Как правильно заменить термостат | Спасибо автору
Как правильно заменить термостат
Неправильная замена термостата может привести к проблемам с системой охлаждения. Рассмотрим не только, как поменять термоклапан своими руками, но и как исправить последствия неудачного ремонта. Нередко вследствие образования воздушной пробки после замены термостата перестает греть печка, перегревается двигатель.
Поменять можно своими руками
При должной теоретической подготовке замена термостата под силу даже начинающему водителю. Но следует быть внимательным к мелочам и учитывать особенности устройства модели автомобиля.
- Покупайте только рекомендованный для вашего двигателя термостат. Все детали мотора рассчитываются на работу в определенном температурном диапазоне, поддержание которого напрямую зависит от температуры открытия термоклапана. Принудительное поднятие температуры в малом круге циркуляции ОЖ приведет к постоянной работе в режиме перегрева двигателя. Многие приверженцы такого «тюнинга» обосновывают переделку желанием увеличить производительность системы отопления салона. На самом деле печка ощутимо сильнее греть не станет, тогда как возросшая термическая нагрузка ощутимо уменьшит ресурс двигателя.
- Уточняйте комплектацию нового термостата. Для предотвращения утечек антифриза место прилегания корпуса герметизируется уплотнительной резинкой, которую при замене термостата также нужно поменять. К сожалению, не все производители включают в комплект манжет. Уплотнение после прикручивания корпуса ужимается, поэтому при повторном использовании уже не гарантирует должную степень герметичности системы. Многие водители, чтобы избежать замены уплотнителя, дополнительно используют прокладочный герметик.
- Подготовьте необходимый инструмент. Если набор отверток, торцевых головок и накидных ключей есть едва ли не у каждого автолюбителя, то головки под звездочки Torks в наборе инструментов встретить уже сложнее. А ведь с помощью их на многих иномарках привинчиваются детали навесного оборудования. Поэтому перед заменой обратитесь к руководству по ремонту и эксплуатации вашей модели авто либо изучите отчеты владельцев, видео, на которых показано, как самостоятельно поменять термостат.
Как правильно менять
Как заменить термостат своими руками, рассмотрим на примере Opel Astra H.
Воздушная пробка
Перед эксплуатацией автомобиля убедитесь в отсутствии воздушной пробки, из-за которой может плохо работать печка и перегреваться двигатель.
Установите автомобиль таким образом, чтобы бачок был как можно выше по отношению к другим элементам системы охлаждения. Прогрейте двигатель до температуры открытия термостата. Повысьте на 10-15 секунд обороты до 2000 тыс./мин., после чего кратковременно несколько раз поднимите до 3500-4000 тыс. об./мин. Увеличив скорость циркуляции ОЖ в большом круге, мы поспособствуем выходу воздушной пробки. После выхода воздуха температура двигателя должна не подниматься выше рабочего диапазона.
На многих автомобилях в системе охлаждения имеются специальные дренажные клапаны, через которые в процессе заполнения системы выходит воздух. К примеру, на Лада Калина с Е-газом в качестве дренажа для избавления от воздушной пробки можно использовать штуцер, предназначенный для подвода антифриза к дроссельной заслонке на авто с тросиковым приводом.
Полезные советы
- Перед установкой настоятельно рекомендуем испытать термоклапан. Проверка термостат в домашних условиях не отнимет у вас много времени.
- Чтобы не обжечься при сливе антифриза, температура двигателя должна быть на порядок ниже рабочего диапазона.
- При замене термостата с пластиковым корпусом придерживайтесь рекомендованного усилия затяжки. При необходимости используйте динамометрический ключ.
Как часто нужно менять
Производители не регламентируют сроки замены термостата. Предполагается, что механизм крайне надежный и подлежит замене только в случае выхода из строя. В целом такой подход более чем оправдан для владельцев авто с механическим термостатом. Если в системе охлаждения использовалась только допустимая охлаждающая жидкость, механическому износу подлежат лишь стержень и направляющая втулка термоклапана. Случается это не ранее 125-150 тыс. км.
По-другому дело обстоит с электронными термостатами. В их конструкции предусмотрен нагревательный элемент, который может выйти из строя на пробеге до 100 тыс. км. Исключением из исправила являются отдельные модели термостатов с электронным управлением. На ум приходят конструктивные дефекты изделий GM, которые выпили немало крови владельцев Opel, Chevrolet. Замена термостата требуется едва не каждые 30-40 тыс.км. Поэтому владельцы рекомендуют менять штатные устройства сразу на усовершенствованные модели термоклапанов.
Симптомы неисправности
Термостат играет важнейшую роль в поддержании теплового баланса двигателя. Поэтому рекомендуем изучить, как достоверно проверить термостат при обнаружении первых признаков его неисправности. В статье описаны основные симптомы, свидетельствующие о поломке и необходимости замены. Также рекомендуем изучить устройство и принцип работы термостата.
Где Находится, Как Проверить Работу, Какие Признаки Неисправности, Как Снять Прокладку и Клапан, Схема Подключения, Своими Руками
Правильно работающий термостат не позволяет температуре двигателя выйти за рабочий диапазон. При возникновении проблем с клапаном мотор начинает изнашиваться в ускоренном режиме. Ремонтировать терморегулятор не имеет смысла, так как его конструкция хоть и простая, но низкоремонтопригодная. Цена на изделие невысокая, поэтому в случае поломки устройства, рекомендуется замена, которую несложно выполнить своими руками.
Различные пути циркуляции, зависящие от положения клапана
Основные неисправности
Частой неисправностью терморегулятора является неплотное закрытие клапана. После запуска двигателя антифриз циркулирует по большому кругу. Это приводит к длительному выходу на номинальную температуру. В зимнее время двигатель может вообще не достигнуть требуемых 90°С. Эксплуатируя автомобиль с такой поломкой владелец ежедневно уменьшает ресурс двигателя, так как длительный прогрев противопоказан мотору.
Заклинивание клапана в закрытом положении чревато более серьезными последствиями. После выхода на температуру выше номинальной, жидкость продолжает циркулировать по малому кругу. Если автовладелец не проверит работает ли термостат, то произойдет закипание мотора. В отличие от постепенного чрезмерного износа при постоянно открытом клапане, его закрытое положение способно привести к капитальному ремонту двигателя при первой же нештатной ситуации. Заклинивание поршней, коробление металлических деталей, разрушение резиновых изделий и прочие серьезные последствия сопровождают закипание двигателя, поэтому если появились первые признаки неисправности термостата необходимо провести его диагностику и, в случае необходимости, замену заклинившего изделия на новое.
При течи термочувствительного наполнителя может произойти задержка срабатывания клапана. Если временной интервал будет достаточно большой, то последствия будут аналогичны заклиниванию. В некоторых случаях внутрь герметичной полости попадает охлаждающая жидкость, меняя температурный коэффициент расширения.
Если разрушается резиновая прокладка термостата могут появится потеки охлаждающей жидкости. Очень часто разрушение уплотнителя связано с попаданием масла в систему охлаждения. Выхлоп автомобиля при этом может приобретать белый оттенок. В таких случаях замена термостата не решит проблему, так как ее корень спрятан в другом месте.
Визуальная проверка термостата позволяет обнаружить его механические повреждения. В таких случаях могут быть разрушены корпус или прокладка термостата. Устранение неисправности своими руками в таком случае не займет много времени.
