Дизайн эклектика – Эклектика в дизайне интерьера > 80 фото. Как создать интерьер в эклектичном стиле?

Эклектика в современном дизайне

Эклектизм в дизайне

Концепция эклектики применительно к искусству хорошо определена. Йохан Иоахим Винкельманн был первым ученым, кто применил этот термин к описанию работы художника эпохи барокко Карраччи, Его картины он интерпретировал как «сочетание классических и ренессансных элементов». Термин «эклектика» применительно к дизайну указывает на использование или сочетание различных стилей разных эпох и этносов.

Понятие «эклектизм» по-прежнему применяется сегодня к интерьерам, которые включают элементы из множества стилей и направлений, например, французское кантри, ретро-стилистика американского Юго-Запада и несколько десятков других стилей.

Дизайн интерьера, который использует более чем один стиль, должен стремиться к гармоничности и сбалансированности, даже когда в нем используются предметы разной эстетики. Этого можно добиться различными способами, например, посредством цвета, мотива, материалов, текстур и форм. Это пример, когда у дизайнера может быть больше свободы в выборе элементов для оформления пространства, но он должен уделять пристальное внимание тому, как каждый элемент соединяется с другими и вписывается в целое. Тут требуется юркая мысль, творческий подход и внимание к деталям.

Эклектика — это настоящая методология, или особый подход к дизайну. Именно в XIX  веке эклектика вошла архитектуру и проявилась в создании исторических движений в Британии. Эклектизм одновременно сопровождал неоготику, неогреческое направление, Французскую Вторую Империю, неороманское и неоренессансное направления, итальянетте и другие.

С еще большим энтузиазмом эклектика была воспринята в США во второй половине XIX –начале XX века, когда появились викторианские вариации на исторические стили. Эклектичная архитектура проникла в эстетику Австралии в конце 1900-х и начале 20-го века.

Этот термин обычно применялся к экстерьерам, будь то частная, коммерческая или религиозная постройка, но также может использоваться относительно викторианских интерьеров. К концу XIX века эклектика была достаточно популярна, даже интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров создавались в этом направлении.

Викторианский дизайн интерьера

Дизайн интерьера, когда он выполняется по методологии эклектики, означает, что декор и обстановка собраны из нескольких географических источников или впечатляющих элементов из отдельных стилей, но все предметы соотнесены друг с другом в границах комнаты. Эта методология дизайна, отточенная в эпоху королевы Виктории, на самом деле является естественным отражением модернизма. На рубеже XIX и XX веков на Западе до эпохи постмодерна были годы фундаментальных технических достижений, исследований и открытий, кульминацией которых стали глобализм, повышение качества жизни и грамотность населения.

Во-первых, широкая общественность стала частью растущего среднего класса. Люди впервые получили доступ к продуктам, которые ранее были недоступны из-за ручного производства.

Кроме того, индустриализация, появление машинных процессов и более дешевое производство и инновации в материалах— например, создание фанеры и чугуна — означали, что больше людей могли покупать декоративные вещицы: часы, фарфор, обои, мебель, ковры, —  потому что они стали в разы дешевле.

Во-вторых, колонизация отдаленных мест, таких как Азия и Африка, означала ввоз экзотических продуктов, многие из которых можно было использовать в декоре: китайские вазы, персидские ковры и т. д. Кроме того, постройка железной дороги и пароходов позволило многим путешествовать по стране или за рубеж, чтобы посмотреть мир как турист, посетить те места, о которых печатали в популярных книгах, газетах, журналах. Мир публицистики также знакомил людей с историческими стилями: стиль боз-ар или возрождение Людовика XIV, например, хорошо прослеживается в Чикаго. К сожалению, массовое производство и широкая доступность продукции сочетались со снижением качества промышленных товаров. Часто дизайн превращался в китч, безмерное накопительство.

Люди викторианской эпохи хотели украсить свои дома в соответствии с новыми возможностями и культурными открытиями. Шкафы любознательности — то, что сегодня называется сувенирная полка — отражали это. В конструкциях из дерева и стекла были полки, на которых можно разместить разнообразные сувениры: экзотические, странные, романтические, причудливые — которые вызывали интерес у гостей.

Эклектизм распространяется и на дизайн мебели. Восточные методы производства и азиатские мотивы активно использовались в продукции: например, японская глазурь, турецкий диван. Эпоха Виктории означала разнообразие мебели. Ее изготавливали во всевозможных стилях: викторианская готика, французский ренессанс были популярными стилями для стульев, комодов, кроватей, столов, диванов и прочего. Тем не менее, материалы, из которых их изготавливали, были невозможны в те эпохи. Мебель делали из чугуна, папье-маше и других современных для XIX века материалов.

