Гражданская война для большинства населения нашей страны остаётся малоизвестным событием. Молодёжь имеет смутноё представление о том, что произошло почти 100 лет назад и буквально раскололо общество на множество осколков. Да и откуда взяться знаниям, если, например, о Чумайском восстании в «Истории Кузбасса» 2006 года издания написано всего девять строк. Знания старшего поколения, получившего классическое советское образование, более глубокие. Основным недостатком этих знаний является то, что они слишком идеологизированы . Всё сводится к упрощению и стандартизации. Белые, т.е буржуазия и помещики, воевали с рабочими и крестьянами, т.е с красными. Только вот всё было гораздо сложнее…
Сначала о том, какова была обстановка в Мариинске в первый год после революции.
После событий октября 1917 года в России начали создаваться Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.. В Сибири с декабря 1917 по май 1918 года действовало два органа власти: Сибирская областная Дума и Советы. В Сибири также были и непартийные – офицерские – объединения, в которые входили до 7 тысяч офицеров. Штаб их находился в Новониколаевске. Советы на местах не обладали всей полнотой власти и делили её с властями буржуазного характера. Советы стали активно проводить социальную политику: открывать школы, изымать контрибуцию с зажиточных слоёв населения, проводить социалистические преобразования в экономике. В одном из первых распоряжений ревкома говорится о возобновлении образования в городе. Из школьных программ исключаются Закон Божий, греческий и латинские языки, философия. Вместо них вводятся естественные науки: химия, физика, математика. В документе же говорится о назначении жалования учителям. В 1917 году в Мариинске создаётся первая в Сибири кооперативная школа.
Уделялось внимание культурно-просветительской работе. Центром культуры были школы и гимназия. Проводятся коллективные громкие читки газет и брошюр, что было вызвано значительной неграмотностью населения.(до 56 %). Ставились народные постановки, где высмеивались богатые купцы, зажиточные крестьяне, духовенство…
В городе проводится профилактика по предупреждению тифа, работает комиссия по санитарной профилактике во главе с бывшим гарнизонным фельдшером И.Семёновым.
Был наложен запрет на употребление алкоголя, самогоноварение наказывалось большими штрафами. Совдеп в посёлке Центральном под руководством К.В. Цибульского установил восьмичасовой рабочий день.
31 марта 1818 года в Мариинске состоялся уездный съезд Советов. Для охраны предприятий и обеспечения правопорядка, а также для борьбы с саботажем и самогоноварением начинают создаваться отряды красной гвардии, которые исполняют и милицейские функции . В уезде отряды были созданы в Итате, Чумае, Тисуле…
Эсеры и меньшевики спекулировали на трудностях в деятельности Советов. Как известно, Мариинск был купеческим городом с большим количеством крестьянства и мещан, поэтому позиции большевиков в городе и уезде были довольно слабые. В марте 1918 года зажиточные крестьяне и торговцы Мариинска отказались выполнять распоряжение Совета о запрещении самогоноварения, но их сопротивление было сломлено с помощью красногвардейского отряда из Анжерки. Первые схватки были выиграны Советской властью. Часть предприятий и частных домов была национализирована, зажиточные граждане обложены огромным налогом. Свергнутые классы понимали. что не смогут сами вернуть утраченного . Помощь пришла извне…
Корпус чехословацких военнопленных численностью около восьмидесяти тысяч человек с разрешения Советского правительства возвращался на родину через Владивосток. Эшелоны с военнопленными растянулись по всей Транссибирской магистрали от Пензы до Тихого океана. По указанию Антанты командование корпуса подняло солдат на борьбу с Советской властью: солдатам объявили, что их не хотят выпускать из России и заключат в концлагеря, а затем выдадут немцам в Германию. Масла в огонь подлил и приказ Наркомвоендела Л.Д. Троцкого. В частности, им была передана телеграмма о разоружении солдат, при несогласии – арест…
Мятеж начался в городе Мариинске, где в течение нескольких дней стоял крупный отряд чехов – два эшелона в количестве девятьсот человек (непосредственно под командой Кадлеца – 440 человек при двух пулемётах и капитана Воронова – 490 человек при двух пулемётах). Выступление в Мариинске чехов было скоординировано с местной организацией офицеров, из числа которой капитан Воронов пополнил части своего эшелона. Члены этой организации на железной дороге поставили прибывший эшелон с 4-м Омским интернациональным отрядом между двумя эшелонами чехов.
В ночь на 25 мая в адрес командира отряда Кадлеца из Новониколаевска (ныне Новосибирск) поступило телеграфное распоряжение командующего Сибирской группой военнопленных капитана Р. Гайды: «Арестуйте Совет, восстановите Земскую власть, продвигайтесь к Красноярску, где ждите моих распоряжений».
Внезапным ударом чехи захватили станцию. Дом Советов, совнархоз, почту, телеграф, казначейство. Был также разоружён отряд красногвардейцев из Омска в количестве 300 человек. Под арестом оказались руководитель местной организации РКП/б М.Л. Зиссерман и многие другие члены Совета. К двум часам ночи город был захвачен. Уцелевшие красногвардейцы отступили к реке Кия.
Утром 25 мая член исполкома Мариинского Совета Колесников успел сообщить по линии: «В Мариинске два эшелона чехов, отряд, следовавший для борьбы с атаманом Семёновым, разоружен…Шлите всё, ибо это вызов Советской республике…».
Руководство красногвардейцев посчитало вооружённый конфликт недоразумением местного значения и завязало переговоры с чехами. Для этой цели из Красноярска прибыл Н.В. Мазурин, он обещал бесперебойное продвижение чехов на восток. На что Кадлец 27 мая 1918 года ответил:
«Граждане! Презренная Советская власть из Красноярска вызывает меня вести с нею переговоры. Так как условия для меня неприемлемы, объявляю г. Мариинск на военном положении, причём смещаю представителей Сов. Власти и вызываю граждан избрать новое правительство».