Симптомы поломки терморегулятора
Предпосылками того, что в скором времени потребуется замена термостата являются:
- медленный прогрев силовой установки, особо заметный в зимнее время;
- запуск холодного двигателя ведет к быстрому нагреву патрубка большого круга;
- температура растет слишком быстрыми темпами и не останавливается при достижении верхнего предела номинала;
- прокладка термостата дала течь;
- несмотря на высокую температуру мотора, нижний патрубок холодный.
Эксплуатировать авто при вышеуказанных проблемах запрещено, особенно если заклинил термостат. Наличие проблем с температурой двигателя в большинстве случаев негативно воздействует на все узлы железного коня. Если продолжить ездить на машине, то стоимость ремонта будет на порядок выше, чем замена термостата.
Определение неисправности термостата без демонтажа
Инструкция о том, как проверить работу термостата, не снимая его с автомобиля:
- Определить где находится термостат;
- Найти шланг соединяющий радиатор с терморегулятором;
- Запустить холодный двигатель;
- Проконтролировать температуру пирометром. Приблизительно можно измерять температуру и своими руками, но делать это не рекомендуется. При этом следует быть особо осторожным, так как в подкапотном пространстве множество подвижных и горячих деталей;
Определение температуры непосредственно на автомобиле
- Проконтролировать показания пирометра в тренде, для принятия решения требуется ли замена термостата.
Термостат полностью исправен если в течении первых нескольких минут патрубок был холодный или незначительно нагревался, а после произошел резкий скачок температуры. Если происходило медленное нагревание шланга с самого пуска двигателя, значит клапан заклинил в открытом положении. При отсутствии нагрева патрубка есть риск заклинившего открытого термостата. Более точное состоянии устройства можно узнать произведя снятие термостата.
Инструкция по демонтажу
Перед тем как поменять термостат, необходимо снять ранее установленное устройство. Для выполнения демонтажа своими руками необходимо придерживаться нижеприведенной инструкции:
- Слить антифриз;
- Снять воздушный фильтр;
- Открутить 2 болта и гайку крепления;
- Извлечь клапан рециркуляции;
- Ослабить воздушный шланг, идущий к датчику массового расхода воздуха. После этого отодвинуть сам измеритель;
- Схема подключения шлангов к термостату может отличаться, но важно отсоединить все патрубки;
- Отключить электропровод идущий к терморегулятору. Он присутствует не на всех видах устройств;
- Выкрутить шпильку и гайку термодатчика;
- Прокладка термостата может прилипнуть в посадочном гнезде. Легонько пошатывая требуется снять термостат, как показано на изображении ниже.
Демонтаж
На различных автомобилях технология как заменить термостат может отличатся. Может потребоваться выполнить демонтаж мешающих узлов. Или наоборот доступ к термостату у автовладельца появляется сразу после поднятия капота.
Диагностика снятого терморегулятора
Инструкция как проверить термостат, демонтированный с автомобиля:
- Налить в кастрюлю достаточное количество холодной воды;
- Положить термостат;
- Начать нагревать, снимая показания термометра и контролируя состояние терморегулятора;
- При достижении кипения исправные термостаты меняют состояние;
- Для того, чтобы убедится что термостат не имеет проблемы в работе, необходимо проследить за его срабатыванием при охлаждении воды.
Нагрев регулятора в емкости
Существует множество способов как проверить термостат, но вышеуказанный является наиболее простым и точным. Слишком долго задерживаться на этапе проверки не имеет смысла, поэтому, убедившись в неисправности, требуется переходить от диагностики к замене.
Тонкости установки нового устройства
Сделать монтаж своими руками не составит труда. Выполняя подключение термостата необходимо соблюдать последовательность аналогичную с тем как снять терморегулятор, только в обратной последовательности. Во время установки важно избегать перекосов и попадания мусора.
Контроль номинально температуры термостата
Перед приобретением нового изделия следует убедиться в его совпадении параметров с заводскими рекомендациями. Информация о термостате присутствует у него на корпусе. Она должна совпадать с ранее установленным терморегулятором.
Своевременная замена термостата избавит от неприятностей в дороге, поэтому автовладелец должен внимательно относится к признакам перегрева. В противном случае его в скором времени ожидает капремонт силовой установки.
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Как заменить термостат в автомобиле
Большинство водителей вспоминают о проблемах с термостатом только тогда, когда отопитель кабины или салона перестает работать. Есть несколько факторов, от которых зависит надежность работы термостата. Его неисправность обычно связывают с пробегом и возрастом автомобиля. Компания Gates рекомендует выполнять профилактическое техобслуживание термостатов, а также своевременно заменять старые прокладки и уплотнения на новые.Ниже представлены общие рекомендации по замене автомобильных термостатов. Помните о том, что всегда следует придерживаться рекомендаций производителя автомобиля.
Если термостат в автомобиле отказал, возможны два варианта развития событий
Когда термостат блокируется и остается в открытом положении, поток охлаждающей жидкости постоянно проходит через радиатор, не позволяя двигателю прогреться до рабочей температуры. Непрогретый двигатель работает неэффективно, что приводит к увеличению расхода топлива и повышению вредных выбросов, а также повышенному износу деталей двигателя. Кроме того, затрудняется обогрев салона автомобиля. Когда термостат остается в закрытом положении, охлаждающая жидкость не может поступать в радиатор для охлаждения, что приводит к перегреву двигателя.Как установить термостат за 10 простых шагов
ШАГ 1
Безопасность прежде всего.
Прежде чем приступать к работе с любой частью системы охлаждения, дождитесь, пока остынет двигатель.
ШАГ 2
Снимите шланг, подсоединенный к термостату.
Имейте в виду, что при снятии шланга из него может вытечь значительное количество охлаждающей жидкости.
ШАГ 3
Посмотрите, как располагается термостат.
Прежде чем продолжить работу, изучите и запомните конфигурацию, чтобы установить новый термостат точно таким же образом.
ШАГ 4
Ослабьте болты и снимите старый термостат.
ШАГ 5
Удалите старое уплотнение/прокладку или остатки старого герметика и убедитесь, что посадочная поверхность чиста.
ШАГ 6
Перед установкой нового шланга осмотрите другие части системы охлаждения: шланги системы охлаждения, водяные насосы и герметичные крышки.
ШАГ 7
Установите новый термостат так, чтобы медный термочувствительный элемент был направлен в сторону потока охлаждающей жидкости, выходящей из двигателя. Если установить наоборот, термостат не будет работать.
Старые прокладки и уплотнения следует заменить на новые. Строго следуйте инструкциям по установке. Используйте герметик только в тех случаях, когда это рекомендовано производителем автомобиля. Наносите герметик равномерно вдоль кромки детали, но не используйте его в чрезмерных количествах. При нанесении чрезмерного количества герметика удалите излишки до установки нового термостата. Избыток герметика нарушает правильную установку и попадет в систему охлаждения, загрязняя ее. Герметики отличаются различным временем застывания, поэтому не забудьте ознакомиться с инструкцией по применению.
ШАГ 8
Затяните болты равномерно до момента затяжки, установленного производителем.
ШАГ 9
Подсоедините шланг.
ШАГ 10
Выполните завершающий внешний осмотр, чтобы убедиться в отсутствии утечек после заправки системы охлаждения.
Имейте в виду, что некоторые утечки становятся очевидными на холодном двигателе, а другие — только на горячем.
Термостат: принцип работы,виды,устройство,фото,видео. | АВТОМАШИНЫ
Автомобильные двигатели охлаждаются во время работы тосолом или антифризом. Важным элементом такой системы охлаждения служит термостат. Он расположен между мотором и радиатором, и благодаря ему температура двигателя остается в заданных пределах.
Содержание статьи
Принцип работы термостата
После того как двигатель завели, ему нужно прогреться до рабочей температуры. Чтобы ускорить, этот процесс, охлаждающая жидкость не поступает в радиатор, а циркулирует по малому кругу через рубашку охлаждения и радиатор печки. Блокирует ее поток именно термостат.
Когда же двигатель нагреется до 95 градусов, клапан термостата сработает, и тосол начнет циркулировать уже по большому кругу через радиатор, охлаждая таким образом мотор. Когда открывается клапан основной циркуляции, малый круг перекрывается. Принцип работы термостата основан на физических свойствах воска, который находится у него внутри. При температуре в 82˚С воск плавится.
В жидком состоянии он увеличивается в объеме и выталкивает штырь, который и открывает клапан. При охлаждении двигателя воск в термостате застывает, штырь возвращается на место, клапан закрывается. Воск плавится быстро, благодаря примесям из порошка графита, меди и алюминия.
Из чего состоит термостат
Делают автомобильные термостаты из меди или латуни. Устроены они достаточно просто. Стандартный термостат состоит из таких деталей:
- корпуса;
- клапана малого круга охлаждения;
- выходного патрубка, соединенного с насосом;
- воскового шарика;
- входного патрубка, подключенного к радиатору;
- клапана основного круга охлаждения;
- двух пружин;
- поршня.
Другими словами, все устройство автомобильного термостата – это цилиндр, возвратный штырь, два клапана и шарик воска. Именно проста и надежность конструкции объясняет тот факт, что она не изменяется на протяжении многих лет, и такие термостаты ставят даже на самые современные модели автомобилей.
В различных марках машин термостаты настраивают на разный температурный режим открывания. Ее обычно указывают на самом устройстве. Бывают бескорпусные термостаты. Их ставят прямо в блок двигателя.
Наполнитель термостата
Термостат может иметь различные виды наполнителя в основе своей конструкции. Мы уже упоминали, что выделяют жидкостной наполнитель и твердотельный. Принцип работы и устройство этих решений практически одинаково. Отличия заключаются только в повышенной герметизации жидкостной конструкции, а также в индивидуальных физических свойствах самого наполнителя и его чувствительности к температурным колебаниям зависимо от состава.
Современные двигатели получили такой тип устройства, который имеет в основе твердый наполнитель. Под таким наполнителем стоит понимать основной термоэлемент, который внутри термостата находится изначально в твердом физическом состоянии.
Функции и место расположения
После того как мотор выходит на оптимальную рабочую температуру, становится необходимым поддерживать этот показатель в строгих рамках до самого момента остановки двигателя, а в ряде случаев и некоторое время после прекращения работы ДВС. Главной задачей устройства является контроль и распределение потока нагретой жидкости охлаждения внутри системы по отводу тепла от двигателя.
Термостат может быть расположен в различных местах, зависимо компоновки двигателя в подкапотном пространстве, а также место его установки напрямую зависит от модели силового агрегата. Также на место установки устройства влияют и конструктивные особенности реализации самой охлаждающей жидкостной системы. В большинстве случаев термостат находится в месте выхода охлаждающей жидкости из головки блока цилиндров. Вторым наиболее распространенным местом его установки считается вход центробежного насоса охлаждающей жидкости (помпы).
ВИДЫ
- Двухклапанный. Именно принцип работы двухклапанного термостата был рассмотрен выше. Такой вид термочувствительных клапанов популярен у производителей отечественной грузовой и легковой техники.
- Одноклапанный. Имеет наиболее простую конструкцию, в которой не предусмотрен перепускной клапан. Именно такой вид чаще всего можно встретить на авто иностранного производства.
- Одноклапанный двухступенчатый. Из-за высокого давления в контуре охлаждения некоторых двигателей клапану достаточно сложно открыться, что увеличивает инерционность при срабатывании. Для лучшей работы конструкция одноклапанного двухступенчатого термостата предполагает наличие двух тарелок разных размеров. Первоначально открывается малая тарелка, освобождая доступ небольшой части потока охлаждающей жидкости, после чего открывается основная тарелка.
Термостат с электронным управлением
Электронные термостаты устанавливаются на современные двигатели для более точного регулирования температурного режима в тех либо иных условиях работы двигателя.
Для получения наибольшего КПД температура двигателя должна поддерживаться примерно на отметке в 110 ºС. Поскольку обычный механический термостат пропускает жидкость к большому контуру уже при температуре около 95ºС, то двигатель так и не выходит в режим оптимальной температуры и максимальной эффективности. Механизм с электронным управлением позволяет уменьшить инерционность срабатывания, что позволяет двигателю больше времени работать в высокотемпературном диапазоне. Электронное управление помогает повысить эффективность мотора, уменьшить вредные выбросы в атмосферу.
В целом конструкция напоминает обычный механический термостат, в который дополнительно вмонтирован нагревательный элемент. Электронный термостат рассчитан на большую температуру двигателя. В момент пиковых нагрузок для предотвращения перегрева в работу включается нагревательный элемент. Ускоренный нагрев твердого наполнителя позволяется уменьшить время открытия клапана. Нагревательным элементом управляет ЭБУ двигателя, который с датчиковой аппаратуры считывает количество оборотов коленчатого вала, температуру поступающего воздуха, степень нажатия педали акселератора и другие необходимые данные.
КАК ПРОВЕРИТЬ ТЕРМОСТАТ
Не снимая термостат с автомобиля, проверить его работу можно приблизительно условно. Исключения составляют случаи, когда он заклинил в полностью открытом или закрытом положении. В таком случае по температуре патрубков, времени прогрева и датчику температуры можно сделать вывод о возможной неисправности термостата.
В горячей воде термостат должен открыться
Можно проверить термостат и своими силами, сняв его с автомобиля. Для этого его или поливают кипятком, визуально наблюдая открытие, или греют в емкости с водой на электроплитке, контролируют температуру градусником и замеряют длину выдвижения штока. Оба эти метода дают весьма неточный результат, не позволяя отобразить петлю гистерезиса работы термостата и сравнить ее с образцовой, полученной в лаборатории завода-изготовителя.
Профессионально проверить термостат можно только в специализированных точках диагностирования, так как неправильная его работа бывает связана с другими неполадками двигателя, которые нужно уметь различать. Если у вас нет нареканий на работу двигателя, который зимой «удерживает» стрелку термометра в нормальной зоне, а летом не перегревается, то с вашим термостатом все в порядке. Точная диагностика работы термостата подразумевает участие опытного специалиста и специального оборудования.
КАКИЕ БЫВАЮТ НЕИСПРАВНОСТИ ТЕРМОСТАТА?
Если термостат заклинил в полностью закрытом положении — возможен перегрев двигателя в любом режиме движения при любой температуре воздуха и даже в небольшой мороз. Если термостат открывается, но не до конца, двигатель перегревается, но может и не «закипеть» — все зависит от режима эксплуатации машины.