Эклектизм был не определением конкретной эстетики, а был отражением разных влияний в дизайне, заимствованными из исторических эпох. Инновация эклектики заключается в том, что она дала дизайнерам выбор, основанный на индивидуальном вкусе, необходимости и склонности. Отсюда возникло множество других художественных и стилистических движений, а к XX веку — авангард в искусстве, который был инновационным, экспериментальным и подчас шокирующим подходом к искусству и эстетике.

Как создать дизайн в стиле эклектика: оформление и обустройство интерьеров

Современный дизайн приветствует лаконичные формы и активное смешение стилей.  Эклектика создает гармоничный образ жилища, сочетая контрастные фактуры, разные цвета и диаметрально противоположные стили.

Термин «eclectica» имеет греческие корни и переводится как  «умеющий выбирать». В искусстве и архитектуре он означает сочетание разных стилей в одном целом (барокко-модерн, классицизм-ампир, этнический стиль-хай-тек, а также дизайн в эко стиле). В последнее десятилетие дизайн квартир в стиле эклектика прочно занял лидирующие позиции в тенденциях оформления интерьеров.

Как узнать эклектику по его отличительным чертам в дизайне

Эклектический стиль в любом дизайне можно легко узнать, увидев сочетание нескольких исторических стилей. Они объединены цветом и текстурой материалов. Эклектика в дизайне стала популярной благодаря тому, что обеспечила удобство и комфорт, гармонично сочетая современность и прошлое.

Комната в стиле эклектикаДизайн комнаты в стиле эклектика

Считают, что эклектику предпочитают люди свободные и ценящие комфорт. Она легко насыщает пространство разными стилями, что очень актуально для семей, живущих в одной квартире или доме. Ведь у каждого будет своя территория, оформленная по его вкусу.

Оформляем интерьер дома «эклектично»

Эклектика в дизайне интерьера дает все возможности для того, чтобы создать уникальный интерьер. В нем обязательно сочетаются вещи и мебель, принадлежащие разным эпохам.

Очень часто такой интерьер наполнен закругленными формами и насыщен изогнутыми линиями.

Дизайнеры используют при оформлении много текстиля и декора в английском стиле и не только. Большой плюс в том, что можно смело сочетать разные материалы (в том числе отделочные), например, декоративную штукатурку и ламинат, вышитый гобелен и современный паркет. Примеры вы можете наблюдать ниже на фото.

Какую мебель выбрать, чтобы соответствовать эклектическому направлению?

Эклектика в мебели позволяет сделать ее необычной и одновременно удобной. Поверхность часто декорируют рисунками в форме полос, зигзагов. Ножки кресел, стульев могут быть резными, изогнутыми, а их обивка – стеганной, расшитой золотой нитью. Винтажный столик и современное дизайнерское кресло, кровать с балдахином и туалетный столик в стиле арт-деко смотрятся как одно целое, несмотря на разницу  в стилях.

Выбирая мебель, нужно обязательно следить за тем, чтобы она смотрелась гармонично и не создавала эффект китча. Переизбыток декора, контраста фактур, замысловатых линий в интерьере сотрет лицо жилища и превратит эклектику квартиры в бессмысленную массу вещей.

Как обыграть эклектику в интерьере спальни: простые советы

Часто самой трудной зоной для оформления становится спальня. Эклектика позволит оформить комнату так, чтобы учесть предпочтения и привычки нескольких людей. Спальня в стиле eklektik может гармонично сочетать в себе даже такие контрастные элементы как этника и стиль бохо, кантри, цветочный принт и грубую отделку мебели.

Рекомендуем ознаомиться
houseadvice_2115319029

Делаем квартиру в эко стиле: основные правила и рекомендации

Цветовое решение может быть любым, но акцент нужно ставить либо на пастельных либо на ярких тонах. Часто используют такие вариативные пары как: старинный канделябр – пластиковая мебель, шелковые обои и деревянная мебель; контраст между фактурами мебели в сочетании со строгим напольным покрытием.

Основные элементы эклектичного декора

Для многих квартира в стиле эклектика это мечта всей жизни. Но воплотить ее в жизнь не так уж сложно. Это реально сделать не только с помощью дизайнера, но  самостоятельно. Например, в кухне можно сочетать фасады песочных цветов с темной столешницей, в коридоре оригинально будут сочетаться старинная рама в стиле барокко и квадратный черный пуф с журнальным столиком строгих линий.

Квартира в стиле эклектикаИнтерьер квартиры в стиле эклектика

Главное, не забыть включить в интерьер хотя бы несколько стилевых элементов эклектики:

  • цветочный принт;
  • этнические элементы;
  • винтаж;
  • современная мебель;
  • замысловатый декор;
  • контраст фактур;
  • яркие цвета;
  • пастельный фон.

Эклектик занимает в дизайне лидирующие позиции благодаря свойству идеально сочетать разные фактуры, принты и стили.

Эклектика (архитектура) — Википедия

Эклектика (от др.-греч. ἐκλεκτός — «выбирающий», «отбирающий»)[1] — художественное направление в архитектуре, ориентированное на использование в одном сооружении различных форм искусства прошлого в любых сочетаниях[2]; обычно проявляется в периоды смены больших художественных систем[3].

В отечественной историографии термин «эклектика» долгое время употребляли в качестве синонима термину «историзм». Для разграничения этих понятий и устранения в термине «эклектика» негативных смысловых коннотаций, появившихся на рубеже XIX—XX веков, историки искусства приняли термин «историзм»[4][5][6].

Эклектика в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве представляет собой сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления зданий или художественных изделий, имеющих иной смысл и назначение. Эклектика в искусстве обычно служит эффектной декорацией для произведения культуры, ещё не выработавшей собственного стиля [7]. Поэтому эклектика в большинстве случаев означает отсутствие стилевой целостности[8].

В отличие от приверженцев популярного в конце XIX — начале XX века историзма, где от творца требуется соответствие идеи композиции выбранному стилизуемому образцу (своего рода ностальгия)[9], творческий метод архитектурной эклектики предполагает вы­бор отдельных стилевых компонентов с це­лью создания оригинального и внешне привлекательного произведения независимо от функции по­строй­ки [6].

Эклектика может проявляться в композиции здания историзма в качестве смешения разнородных форм (Дворец правосудия в Брюсселе)[10]. Она может соединять как родственные стили (римский тип храма с греческими колоннами), так и совершенно различные (ренессансный портик рядом с египетскими колоннами, мавританскими оконными проёмами и готическим шпилем). Выбор продиктован временны́ми (как в историзме) или территориальными (как в экзотизме (фр.)) особенностями[11].

Элементы эклектики присутствуют в архитектуре разных стран и эпох. Например, в архитектуре эллинизма в качестве соединения традиций эллинского и ближневосточного искусства, в архитектуре поздней Римской империив произвольной комбинации форм, заимствованных из строительного искусства Греции, Египта и Передней Азии [3].

В XI веке в романской архитектуре южной Италии (Кафедральный собор Палермо, Палатинская капелла) эклектика проявилась в арабо-нормандском стиле[12].

Развитие эклектики в 1830-е годы связано с кризисом эс­те­тики классицизма и стремлением ар­хи­тек­то­ров к боль­шей твор­че­ской свободе[6]. В архитектуре и декоративном искусстве с середины XIX века эклектика стала сложным, многосоставным псевдостилем в оформлении построек новых типов: крупных административных и зрелищных зданий, доходных домов, промышленных и транспортных сооружений. Мотивы готики, Ренессанса и барокко на крупных фасадах образовывали дробную сетку декора. Свобода выбора и размещения мотивов в эклектической архитектуре подготовляла вольное изобретение мотивов в последующие периоды[7].

В России термин «эклектика» впервые употребил Н. В. Гоголь. В статье «Об архитектуре нынешнего времени» (1831) Гоголь вопрошал: почему бы в Петербурге не строить помимо «греческих и римских храмов» готические башни, мавританские минареты и китайские пагоды? После несколько наивных призывов к расширению исторических прототипов писатель делает ряд замечаний о «мнимости» и «прекрасном мираже хорошей эклектической архитектуры»[13]. Гоголь подчёркивал атектоничные качества «архитектуры умного выбора» (так он интерпретировал греческое слово «эклектика»). В его фантазиях архитектура представляет собой некие висящие в воздухе ажурные арки, галереи, лоджии. Под влиянием Гоголя написана статья его друга, литератора Н. В. Кукольника в редактируемой им «Художественной газете»[14]:

«Наш век эклектический; во всём у него характеристическая черта — умный выбор». Архитекторы «со вкусом стали преодолевать «столбовое однообразие» (имеются в виду ордерные колоннады классицизма)… «Роды архитектуры перемешиваются и производят новые…».

Отсутствие чёт­ко сформулированных формальных критериев и хаотичное соединение разнородных эле­мен­тов вы­зы­ва­ли критику и при­да­ли тер­мину «эклектика» негативную окраску. Тем не ме­нее, эклектический метод ши­ро­ко использовался для па­рад­но­го строи­тель­ст­ва (здания музеев, те­ат­ров, вокзалов, торговых пассажей и др.)[6]. Эклектика проявилась также в архитектуре постмодернизма XX века[2].

Отсутствие чёт­ко сформулированных формальных критериев и хаотичное соединение разнородных эле­мен­тов вы­зы­ва­ли критику и при­да­ли тер­мину «эклектика» негативную окраску. Тем не ме­нее, эклектический метод ши­ро­ко использовался для па­рад­но­го строи­тель­ст­ва (здания музеев, те­ат­ров, вокзалов, торговых пассажей и др.)[6]. Эклектика проявилась также в архитектуре постмодернизма XX века[2]. Е. И. Кириченко выделяла следующие периоды эклектики (считая историзм одним из её этапов)[15]:

  • 1800—1810-е годы: зарождение эклектики,
  • конец 1820-х — 1840-е годы: зрелость романтической фазы эклектики,
  • 1850—1860-е годы: угасание эклектики и развитие архитектуры историзма,
  • 1870—1890-е годы: полное развтие историзма.

В. Г. Лисовский отмечает принципиальное отличие «историзма» от «эклектики»; последнее направление на раннем этапе стремилось к идентичности оригиналу, а на позднем приобрело большую самостоятельность. А. Л. Пунин называет метод эклектики середины XIX века «ретроспективным стилизаторством» и отмечает развитие в последней трети века «эклектического стиля» внутри эклектики[15].В. Г. Власов подчёркивает в эклектике «искусственное, вторичное соединение элементов содержания и формы, имеющих различное происхождение»[16]. В. С. Горюнов и М. П. Тубли отмечали «переходный характер» архитектуры эклектики, преодолённый позднее «антиэклектической направленностью» искусства модерна[17].

Некоторые представители архитектурного направления:

  1. Лисовский Владимир Григорьевич. Архитектура России XVIII – начала XX века. Поиски национального стиля. — Белый город, 2009. — С. 6. — 567 с.
  2. 1 2 3 Nikolaus Pevsner, Hugh Honour, John Fleming. Lexikon der Weltarchitektur. — 3 издание. — München: Prestel, 1992. — ISBN 3-7913-1238-3.
  3. 1 2 Юсупов, Э. С. Словарь терминов архитектуры. — СПб.: Фонд «Ленингр. галерея», 1994. — 416 с. — ISBN 5-85825-004-1.
  4. Сергей Николаевич Погодин, Алексей Малинов. Фигуры истории, или, «Общие места» историографии. — Изд-во «Северная звезда», 2005. — С. 92. — 472 с.
  5. Галина Александровна Принцева. Культура и искусство России XIX века: новые материалы и исследования : сборник статей. — «Искусство,» Ленинградское отд-ние, 1985. — С. 6. — 184 с.
  6. 1 2 3 4 5 Д. П. Шульгина. Эклектизм (неопр.). Большая российская энциклопедия — электронная версия. Министерство культуры Российской Федерации. Дата обращения 11 июля 2018.
  7. 1 2 Словарь терминов (неопр.). Российская академия художеств. www.rah.ru. Дата обращения 15 октября 2017.
  8. Виктор Власов. Теория формообразования в изобразительном искусстве. — Санкт-Петербургский университет, 2017. — 386 с. — ISBN 9785040866755.
  9. Hamlin, T. The Rise of Eclecticism in New York (англ.) // Journal of the Society of Architectural Historians. — 1952. — № 11. — С. 3–8.
  10. Fritz Baumgart. DuMont’s kleines Sachlexikon der Architektur. — Köln, 1977.
  11. Vittorio Magnago Lampugnani. Hatje Lexikon der Architektur des 20. Jahrhunderts: Das umfassende Nachschlagewerk zur Architektur unserer Zeit mit 511 Stichwörtern und ausführlichen Literaturangaben. — Stuttgart: Hatje Cantz Verlag, 1998. — 440 с. — ISBN 9783775707381.
  12. Wilfried Koch. Baustilkunde – Europäische Baukunst von der Antike bis zur Gegenwart. — München: Orbis-Verlag, 1988. — С. 136. — ISBN 3-572-05927-5.
  13. Гоголь, Н. В. Собрание сочинений в 6 т.. — М.: Гослитиздат, 1953. — Т. 6. — С. 47.
  14. ↑ Кукольник, Н. В. Новые постройки в Петергофе / Н. В. Кукольник // Художественная газета. — 1837. — № 11-12. — С. 175—177
  15. 1 2 Евгения Михайловна Кишкинова. «Византийское возрождение» в архитектуре России: середина ХІХ-начало ХХ века. — Искусство-СПБ, 2006. — С. 5—6. — 266 с.
  16. Власов В. Г. Эклектика, эклектичность, эклектическое мышление. — Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т.. — СПб.: Азбука-Классика, 2010. — Т. 10. — С. 632—641.
  17. Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера. — СПб.: Стройиздат, 1992.

Эклектика — Архитектурные стили — Дизайн и архитектура растут здесь

Термин «эклектика» означает смешение, сочетание различных стилей, форм и методов. Стиль эклектика существует в архитектуре, дизайне и моде уже на протяжении многих лет. В широком смысле понятие также применяется в философии, психологии и изобразительном искусстве. С  середины XIX века это явление стало активно проникать практически во все сферы деятельности, и в настоящее время это одно из наиболее значимых и популярных направлений в искусстве, дизайне и архитектуре.

 

Эклектика в архитектуре

В Европе и в России расцвет эклектики как направления в архитектуре пришёлся на 1830-1890-е годы. В зарубежной терминологии это явление называется романтизмом, так как именно романтические тенденции в искусстве легли в основу нового стиля. Также применяются понятия «beaux-art» (боз-ар) и «историзм». В первом случае название берет свои истоки от школы прикладных искусств во Франции, которая придерживалась греческих и римских традиций. Второе же название употребляется, поскольку смешиваются так называемые «исторические» стили. К таковым относятся многие неостили (неоренессанс, неоготика, необарокко и пр.), которые часто сочетаются с элементами барокко, ампира и классицизма. 

Так или иначе, склонность к эклектичности существовала всегда, поскольку смешение стилей часто присутствовало и в архитектуре, и в оформлении интерьеров. Однако самостоятельным течением её признали лишь в XIX веке, когда появилась необходимость в обобщении уже существующих стилей и вместе с тем – в создании новых.

Изначально архитектурная эклектика воспринималась как явление отрицательное и несколько гротескное, так как она нарушала традиционные законы гармонии пространства и стиля. Это явление считалось показателем отсутствия стилистических норм.

Однако позже, примерно в середине XX века, популярность эклектики как стиля начала возрастать, ее стали рассматривать как альтернативу типичной и однообразной архитектуре. К числу наиболее влиятельных сторонников этого направления в России относятся Штакеншнейдер А.И., Быковский М.Д., Тон К. А., Каминский А. С., Клейн Р. И., Парланд А. А., Померанцев А. Н., Чичагов Д. Н., Шретер В.А и многие другие. 

В настоящее время эклектика допускает любые комбинации. Вместе с этим объекты, выполненные в духе эклектичности, обладают определённой стилевой и композиционной структуру, которая имеет название «архитектурный ордер». Внешний вид и архитектурные особенности зданий в стиле эклектика зачастую зависят от их функций и назначения. Так что, допуская самые неожиданные комбинации, эклектическое направление всё же придерживается ряда определённых формальных правил, и всё же при этом все проекты отличаются друг от друга.

С появлением эклектики архитектурный ордер перестал быть главным (и фактически единственным) критерием для оценки архитектуры.

Таким образом, эклектика имела существенное значение с точки зрения расширения стилистического диапазона и архитектурной вариативности. Фактически она позволила не только эксплуатировать уже имеющиеся образы, но и создавать новые. В настоящее время эклектика – явление даже более распространённое, чем в период своего расцвета. Она имеет отношение не только к архитектуре, но и к дизайну – как интерьеров, так и одежды.

Примеры эклектики в архитектуре

И в России, и за рубежом было создано большое количество проектов: от храмов и музеев до жилых домов. Архитектурные объекты в стиле эклектика встречаются по всему миру и существенно отличаются друг от друга, несмотря на принадлежность к одному стилю. Это ещё раз доказывает, что с появлением эклектики у архитекторов стало больше возможностей для выражения своих замыслов.

Эталоном может считаться здание оперы Гарнье, которое является примером стиля боз-ар. Внимания заслуживает не только роскошный зрительный зал необычной формы, украшенный бархатом и позолотой, но и фойе, выполненное в виде галереи с окнами.

Также в здании оперы есть библиотека-музей, где хранятся архивы и проводятся выставки. 

Ещё один архитектурный объект – здание Рейхстага в Берлине.

Его купол выполнен из стекла и стали, на вершине находится смотровая площадка. Конструкция здания – это не только сочетание оригинальных архитектурных элементов, но и экологичная энергосистема.

В архитектуре Скандинавии к эклектичным зданиям можно отнести театр оперный театр в Осло. Эта современная постройка из камня и металла органично вписывается в норвежский пейзаж и сочетается с морским портом. Характерным элементом здания является наклонная крыша.

В американской архитектуре одним из символов эклектики может служить здание небоскреба «Вулворт» в Нью-Йорке. Здание разделено на вертикальные секции, наверху расположены башни – ярусная башня с пирамидой, а также боковые башенки. Оно было построено в начале XX века и до сих пор остаётся одним из наиболее примечательных объектов.

Одним из наиболее ярких примеров эклектики в архитектуре России может служить храм Христа Спасителя, построенного в Русско-византийском стиле К.А. Тоном. Это здание с 36 внешними колоннами, 20 арками, 60 окнами и 12 наружными дверями. Позолоченные купола сужаются кверху, главы оформлены в виде 8-угольных башен.  Внутренняя конструкция здания поддерживается 4 столбами; вокруг всего храма проходит внутренний коридор. 

Существуют и здания, которые стали относить к стилю эклектика лишь в результате постепенных изменений. Так, например, Дворец связи, расположенный в центре Мадрида, изначально был построен в стиле модерн. Однако он претерпел множество модификаций и реконструкций. В связи с разным видением архитекторов его стиль стал довольно неоднозначным. В настоящее время в его облике присутствуют элементы неоплатереско, барокко и сецессиона. В здании появилась галерея и стеклянный купол.

 

История эклектики как стиля

Стиль эклектика развился в XIX веке в связи с тем, что появился конфликт между существующими стилями и направлениями – они были не в состоянии в полной мере отразить связь между искусством и общественной жизнью. Именно поэтому появилась необходимость в том, чтобы обобщить все тенденции и привнести в привычную обстановку нечто новое.

Во Франции эклектика впервые нашла своё выражение в стиле Второй Ампир во времена правления короля Луи-Филиппа (1830-1848). Она появилась в противовес барокко и рококо, поэтому концепция интерьера в этот период кардинально поменялась. Наиболее популярными материалами стали «тяжелые» ткани (бархат, плюш) тёмных насыщенных цветов, а также натуральная кожа. Позолота и прочие элементы роскоши стали использоваться реже, хотя не исчезли совсем. Акцент стали делать на тяжёлых рамах, вазах, часах и прочих элементах. 

Что касается предметов мебели, то порой они были не очень удобными, так как целью было привлечение внимания, эпатаж. Тенденция нашла своё продолжение и в период правления Наполеона III (1871- 1940).

В Великобритании расцвет эклектики пришёлся на период с 1840 по 1900 гг., когда царил Викторианский стиль. Чаще всего он сочетал в себе рококо, готику, а также английские, африканские, индийские мотивы.

Этот стиль стал проявлением роскоши и статуса, без каких-либо негативных ассоциаций; до сих пор он считается образцом английского интерьера. Монументальная и в то же время изящная мебель, камин, абажуры, мягкие кресла и ковры были неотъемлемыми атрибутами традиционного и в то же время эклектичного интерьера. Приглушённые тёплые тона, тёмное дерево и кованые предметы декора – всё это создавало атмосферу уюта и надёжности.

В современных интерьерах чаще всего сочетают прованс и шебби-шик. Оформить помещение в этих стилях гораздо проще, и они могут считаться максимально близкими к Викторианскому. 

В России черты эклектики наиболее ярко проявились в Неоготике, Русско-византийском и Русском стилях. 

Неоготика (её также называли псевдоготикой) была распространена по всему миру. Для неё было характерно выборочное использование элементов готического стиля, которые сочетались с элементами Барокко. Примерами могут служить Ласточкино гнездо в Крыму и подмосковная Царицынская усадьба.

Русско-византийская архитектура была предвестником Псевдорусского стиля и была представлена преимущественно соборами и храмами, в числе которых храм Христа Спасителя и Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме. Русский стиль можно назвать логическим продолжением данной тенденции, допускающим сочетание целого ряда стилей – от романтизма до модерна, периодически допускалась интерпретация древнерусских мотивов. Одним из наиболее выдающихся проектов этого периода стал архитектурный ансамбль Кремля. 

Новый виток развития начался в послевоенные годы, когда появилась потребность в поиске новых архитектурных форм. 

 

Эклектика в интерьере


По сути, практически любой интерьер – это смешение стилей, однако далеко не каждый из них эклектичен. При создании интерьера в стиле эклектика стоит помнить о том, что нельзя просто соединить элементы разных стилей в произвольном порядке, в эклектике тоже есть своя система и определённые правила. 

Сочетаемость

Эклектика – это контраст, но он основан на том, что противоположные вещи тоже могут сочетаться.

Так, схожие текстуры или формы разных предметов мебели вполне могут служить основанием для их соседства. Ведь различные стили появлялись в ответ на предшествующие, так что, если постараться, всегда можно найти общие черты. В правильно оформленном интерьере должно присутствовать ощущение единства всех деталей. Например, классический стиль и кантри могут прекрасно дополнять друг друга за счёт того, что для обеих тенденций характерны мягкие тона, деревянная мебель и ненавязчивые формы.  

Повторяющиеся элементы

Ничто так не объединяет разноплановые предметы интерьера, как повторяющиеся цвета, формы и рисунки. Так, например, узор столика, повторяющий узор дивана или штор, создаст ощущение единства стиля. Это не обязательно должен быть какой-то сложный орнамент, могут быть и геометрические фигуры. Важно отметить, что геометричность и чёткость линий являются характерными для такого стиля. Это же правило касается и цветов: общие элементы необходимы в эклектичном интерьере.

Композиция

Очень важно правильно разделить помещение на зоны.  Нужно группировать мебель и декор так, чтобы не создавалось ощущения загромождённости и беспорядка. Предметы, которые лучше всего сочетаются, стоит расположить рядом, и их не обязательно должно быть много. Довольно удобно, что при желании любые элементы можно заменять, не нарушая при этом единства стиля.

При этом важно создать какой-либо центральный элемент, на котором будет концентрироваться внимание. Например, если в помещении висят оригинальные, бросающиеся в глаза настенные часы квадратной формы, постарайтесь повторить квадратный узор в текстиле или поставить в центре квадратный кофейный столик.

Акцент может быть сделан абсолютно на любом предмете, будь то ковёр или самурайский меч. Главное – гармонично сочетать такие вещи с обстановкой помещения в целом, по этой причине вполне возможно руководствоваться правилами тех стилей, которые соединяются в интерьере. Профессиональные дизайнеры советуют выбирать 2 или 3, чтобы было проще справиться с компоновкой, да и выглядеть это будет гораздо элегантней. 

Порой центром композиции становится предмет декора, совершенно не похожий на остальные. Однако сделать это может быть довольно сложно, поэтому чаще всего выбираются предметы, которые обладают более-менее схожими чертами и одинаково удачно вписываются в интерьер.

Многослойность

Эклектика подразумевает глубину, а это означает, что пространство должно быть объёмным.

 

По этой причине для такого стиля характерно обилие диванных подушек, ковров, сложных драпировок. Кроме того, можно удачно сыграть на текстурах: сочетание матовых и глянцевых поверхностей даёт возможность разделить помещение на секции.

Сами поверхности могут быть рельефными, переходящими из одного вида в другой. Например, в стену, обклеенную обоями, может быть встроена декоративная 3D панель, делающая интерьер более многомерным и современным. Также довольно популярны многоуровневые натяжные потолки.

Цветовая гамма

Прежде всего, очень важно выбрать универсальный нейтральный фон, который позволит использовать любые цвета в интерьере. Это не обязательно должен быть белый – бежевый, светлый жёлтый или серый цвета также отлично подойдут в качестве базовых цветов. Такой ход позволит сделать акцент на ярких картинах, постерах или занавесках. Это позволит избежать аляповатости и разбавить интенсивные расцветки, чтобы глаза не уставали и интерьер не надоедал. 

Можно пойти и другим путём: нейтральный фон может переходить в более насыщенные цвета той же гаммы либо контрастировать с мебелью. Такой вариант подойдёт для более элегантного оформления помещений. Всё зависит от того, какие стили вы намерены сочетать, и от ваших собственных предпочтений.

Декор

Стиль эклектика при любой неординарный декор: это могут быть пуфы ярких расцветок, картины любого жанра, винтажные вещи, экстравагантные статуэтки, массивные часы и зеркала в тяжелой оправе – подойдут любые элементы, которые можно сочетать с интерьером и с другими вещами.

Любые детали имеют значение: текстиль, лампы, сувениры – каждая вещь призвана играть свою роль, ведь она будет не сливаться с обликом помещения, а создавать его. Довольно часто дизайнеры обращаются к африканским мотивам и расцветкам: «зебра» и «леопард» нередко встречаются на фото интерьеров в стиле эклектика. В то же время эклектика – это не всегда экстравагантность, так что вполне можно обойтись и без броских элементов, однако интерьеры с чётко расставленными акцентами выглядят более завершёнными.        

 

Как создать эклектичный дизайн


Эклектика в дизайне стала популярной примерно в одно время с эклектикой в архитектуре. Придерживаясь тенденций данного направления, можно усовершенствовать любое помещение. Эклектичные гостиные – довольно частое явление, теперь становятся востребованными даже кухни в стиле эклектика, ведь это возможность сочетать практичность с оригинальностью.

Одно из основных преимуществ – это возможность выбирать любые материалы и архитектурные формы. Стоимость декора не важна, главное – наличие идеи и художественного вкуса. 

Для создания современного интерьера в стиле эклектика подойдёт массивная мебель из стеганой кожи, кресла с резными ножками, а также гармонично впишутся в интерьер крупные элементы декора. Главное – верно сочетать цвета и фактуры. Предпочтительней всего будут насыщенные оттенки, не обязательно яркие, но и не тусклые. При этом в качестве фона желательно использовать какой-либо нейтральный цвет.

Для отделки пола часто приобретается плитка с восточным орнаментом или паркет. Ковёр также будет уместен в таком интерьере. На стены лучше поклеить шелковые обои (также с орнаментом) либо нанести ручную роспись. Однако узор не всегда является неотъемлемой частью стиля, зачастую достаточно правильно сочетать текстуры и материалы.

Важно обращать внимание на предметы декора. Так, в эклектичный интерьер прекрасно впишутся винтажные предметы, особенно эффектно будет смотреться, например, граммофон. Вообще же украсить помещение можно чем угодно: рамками, массивными лампами, зеркалами. Элементы декора совершенно не обязательно должны выделяться из всего облика – они могут гармонировать с общим стилем помещения, ведь эклектичный декор не всегда бывает эпатажным, главная цель – удачно комбинировать различные стили.

Данный стиль актуален для любых помещений: от квартир до офисов и частных домов. Площадь не имеет никакого значения: сочетая минимализм с элементами любого другого стиля, можно получить большое количество самых разнообразных комбинаций, при этом вполне возможно сочетать неординарный внешний вид с функциональностью и удобством. Зачастую эклектика в дизайне – один из самых удачных способов выразить свою  индивидуальность.

Современная эклектика

Сейчас главные критерии при создании любых проектов – это удобство и комфорт. Сочетая опыт прошлых лет и современную эстетику, вполне возможно создавать интерьеры, отвечающие любым вкусам и требованиям. Творения прошлых веков соседствуют с произведениями 21 века, пережившие реставрацию предметы мебели оттеняют плазменные экраны и аудиосистемы в стиле хай-тек. Так что у любого обитателя дома есть возможность выразить свои вкусы, не нарушая при этом композиционного единства. Актуально это и для тех, кто часто путешествует или просто коллекционирует предметы старины или вещи из разных стран. 

Теперь даже стало использоваться сочетание «современная эклектика», а также появился стиль «фьюжн», который является логическим продолжением и синонимом эклектики. Он точно так же подразумевает смешение не только стилей, но и культур. Чаще всего выбираются такие стили как этно, поп-арт и кантри, которые сочетаются с классикой. В последнее время предпочтение отдаётся свободным пространствам и если не минималистичным, то хотя бы более лаконичным интерьерам. Обилию декора порой предпочитают более оригинальную мебель, крупные постеры либо рисунки или вещи ручной работы, которые не только придают индивидуальности пространству, но и создают дополнительный комфорт.

Эклектика – стиль гораздо более сложный, чем может показаться на первый взгляд, и в то же время он позволяет весьма необычным образом комбинировать стили и создавать уникальные проекты. Главное – помнить о тонкой грани между эклектичностью и китчем, не стоит перегружать пространство деталями и орнаментами; по этой причине рекомендуется выбирать не более 2-3 стилей. Эклектика – это не просто смесь всего, а сочетание определённых идей и элементов, поэтому так важно соблюдать баланс между выбранными направлениями. 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *