Описание переметных сум из ПСЗРИ 1888 года
Переметные сумы для заднего вьюка строятся из плотной белой юфтевой кожи, за исключением их задних стенок, изготовляемых из белой глянцевой кожи. Каждая сума состоит из: передней и задней стенок, боковой стенки (составляющей бока и дно), крышки и двух клапанов. При переметных сумах имеется 2 широких соединительных ремня. Передняя и задняя стенки переметной сумы делаются одинаковой, четырех-угольной, формы с закругленными нижними углами. Они выкраиваются из одного куска кожи или могут быть сшивные из двух частей, которые, в таком случае, сшиваются между собой, накладывая края их один на другой на 1/4 – 3/8 вершка, двумя строчками, идущими в расстоянии между собой на 1/8 вершка, при чем число стежков этого шва в 1 вершок должно быть 10-12. Ширина передней стенки 4 – 4 1/8 вершка, ширина задней стенки 4 1/8 вершка. Длина по середине так передней как передней так и задней стенки 6 1/2 вершков. Боковая стенка, составляющая бока и дно сумы, изготавливается из 2 или 3 отрезков кожи, сшиваемых, точно так же, как это указано для сшивания передней и задней стенок, если они составные. Ширина боков и дна сумы 2 1/2 вершка, а вся длина боковой стенки, кругом, соответственно размерам передней и задней стенок, около 1 аршина и 1 вершка. Боковая стенка сшивается с передней и задней стенками посредством внутреннего шва с кожаной прошвою. На дне сумы, на 3/4 вершка от его середины, нашиваются 2, вдвое сложенных ремня из белой глянцевой кожи, шириной 3/8 вершка и длиной в отделке 1 вершок, с железными лужеными при них пряжками (без шпеньков и катышков, и со средней перекладиной), длиной 1/2 вершка и шириной 9/16 вершка, и с кожаными неподвижными гайками. Для укрепления верхнего края сумы, на него снаружи накладывается юфтевый ремень, шириной 1/2 вершка, и пришивается двумя строчками, идущими параллельно краям и на расстоянии от них на 1/16 вершка. Крышка сумы цельная, из одного куска кожи, шириной 4 3/4 вершка и длиной 9 1/2 вершка, делается с закругленными на обоих концах углами и пришивается к задней стенке сумы, на 1/2 вершка от верхнего ее края, двойной строчкой, вместе с ремнем, идущим по верхнему краю сумы, и с широкими соединительными ремнями, причем число стежков этого шва, делаемых толстой дратвой, должно быть на менее 6 на протяжении 1 вершка. На 1 вершок от нижнего края крышки, соответственных местах, пришиваются, двойной строчкой, 2 ремня из белой глянцевой кожи, шириной 3/8 вершка и длиной 5 1/2 вершка, с пробитыми на них отверстиями для застегивания на пряжки, имеющиеся у сумы.
Клапаны, пришиваемые изнутри боковой стенки, с обоих сторон, состоят, каждый из четырехугольного отрезка белой юфтевой кожи, длиной 2 – 2 1/8 вершка и шириной 2 1/2 вершка; нижний край клапана накладывается лицевой стороной на 1/2 – 9/19 вершка, на внутреннюю сторону верхнего края боковой стенки сумы, и прострачивается двумя строчками, вместе с этой стенкой и с ремнем, идущим вокруг верхнего края сумы. Под свободный конец клапана, вровень с его краями, подкладывается отрезок белой юфтевой кожи, шириной 5/8 – 3/4 вершка и длиной по ширине клапана, пришиваемый к нему строчкой, идущей вокруг этого отрезка на расстоянии 1/16 – 1/8 вершка от его края. Свободный край клапана, вместе с подшитой к нему кожей, пробит двумя отверстиями, находящимися на расстоянии одно от другого 1 1?/4 вершка и служащими для стягивания клапанов при помощи имеющихся при каждой сумке двух белых сыромятных ремешков, шириной 1/8 вершка и длиной 9 – 9 1/2 вершков каждый. Соединительные широкие ремни, из белой юфтевой кожи , служащие для навески сум на ленчике, состоят из двух рядом расположенных ремней, подшитых к задним стенкам обеих сум с накладкой на ремни, идущие по верхнему краю сум, с которыми они вместе и прострачиваются. Каждый из этих ремней двойной, из двух наложенных один на другой отрезков белой юфтевой кожи, простроченных между собой по краям. Передний соединительный ремень, выкроенный дугообразно, длиной (по прямой линии) 9 – 9 1/4 вершков и шириной у концов 1 1/8 вершка, а по середине 5/8 вершка. Задний соединительный ремень прямой, с дугообразными вырезками по середине; длина его 9 – 9 1/8 вершка, а ширина: у краев 1 7/8, а в середине 1 1/8 вершка. В заднем соединительном ремне, на 1 3/8 – 1 1/2 вершка от концов и на 7/8 – 1 вершок от наружного его края, прорезано с каждой стороны, отверстие, длиной 5/8 вершков с прострочкой кругом для прохода вьючных задних пряжек лавок ленчика. Вес двух переметных сум, с соединительными и другими при них ремнями и пряжками, около 4 1/8 фунтов.