Если клапан термостата «завис» в полностью или частично открытом состоянии — до рабочей температуры двигатель будет прогреваться долго, а в зимнее время рабочая температура может быть и не достигнута. С исправной системой охлаждения при температуре воздуха ноль градусов двигатель должен прогреваться до рабочей температуры при движении за 5–10 минут. В случае неполного открытия — температура двигателя не будет подниматься выше 70 градусов.КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, РАБОТАЕТ ТЕРМОСТАТ ИЛИ НЕТ?
Нужно прогреть двигатель, чтобы температурная стрелка немного не доходила до красной зоны. Затем выключить двигатель, открыть капот, найти верхний шланг радиатора. Он крепится сверху и представляет черный резиновый шланг примерно 5 см в диаметре. Найти нижний шланг, он выглядит как и верхний.
Дотроньтесь до шлангов, но осторожно, так как они могут быть горячими. Если датчик температуры двигателя показывает, что он нагрелся, а один шланг горячий, а другой холодный, вероятнее клапан термостата закрыт и охлаждающая жидкость не проходит через радиатор. Термостат нужно заменить на новый.
Есть «народный способ» проверки на работоспособность. Нужно положить термостат в сосуд с горящей (температура около 100 градусов) водой. Далее смотрим визуально, если клапан открывается — рабочий. Если нет — нерабочий термостат, меняем на новый. Данный способ предусматривает снятие термостата с машины.
При замене термостата следует узнать температуру открывания клапана (если покупаете неоригинал) — она может варьироваться в широком диапазоне. Как понимаете, нельзя ставить термостат с высокой температурой открывания, ведь в этом случае мотор начнет перегреваться.
5 признаков неисправного термостата
- Мотор автомобиля долго набирает рабочую температуру.
- Двигатель быстро перегревается.
- Стрелка температуры двигателя падает на скорости меньше чем обычно, а поднимается после остановки.
- Когда нижний патрубок теплый уже после нескольких минут работы, что свидетельствует о постоянно открытом термостате.
- Если нижний патрубок холодный, в то время как температура на панели приборов говорит о закипании (при этом мотор работает длительное время), кроме случаев выхода из строя датчика вентилятора радиатора, то это говорит о заклинившем термостате в закрытом положении.
Такие признаки неисправности термостата могут возникнуть как через механическое повреждение вроде заклинивания штока, так и при использовании некачественной ОЖ.
В результате нарушения температурного режима страдает двигатель. Он интенсивно изнашивается при перегреве (в плоть до клина, при выкипании жидкости) и потребляет больше топлива при недостаточном разогреве.
Чтобы проверить работу термостата и принимать решение о его замене, стоит произвести простейшую проверку методом кипячения. Так как на корпусе детали пишется температура срабатывания, вы наглядно можете убедится как работает термостат поместив его в горячую воду с термометром.
ТЕРМОСТАТ С ЖИДКИМ НАПОЛНИТЕЛЕМ.
Таких устройств давно нет в природе (отечественных с 1983 г), но все же для ознакомления мы затроним эту тему.
Изделие, в основе которого лежит латунный цилиндр. Внутри последнего находится жидкость, которая состоит из дистиллированной воды и эфирного спирта
Крепление цилиндра осуществляется на специальном штоке, а к второму краю, которого приварен специальный клапан.
Последний опирается на седло и фиксируется в кожухе устройства. В корпусной части есть четыре окна, которые позволяют жидкости поступать из охладительной рубашки к насосу даже при запертом клапане.
Принципа работы термостата, имеющего жидкостный наполнитель, выглядит следующим образом.
В момент пуска силового узла происходит прижатие клапана к седлу, благодаря упругой структуре гофрированного цилиндра.
Как следствие, доступ к основному радиатору блокирован, и охлаждающая жидкость не идет по большому кругу.
Через специальные окна жидкость попадает в насос, а после снова возвращается в рубашку системы.
Подобный принцип позволяет ОЖ быстрей набирать рабочую температуру.
Как только уровень последней достигает 67-70 градусов, происходит закипание жидкости в системе термостата и увеличение давления.
Гофрированный цилиндр расширяется и оказывает давление на шток. Одновременно с этим открывается клапан, и перекрываются окна, через которые жидкость поступает к насосу.
Далее охлаждающая жидкость направляется через клапан к основному баку радиатора, распределяясь по его трубкам и одновременно охлаждаясь до безопасной температуры.
После охлажденная жидкость возвращается к насосу и в общую систему. Цикл повторяется.
ТЕРМОСТАТ С ТВЕРДЫМ НАПОЛНИТЕЛЕМ.
Всегда устанавливается на отечественных и импортных легковых и грузовых авто.
В основе устройства — церезин (специальный воск), который смешивается с медным порошком и устанавливается в специальном баллоне (выполняется из латуни или меди).
Между крышкой и баллоном установлена мембрана, выполненная из резины. В последнюю упирается шток (также резиновый).
В верхней части баллон объединяется с клапаном, который упирается в седло. Под клапаном монтируется пружина, которая упирается в подковообразную направляющую, соединенную с корпусом (фланцем) и удерживающая клапан в закрытом положении.
В процессе работы силового узла и нагрева ОЖ происходит прогрев баллона и повышение температуры находящегося внутри воска.
Когда воск прогревается до 65-70 градусам Цельсия, начинается процесс плавления и его увеличения в объеме.
Как следствие, состав действует на мембрану, а последняя через специальный шток воздействует на клапан, открывая его. Благодаря этому, нагретая жидкость поступает в радиатор.
Открытие клапана происходит при температуре 78-82 °С. А вообще температуры начала открытия клапана для разных двигателей и условий эксплуатации лежат в диапазоне от 70 до 92 °С с допуском ±2°С.
В случае снижения температуры до уровня 65-67 градусов Цельсия происходит обратный процесс преобразования воска — он становится твердым и уменьшается в объеме.
Как следствие, пружина разжимается и перекрывает проход в термостате (жидкость направляется по меньшему кругу). Далее ОЖ идет к насосу и снова в систему охлаждения.
Одноклапанный, двухклапанный и двухступенчатый термостат
Решение с одним клапаном отличается простотой конструкции и связанной с этим надежностью. Автопроизводители по всему миру отдают предпочтение такому виду конструкции и оборудуют большинство своих автомобилей именно таким устройством.
Отдельным видом термостата с одним клапаном является двухступенчатая конструкция. Установка такого решения обусловлена тем, что некоторые системы охлаждения в процессе работы создают очень высокое давление охлаждающей жидкости. Клапану термостата сложно преодолеть такое давление. По этой причине конструкция двухступенчатого терморегулятора получила решение, которое подразумевает наличие двух тарелок клапана, которые называют малой и большой. Первой в термостате открывается малая тарелка, которой необходимо заметно меньшее усилие для преодоления созданного в системе давления. Малая тарелка открывается легче, а уже при открытии взаимодействует с большой тарелкой и попросту тянет её за собой. Открытие большой (основной) тарелки термостата до конца открывает канал прохода охлаждающей жидкости.
Если в первом случае термостат имеет один клапан с двумя тарелками, то двухклапанный регулятор получил два отдельных клапана, которые находятся в едином корпусе. Первый клапан является основным и служит для перекрытия большого круга при движении охлаждающей жидкости в системе. Второй клапан является перепускным и отвечает за циркуляцию жидкости по малому кругу. Работа клапанов синхронизирована. Когда один из них перекрывает канал ОЖ, другой осуществляет открытие нужного контура. Указанная конструкция термостата нашла широкое применение в конструкции легковых авто и грузовиков, которые являются продуктами автоиндустрии из стран СНГ.
