группы.

Первая группа: пространственные или пластические искусства : изобразительное , декоративно-прикладное искусство, архитектура, фотография.

Вторая группа: временные или динамические виды искусств: музыка, литература.

Третья группа представляет пространственно-временные виды: хореография, литература, театральное искусство, киноискусство.

Декоративное искусство (ДИ) как и архитектура, и изобразительное искусство относится к пластическим искусствам. Однако, это особый род художественного творчества, цели которого отличаются от целей других видов пластических  искусств. Вместе с архитектурой декоративное искусство формирует окружающую человека материально-пространственную среду, внося в нее  эстетическое идейно образное начало. ДИ включает в себя :

  • монументально-декоративное искусство, непосредственно связанное с архитектурой (декоративные рельефы, статуи , росписи, витражи, фрески,мозаика в интерьерах и  на фасадах, архитектурный декор, фонтаны, парковая скульптура и т.д.)
  • декоративно—прикладное искусство (предметы быта)
  • оформительское искусство( художественное оформление выставок, витрин, празднеств)

1.Монументально-декоративное искусство( МДИ) всегда  связано с  определенной архитектурной конструкцией и рассматривается как явление ансамбля, как нерасторжимая гармония архитектуры,скульптуры и живописи.Материально-пространственная среда является важной  для человека,  контактирующей с ним структурой. Эстетика и функциональность открытого пространства для жизни и деятельности  людей — одни из главных задач МДИ. Фреска, мозаика, панно, витражи органично входят в архитектуру, дополняя и обогащая художественное оформление интерьера или всего здания. Это проявляется в стилевом единстве, в композиционном построении, в соответствии идейно-тематического замысла монументального произведения функциональному назначению и пластическому образу архитектурного сооружения.

Монументально-декоративное искусство является частью монументального искусства, для которого характерны реалистические объекты,  посвященные важным историческим событиям и известным личностям. Монументальные сооружения отличаются идейным, политическим или общественно значимым содержанием, воплощённым в масштабной, выразительной величественной (или величавой) пластической форме,создаются из долговечных материалов.Для произведений МДИ характерны архитектонически-орнаментальные качества и стремление к эстетизации. МДИ решает задачи по декоративной организации различных архитектурных элементов,стен, фасадов и перекрытий, садово-парковых ансамблей или самого по себе ландшафта. И все же, между монументальным искусством и  монументально декоративным сложно провести  строгую грань.Особенно это касается монументальной  живописи. В некоторых случаях монументальная живопись является неотъемлемой составной частью архитектурного ансамбля, а в некоторых случаях она может встречаться в роли декорирующей поверхности на стенах, фасадах или различных перекрытиях. Неслучайно настенную живопись еще именуют монументально-декоративной, подчеркивая тем самым ее огромную роль в предназначении декоративных росписей. Прекрасными образцами монументальной живописи являются фрески Рафаэля в Ватиканском дворце, росписи Микеланджело в Сикстинской капелле. Высочайшего уровня монументальная живопись достигла в византийском и древнерусском искусстве.

Роспись « Сотворение Адама» Микеланджело

 В наше время монументальная живопись находит широкое применение в дворцах культуры, клубах, театрах, станциях метрополитена, вокзалах и т. д. Международную известность завоевало движение «мурализм»-монументальное искусство  современной Мексики. Это  движение зародилось в 20-е годы ХХв., в наше время получило развитие и в  других странах, где заиграло новыми красками.

Мурал «Девушка в вышиванке» Гвидо ван Хелтен. Киев,2015г.

Понятия: монументальное и монументально-декоративное искусство  не применяются  по отношению к народному зодчеству. Это объясняется камерностью объемов  архитектурных сооружений, небольшими размерами причелин, наличников, куриц и т.д., их сопоставимостью с  бытовыми предметами , прикладным характером образности крестьянской или слободской среды.

2.Декоративно-прикладное искусство — раздел изобразительного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное и художественное назначение. Это собирательный термин, условно объединяющий два  рода искусств: декоративное и прикладное.

Предметы прикладного искусства: мебель, утварь, посуда, ювелирные изделия оказываются художественно-выразительными в основном благодаря эстетическому совершенству своей формы: красоте силуэта, пропорциям, изяществу линий, мастерской обработке материала,а затем художественному оформлению . Тогда как декоративным произведениям :росписям стен , декоративным скульптурным рельефам, мелким статуэткам, гобеленам, вышивкам, коврам, резным украшениям и т. д. изначально присущи изобразительные, сюжетные композиции или орнаментальные украшения.

Латинское » decorare»переводится как «украшать»,в смысле «возвеличивать, прославлять». Считается, что понятие «декор» появилось в Древнем  Риме.Богатейшая империя упивалась своим могуществом и прославляла свои победы. Повсюду царил культ украшательства.

Однако декор—  не только  традиционное определение системы  украшений , но и способ отражения духовного опыта в сознании человека.Декоративное искусство, по сути, существовало еще в доисторические времена, когда пещерный человек украшал свое жилище наскальными рисунками.Длительный период декор  выполнял обереговые и магические функции.

