Автор этой заметки уже пробовал составить материал описывающий боевые действия, которые происходили в Щегловске и его окрестностях на основе известных источников. Однако, по прошествии времени некоторые фрагменты (например мемуары Геласимовой или заметки различных писателей о пилах и распиленых милиционерах, о зверствах партизан в Кузнецке и т.п.) стали вызывать сомнения или во всяком случае смутили своей излишней подробностью и эмоциональностью. Поэтому от таких ярких, но пристрастных и не подкрепленных фактами фрагментов было решено отказаться. В итоге получился рассказ приведенный ниже.
В декабре 1919 года в Щегловском уезде сложилась довольно сложная ситуация. С одной стороны силы Колчака терпели поражение по всем фронтам и его многочисленные армии вместе с гражданскими лицами, не желавшими оставаться при советской власти, отступали на Восток.
«14 декабря был сдан Новониколаевск и отступление продолжалось дальше…Было только три пути: Сибирский тракт, проходивший через Томск и предназначавшийся 1-й Сибирской армии, которая к этому времени прекратила свое существование; второй путь вдоль железной дороги (Транссиб) – для 2 армии; южнее тайгу пересекал переселенческий тракт, допускавший движение только в два ряда повозок и назначенный для 3-й армии.»1
Огромные вереницы пеших и конных, артиллерии, обозы на санях должны были пройти через зимнюю тайгу (тракт с ограниченной пропускной способностью). С другой стороны местные партизаны которые к тому времени сорганизовались в Первую Томскую дивизию Шевелева (а также многочисленные полубандитские и анархистские отряды действовавшие по своей инициативе) ставили своей целью чинить препятствия отступающим силам белых, попутно ликвидируя местную власть в населенных пунктах которые были на их пути. Третьей стороной была Красная армия старавшаяся догнать, окружить и ликвидировать отступающих колчаковцев.
Первый ход был за красными партизанами. «Красные партизаны приняли участие во взятии города Щегловска 21 декабря 1919 г. Белые, не приняв боя, бежали. Отряд Рогова отказался подчиниться директивам Первой Томской партизанской дивизии и продолжал действовать самостоятельно. Захватив центр города, роговцы начали грабить магазины, истязать население, заподозренное в сочувствии «контре». На этой почве произошел конфликт с бригадой Первой Томской партизанской дивизии, потребовавшей прекращения бесчинства и разгула анархистов.»2
Интересно сообщение о наличии на тот момент в Щегловске «Кадрового морского полка» в донесении Каппеля Колчаку.4
Заняв Щегловск партизаны перекрыли путь 3-й армии Колчака на Мариинск, разумеется меж ними завязался бой.
«Заняв Щегловск, партизаны прервали путь наступления третьей Сибирской армии, оттесненной к югу от Сибирской железнодорожной магистрали, намеревавшейся прорваться через Мариинскую тайгу и уйти дальше на восток. Колчаковцы стянули свои силы и попытались пробиться через неожиданное препятствие. В районе Щегловска разыгралось настоящее сражение. Колчаковцы начали обстреливать город из орудий. Вдоль железной дороги Кольчугино – Топки Сконцентрировались крупные силы колчаковцев.»2
Вот что пишут в своих воспоминаниях Дезедерьев Д.Е. и Балянов И.Е. (оба крестьяне из отряда Рогова, их мемуары хранятся в Кемеровском архиве в отделе досоветской истории)
«18 декабря, за день до Николина дня, утром наш отряд вышел из Кольчугино на Щегловск. В первой деревушке отряд разделился 1й и 3й батальоны, пошли левее, а 2й правее. Ночевали мы в с.Плотниково, а на второй день к вечеру в Николин день, соединились все три батальона в с.Пингино. Утром выступили на Щегловск и вечером наша разведка вела перестрелку с колчаковцами. В Щегловске стоял пехотный полк колчаковцев. Утром 21 декабря мы пошли в наступление и к обеду выбили колчаковцев из города. В сторону деревни Кобели послали разведку из нашего 1ого батальона 40 человек и в схватке с казаками погибло 27 человек наших разведчиков. После боя мы расположились отдыхать. Искать и наказывать предателей и карателей не было времени. Утром получили приказ выехать на позиции для отпора больших колчаковских сил, которые отступали через Щегловск. Весь отряд занял позиции вдоль железной дороги. Установили 18 или 20 пулеметов. Позиция у нас была удобная. Кони у нас стояли за высокой насыпью, а мы лежали за рельсами. Мы не давали белякам подниматься для перебежки, так как они были на ровной, открытой местности и на снегу хорошо были видны. Но к вечеру они стали обстреливать наши позици и город из пушек. Нам дали команду отступать. Мы сели на коней и поехали через город отступать на село Щербаки. Убитых по улицам валялось человек 20. Выехали мы через речку на гору и остановились, так как не было командиров. К отряду на санях подьехали беженцы, рабочие с семьями, которые боялись колчаковской расправы. Подвод набралось примерно 150. Но вот появились командиры, отряд выстроился и пощел на Щербаки. Для прикрытия обоза с беженцами была выделена разведка из второго батальона Лямина. Отступили оказывается вот почему. На Щегловск шла пехотная дивизия, а в обход пошла кав. бригада. Беляки хотели окружить город.»