Диагностика поломки
На серьезные неполадки в системе охлаждения Вам укажет явное отклонение от нормальных показаний указателя температуры ОЖ на панели приборов в салоне. При нормальной работе системы охлаждения ДВС и температуре воздуха за бортом около ноля градусов Цельсия, силовой агрегат должен выходить на рабочую температуру под нагрузкой в движении за 5–10 минут.
Единственное условие-исправность самого температурного датчика, указателя на панели прибоов и системы охлаждения. Если герметичность системы и функциональность других элементов не нарушена, уровень ОЖ в расширительном бачке находится на нужной отметке, тогда явными признаками неисправности термостата являются:
- долгий прогрев двигателя;
- неспособность ДВС выйти на рабочую температуру под нагрузкой;
- отсутствие теплого воздуха из отопителя;
- постоянный перегрев двигателя независимо от окружающей температуры наружного воздуха;
- периодическое возникновение указанных симптомов и последующее их исчезновение;
Выявить неисправность термостата достаточно просто. После запуска холодного мотора верхний патрубок радиатора должен быть холодным и оставаться таковым определенный период времени. Если все в норме, значит ОЖ циркулирует только по «рубашке охлаждения» мотора (малый круг) и доступ в режиме прогрева в радиатор для нее перекрыт клапаном термостата.
Когда верхний патрубок теплеет практически сразу, тогда налицо нарушенная циркуляция. Это означает, что главный клапан устройства открыт и охлаждающая жидкость сразу идет по большому кругу. В результате ДВС не способен прогреться до оптимальной рабочей температуры. Такое явление означает, что присутствует ускоренный износ деталей силовой установки. Трущиеся пары агрегата не получают смазки в должной мере, так как непрогретый мотор имеет отличные от нормы тепловые зазоры. Масло также остается слишком загущенным и теряет свойства, что приводит к повышенному расходу горючего и преждевременному износу ДВС.
Если клапан термостата постоянно находится в закрытом положении, тогда закономерно возникает перегрев и последующее закипание охлаждающей жидкости. Водители условно говорят, что двигатель «закипел». Это грозит не только сильным ростом давления в системе охлаждения и поломкой её отдельных функциональных элементов, но и выходом из строя самого двигателя.Случается и так, когда клапаны термостата подклинивают только периодически. Неисправность исчезает сама по себе, потом проявляется вновь. В таких случаях говорят, что термостат «залипает». Эта поломка более коварна, так как неисправность при таких симптомах сложнее выявить. Следует проверить состояние системы охлаждения и произвести профилактическую замену термостата. Не следует дожидаться ухудшения ситуации.
Существует еще один способ проверки работоспособности термостата, но данное решение востребовано крайне редко. Речь идет о демонтаже и последующей проверке термостата в условиях, приближенных к реальной эксплуатации. Для этого термостат кладут в емкость с водой и начинают её нагревать. Когда температура воды достигнет порога открытия клапана термостата, тогда исправное устройство отреагирует должным бразом. Наполнитель расширится и откроет клапан приблизительно на 20 мм. Если этого не произошло совсем, клапан открылся только частично или не вернулся после охлаждения в исходное состояние, тогда можно говорить о неисправности устройства.
AC зимой и другие странные хитрости, чтобы продлить срок службы вашего автомобиля
Как провести замену поршневых колец своими руками?
Вентилятор охлаждения двигателя: типы,диагностика,назначение,устройство.
5 Советов как держать ваш Мерседес в форме зимой
Как проверить термостат, не снимая его с авто :
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:
- Силиконовая смазка для авто — описание виды фото видео
- Фольксваген Джетта 2016 — 2017 года,обзор,описание,фото,видео,цена,комплектация.
- Как проверить давление масла в двигателе: описание,фото
- Как переоформить машину: советы и рекомендации по документам
- Автомобильные турбокомпрессоры: особенности устройства и основные дефекты
- BMW 2 SERIES — ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
- бмв е87: обзор,дизайн,технические характеристики,модификации,фото,видео.
- Как выбрать самый экономичный кроссовер по расходу топлива?
- mercedes-benz c-klasse w205: описание,фото,видео,обзор,комплектация
- Опель Зафира 2019: фото,комплектации,характеристики,цена,обзор
- Фольксваген Тигуан 2019 года:описание,обзор,характеристики,фото
- Автомобильные дворники — выбираем на зиму.
- Фольксваген Пассат B8 2019 года: характеристики,цена,фото,комплектации,обзор
- Toyo Snowprox S943: популярная модель для украинских автолюбителей
- Вождение с частным инструктором
Как отрегулировать термостат холодильника, принцип работы терморегулятора
Благодаря бесперебойной работе и правильной настройке термостата холодильника в камерах поддерживается заданная температура. Если в агрегате тепло, в пище начинают размножаться бактерии, и она быстро портится. Когда терморегулятор выкручен слишком сильно, продукты замерзают, теряя полезные свойства.
Что такое терморегулятор и для чего он необходим
Терморегулятор, или термостат, — это прибор, который обеспечивает нормальное функционирование холодильника, поддерживая в нем оптимальную температуру. Он фиксирует показания датчиков внутри агрегата.
Если в камере тепло, термостат подает сигнал на пусковое реле компрессора, и тот начинает работать. Когда воздух охлаждается до заданного уровня, мотор отключается.
Как устроен и работает терморегулятор
Терморегулятор представляет собой механизм с рычагом и контактами. Это небольшая коробочка с ручкой. С одной стороны у нее находится сильфонная трубка, которая заполнена хладагентом (фреоном), с другой — контакты для подключения к электрический цепи (от 2 до 6 штук). Длина герметичной трубки варьируется от 0,8 до 2,5 м. Обычно она закручена в спираль, что обеспечивает плотное прилегание к стенке испарителя.
Конец капиллярной трубки регулятора холодильника расположен в зоне охлаждения и прикреплен к испарителю. Когда температура снижается, внутри нее понижается давление. Под воздействием пружины гофры сильфона сжимаются, силовой рычаг поворачивается по своей оси и контакты размыкаются. Если температура повышается, давление увеличивается. При этом гофры сильфона расширяются, преодолевая сопротивление пружины, рычаг поворачивается в обратном направлении, контакты замыкаются.
Заданный температурный режим зависит от усилия пружины. При большом усилии контакты замыкаются, и температура будет высокой, при малом — низкой. Усилие зависит от ручки, при ее повороте меняется степень натяжения пружины.
Принцип работы в холодильниках с электронными регуляторами примерно такой же. Капиллярная трубка фиксирует фактические показатели, устанавливается заданный уровень температуры. Электронный модуль управляет данными с нескольких датчиков.
Справка. Ремонт или замена такого термостата требуют наличия особого оборудования и знаний в области электроники. Самостоятельно это осуществить сложно.
Типы терморегуляторов для холодильников
Терморегуляторы бывают двух видов:
- механические;
- электронные.
Электронный термостат представляет собой электронное плато, на дисплей которого выводятся все данные. Это наиболее прогрессивное устройство, оно с большей точностью фиксирует изменения температурного режима. Но техника с электронным модулем управления отличается высокой стоимостью, поэтому чаще применяют механические терморегуляторы.
Справка. Механический терморегулятор можно заменить на электронный.
На рынке представлены три основных вида механических регуляторов:
- российские (Орловский завод) — серии ТАМ;
- производства Дании — Danfoss;
- итальянские (фирма Ranco) — К-50, К-52, К-55, К-56, К-57, К-58, К-59.
Их применяют в холодильном оборудовании «Минск», «Орск», Beko, Candy, Indesit, Bosch, Ardo, Samsung и др.
К наиболее распространенным термостатам относятся:
- ТАМ-112, ТАМ-113 — применяют в однокамерных агрегатах, аналог К-50;
- ТАМ-125 — устанавливают в морозильниках 2-камерной 2-компрессорной техники, аналог К-57;
- ТАМ-133 — используют в холодильных камерах 2-камерных агрегатах, аналог К-59, Danfoss 077В6;
- ТАМ-145 — 3-контактный регулятор температуры морозильной камеры с сигналом тревоги о разморозке (красная лампочка на панели управления).
Местоположение терморегулятора
Местоположение регулятора зависит от модели холодильника. Информация об его устройстве и расположении содержится в инструкции по эксплуатации к бытовому прибору. Обычно он находится рядом с ручкой установки температурного режима. В старых бытовых приборах термостат устанавливают внутри камеры, под лампочкой освещения, и закрывают защитным корпусом. Чтобы извлечь деталь, ручку снимают, потянув ее на себя. Затем откручивают саморезы и демонтируют корпус.
В современных моделях термостат располагают снаружи, обычно над дверью. Если его необходимо достать, сначала также снимают ручку регулировки. Затем откручивают болты и снимают панель с лампочкой, после чего извлекают регулятор.
Как правильно отрегулировать терморегулятор холодильника
Терморегулятор имеет ручное управление, а термостат — автоматическое. В моделях с электронным управлением оптимальную температуру устанавливают в градусах. В холодильной камере — от +4 до +6 °С, в морозильной — -18 °С. В агрегатах с механическим управлением ручку устанавливают в положение от 2 до 3,5, которое соответствует оптимальному режиму.
Случается, что необходима индивидуальная настройка термостата. Когда, например, агрегат работает много лет, температура на испарителе повышается из-за ряда причин (износа компрессора, старения теплоизоляции и др.). В результате увеличивается коэффициент рабочего времени техники. Либо после замены терморегулятора холодильник недостаточно морозит. Настраивать устройство самостоятельно не рекомендуется, регулировку лучше доверить специалистам, так как это долгий и сложный процесс. Так, процедура в 2-камерном агрегате занимает около суток, в 1-камерном — в 2 раза меньше.
Разберемся, как настроить терморегулятор холодильника. На корпусе устройства есть два регулировочных винта.
Они отвечают за диапазон включения и отключения по температуре и за перепад срабатывания. Регулировка одного винта смещает температурный диапазон. Так, если при заводских настройках термостат срабатывает при -10°С и +3,5°С, то при вращении они сдвигаются, например, в положение -5°С и + 8,5°С. После регулировки второго винта восстановление заводских настроек практически невозможно. Самостоятельная настройка терморегулятора может привести к поломке детали.
Рассмотрим, как отрегулировать термостат 2-камерного холодильника на примере Danfoss 25Т65. Сначала ручку управления ставят в среднее положение. Если закрутить центральный регулировочный болт, техника отключится. Если его немного открутить, длительность работы агрегата увеличится. Болт, расположенный снаружи, регулирует время простоя бытового прибора. Если его открутить, холодильник будет дольше стоять, если закрутить — меньше.
Важно! Так как болты находятся под напряжением, отвертка для регулировки должна иметь хорошую изоляцию.
Признаки поломки реле температурного режима
О том, что вышел из строя терморегулятор, свидетельствуют следующие признаки:
- компрессор работает с небольшими перерывами или без них;
- температура в камере понизилась до 0°С;
- стены покрылись льдом;
- агрегат не включается после отключения;
- в камере тепло;
- лужа под бытовой техникой.
Такие признаки могут говорить и о поломках других деталей агрегата, но термостат проверяют в первую очередь.
Если мотор холодильника работает безостановочно, исправность детали проверяют с помощью термометра. Для этого агрегат отключают от сети, вынимают все продукты, производят разморозку. После этого прибор включают и устанавливают максимально низкую температуру. В центр камеры помещают термометр и оставляют на 2 часа. Затем проверяют показания. Снижение температуры до +6°С говорит об исправности детали. Если в холодильнике теплее или холоднее, значит, термостат нуждается в замене.
Если внутри камеры образовалась наледь, диагностику проводят иначе. Во время работы компрессора регулировочную ручку поворачивают в сторону увеличения температуры внутри камеры. Исправная деталь зафиксирует нужный уровень и остановит мотор. Если этого не произойдет, терморегулятор придется поменять.
Когда холодильник не включается, для проверки находят два провода, которые входят в термостат. Их отсоединяют и замыкают. Если агрегат заработал, значит, реле неисправно.
Важно! Провода находятся под напряжением. Перед проверкой следует отключить агрегат от сети.
Специалисты для диагностики термостата применяют мультиметр. Для этого деталь демонтируют. На тестере выставляют режим «сопротивление». Сильфонную трубку опускают в холодную воду и держат 2-3 минуты. Затем проводят проверку. Если на экране тестера при режиме «прозвон цепи» появилась цифра 1, значит, деталь сломана. Если ноль — она рабочая.
Замер температуры в холодильнике
Чтобы настроить оптимальную температуру в холодильнике, ее измеряют с помощью термометра. Если специального или встроенного прибора нет, используют градусник, которым замеряют температуру жидкости для купания детей. Его помещают в стакан с водой и ставят на среднюю полку камеры на ночь. Затем проверяют показания. Если они выше +4°С, регулировочную ручку поворачивают в сторону охлаждения. Если ниже +2°С, температуру повышают.
Для замера температурного режима в морозильной камере используют уличный термометр. Его помещают между продуктами и оставляют на ночь. Если температура выше -18°С, ручку поворачивают на ее снижение. Если ниже -24°С — повышают.
Оптимальная температура в холодильнике
Оптимальная температура в холодильной камере составляет от +4 до +6°С. Так как агрегат имеет большой объем, тепло в нем распространяется неравномерно. Чем ближе к компрессору, тем холоднее.
Так, на верхней и нижней полках (в зависимости от расположения морозильника) поддерживается температура от +8 до +9°С, на центральной — от +2 до +6°С, в дверце — до +10°С.
В морозильной камере поддерживается температура от -6 до -24°С, оптимальная составляет -18°С.
Заключение
Терморегулятор поддерживает оптимальную температуру в холодильнике. Отрегулировать его работу можно с помощью термометра. От правильно настроенного термостата зависят сохранность и вкусовые качества продуктов, а также срок эксплуатации бытовой техники.
Как установить терморегулятор правильно? Монтаж терморегулятора с Леруа Мерлен.
1 Меры предосторожности
Как установить терморегулятор или программатор, не подвергая себя опасности:
- Перед началом работы отключите электричество с помощью главного рубильника
- Соблюдайте нормы использования устройств
- Используйте изделия, соответствующие нормам России
2 Выбор необходимых проводов
Выбирайте стандартный цвет провода в соответствии с его назначением, а сечение провода в соответствии с назначением линий групповых сетей (освещение, розетки).
Цвета | |||
Красный, черный, коричневый, фиолетовый, оранжевый цвета: фаза Только желто-зеленый цвет: земля Только голубой цвет: нейтраль |
|
Это полезно | |
| Все линии групповых сетей, без исключения, в том числе в линии освещения, должны быть оснащены проводом заземления. |
3 Разрывная мощность программируемого терморегулятора
Как правило защита программируемых терморегуляторов срабатывает при приеме тока 5 А, то есть, в соответствии со следующей формулой, при максимальной мощности 1100 Ватт:
1. Если у вас электрическое отопление : А/Конвектор без контрольного провода Если суммарная мощность конвекторов ниже 1100 Ватт , то вы можете напрямую подсоединить их к программируемому терморегулятору. Если же суммарная мощность выше 1100 Ватт, то вам необходимо подключить их через переключатель мощности для того, чтобы не превышать допустимую мощность программируемого терморегулятора.
|
2. Если у вас индивидуальное водяное отопление:
Вы можете подсоединить котел отопления напрямую с программируемым терморегулятором.
Однако в начале убедитесь в том, что его мощность не превышает 1100 Ватт.
4Выбор места расположения программируемого терморегулятора
Рекомендуемая высота – 1,50 м. Установите терморегулятор в легкодоступном месте, защищенным от источников тепла (камин, солнечный свет…) и сквозняков (окно, дверь).
Если вы устанавливаете только программатор, то можете выбрать для него любое место.
5Установка программируемого терморегулятора или программатора
Чтобы закрепить программируемый терморегулятор, сдвиньте крышечку и достаньте из отделения для батареек комплект шурупов и дюбелей.
Используя само устройство, для определения габаритов приложите его к стене в том месте, куда оно будет установлено, и отметьте с помощью отвертки место для двух прежних отверстий.
Это более надежно | |
| Имейте в виду, что ваш программируемый терморегулятор работает от батареек. Не забудьте приобрести их до начала установки устройства. |
6Подсоединение программируемого терморегулятора к сети
1. Схема подсоединения терморегулятора электрического отопления (без контрольно провода)
Если мощность конвекторов не превышает 1100 Ватт:
Нет необходимости устанавливать переключатель мощности. В этом случае схема подсоединения будет выглядеть так:
Если мощность конвекторов превышает 1100 Ватт:
Необходимо установить переключатель мощности. В этом случае схема подсоединения будет выглядеть так:
2. Схема подсоединения терморегулятора электрического отопления (с контрольным проводом)
Подсоедините фазу к клемме программатора под номером 2. Подсоедините все контрольные провода к клеммной колодке на электрораспределительном щитке. Протяните провод, общий для всех контрольных проводов, и подсоедините его к клеммам 1 или 3 программатора (каждая клемма для одной зоны).
Схема подсоединения программатора для двух зон отопления | ||
|
3. Схема подсоединения терморегулятора электрического отопления с контрольным проводом или без него с помощью «тока несущей частоты»
В подобных устройствах сигналы, исходящие от излучения «тока несущей частоты», передаются к электросети. Приемники, размещенные на конвекторах, принимают эти сигналы и, в зависимости от полученного сигнала, включают или не включают управляемые конвекторы.
Приемники необходимо выбирать в соответствии с тем, оснащены ли ваши конвекторы контрольным проводом или нет. Посоветуйтесь с консультантом отдела электрических товаров.
|
термостатический клапан для радиатора, как настроить регулятор тепла, термостат, вентиль, как правильно установить, как работает, как снять
Содержание:
Для управления теплоотдачей используется специальное устройство – терморегулятор для батарей отопления. Он устанавливается на радиаторы и позволяет настраивать их температуру. У терморегуляторов есть два нюанса – во-первых, их нельзя использовать с чугунными батареями, а во-вторых, терморегулятор способен менять только в пределах мощности отопительной системы, т.е. повысить температуру не получится. В данной статье будут рассмотрены терморегуляторы для батарей отопления.
Устройство терморегулятора
В конструкцию терморегулятора для отопительных батарей входит два элемента – термоклапан и термостатическая головка. Оба элемента имеют несколько параметров, позволяющих подбирать детали в зависимости от размеров труб и типа отопительной системы, на которую они будут устанавливаться. Регулируемый термостат на отопление выполнен в съемном формате, а на один и тот же клапан можно устанавливать разные головки, что обеспечивается стандартизацией посадочного места.
Учитывая разнообразие клапанов и регуляторов, нужно рассмотреть их особенности подробнее перед тем, как поставить регулятор тепла на батарею.
Различия и назначение термоклапана
Конструктивно термостатический клапан для радиатора отопления очень сильно напоминает стандартный вентиль. Устройство термоклапана включает в себя седло и запорный конус, позволяющий открывать или закрывать просвет, через который перемещается теплоноситель. Именно этот принцип лежит в основе работы клапана – регулируя количество теплоносителя, можно влиять на теплоотдачу радиатора.
Клапаны, устанавливаемые на однотрубную и двухтрубную разводку, имеют некоторые отличия:
- Термостатический вентиль для радиаторов однотрубной системы имеет более низкое гидравлическое сопротивление (обычно разница этой величины двукратная), которое позволяет сбалансировать систему;
- В системах с естественной циркуляцией теплоносителя обычно устанавливаются те же клапаны, что и для однотрубных систем – гидравлическое сопротивление в результате повысится, но нарушения работоспособности системы за этим не последует;
- Для двухтрубного отопления, соответственно, используются клапаны с увеличенным гидравлическим сопротивлением.
Использование неправильного типа клапана просто не позволит системе обеспечивать теплоотдачу, поэтому впоследствии придется думать о том, как снять терморегулятор с батареи. Кроме того, выбранный клапан нужно установить правильно – на каждом таком устройстве есть небольшая стрелка, указывающая направление тока теплоносителя.
Для изготовления клапанов могут использоваться следующие материалы:
- Бронза с покрытием из хрома и никеля;
- Латунь с никелевым покрытием;
- Нержавеющая сталь.
Все эти металлы защищены от воздействия коррозии, поэтому их и используют в отопительных системах. Самым выгодным вариантом является нержавейка – она отлично выдерживает заданные условия эксплуатации. Единственным недостатком нержавеющих клапанов является их высокая стоимость.
Клапаны из латуни и бронзы более распространены и доступны, а срок их службы находится почти на одинаковом уровне. При выборе таких клапанов стоит обращать внимание на производителя – компании с хорошей репутацией следят за качеством используемых сплавов, в отличие от неизвестных фирм, выпускающих изделия откровенно сомнительного качества.
Последнее отличие клапанов – тип исполнения. Существуют прямые и угловые клапаны, и выбор подходящего типа осуществляется в зависимости от того, как в системе устанавливаются радиаторы.
Виды термостатических клапанов для радиаторов отопления
В терморегуляторах может использоваться три типа термостатических головок:
- Ручные;
- Механические;
- Электронные.
Любой регулятор тепла на батарею используется для решения одних и тех же задач, но отличий в их использовании довольно много, поэтому стоит рассмотреть каждый из них подробнее, и разобраться, как убавить батарею отопления с помощью того или иного устройства.
Ручные головки
Термостатические головки с ручным управлением по принципу действия полностью повторяют обычный кран – поворот регулятора напрямую влияет на количество проходящего через устройство теплоносителя. Как правило, такие регуляторы устанавливаются с двух сторон от радиатора вместо шаровых кранов. Изменение температуры теплоносителя осуществляется вручную.
Ручные термостатические головки – это самые простые и надежные устройства, отличающиеся в первую очередь небольшой стоимостью. Недостаток всего лишь один – настраивать термостатический кран радиаторов приходится в ручном режиме, ориентируясь лишь на ощущения.
Механические регуляторы тепла на батарее
Данный вид головок отличается от предыдущих тем, что здесь уже появляется возможность регулировки температуры в автоматическом режиме. Главным элементом конструкции является сильфон – эластичный элемент цилиндрической формы, заполненный температурным агентом. Температурный агент – это жидкость или газ с большим коэффициентом температурного расширения.
Процесс регулирования температуры при использовании механического регулятора происходит следующим образом:
- Сильфон подпирает шток, который закрывает просвет клапана;
- При увеличении температуры вещества в сильфоне начинается давления на шток, и он постепенно опускается, закрывая проходное сечение;
- Проходящий через радиатор объем теплоносителя уменьшается, что провоцирует его остывание;
- Температурный агент тоже остывает и возвращается в исходное состояние, поднимая шток;
- При поднятом штоке теплоноситель снова поступает в радиатор в полном объеме, и после этого цикл повторяется.
В качестве температурного агента может использоваться газ или жидкость, в зависимости от чего и выделяют два вида сильфонов:
- Газовые. Характеризуются более высокой скоростью реакции на температурные изменения, но на порядок сложнее в производстве.
- Жидкостные. Жидкость изменяет свой объем несколько медленнее, но такой сильфон легче создавать.
Учитывая то, что при использовании любого регулятора температура поддерживается в пределах 1 градуса, то на выбор этот параметр практически не влияет. Гораздо важнее то, что жидкостные регуляторы более доступны, поэтому их используют гораздо чаще.
Механические термостатические головки устанавливаются по направлению к центру комнаты – такое расположение повысит точность измерения температуры. Конечно, из-за крупных размеров установить головку подобным образом не всегда получается, и для этих ситуаций отлично подходят выносные датчики.
Выносной датчик подключается к регулятору посредством небольшой трубки, которая и будет передавать устройству информацию об изменениях температуры в выбранной точке комнаты. При таком контроле достигается высокая точность поддержания температурного режима, но у выносных датчиков есть заметный недостаток – они обходятся довольно дорого.
Электронные регуляторы
Последний вид терморегуляторов – электронные. Такие регуляторы тепла на батареи отопления имеют наибольший размер, поэтому с их размещением в некоторых ситуациях придется повозиться. Помимо непосредственно электронных элементов, таким регуляторам требуется еще и питание (для стандартных изделий обычно хватает двух небольших батареек).
Все действия штока в клапане контролируются находящимся в регуляторе микропроцессором – а электронные изделия всегда имеют максимальную точность контроля и некоторые дополнительные возможности. Одной из самых популярных опций является возможность настраивать теплоотдачу радиаторов в зависимости от времени суток. Например, электронный терморегулятор для радиатора отопления можно настроить так, чтобы ночью температура опускалась на несколько градусов для более комфортного сна, а днем – возвращалась к исходному значению.
Из достоинств электронных терморегуляторов можно отметить предельно точный контроль и наличие дополнительных возможностей. Недостатки – довольно крупные размеры, высокая стоимость и необходимость периодически менять батарейки (впрочем, обычно пары батареек хватает на несколько лет бесперебойной службы регулятора).
Установка вентиля
Терморегуляторы могут устанавливаться как на входном патрубке радиатора, так и на выходе – на эффективность устройства это никак не повлияет. Тем не менее, перед установкой устройства нужно узнать, как работает терморегулятор на батарее, и изучить ряд параметров, которые влияют на функциональность и работоспособность устройства.
В частности, при установке нужно подумать о том, на какой высоте будет располагаться устройство – этот параметр является одной из основных характеристик терморегуляторов. Все устройства данного типа настраиваются еще на заводе, причем этот процесс выполняется с расчетом на то, что терморегулятор будет подключаться к верхнему коллектору радиатора – а это высота около 60-80 см над уровнем пола.
Разумеется, такой вариант невозможно использовать в том случае, если радиаторы устанавливались методом нижнего подключения. Для решения этой проблемы существует три решения – найти для радиаторов кран с терморегулятором, монтируемым снизу, установить выносной датчик или же самостоятельно выполнить настройки термостатической головки. Настройка регулятора не отличается особой сложностью, а технология этого процесса обычно описывается в приложенной к прибору документации.
Термостат на батарею устанавливается по стандартной технологии – под резьбу, имеющуюся на клапане, нужно подобрать соответствующие фитинги, или же попросту нарезать подходящую резьбу на самой трубе. Главное – продумать эти нюансы перед тем, как установить терморегулятор на отопительные батареи.
Особым пунктом стоит вопрос о том, как правильно установить терморегулятор на батарею в многоквартирном доме. При однотрубной разводке обязательным элементом системы будет являться байпас – конструктивный элемент, расположенный до батареи и соединяющий две трубы между собой. При отсутствии байпаса получится очень неприятный момент – терморегулятор будет менять температуру всего стояка. Разумеется, это не та цель, которую преследует установка терморегулятора, да и величина возможного штрафа за такое воздействие на отопление весьма значительна.
Настройка термостата — как правильно настроить
Как уже говорилось выше, каждый терморегулятор проходит этап заводской настройки. Конечно, таким устройством можно пользоваться сразу после установки, но его параметры с большой вероятностью не будут соответствовать желаемым. Разумеется, в таком случае нужно заняться настройкой регулятора. Перед тем, как настроить терморегулятор, нужно запустить отопительную систему и повесить термометр в точке помещения, где будет измеряться его температура.
Процесс настройки сводится к следующим операциям:
- Двери и окна в помещение нужно закрыть. Головка термостата устанавливается в положение, соответствующее полному открытию просвета. Помещение начнет прогреваться. Далее нужно подождать до того момента, пока температура не станет превышать желаемую примерно на 5 градусов, после чего регулятор необходимо перевести в закрытое положение.
- При закрытом регуляторе батарея начнет постепенно остывать. В какой-то момент температура в помещении дойдет до кажущегося максимально комфортным уровня. Именно на этом этапе нужно начать постепенно поворачивать, чтобы теплоноситель постепенно поступал в радиатор. Когда из отопительного прибора донесется шум теплоносителя, а радиатор начнет греться, нужно остановиться и запомнить, в каком положении находится регулятор в данный момент. Вот и все – чтобы создать нужную температуру в помещении, достаточно будет выставить терморегулятор именно в такое положение.
Регулировку батарей можно провести несколько раз – например, в разное время года. Запомнив все положения регулятора, процесс каждой последующей настройки можно упростить до предела.
Заключение
Термостат для радиатора отопления – это немаловажный элемент отопительной системы, позволяющий настраивать теплоотдачу батарей в индивидуальном порядке. Выбор и монтаж терморегуляторов не отличаются особой сложностью, поэтому, грамотно подойдя к этим вопросам, вполне можно сделать всю работу своими руками.