Алексей СТЕПАНОВ, статья в журнале «Цейхгауз» №1,2001 г.
Политический центр — антиколчаковская организация, в которую вошли представители Всероссийского краевого комитета эсеров, Бюро сибирских организаций большевиков, Земского политического бюро (из левого крыла сибирских областников, т.е. либералов и демократов, выступавших за автономию Сибири) и Сибирского ЦК «Объединений трудового крестьянства», была образована 12 ноября 1919 г. в Иркутске. Политцентр вместе с местной большевистской организацией и близким к ней Центральным исполкомом Всесибирского военно-социалистического союза подготовил вооруженный мятеж против правительства Верховного Правителя России адмирала А.В.Колчака, начавшийся 21 декабря 1919 г. выступлением рабочих в г. Черемухово. В ночь на 22 декабря восстание перекинулось в пригороды Иркутска. С 27 декабря начались бои за город, продолжавшиеся десять дней. В них приняли участие как пробольшевистски настроенные солдаты Иркутского гарнизона, так и местные рабочие и партизаны.
8 состав правительственных войск, находившихся в Иркутске, входили части 14-й Сибирской стрелковой дивизии: 1-я бригада (53-й и 54-й Сибирские стрелковые полки), Егерский батальон и 14-я Сибирская стрелковая артиллерийская бригада (14-й Сибирский стрелковый легкий артиллерийский дивизион — 3 батареи, 14-й Сибирский стрелковый легкий гаубичный дивизион — 2 батареи, 14-я отдельная тяжелая батарея); Иркутская местная бригада (1-й и 2-й местные батальоны); отряд особого назначения (из пленных красноармейцев) при управляющем Иркутской губернией; Иркутская казачья бригада (Иркутский и 2-й Забайкальский казачьи полки); Иркутская конная бригада (1-й и 2-й конные полки); караульный батальон; кадеты старших классов Омского кадетского корпуса, переведенного в Иркутск; Иркутское и Оренбургское военные училища; Иркутская инструкторская школа, в строевом отношении составлявшая батальон; ряд других подразделений. Все эти части в том или ином виде участвовали в боях, как против восставших, так и на их стороне.
После подавления сопротивления правительственных войск и перехода их на сторону восставших 5 января 1920 г. Политцентр объявил о созыве Временного совета Сибирского народного управления и о переходе к нему всей полноты власти.
Политцентр сразу же занялся организацией собственных вооруженных сил, получивших название «Народно-Революционная армия» (НРА). Командующим армии был назначен штабс-капитан Н.С.Калашников, заместителем —капитан А.Г.Нестеров.
9 января был издан приказ по войскам НРА №15, который гласил:
«В виду того, что ношение погон неизменно связывалось в представлении народа с насилием и нарушало так необходимое единение между солдатами и офицерами, я считаю дальнейшее ношение погон и кокард излишними и с согласия и утверждения Политического Центра приказываю немедленно таковые снять. Отличительными знаками чинов армии должны быть: для солдат — щиток защитного цвета с красной выпушкой, а для офицеров — красного с защитной выпушкой размером полтора вершка вышины и один вершок ширины, носимых на левом рукаве выше локтя.
Командный состав имеет: отделенный одну, взводный две и фельдфебель три узких прямых нашивки красного цвета, командир роты одну, командир батальона две и командир полка три галунных узких углом вниз, бригадный — такой же шеврон широкий, начальник дивизии один, а командир корпуса два широких прямых шеврона, командующий армией один широкий шеврон справа налево, шеврон желтого цвета; петлицы сохраняются.
Состоящие на штабных должностях носят соответствующий должностной шеврон.
В строю и при исполнении служебных обязанностей должна поддерживаться строгая, разумная дисциплина и точное исполнение приказаний.
Взаимоотношения командного состава с подчиненными должны быть вежливыми. Вместо слова «господин» приказываю именовать «гражданин». Взаимное приветствие для всех чинов армии обязательно. Каждый офицер и солдат должен помнить, что они являются защитниками общего великого дела свободы родины, свободы угнетенного народа, поэтому все должны помнить, что в настоящий тяжелый момент можно только общими усилиями закончить великую начатую нами борьбу.
Командующий Народно Революционной Армией, штабс-капитан Калашников
Начальник штаба, штабс-капитан Горшков.»1
О том, что эти знаки различия действительно носились, несмотря на недолгое существование армии, свидетельствует приказ по Иркутской местной бригаде №1, подписанный 10 января ее командиром генерал-майором Наперстковым, в котором тот требовал немедленно исполнить приведенный выше приказ по войскам армии2.
Одновременно с Политцентром существовал Центральный штаб рабоче-крестьянских дружин (ЦШ РКД), созданный в декабре 1919 г. для координации действий партизанских отрядов, наступавших на Иркутск.
21 января 1920 г. приказом ЦШ РКД №23 все рабоче-крестьянские дружины Иркутска были сведены в 3-ю Иркутскую коммунистическую дивизию в составе 7, 8 и 9-го Иркутских коммунистических полков3.
После переговоров делегации Политцентра с представителями Сибревкома и командования 5-й красной армии 21 января Политцентр сложил с себя полномочия и передал их Иркутскому военно-революционному комитету. На следующий день Иркутский ВРК издал постановление №1, согласно которому все части НРА и подчиненные ЦШ РКД партизанские отряды были объединены в Восточно-Сибирскую Советскую Армию (ВССА)4. В тот же день было издано два приказа по войскам ВССА: №1 — о вступлении во временное командование армией А.Г.Нестерова5 и №2 — о создании на базе частей бывшей НРА 4-й и 5-й Иркутских Советских дивизий 6. В состав 4-й дивизии вошли 53-й Сибирский революционный полк7, 1-й Инструкторский полк (бывшая Иркутская инструкторская школа) и Егерский батальон, которые были переименованы соответственно в 10, 11 и 12-й Иркутские Советские полки.
5-я дивизия включила в себя 1 и 2-й местные батальоны (Иркутской местной бригады) и 54-й Сибирский стрелковый полк, переименованные соответственно в 13, 14 и 15-й Иркутские Советские полки. Одновременно этим же приказом начальниками дивизий были назначены: 3-й Иркутской коммунистической — Александров, 4-й Иркутской Советской — Дьячков, 5-й Иркутской Советской — Алякритцких. С 23 января в командование ВССА вступил Д.Е.Зверев8.
24 января вышел приказ по Военному Комиссариату №1, в котором говорилось:
«§ 1. В связи с передачей власти Политическим Центром Ревкому и ликвидацией прежних войсковых учреждений и управлений, Центральный штаб рабоче-крестьянских дружин переименовывается в военный комиссариат с подчинением себе в административно хозяйственном отношении всех войсковых частей, управлений и учреждений военного ведомства на территории Сибири, освобожденной от Колчаковской власти.
§ 2. Звания, чины, ордена и всякого рода знаки отличия в войсках, подчиненных Военному Комиссариату, — отменяются; истребование вознаграждений военнослужащими за Георгиевские кресты и медали — прекратить.
§ 3. Знаком отличия формы для военнослужащих Восточно-Сибирской Советской Армии устанавливается нарукавный знак— пятиконечная звезда красного цвета на квадратном черном фоне.
Военнослужащие Колчаковской армии, не состоящие в настоящее время на службе в Советских частях, права на ношение установленного знака отличия — не имеют.
§ 8. Выборное начало и организацию комитетов в частях войск впредь до воссоединения с Российской Советской Армией — не допускается»9.
Как должен был размещаться нарукавный знак и его размеры в приказе указаны не были. Можно предположить, что он носился на левом рукаве выше локтя.
29 января приказом по войскам ВССА №21 Отдельная сводная казачья бригада была переименована в 1-ю Иркутскую Советскую кавалерийскую дивизию, а входившие в ее состав 1 и 2-й Народные конные и 2-й Забайкальский казачий полки — соответственно в 1 и 2-й Иркутские Советские конные и 2-й Забайкальский Советский казачий полки10.
30 января приказом по войскам ВССА №23 Н.С.Калашникову было поручено сформировать 7-ю Забайкальскую Советскую дивизию11. В тот же день был подписан приказ № 25, в § 2 которого говорилось: «Слово «офицер» и именование чинов приказываю изъять из употребления в официальной переписке и приказах, т.к. в Советской Армии не может быть разделения на офицеров и солдат»12.
Этим же приказом 17-й железнодорожный батальон был переименован в 1-й Советский железнодорожный охранный полк, а в состав ВССА включен 1-й Интернациональный коммунистический полк.
1 февраля приказом по войскам ВССА №27 бывший Отряд особого назначения (ранее именовался 1-м Иркутским отдельным добровольческим батальоном), 3-й Советский революционный и 7-й Марковский полки были переименованы соответственно в 16,17 и 18-й Иркутские Советские полки и сведены в 6-ю Иркутскую Советскую дивизию. Кроме того, дивизии был придан 3-й Коммунистический кавалерийский полк. Исполняющим должность начальника дивизии был назначен Молчанов13.
11 февраля была сформирована Забайкальская группа войск14, в состав которой в соответствии с приказом по войскам ВССА № 42 вошли 1-я Иркутская кавалерийская и 7-я Забайкальская дивизии. Командующим группы был назначен Н.С.Калашников15.
13 февраля приказом по войскам ВССА №43 1-й Интернациональный коммунистический полк был переформирован в 1-ю Интернациональную коммунистическую дивизию, в состав которой были включены все интернациональные отряды16. Командиром дивизии был назначен Марион.
ВССА была расформирована в соответствии с приказом Иркутского губернского ревкома №5 от 23 февраля и приказом по войскам армии №58 от 26 февраля. Ее соединения, не вошедшие в состав Забайкальской группы, ввиду своей малочисленности, были сведены в Иркутскую стрелковую дивизию17, которая вместе с Забайкальской группой стала непосредственно подчиняться Иркутскому губвоенкомату. 10 марта постановлением Временной Земской власти (правительства) Прибайкалья, образованной после освобождения г. Верхнеудинска, по соглашению с Иркутским губревкомом на базе Забайкальской группы войск, Иркутской стрелковой дивизии и партизанских отрядов, действовавших в Прибайкалье, была создана Народно-Революционная армия Прибайкалья, которая с 9 апреля 1920 г. стала именоваться НРА Забайкалья, а с середины мая — НРА Дальневосточной Республики18 (см. «Цейхгауз», №3).
1 РГВА. Ф. 207. Оп. 1. Д.19. Л. 23. 23об.
2 Там же.
3 Там же. Д.22. Л. 27.
4 Там же. Д.15. Л. 1.
5 Там же.
6 Там же. Л. 3
7 Сведений о переименовании 53-го Сибирского стрелкового полка в «революционный» не найдено, но, скорее всего, это произошло во время антиколчаковского восстания или сразу после него.
8 Зверев Даниил Евдокимович (1894-1941). Из крестьян, участник I Мировой войны, окончил школу прапорщиков в1917 г. В 1917-18 гг. служил в Красной гвардии, затем в РККА. В июле1918 г. попал в плен к белым, служил фельдфебелем в колчаковской армии в Иркутске. В августе1919 г. во главе роты перешел к партизанам. Командовал партизанским отрядом (затем полком). С ноября1919 г. по январь1920 г. — временный главнокомандующий Северо-Восточным фронтом красных партизан Сибири.
9 РГВА. Ф. 207. Оп. 1. Д.19. Л. 49.
10 Там же. Д.15. Л.19.
11 Там же. Л. 21.
12 Там же. Л. 23.
13 Там же. Л. 25.
14 Гражданская война в СССР. М., 1986. С. 364.
15 РГВА. Ф, 207 Оп. 1.Д.15. Л. 38.
16 Там же. Л. 39.
17 Путеводитель РГВА. Т. 2.Minneapolis(Minnesota), 1993. С. 410,417.
18 Там же. С. 398.
В семейном альбоме моей семьи есть фото семьи Поповых из Братска.
Фото можно посмотреть в фотоальбомах на моей странице в «Одноклассниках»Людмила Хлебникова 67 лет Саранск
Фото примерно 1915-16 года сделано в Якутске-там семья Ивана Попова(отчество не известно) с женой(имя и отчество не известно),тремя дочерьми(Ольгой,Александрой и Анной) и старшим сыном Яковом(или Михаилом имя точно не помню) с невесткой. Точно известно,что средняя дочь Александра родилась в селе Братское Иркутской области, её отец был государственным служащим.
Эта фотография хранится сейчас у двоюродной сестры моего мужа в Аргентине,как и остальные три относящиеся уже к 1920 году,к 1925 году, а датировка третьей неизвестна.
В начале 1920-х годов дед моего сына политработник штаба 5-й Красной Армии Костюченко Пётр Филиппович 1900 года рождения, женился в Иркутске на дочери Ивана Попова из Иркутска, Александре Ивановне Поповой 1900 года рождения.место рождения село Братское,.
Эти фотографии ранее нигде и никогда не были опубликованы.
Наша семья не знает имён прадедушки и прабабушки(старших Поповых),изображённых на фото.Может вы сможете помочь нам установить их имена,ведь если сохранилась церковная книга храма села Братское,то запись о крещении младенца женского пола Александры Поповой там должна быть(она родилась весной)
На фото 1920 года запечатлены члены штаба 5-й Красной Армии.Четвёртый слева сидит мой свёкор Костюченко Пётр Филиппович,а над ним Лапиньш Альберт Янович(в рубашке с галстуком) Так мне рассказывала моя свекровь Костюченко(в девичестве Попова) Александра Ивановна.
Если Вас заинтересовали фотоснимки нашего семейного альбома,то пишите мне на страницу в «Одноклассниках» С уважением Людмила Николаевна Хлебникова.
Людмила Николаевна, спасибо за фото и информацию! К сожалению сведениями о текущем нахождении церковной книги храма села Братское не располагаю. Я передам ссылку на эту страницу Иркутскому коллеге, думаю он более конкретно сможет вам подсказать по местному архиву и примерному алгоритму поиска сведений.
С уважением,
Куклин Владимир