Интересно присутствие самодельного бронепоезда:
«В сторону Топок был отправлен бронепоезд, который колчаковцами был устроен из железных углярок. На бронепоезде были установлены пулеметы. Позже он вернулся на станцию под вражеским огнем. С него нами были сняты пулеметы.»
Вот что пишет о событиях тех дней А.И. Камбалин, командующий 3-м Барнаульским Сибирским стрелковым полком:
«…я решил двигаться на восток с частями 3-й армии, поэтому просил генерала Соколова включить мой полк в его группу и колонну. На мою просьбу отвести моему полку для ночлега хоть несколько халуп генерал Соколов заявил, что деревня Летуново совершенно забита обозами, но в полутора верстах от Щеглова есть свободная деревня, которую можно занять, но предупредил, что нет пока никаких сведений, в чьих руках находится город Щеглов, ибо бой предыдущего дня с красными партизанами, занявшими Щеглов, окончился вничью…К нашему счастью, не только большая деревня, давшая нам хороший отдых, но и город Щеглов были оставлены партизанами.»3
Таким образом красные партизаны и отряд Рогова понеся некоторые потери были вынуждены оставить Щегловск и его окрестности. 3-я армия Колчака продолжила отступление, двигаясь по Щегловской тайге в сторону Мариинска, в арьергарде же оставались Ижевцы и Воткинцы. На их плечи легла задача задержать Красную армию. Об этом героическом акте самопожертвования можно почитать тут. Далее приведу воспоминания их противника:
«По воспоминаниям Григория Михайловича Черемисинова, участника боев за освобождение г. Щегловска, бывшего начальника штаба 35-й дивизии, боевые действия развертывались так.
Дивизия подошла к городу с юга. Штаб дивизии расположился в деревне Ягуновой. В Щегловске находились части Воткинской дивизии, прикрывавшие отход колчаковцев на восток по Мариинскому тракту – с рудника к деревне Латыши, а за ней – в тайгу… Первая бригада в составе 307-го, 308-го и 309-ого полков перешла Томь возле села Верхотомского с задачей захватить деревни Боровую, Кедровку, Латыши и закрыть выход на Мариинский тракт.
Второй бригаде в составе 310-го, 311-го и Крепостного полков было приказано наступать с юго-восточной стороны: 311-му полку из деревни Кур-Искитим – в центр села, 310-му – уступом справа с выходом на шахту «Центральная». Крепостному полку ставилось задачей прикрывать правый фланг: из деревни Березовой перейти реку Томь и через деревни Осиновку и Андреевку выйти на соединение с полками первой бригады.
В полночь 23 декабря полки первой бригады начали бой за деревню Боровую и Кедровку и встретили отчаянное сопротивление. И только к полудню с большими потерями им удалось завхатить деревни и выйти на подступы к Латышам. Но все попытки атаковать противника без поддержки артиллерии оказались безуспешными, а батареи нельзя было подтянуть сюда по многим причинам.
Все эти три дивизиона – шесть батарей – действовали на главном направлении. Под прикрытием артиллерийского огня бойцы 3110го и 310-го полков, разгромив арьергард Воткинской дивизии, вырвались на правобережье и захватили шахту «Центральная» и прилегающий к ней поселок. Эта стремительная атака красных бойцов решила исход боя и в Латышах. Почувствовав опасность окружения, колчаковцы бросились бежать в тайгу.»4
1. А.Г. Ефимов «С Ижевцами и Воткинцами на Восточном фронте»;
2. В.А. Кадейкин «Сибирь непокоренная»;
3. А.И. Камбалин «3-Й БАРНАУЛЬСКИЙ СИБИРСКИЙ СТРЕЛКОВЫЙ ПОЛК В СИБИРСКОМ ЛЕДЯНОМ ПОХОДЕ»;
4. И.А. Балибалов «Кемерово Вчера Сегодня Завтра»
Еще по теме:
Монография Ермолаева А.Н. к 150-летию города Мариинск;
приложение с фотографиями.
Первые выстрелы гражданской войны
Мариинск – фотоэкскурсия по городу
Боевые действия в Щегловске, декабрь 1919 года
Щегловск, 1918 год – образование города, смена власти
А. Г. Ефимов ИЖЕВЦЫ И ВОТКИНЦЫ (фрагмент)
Униформа, награды и чинопроизводство в Сибирской армии
Сибирские стрелки в армии адмирала А.В.Колчака
Сибирская армия 1918 г.
Мобилизации сибирской интеллигенции в Белую армию в 1918-1919 гг.