Прилагаю фотографии подлинных переметных сум РИА их чертежи + чертежи кобур из сборника «чертежей Конскага снаряжения образца 1888 года», составленного капитаном Смысловским. За опубликованные сканы благодарю Николаева Николая.
Описание кобур из ПСЗРИ 1888 года
Кобуры для переднего вьюка состоят из двух одинаковых кожаных цилиндров, изготовляемых из белой юфтевой кожи и сшиваемых из трех отрезков каждая: двух продольных, составляющих корпус и одного круглого, образующего дно кобуры, соединенных между собой внутренними швами. Верхний край кобуры загнут внутрь на 1/4 – 5/16 вершков и прошит строчкой, идущей вокруг, на расстоянии от края 3/16 вершков. Высота кобуры 6 3/8 – 6 1/2 вершков; диаметр дна 2 7/8 – 3 вершка, диаметр в отверстии 3 – 3 1/8 вершка. На корпусе каждой кобуры нашиваются 2 петли из белой глянцевой кожи, шириной 3/8 вершка, а длиной 2 1/8 вершка, пришиваемых на расстоянии 2 7/8 – 3 вершка от верхнего края кобуры; петли эти пришиваются к корпусу кобуры, двумя на каждом из концов поперечными строчками, на протяжении 5/16 вершков от концов и на расстоянии одной строчки от другой около 1/4 вершка, оставляя середину петель свободной для пропуска передних боковых (кобурных) вьючных ремней, пристегивающих кобуры к лавкам ленчика. В верхней части кобур, на 1/4 – 3/8 вершка от края, пробиваются 8 круглых отверстий, в равном расстоянии одно от другого, для пропуска белого сыромятного ремешка, шириной 1/8 вершка и длиной около 19 1/2 вершков для стягивания кобур, по вложении в них концов овсяной саквы; при обеих кобурах имеется один соединительный ремешок, из белой сыромятной кожи, шириной 1/4 вершка и длиной всего 6 1/2 – 6 5/8 вершков; концы этого ремешка накладываются на 3/4 вершка на обе кобуры, на шов их корпуса и пришиваются к ним, на протяжении 5/8 вершка, двойными строчками по краям. Вес двух кобур, соединяющим их сыромятным ремешком, около 1 фунта. В кобуры эти вставляются концы овсяной саквы, пригоняемой спереди седла.
Что касается кожаного снаряжения, то белая юфть – это вообще-то сорт кожи. Фактически она некрашеная и белый (точнее, светло-желтый) цвет имеет в выделанном виде, а при прожировывании, которое для предохранения от воды делалось обязательно, еще несколько темнеет. Ссылка
Когда кожу выделывали только растителльными дубителями белой юфтью назывался товар не шедший в покраску.Цвет кожи был натуральный, т.е. цвет который кожа приобретает во время дубления. Зависит от от дубителя. Для выделки шорной юфти применялся ивовый дубитель, цвет получается от светло-желтого до коньячного.