Чехам достались богатые трофеи: несколько тысяч винтовок, два трехдюймовых полевых орудия, которые капитан Воронов взял на вооружение.
После первого замешательства начали активное действия красногвардейцы Мариинска. Они перешли в наступление, выбили чехов из города и оттеснили к станции. Но закрепить успех не смогли и вынуждены были отступить на правый берег реки Кия, заняв оборону на горе Арчекас. Фронт фронта проходила по линии сёл Раевка, Пристань.
Узнав о захвате власти в уездном городе Мариинске, исполком Итатского волостного Совета направил отряд красногвардейцев под командованием М.Х. Перевалова ( более сотни человек при 83-х винтовках, 23 берданках, и одном пулемёте). С Центрального рудника подошёл отряд под командованием К.В. Цибульского. Прибыли и отряды рабочих из Боготола и Ачинска под командованием Жаркова и Ковача. Силы красных – до одной тысячи человек – были сконцентрированы в районе железнодорожного моста через Кию.
К этому времени были захвачены и другие города Кузбасса. К Мариинску стягивались войска чехов в Мариинске. Позднее сам Гайда признавался, что « …сумел собрать силы для наступления на Мариинск». Проявили активность и сочувствовавшие реставрации прежней власти. А таких было много, в том числе и среди крестьян. Крестьянство как бы раскололось на два лагеря: старожильческие сёла поддерживали белых, а сёла переселенцев – красных..
Командиром фронта со стороны красных был избран М.И. Соловьёв – левый эсер, член Совдепа города Красноярска, комиссаром – А.С. Маслёнкин-Непомнящий, руководитель боготольских рабочих.
Особенно активные действия развернулись 28 мая. При поддержке бронепоезда, оборудованного боготольскими рабочими, вооружённого пятью орудиями, бомбомётом и пулемётами, объединенные силы красных начали наступление вдоль железнодорожной насыпи к мосту. Слева двигались интернационалисты, справа красногвардейцы. Чехам пришлось отступить и закрепиться на левом берегу Кии. Но и красные не смогли развить наступление, поскольку все подходы к мосту были заминированы, обстановка стала патовой. К 30 мая было заключено перемирие: Советы представлял Лысенко-Ларский, от чехов – Кадлец.
В этот период во многих городах Томской губернии вспыхивают очаги сопротивления белочехам, но все они быстро ликвидируются. Бои шли и у разъезда Арлюк, и у ст. Тайга, и у Яи, но, части красных слабы, разрознены, плохо вооружены. Участник боя у разъезда Яя вспоминает: «Как зловещее эхо пронеслось по цепи – «нет патронов»…
Мариинский фронт остался единственным очагом сопротивления красных в Томской губернии. Командование фронтом допустило ряд просчётов как военных, так и политических. Уверовав в то, что чехи нападать не будут, не выставили посты-секреты, отсутствовала разведка, командование не было информировано о положении в Томской губернии и уезде (чем заслужило немало слов упрёка со стороны М.Х.Перевалова в его книгн «Таёжные партизаны»). Имелись случаи пьянства на позициях, неповиновение командирам было обычным явлением…
В такой обстановке утром 16 июня 1918 года чехи нанесли удар с двух направлений одновременно: обошли правый фланг, зашли в тыл обороняющимся и на левом фланге предприняли успешную атаку. Красногвардейцы потеряли всякий шанс на успех. До пяти часов вечера шёл бой.
Очень стойко сражались венгры-интернационалисты под командованием Ф.Потака, Э. Шалюди, Гую, Колгафа.(Напомним: венгры-интернационалисты –такие же военнопленные, как и чехи, депортировавшиеся через Владивосток. Большая часть их перешла на сторону красных. Из чехов также не все перешли на сторону белых, были группы, выступавшие с красными). Венгры несколько раз отбрасывали бронепоезда назад. Взвод Ковача оборонял деревню Раевка, уничтожил много чехов, сам Ковач раненый сражался до тех пор, пока не истёк кровью. Эсеровская газета «Барабинская степь» писала: «Среди красногвардейцев, взятых в плен на Мариинском фронте, мадьяры сражались до последнего. До последней капли крови и по возможности в плен не сдавались…». Томский отряд Августа держал оборону северного склона Арчекаса, но после форсирования чехами Кии в районе Кубаево оборона стала бессмысленна. Отступление красных прикрывали несколько групп солдат, в частности 26 венгров и русская девушка, выполнявшая роль медсестры, не отступившие, они все были убиты. Уже в 60 годы их прах был перенесён в центр села Вторая Пристань, где и захоронен.
Красногвардейцы спешно отступали, большинство их было из соседних районов, и солдаты укрылись вблизи своих населённых пунктов. Было убито много мирных жителей, сочувствовавших Советской власти, захваченных в плен венгров расстреливали на месте. Вообще в плен было взято около 800 человек, 250 было заключено в тюрьму. К концу 1918 года во всём Кузбассе Советская власть была свергнута.
Виктор РУБЦОВ,
краевед
Интересное:
Монография Ермолаева А.Н. к 150-летию города Мариинск;
приложение с фотографиями.
Мариинск – фотоэкскурсия по городу
Боевые действия в Щегловске, декабрь 1919 года
Щегловск, 1918 год – образование города, смена власти
А. Г. Ефимов ИЖЕВЦЫ И ВОТКИНЦЫ (фрагмент)
Униформа, награды и чинопроизводство в Сибирской армии
Сибирские стрелки в армии адмирала А.В.Колчака
Сибирская армия 1918 г.
Мобилизации сибирской интеллигенции в Белую армию в 1918-1919 гг.