Во все времена  ремесленники  были профессионалами в своей деятельности,  из поколения в поколение совершенствовали свои умения, тщательно оберегали  секреты внутри семьи. Создавая предметы быта – одежду, мебель, посуду-мастера декорировали их орнаментами, узорами, резьбой, инкрустировали драгоценными камнями, превращая в настоящие произведения искусства.

      В академической литературе понятие «декоративное искусство» появилось лишь в 50-х годах 19-го века.В это время произошла промышленная революция.В результате быстрого роста машинного производства изготовление товаров из рук большинства ремесленников перешло на заводы и фабрики. Продукция стала унифицированной, потеряла свою уникальность и привлекательность. Ее главной чертой  оказалась лишь грубая функциональность.В этих условиях изделия, которые  продолжали изготавливать ремесленники значительно выигрывали в эстетике и оригинальности, обладали высокой художественной ценностью. Мастера прикладывали свое искусство, создавая эксклюзивные декорированные предметы быта, которые в условиях промышленного взлета стали пользоваться особым спросом среди богатых покупателей.

Декоративная живопись имеет много общего со станковой живописью.Если живописная картина исполнена на стенах и плафонах здания преимущественно с орнаментальной целью (стенная и плафонная живопись, фрески) и в ней главный элемент  составляют орнаменты , то мы говорим о декоративной живописи. Это могут быть красивые сочетания геометрических линий и фигур, а также сочетания форм  животного царства и растительного , стилизованные  или реалистичные (например роспись стен в домах Помпеи, мавританские арабески Альгамбры, гротески Рафаэлевых лож в Ватикане и т. п.).

Арабески. Дворец Альгамбра. Испания XIVв.

Также живопись, которая предназначена для украшения или выявления конструкции и назначения предмета и не имеющая явно самостоятельного значения,тоже будет  называться декоративной. Это художественно выполненные мебель, посуда, одежда, ткани, ковры, вышивки, ювелирные изделия и т. д

Декоративная роспись.Тульский самовар.

В течении времени мотивы декоративной живописи изменялись, это зависело от развития культуры и искусства , от вкуса и архитектурного стиля, господствовавших в определенное время и у разных народов. У французов вошло в XIX веке в употребление название декоративное искусство (фр. l’art decoratif), применительно к разным отраслям  ремесленных производств, нуждающихся в помощи искусства.  Таких, как изготовление изящной мебели, ковров, кружев, стеклянных и гончарных изделий, ювелирных вещей, бронзы, обоев и других предметов роскоши и комфорта, — словом, для всего того, что у немцев принято называть «малыми искусствами», а в России — прикладным искусством или художественной промышленностью.

Прикладное искусство — область искусства, охватывающая ряд отраслей творчества, посвященных созданию художественных изделий, предназначенных

главным  образом для быта. Однако словосочетание «прикладное искусство» следует применять только к тем объектам творческой деятельности, которые несут в себе не только  художественно-образное содержание,  но имеют духовный характер,  вызывают определенное эмоциональное состояние.

Слово «прикладное» возникло с появлением искусства, названного станковым, от слова-«станок» (мольберт),на котором произведение создавалось.Станковое искусство -самостоятельно, не привязано ни к мебели, ни к обстановке, оно обращено непосредственно к зрителю и зависит только от чувств  художника и выбранных им средств художественной выразительности. Размер и формат станкового произведения, как правило, выбираются самим художником вне зависимости от будущего соседства с работами других авторов.

В Древнем мире термин «прикладное искусство» не применялся, не было различия  понятий «техника» и «искусство», так как   все  функции искусства были неразделимыми. В Древней Греции статуи не были объектами для любования,как в музее. Им поклонялись,   подносили еду и напитки, украшали цветами , одевали в дорогие ткани, и обращались с просьбами.

В середине XV в.  художник с подмастерьями и учениками, помимо изготовления картин, расписывал вывески для лавок, флаги, подарочные тарелки ко дню конфирмации и рождеству, скульптуру, делал интарсии, геральдические девизы, рисунки для ковров. Выполнение подобных заказов не рассматривалось еще как нечто неприемлемое для репутации художника. В Средневековье подобную деятельность называли «художественные ремесла» либо «малые формы искусства», например «малые формы» традиционного искусства Китая и Японии.

корона-реликварий Людовика Святого Короля Франции с 1226 года

В течении ХVв. положение итальянских художников изменилось. Живопись из числа  «механических искусств  постепенно приобретает статус «свободных». Не без влияния гуманистов широкий круг заказчиков начинает ценить  не ремесленную добротность вещей, но мастерство замысла и исполнения.Во времена эпохи Итальянского и Северного Ренессанса живопись и скульптура имели тенденцию быть более серьезными, чем декоративные.

Подносы к рождению ребенка 14-15 в. в Тоскане

Но в XVI веке  упадок городского хозяйства, охвативший почти все страны этого региона, повлек за собой кризис в художественной жизни. В Италии художественные мастерские теряют свое былое значение.В одних городах цехи подчиняются государственной власти, в других — ликвидируются вовсе, и художники оказываются без привычной сословной поддержки, предоставленные сами себе. 

Следствием тяжелого положения изобразительных искусств, сложившегося в связи с распространением Реформации, оказался прилив художественных сил в прикладное искусство: расцвели ювелирное искусство, серебряное и столярное дело, изготовление глиняной и оловянной посуды и т. п.  Довольно часто художественное ремесло переплеталось  с ремеслом механика, слесаря, оружейника (роскошно оформленные часы, навигационные приборы, оружие и доспехи). Характерной чертой XVI века в североевропейских странах становится подчинение мастеров изобразительных искусств прикладникам: рисовальщики и граверы изготовляют специальные орнаментальные образцы, скульпторы делают модели для украшения мебели, приборов, посуды. Распространяются ремесленные приемы работы: тиражирование скульптурных образцов, использование техники офорта в гравюре ради ускорения обработки медной доски и др.

Произведения декоративного и прикладного искусств стали взаимодействовать в  процессе исторического развития. В конце эпохи Итальянского Возрождения  с размежеванием архитектуры, живописи и скульптуры и  образованием станкового искусства появилась живописная картина, скульптура, не связанные с определенным местом в архитектурной среде. С этого времени выделилась отдельная сфера декоративно-прикладного искусства.

Из-за разнообразия техник обработки материалов при изготовлении изделий, ДПИ очень тесно связано с другими видами искусства: живописью, графикой, скульптурой. Например,  технология украшения многоцветной росписью предметов Дпи  такая же, как и в живописи, декорирование резьбой- техники, характерные для скульптуры, гравировка изделий ДПИ такая же, как в графике.

Современные изделия декоративно-прикладного искусства создаются с учетом как народных традиций так с веяниями моды сегодняшнего дня. До сих пор самыми популярными предметами этого искусства, овеянными дымкой старинных традиций, являются изделия из стали и бронзы, ковры, сделанные вручную и украшенные традиционным орнаментом, — в восточных странах; керамика, предметы из морских раковин — в южных; ритуальные маски — в Африке; изделия из янтаря — в прибалтийском регионе; фарфор, перегородчатая эмаль, ткани, расписанные цветами, фруктами, фантастическими животными, — в Китае и Японии, Корее.

Современный исфаханский ковер.Иран Ручная работа

Современное изделие из янтаря

Такие области как дизайн, оформительское искусство, моделирование одежды, основным содержанием которых являются не художественные, а эстетические ценности, не следует называть прикладным искусством. Вопреки буквальному прочтению термина, искусство никуда не прикладывается, оно существует по определению. Художественная ценность не прилагается к материальной, а одно переходит в другое.

3.Оформительское искусство

Оформительское искусство с помощью  выразительных средств изобразительного искусства и светотехники создает образцы синтеза искусств, отличающиеся  эмоциональным воздействием на человека.Оформительское искусство обычно  включает в себя программное, конкретное, наглядно-агитационное содержание.

Оно родственно театрально-декорационному; но если в традиционном театре декорации и другие элементы спектакля воспринимаются снаружи из зрительного зала, то в оформительском искусстве зритель обычно находится внутри многопланового пространства (например, выставки) или же сам становится участником художественно решенного действия . Оформительское искусство — это быстрая, нередко публицистически-острая реакция на сегодняшний день, в которой лаконизм образов сочетается с лёгкостью материалов, мобильностью конструкций, остротой пространственных и цветовых решений.

Реклама витрины в Джейдсе в Дюссельдорфе

Используя возможности средств выразительности всех искусств, достижения современной техники, специалисты оформительского искусства стремятся создать идейно насыщенные и ярко эмоциональные  образы, часто используя символику; ищут новые  решения художественно эстетического  оформления городов и поселков; разрабатывают  новые методы музейной  и выставочной экспозиции, новые формы наглядной агитации.

Искусство декорирования

Человек с древних времен пытался найти применение камню. Сначала материал служил оружием для первых охот и защитой от нападения врагов. Затем из камня стали строить дома. Поначалу это были массивные и очень простые убежища. Затем люди заметили, что какие-то камни красивее остальных и стали обустраивать ими дома, украшая пространство внутри и снаружи. С этого момента и зарождается искусство декорирования.

Правда была трудность — тяжелый вес камня ограничивал область его применения. С этой задачей справились в Древнем Египте. Именно там научились производить камень искусственным путем — из разных смесей, в том числе из гипса.

Сейчас, пройдя путь технологических революций, мы имеем искусственный камень, который по своему внешнему виду практически не отличается от природного аналога. Он детально отображает «дикую» поверхность, копируя форму и цветовое решение натурального материала. На российском рынке ассортимент такого камня насчитывает множество коллекций, которые можно объединить по категориям: скалистые «рваные» породы, каменные плиты и кирпич.

Искусственный камень из гипса можно сделать своими руками. Качество такого материала будет зависеть от уровня подготовки и эластичных форм, в которые заливается состав на основе гипса. Чем изящнее форма — тем лучше оттиск. В качестве альтернативы можно приобрести уже готовые изделия. Самые детально проработанные фактуры на российском рынке имеют гипсовые плитки производства Monte Alba (http://www.montealba.ru/) .

Что такое гипсовая плитка?

Это экологически безопасный облицовочный материал, который широко используется для декоративной отделки стен внутри помещений.

В его состав входит гипс и вода, а также возможные добавки в виде песка, пигментов, модификатора и поверхностно-активных веществ. Крупные российские производители имеет свою рецептуру. Например, Monte Alba изготавливает свою продукцию на основе модифицированного гипса с высокотехнологическими добавками. Окрашиваются такие изделия неорганическими красителями не только по поверхности, но и по всей массе, чтобы сохранить глубину и естественность цвета.

Достоинства облицовки из гипса

  1. Звукоизоляция. Гипс имеет пористую кристаллическую структуру, вследствие чего задерживает звук намного лучше других материалов, например, металла, гранита, бетона и др.
  2. Экологичность. Одним из главных достоинств гипса — его совершенная экологичность. Этот материал не выделяет никаких вредных веществ ни во время производства, ни монтажа и тем более ни в процессе своего долгого использования.
  3. Поддержание благоприятного микроклимата. Как уже было упомянуто, гипс имеет пористую структуру, что позволяет стенам «дышать». Уже давно было открыто, что гипс благоприятно сказывается на микроклимате для человека. Он обеспечивает процессы влагообмена в помещении — лишнюю влагу гипс поглощает, а при сухом воздухе — отдает, увлажняя его. Все эти внутренние процессы безопасны для гипсовых изделий.
  4. Прочность. Благодаря наличию в составе модифицирующих добавок, повышающих прочность, изделия сохраняются на долгие годы. Такие добавки экологически безопасны и дают возможность улучшать качества природного гипса.
  5. Не горючесть. Стена из гипсовой плитки не представляет риска даже для самых строгих правил по пожаробезопасности. Гипс не горит. И не выделяет вредной «химии» при резком повышении температуры.
  6. Легкий вес. Гипс сам по себе является нетяжелым материалом, и серьезной нагрузки на стены и несущие конструкции он не оказывает. Процесс монтажа сам по себе легкий и не требует особой физической подготовки.
  7. Высокие декоративные качества. Гипсовые плитки передают самые разные формы и фактуры и могут стать украшением в соответствии с индивидуальным стилем и предпочтениями. Это может быть грубая кирпичная кладка для квартиры в стиле лофт или скалистая коллекция из рваного камня в духе прованс, а может быть белоснежная плитка, подчеркивающая минимализм интерьера.

Применение

Применять декоративный камень на основе гипса следует в помещениях, в которых нет мокрых зон, резких перепадов температур и повышенной влажности (более 75%). Дело в том, что гипс сильно подвержен влиянию воды, что негативно сказывается на качестве изделия.

Для всего остального — это замечательный облицовочный материал. Его широко используют для отделки стен внутри жилых и офисных помещений. Гипсовый камень хорошо смотрится на арках, дверных проемах, каминах и закрытых лоджиях (исключающих попадание сильных осадков).

Советы:

  • Облицовку стен выполняйте камнем некрупной фактуры, т.к. это может визуально уменьшить пространство. В зависимости от стиля интерьера, выбирайте кирпичную кладку или скалистые фактуры небольшого размера. Наглядно такие изделия можно посмотреть в Monte Alba http://www.montealba.ru/katalog_produkcii/gipsovaya_plitka/.
  • Экспериментировать с формой и размерами можно смело в облицовке арок. Тут подойдут как крупноформатный камень, так и кирпич грубой фактуры. Следите за тем, чтобы окраска гипсовой плитки гармонично смотрелась с общим цветовым решением комнаты.

Помимо эстетической функции камень из гипса может выполнять и практическую — например, защищать дверные проемы и арки от повреждений и грязи. Плитку можно укладывать на тонкие стены или перегородки, т.к. вес изделий небольшой и легко крепится.

Поверхность стены должна быть прочной, твердой, без волнообразных участков. Если таковые имеются, выровняйте их с помощью грунтовки. Перед началом монтажа основание нужно очистить от загрязнений, пыли, жиров и масел, старых обоев и отслаивающейся штукатурки.

Гипсовую плитку крепят с помощью специального клея для гипсовых изделий, например, клея Monte Alba. Он предназначен только для внутренних работ, при влажности не выше 75% и температуре не ниже + 10 °C.

Источник: http://www.montealba.ru/

Что такое декоративное искусство

Человек всегда старался приукрасить свою жизнь, внося в нее элементы эстетики и творчества. Ремесленники, создавая предметы быта – посуду, одежду, мебель, декорировали их орнаментами, узорами, резьбой, инкрустировали драгоценными камнями, превращая в настоящие произведения искусства.

Декоративное искусство, по сути, существовало еще в доисторические времена, когда пещерный человек украшал свое жилище наскальными рисунками, но в академической литературе оно выделено только в 50-х годах 19-го века.

Значение термина

декоративное искусство

Латинское слово decorare переводится как «украшать». Именно оно является корнем понятия «декоративный», то есть «украшенный». Следовательно, термин «декоративное искусство» дословно значит «умение украшать».

Подразделяется на такие составляющие виды искусства:

  • монументальное – оформление декором, росписью, мозаикой, витражами, резьбой зданий и сооружений;
  • прикладное – касается всех бытовых предметов, в том числе посуды, мебели, одежды, текстиля;
  • оформительское – творческий подход к оформлению праздников, выставок и витрин.

Главным признаком, по которому декоративное изобразительное искусство отличают от изящного, является его практичность, возможность использования в быту, а не просто эстетическое наполнение.

Для примера, картина – это предмет изящного искусства, а украшенный резьбой подсвечник или расписная керамическая тарелка – прикладного.

народное декоративное искусство

Классификация

Отрасли этого вида искусства классифицируются по:

  • Материалам, применяемым в процессе работы. Это может быть металл, камень, древесина, стекло, керамика, текстиль.
  • Технике выполнения. Применяются самые различные приемы – резьба, инкрустация, литье, набойка, чеканка, вышивка, батик, роспись, лозоплетение, макраме и прочие.
  • Функциям – предмет мог использоваться по-разному, например, как мебель, посуда или игрушка.

Как видно из классификации, данное понятие имеет очень широкий охват. Тесно связано с художественностью, архитектурой, дизайном. Предметы декоративно-прикладного искусства формируют материальный мир, окружающий человека, делая его прекрасней и богаче в эстетическом и образном плане.

Возникновение

декоративное искусство в древнем обществе

Во все века ремесленники старались украсить плоды своего труда. Они были искусными мастерами, обладали прекрасным вкусом, из поколения в поколение совершенствовали свои умения, тщательно оберегая секреты внутри семьи. Их кубки, знамена, гобелены, одежда, столовые приборы и прочие предметы быта, а также витражи, фрески отличались высокой художественностью.

Почему же определение «декоративное искусство» появилось именно в середине 19-го столетия? Это связано с промышленной революцией, когда в ходе быстрого роста машинного производства изготовление товаров из рук ремесленников перешло на заводы и фабрики. Продукция стала унифицированной, неуникальной и часто непривлекательной. Ее главной задачей стала лишь грубая функциональность. В таких условиях прикладной промысел буквально означал изготовление единичного товара с высокой художественной ценностью. Мастера прикладывали свое искусство, создавая эксклюзивные декорированные предметы быта, которые в условиях промышленного бума стали пользоваться особым спросом в богатых слоях общества. Так и родился термин «декоративно-прикладное искусство».

История развития

Возраст декоративного искусства равен возрасту человечества. Первые найденные предметы творчества относятся к эпохе палеолита и представляют собой наскальные рисунки, украшения, ритуальные статуэтки, костяные или каменные предметы быта. Учитывая примитивность орудий, декоративное искусство в древнем обществе было очень простым и грубым.

декоративное искусство

Дальнейшее усовершенствование средств труда приводит к тому, что предметы, служащие практическим целям и одновременно украшающие быт, становятся все более изящными и утонченными. Мастера вкладывают в предметы обихода свой талант и вкус, эмоциональное настроение.

Народное декоративное искусство пронизано элементами духовной культуры, традициями и взглядами нации, характером эпохи. Оно охватывает в своем развитии огромные временные и пространственные пласты, материал многих поколений поистине необъятен, поэтому невозможно все жанры и виды его выстроить в одну историческую линию. Этапы развития условно разбиты на самые значимые периоды, в пределах которых выделяются наиболее яркие шедевры декоративно-прикладного искусства.

Древний мир

декоративное искусство Египта

Декоративное искусство Египта является одной из самых значимых страниц в истории прикладного творчества. Египетские мастера довели до совершенства такие художественные ремесла, как резьба по кости и дереву, обработка металла, ювелирное дело, изготовление цветного стекла и фаянса, тончайших узорчатых тканей. На высоте было кожевное, ткацкое, гончарное ремесла. Художники Египта сотворили чудесные памятники искусства, которыми весь мир восхищается и сегодня.

Не менее значимым в истории прикладного искусства стали достижения древневосточных мастеров Передней Азии (Шумер, Вавилон, Ассирия, Сирия, Финикия, Палестина, Урарту). Декоративное искусство этих государств особенно ярко выразилось в таких ремеслах, как резьба на слоновой кости, чеканка по золоту и серебру, инкрустация драгоценными и полудрагоценными камнями, художественная ковка. Отличительной чертой изделий этих народов была простота форм, любовь в декоре к мелким и подробным деталям и изобилие ярких цветов. Очень высокого уровня достигло производство ковров.

декоративное изобразительное искусство

Изделия ремесленников античности украшены изображениями растений и животных, мифических существ и героями легенд. В работе использовался металл, в том числе благородный, фаянс, слоновая кость, стекло, камень, дерево. Высочайшего мастерства достигли критские ювелиры.

Декоративное искусство стран Востока — Ирана, Индии — пронизано глубокой лиричностью, утонченностью образов в сочетании с классической ясностью и чистотой стиля. Спустя столетия вызывают восхищение ткани — муслин, парча и шелк, ковры, золотые и серебряные изделия, чеканка и гравюры, расписная глазурованная керамика. Поражают воображение люстровые и бордюрные изразцы, которыми украшали светские и религиозные строения. Уникальным приемом стала художественная каллиграфия.

Неповторимой самобытностью и эксклюзивными приемами отличается декоративное искусство Китая, которое оказало серьезное влияние на работы мастеров Японии, Кореи, Монголии.

Искусство Европы формировалось под влиянием декоративно-прикладного мастерства Византии, впитавшей в себя дух античного мира.

Самобытность Руси

Народное декоративное искусство Древней Руси испытало на себе влияние скифской культуры. Художественные формы достигли большой изобразительной силы и выразительности. Славяне использовали стекло, горный хрусталь, сердолик, янтарь. Получило развитие ювелирное дело и металлообработка, резьба по кости, керамика, декоративная роспись храмов.

декоративное искусство

Особое место занимает писанкарство, резьба по дереву, вышивка и плетение. В этих видах искусства славяне достигли больших высот, создавая утонченные изысканные изделия.

Основой декоративного искусства стали национальный орнамент и узоры.

ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО — это… Что такое ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО?


ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО
ДЕКОРАТИВНОЕ искусство, род пластических искусств, произведение которого наряду с архитектурой художественно формируют окружающую человека материальную среду и вносят в нее эстетическое идейно-образное начало. Включает различные искусства, служащие для украшения произведений архитектуры и садово-паркового искусства (монументально-декоративное искусство), создающие художественные предметы для общественного и частного быта (декоративно-прикладное искусство), оформительских целей (оформительское искусство).

Современная энциклопедия. 2000.

  • ДЕКОДИРОВАНИЕ
  • ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Смотреть что такое «ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО» в других словарях:

  • Декоративное искусство —         область пластических искусств, произведения которой наряду с архитектурой художественно формируют окружающую человека материальную среду, вносят в неё эстетическое идейно образное начало. Декоративное искусство подразделяется на… …   Художественная энциклопедия

  • ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО — род пластических искусств, произведения которого наряду с архитектурой художественно формируют окружающую человека материальную среду и вносят в нее эстетическое идейно образное начало. Включает различные искусства, служащие для украшения… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Декоративное искусство — ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО, род пластических искусств, произведение которого наряду с архитектурой художественно формируют окружающую человека материальную среду и вносят в нее эстетическое идейно образное начало. Включает различные искусства,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • декоративное искусство — род пластических искусств, произведения которого наряду с архитектурой художественно формируют окружающую человека материальную среду и вносят в неё эстетическо образное начало. Включает различные искусства, служащие для украшения произведений… …   Энциклопедический словарь

  • Декоративное искусство — (от лат. decoro украшаю)         обширная область пластических искусств, которая, как архитектура и Дизайн, служит художественному формированию материальной среды, создаваемой человеком, способствует внедрению в неё эстетического и идейно… …   Большая советская энциклопедия

  • «Декоративное искусство» — художественный журнал по теории, истории и практике искусства, с 1957, Москва. Издавался как орган Союза художников СССР, с 1989 независимое издание. Учредитель  ЗАО «Редакция журнала “Декоративное искусство”». 4 номера в год …   Энциклопедический словарь

  • Декоративное искусство СССР —         ежемесячный иллюстрированный журнал СХ СССР. Издаётся в Москве с 1957. Освещает вопросы современной практики, теории и истории монументального, декоративно прикладного, оформительского искусства, дизайна, а также вопросы синтеза искусств …   Художественная энциклопедия

  • Декоративное искусство СССР — «Декоративное искусство СССР» (в последние два года издания «Декоративное искусство») советский и российский журнал, посвященный практике, теории и истории монументально декоративного, декоративно прикладного (художественная промышленность и… …   Википедия

  • Декоративное искусство СССР — («Декоративное искусство СССР»,)         ежемесячный журнал Союза художников СССР. Издаётся в Москве с 1957 (в 1957 вышел один ненумерованный выпуск). Тираж 20700 экземпляров (1971). Журнал освещает вопросы современной практики, теории и истории… …   Большая советская энциклопедия

  • Декоративное искусство СССР (журнал) — «Декоративное искусство СССР» советский журнал, посвященный практике, теории и истории монументально декоративного, декоративно прикладного (художественная промышленность и народное творчество) и оформительского искусства, дизайна, а также… …   Википедия


Декоративно-прикладное искусство — Художественная энциклопедия

Раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведения декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, а также другие изделия, не являющиеся по изначальному предназначению произведений искусства, но приобретающие художественное качество благодаря приложению к ним труда художника; одежда, всякого рода украшения. Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению в научной литературе со второй половины XIX в. утвердилась классификация отраслей декоративно- прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево и т. п.) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладного искусства и его непосредственной связью с производством. Решая в совокупности, как и архитектура, практические и художественные задачи, декоративно- прикладное искусство принадлежит одновременно к сферам создания и материальных и духовных ценностей. Произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями. Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, произведения декоративно-прикладного искусства своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру. Эстетически насыщая и преображая среду, окружающую человека, произведения декоративно-прикладного искусства в то же время как бы поглощаются ею, так как обычно воспринимаются во взаимосвязи с её архитектурно-пространственным решением, с входящими в неё другими предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий). Поэтому идейное значение произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) об этих взаимосвязях предмета со средой и человеком.

Архитектоника предмета, обусловленная его назначением, конструктивными возможностями и пластическими свойствами материала, часто играет основополагающую роль в композиции художественного изделия. Нередко в декоративно-прикладном искусстве красота материала, пропорциональные соотношения частей, ритмическая структура служат единственными средствами воплощения эмоционально-образного содержания изделия (например, лишённые декора изделия из стекла или других ничем не тонированных материалов). Здесь наглядно проявляется особое значение для декоративно-прикладного искусства чисто эмоциональных, неизобразительных средств художественного языка, использование которых и роднит декоративно-прикладное искусство с архитектурой. Эмоционально-содержательный образ зачастую активизируется образом- ассоциацией (сопоставлением формы изделия с каплей, цветком, фигурой человека, животного, её отдельными элементами, с каким-либо другим изделием — колоколом, балясиной и т. п.). Декор, появляясь на изделии, также существенно влияет на его образную структуру. Нередко именно благодаря своему декору бытовой предмет становится произведением декоративно-прикладного искусства. Обладая собственной эмоциональной выразительностью, своими ритмом и пропорциями (нередко контрастными по отношению к форме, как, например, в изделиях хохломских мастеров, где скромная, простая форма предмета и нарядная, праздничная роспись поверхности различны по своему эмоциональном звучании), декор зрительно видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в едином художественном образе. В декоративно- прикладном искусстве для создания декора широко привлекаются орнамент и элементы (порознь или в самых различных сочетаниях) изобразительного искусства (скульптура, живопись, реже — графика). Средства изобразительного искусств и орнамент служат в декоративно-прикладном искусстве не только для создания декора, но порой проникают и в форму предмета (детали мебели в виде пальметт, волют, звериных лап, голов; сосуды в виде цветка, плода, птицы, зверя, фигуры человека). Иногда орнамент или изображение становятся основой формообразования изделий (узор решётки, кружева; рисунок плетения ткани, ковра). Необходимость согласовать декор с формой, изображение с масштабом и характером изделия, с его практическим и художественным назначением приводит к трансформации изобразительных мотивов, к условности трактовки и сочетания элементов натуры (например, использование в оформлении ножки стола мотивов львиной лапы, крыльев орла и лебяжьей головы).

В единстве художественной и утилитарной функций изделия, во взаимопроникновении формы и декора, изобразительного и тектонического начал проявляется синтетический характер декоративно-прикладного искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и многообразие приёмов его обработки получают в декоративно-прикладном искусстве значение особо активных средств эстетического воздействия.

Возникнув в самую раннюю пору развития человеческого общества, декоративно-прикладное искусство на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества. Древнейшим (относящимся к доисторической эпохе) произведениям декоративно-прикладного искусства, охватывавшим самый широкий круг представлений о мире и человеке, свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала и к эстетике овеществлённого труда, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. Эта тенденция удержалась в приверженном традициям народном творчестве (см. также Народные художественные промыслы) вплоть до наших дней. Но с началом классового расслоения общества в стилевой эволюции декоративно-прикладного искусства ведущую роль начинает играть его особая ветвь, призванная обслуживать нужды господствующих общественных слоев и отвечающая их вкусам и идеологии. Постепенно всё большее значение приобретает интерес к богатству материала и декора, к их редкостности и изысканности. Выделяются изделия, служащие целям представительности (предметы для культовых ритуалов или придворных церемоний, для убранства домов знати), в которых ради повышения их эмоционального звучания мастера нередко жертвуют бытовой целесообразностью построения формы. Однако вплоть до середины XIX в. мастера декоративно-прикладного искусства сохраняют цельность пластического мышления и ясность представления об эстетических связях между предметом и средой, для которой он предназначен. Становление, эволюция и смена художественных стилей в декоративно-прикладном искусстве протекали синхронно с их эволюцией в других видах искусства. Тенденции эклектизма в художественной культуре второй половины XIX в. приводят к постепенному оскудению эстетического качества и эмоционально- образного содержания декоративно-прикладного искусства. Утрачивается связь между декором и формой, художественно решённый предмет подменяется украшенным. Засилью безвкусицы и обезличивающему воздействию на декоративно-прикладное искусство интенсивно развивающегося массового машинного производства (см. Художественная промышленность) художники пытались противопоставить уникальные предметы, изготовленные по их проектам в условиях ремесленного (мастерские У. Морриса в Великобритании, «Дармштадтская колония художников» в Германии) или фабричного (Веркбунд) труда, возродить эмоционально-образную цельность и идейную содержательность художественно осмысленной среды (см. Модерн). На новых идеологических и эстетических основах эти попытки были развиты после Октябрьской революции 1917, открывшей перспективы создания художественно содержательной среды для труда и быта самых широких масс. Её идеи и цели вдохновляли художников, видевших в искусстве одно из действенных средств революционной агитации (например, так называемый агитационный фарфор 1918-25). Задача создания комплексного убранства квартиры рабочего, рабочих общежитий, клубов, столовых, удобной спецодежды, рационального оборудования рабочего места, рассчитанных на массовое фабричное изготовление, открывала путь для творческих исканий конструктивистов в СССР, функционалистов в Германии (см. Баухауз) и других странах, что во многом предваряло появление дизайна. Выдвижение на первый план в художественном творчестве формально- технологической стороны в начале 1920-х гг. привело к её абсолютизации, отождествлению художественного творчества с производством вещей, отрицанию роли декора в создании художественного образа произведения декоративно-прикладного искусства. Возрож- дение народных промыслов в СССР и пробудившийся в 30-х гг. интерес к русскому художественному наследию сыграли видную роль в освоении советскими мастерами декоративно-прикладного искусства ряда технологических и художественных традиций прошлого. Однако подход к произведениям декоративно-прикладного искусства с мерками станкового искусства, погоня за парадностью изделий, особенно сильно давшие себя знать в конце 40-х-начале 50-х гг., заметно тормозили развитие декоративно-прикладного искусства. С середины 50-х гг. в СССР наряду с поисками функциональных и художественно-выразительных форм и декора для повседневных бытовых вещей, производимых фабричным способом, художники заняты созданием уникальных произведений, в которых эмоциональность образа сочетается с многообразием приёмов обработки простейших материалов, со стремлением выявить всё богатство их пластических и декоративных возможностей. Такие произведения (так же, как и нарядные, уникальные в силу своей рукодельности произведения народного декоративно- прикладного искусства) призваны служить зрительными акцентами в художественно организованной среде, образуемой главным образом менее индивидуализированными по форме художественными изделиями заводского изготовления и предметами, которые создаются на базе дизайнерского проектирования.

Об отдельных отраслях, разновидностях и видах техники декоративно-прикладного искусства см. статьи Батик, Ваза, Веер, Вышивка, Гобелен, Игрушка, Инкрустация, Интарсия, Керамика, Ковёр, Ковка, Кружево, Лаки, Майолика, Маркетри, Мебель, Набойка, Насечка, Резьба, Роспись декоративная, Стекло, Терракота, Тиснение, Ткани, Фарфор, Фаянс, Филигрань, Хрусталь, Чеканка, Чернь, Шпалера, Эмали, Ювелирное искусство.

Декоративно-прикладное искусство

Ящик для драгоценностей из гробницы Тутанхамона. Дерево, кость. Древний Египет. Около 1350 до н. э. Египетский музей. Каир.

Декоративно-прикладное искусство. Рис. 2

Фигурный кувшин. Бронза. Фландрия. 14 в. Национальный музей. Флоренция.

Декоративно-прикладное искусство. Рис. 3

Бра в стиле П. Гутьера. Бронза, чеканка, золочение. Франция. 2-я пол. 18 в. Собрание Уоллес. Лондон.

Декоративно-прикладное искусство. Рис. 4

Кресло. Дерево, резьба, золочение. Великобритания. Кон. 18 в. Собрание Уоллес. Лондон.

Декоративно-прикладное искусство. Рис. 5

А. Ш. Буль. Футляр для часов. Дерево, инкрустация (слоновая кость, бронза, олово, панцирь черепахи). Нач. 18 в. Лувр. Париж.

Декоративно-прикладное искусство. Рис. 6

Камин. Сталь, золоченая медь. Тула. Кон. 18 в. Музей Виктории и Альберта. Лондон.

Декоративно-прикладное искусство. Рис. 7

А. Якобсен. (Дания). Настольная лампа. Железо. 20 в.

Литература: Д. Аркин, Искусство бытовой вещи, М., 1932; М. С. Каган, О прикладном искусстве, Л., 1961; А. В. Салтыков, Избранные труды, М., 1962; А. К. Чекалов, Основы понимания декоративно-прикладного искусства, М., 1962; А. Моран, История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней, перевод с французского, М., 1982; Magne L. et H. М., L’art appliquй aux mйtiers, v. 1-8, P., 1913-28; Geschichte des Kunstgewerbes aller Zeiten und VЦlker, hrsg. Von H. Th. Bossert, Bd 1-6, В., 1929-35; Marangoni G., Clementi A., Storia dell’arredamento, v. 1-3, Mil., 1951-52; Fleming J., Honour H., The Penguin dictionary of the decorative arts, L., 1977; Bunte Welt der Antiquitдten, Dresden, 1980; Lucie-Smith E., The story of craft, Ithaca (N. Y.), 1981.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. декоративно-прикладное искусство — сущ., кол-во синонимов: 14 батик 3 витраж 4 вышивка 17 вязание 11 гобелен 4 изонить 1 искусство 45 керамика 18 ковроделка 4 макраме 2 мозаика 13 набойка 10 пирография 1 резьба 15 Словарь синонимов русского языка
  2. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО — ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО — область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда… Большой энциклопедический словарь
  3. Декоративно-прикладное искусство — Раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведениями Д.-п. Большая советская энциклопедия
Декоративно-прикладное искусство. Рис. 7

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *